Напоминание

"Формирование функциональной грамотности на уроках географии"


Автор: Лучкина Татьяна Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Школа №26"
Населённый пункт: Балашиха (Московская обл.)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование функциональной

грамотности на уроках географии»

«Формирование функциональной

грамотности на уроках географии»

Подготовила: учитель географии МАОУ СОШ № 26

Городского округа Балашиха Московской области

Лучкина Татьяна Васильевна

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ – знаниям. Ученик

должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических

фактов, физических законов, математических формул и так далее.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений». Леонтьев А.А.

Задача формирования функциональной грамотности может и должна

решаться в образовательном процессе по всем предметам, и при этом

предмет «География» потенциально может внести очень большой вклад в

решение этой задачи.

География

один

из

учебных

предметов,

способных

успешно

интегрировать

содержание

образования

в

области

естественных

и

общественных наук. В процессе изучения географии происходит синтез

знаний о природе Земли, её населении и хозяйственной деятельности,

проблемах взаимодействия природы и общества.

Географические знания являются необходимыми для решения самых

различных познавательных и практических задач в реальной жизни.

Картографическая грамотность, формирование которой одна из прямых задач

школьной

географии,

выступает

одним

из

важнейших

компонентов

читательской грамотности.

В частности, достижение выносимых на итоговую аттестацию требований по

формированию умений ориентироваться в источниках географической

информации, находить и извлекать необходимую информацию, использовать

различные источники географической информации для решения различных

учебных и практико-ориентированных задач способствует формированию

умений, относящихся к читательской грамотности школьников.

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о

взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и

явлениями для объяснения их свойств, условия протеканий и различий

играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности

школьников.

Формирование

умения

рассчитывать

количественные

показатели,

характеризующие

географические

объекты,

явления

и

процессы,

способствует развитию математической грамотности.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть

включены

задания,

выполнение

которых

способствует

развитию

функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в

различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью,

местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Функциональная

грамотность

формируется

по

трем

основным

направлениям:

- читательские способности

- естественнонаучное

- математическое.

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной

частью в естественнонаучную область, формирование функциональной

грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех

направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета

столь важно.

В географии функциональная грамотность формируется достижением,

прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача

образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который

обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его

жизни.

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является

то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и

анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов

и ВПР учащиеся

невнимательно читают

задания и инструкции к ним и в связи с этим

неправильно выполняют задания.

Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным,

художественным, научно-популярным.

Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная

задача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу

примеры некоторых из них.

1. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить

сложный материал. Выделить главное в тексте.

2. Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных

пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса», «Группы

морских организмов».

3. Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли»,

«Виды озерных котловин».

4. Составление планов и конспектов параграфов.

5. Создание схематичного рисунка к тексту.

6. Работа со статистическими данными, графиками, диаграммами, картами.

7. Нахождение географических ошибок в предложенном тексте.

8. Составление текста с пропущенными словами. Слова для вставки можно

предложить, а можно не предлагать, что усложнит данную работу.

9. Составление кроссвордов. Обучающиеся охотно составляют кроссворды

по темам «Материки», «Гидросфера», «Погода».

10. Чтение и анализ карт различного содержания.

С большим интересом школьники выполняют задания, в которых

требуется определить природную зону, географический объект, страну по ее

описанию, объяснить суть или причину того или иного природного явления.

Например.

Определите страну по описанию. Страна расположена на

полуострове, который был покрыт ледником в периоды оледенения.

Береговая линия сильно изрезана фьордами. Столица страны расположена на

берегу залива. Эта страна имеет морскую и сухопутную границу с Россией.

Традиционное занятие населения — рыбная ловля. Также в Северном море

ведут добычу нефти. Это Норвегия.

Определите страну, о которой идёт речь.

«Эта страна исторически тесно связана с Россией. Их объединяет общая

религия, близкие славянские языки, азбука на основе кириллицы. Она

занимает первое место в мире по выращиванию роз и производству розового

масла – важного сырья для парфюмерной промышленности». Это Болгария.

Систематическая работа с текстом, использование различных приемов

работы с текстом приведут к формированию универсальных учебных

действий.

На каждом уроке географии я считаю необходимо уделять работе с картой.

"Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и

доходчивый. Н.Н. Баранский

Для учащихся карта - это источник научных знаний и разносторонней

информации.

Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание

географической карты, научить приемам работы с картой.

Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на

земной поверхности.

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное

представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды,

Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать

объяснение выбору. Например:

Пример. Уральские

горы,

Аппалачи,

Скандинавские

горы,

Анды,

Большой

Водораздельный

хребет.

Ответ:

Анды

новой

складчатости,

остальные древней.

Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. Ответ: Анхель – это

водопад, остальное – реки.

«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?»

Пример. Объяснить термин и показать на карте.

1.Титикака 2.Маракайбо

3.Анхель 4.Игуасу

5.Мулаты 6.Бразилиа

7.Аконкагуа 8.Амазонка

«САМОЕ-САМОЕ».

Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите по

карте эти рекорды.

1. Анды –самая длинная горная система мира.

2. Южная Америка – самый влажный материк Земли.

3. Самый большой речной бассейн мира с р. Амазонкой.

4. Анхель самый высокий водопад мира.

1. В цепочке «Волга, Урал, Нева, Сырдарья» лишней является Сырдарья,

так как эта река расположена в Азиатской части материка Евразия, а

остальные

реки

расположены

в

Европейской

части.

2. В цепочке «Каспийское, Желтое, Аральское, Байкал» лишним

является

Желтое

море,

так

как

остальные

объекты

это

озера.

3. В цепочке «Индостан, Индокитай, Сахалин, Скандинавский» лишним

является Скандинавский полуостров, так как он находится в Европейской

части материка Евразия, а остальные полуострова – в Азиатской части

материка.

4. В цепочке «Баренцево, Охотское, Чукотское, Белое» лишним является

Белое море, так как оно является внутренним морем, а остальные –

окраинными.

5. В цепочке «Обь, Енисей, Лена, Инд» лишней является река Инд, так

как она не принадлежит бассейну Северного Атлантического океана, а

остальные

реки

принадлежат.

6. В цепочке «Фудзияма, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Везувий»

лишним является Килиманджаро, так как этот вулкан является потенциально

активным,

а

остальные

вулканы

действующие.

7. В цепочке «Альпы, Карпаты, Анды, Пиренеи» лишними являются

Анды, так как эта горная цепь расположена в Южной Америке, а остальные

горы – в Европейской части материка Евразия.

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай. Ответ: Парагвай не

имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты.

- Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия. Ответ: Италия

маленькое по размеру государство, остальные – большие.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

3) Использование ассоциативных заданий при работе с географическими

картами.

«Поиск аналогов».

Называется какой – либо географический объект, а ученики должны

найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным

признакам.

Пример. Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.

- Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»).

- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском

языке).

- Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности

населения в своих странах).

4) Использование индивидуальной формы работы с географическими

картами:

- Найти на политической карте мира 10 государств, которые начинаются на

букву И. Определить их столицы и выписать в тетрадь в порядке от самого

короткого названия до самого длинного.

Иран - столица Тегеран,

Ирак - столица Багдад,

Индия - столица Дели,

Италия - столица Рим,

Израиль - столица Тель-Авив,

Испания - столица Мадрид,

Иордания - столица Амман,

Ирландия - столица Дублин,

Исландия - столица Рейкьявик,

Индонезия - столица Джакарта

Ученики с интересом работают с политической картой.

5) «Путешествие по карте»

Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии,

прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии

(можно брать любые страны). Каким путем они добирались к

месту

соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать

географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова и

т. д.)

Дополнительные вопросы к заданию:

- на каком материке расположена Бразилия?

- в какой его части?

- какое время года было там в июле?

- как называется столица государства?

- какие крупные города есть в стране? И т.д.

На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.

6)

Использование логических

заданий при работе с географическими

картами.

Пример. «Раздели слова на группы»

Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,

количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше

групп выделяется, тем ценнее ответ.

Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу

Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия,

Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия,

Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое,

Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы. И т.д.

7)

Использование

номенклатурных

заданий

при

работе

с

географическими картами.

Пример. У

карты

два

ученика.

Один

называет

объект,

второй

показывает.

Пример. Перечислите все географические объекты пересекаемые по

меридиану 100

о

з.д

Пример. Желающий ученик совершит путешествие или “плавание” по карте

(по заданному маршруту, меридиану, параллели, вдоль береговой линии

материка и т.д.) выходит к доске. Путешествуя, он должен перечислить все

объекты, встречающиеся по пути следования. Класс с особым вниманием

следит за ответом, так как нужно оценить ответ одноклассника и

существенные дополнения также оцениваются.

Пример. У карты работают два ученика. Один называет объекты, другой

закрепляет сигнальные кружки красного цвета на местонахождении объекта.

Сидящие за партами учащиеся очень хорошо видят правильность показа

объекта на карте и соответственно оценивают ответ

Пример.

Закрепление сигнальных кружков красного цвета на местоположении

объектов.

Объекты:

· оз. Маракайбо.

· Гвианское плоскогорье.

· о. Огненная Земля.

· Карибское море.

· мыс Париньяс.

· залив Ла-Плата.

· Бразильское плоскогорье.

· мыс Кабу-Бранку.

· оз. Титикака.

· Малые Антильские острова.

· устье реки Амазонки.

· г. Аконкагуа.

· пролив Дрейка.

· Фолклендские (Мальвинские о-ва).

· Магелланов пролив.

8)

Ассоциативные

загадки

дается

ассоциативное

описание

географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта),

а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

9) Прием «Дополни текст».

Например: 1. Рельеф - это…

2. Две основные формы рельефа – это горы и ….

3. Горы по высоте делятся на 3 группы – низкие (500-1000м),…………(1000-

2000м), ……. (2000-5000). На физической карте горы показаны ………….

4.Равнины по высоте делят на низменности(0-200м), ………(200-500м),

………. (свыше 500метров). На физической карте равнины показаны……..

10) Творческие задания.

После изучения темы «Природные зоны» (Африка, Австралия, Южная

Америка,

Северная

Америка,

Антарктида)

предлагаю

обучающимся

творческое задание составить рассказ «Один день в гилее», «Один день в

Сахаре» и т.д. Ребята, используя знания о природе материка, об особенностях

природной

зоны,

составляют

рассказ,

который

могут

сопровождать

рисунком.

Еще одной формой творческого задания является составление кроссвордов

по изучаемым материкам, достопримечательностям мира.

В заключении, хочу сказать, что развитее функциональной грамотности как

педагогов,

так

и

школьников

необходимо.

Педагогам,

необходимо

применять

современные

методы

и

формы

профессиональных

задач,

способствуют

развитию

школьной

информационно-образовательной

среды,

направленной

на

повышение

функциональной

грамотности

учащихся.

Например: Для того чтобы собрать урожай яблок, необходимо заложить

яблоневый сад. Много работать, чтобы вырастить дерево и собрать первый

урожай.

Так вот, пусть деревоэто функциональная грамотная личность.

Нужна вода для поливки деревьев. Пусть водаэто педагогические

технологии.

Нужна лейка, или инструменты для передачи новых или старых, но

усовершенствованных технологий - это учитель.

Собранный урожай яблок через несколько лет - ключевые компетенции.

Инструментарий, «Лейка – учитель», для того, чтобы поливать, должен

постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы

педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.

И как результат, хочется, что бы и педагог, и ученик

воспользовались формулой успеха

ОВЛАДЕНИЕ= УСВОЕНИЕ+ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА

ПРАКТИКЕ

Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ – знаниям. Ученик

должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических

фактов, физических законов, математических формул и так далее.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений». Леонтьев А.А.

Задача формирования функциональной грамотности может и должна

решаться в образовательном процессе по всем предметам, и при этом

предмет «География» потенциально может внести очень большой вклад в

решение этой задачи.

География

один

из

учебных

предметов,

способных

успешно

интегрировать

содержание

образования

в

области

естественных

и

общественных наук. В процессе изучения географии происходит синтез

знаний о природе Земли, её населении и хозяйственной деятельности,

проблемах взаимодействия природы и общества.

Географические знания являются необходимыми для решения самых

различных познавательных и практических задач в реальной жизни.

Картографическая грамотность, формирование которой одна из прямых задач

школьной

географии,

выступает

одним

из

важнейших

компонентов

читательской грамотности.

В частности, достижение выносимых на итоговую аттестацию требований по

формированию умений ориентироваться в источниках географической

информации, находить и извлекать необходимую информацию, использовать

различные источники географической информации для решения различных

учебных и практико-ориентированных задач способствует формированию

умений, относящихся к читательской грамотности школьников.

Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о

взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и

явлениями для объяснения их свойств, условия протеканий и различий

играет большую роль в формировании естественнонаучной грамотности

школьников.

Формирование

умения

рассчитывать

количественные

показатели,

характеризующие

географические

объекты,

явления

и

процессы,

способствует развитию математической грамотности.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть

включены

задания,

выполнение

которых

способствует

развитию

функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в

различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью,

местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Функциональная

грамотность

формируется

по

трем

основным

направлениям:

- читательские способности

- естественнонаучное

- математическое.

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной

частью в естественнонаучную область, формирование функциональной

грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех

направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета

столь важно.

В географии функциональная грамотность формируется достижением,

прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача

образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который

обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его

жизни.

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является

то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и

анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов

и ВПР учащиеся

невнимательно читают

задания и инструкции к ним и в связи с этим

неправильно выполняют задания.

Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным,

художественным, научно-популярным.

Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная

задача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу

примеры некоторых из них.

1. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить

сложный материал. Выделить главное в тексте.

2. Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных

пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса», «Группы

морских организмов».

3. Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли»,

«Виды озерных котловин».

4. Составление планов и конспектов параграфов.

5. Создание схематичного рисунка к тексту.

6. Работа со статистическими данными, графиками, диаграммами, картами.

7. Нахождение географических ошибок в предложенном тексте.

8. Составление текста с пропущенными словами. Слова для вставки можно

предложить, а можно не предлагать, что усложнит данную работу.

9. Составление кроссвордов. Обучающиеся охотно составляют кроссворды

по темам «Материки», «Гидросфера», «Погода».

10. Чтение и анализ карт различного содержания.

С большим интересом школьники выполняют задания, в которых

требуется определить природную зону, географический объект, страну по ее

описанию, объяснить суть или причину того или иного природного явления.

Например.

Определите страну по описанию. Страна расположена на

полуострове, который был покрыт ледником в периоды оледенения.

Береговая линия сильно изрезана фьордами. Столица страны расположена на

берегу залива. Эта страна имеет морскую и сухопутную границу с Россией.

Традиционное занятие населения — рыбная ловля. Также в Северном море

ведут добычу нефти. Это Норвегия.

Определите страну, о которой идёт речь.

«Эта страна исторически тесно связана с Россией. Их объединяет общая

религия, близкие славянские языки, азбука на основе кириллицы. Она

занимает первое место в мире по выращиванию роз и производству розового

масла – важного сырья для парфюмерной промышленности». Это Болгария.

Систематическая работа с текстом, использование различных приемов

работы с текстом приведут к формированию универсальных учебных

действий.

На каждом уроке географии я считаю необходимо уделять работе с картой.

"Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и

доходчивый. Н.Н. Баранский

Для учащихся карта - это источник научных знаний и разносторонней

информации.

Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание

географической карты, научить приемам работы с картой.

Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на

земной поверхности.

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное

представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды,

Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать

объяснение выбору. Например:

Пример. Уральские

горы,

Аппалачи,

Скандинавские

горы,

Анды,

Большой

Водораздельный

хребет.

Ответ:

Анды

новой

складчатости,

остальные древней.

Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. Ответ: Анхель – это

водопад, остальное – реки.

«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?»

Пример. Объяснить термин и показать на карте.

1.Титикака 2.Маракайбо

3.Анхель 4.Игуасу

5.Мулаты 6.Бразилиа

7.Аконкагуа 8.Амазонка

«САМОЕ-САМОЕ».

Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите по

карте эти рекорды.

1. Анды –самая длинная горная система мира.

2. Южная Америка – самый влажный материк Земли.

3. Самый большой речной бассейн мира с р. Амазонкой.

4. Анхель самый высокий водопад мира.

1. В цепочке «Волга, Урал, Нева, Сырдарья» лишней является Сырдарья,

так как эта река расположена в Азиатской части материка Евразия, а

остальные

реки

расположены

в

Европейской

части.

2. В цепочке «Каспийское, Желтое, Аральское, Байкал» лишним

является

Желтое

море,

так

как

остальные

объекты

это

озера.

3. В цепочке «Индостан, Индокитай, Сахалин, Скандинавский» лишним

является Скандинавский полуостров, так как он находится в Европейской

части материка Евразия, а остальные полуострова – в Азиатской части

материка.

4. В цепочке «Баренцево, Охотское, Чукотское, Белое» лишним является

Белое море, так как оно является внутренним морем, а остальные –

окраинными.

5. В цепочке «Обь, Енисей, Лена, Инд» лишней является река Инд, так

как она не принадлежит бассейну Северного Атлантического океана, а

остальные

реки

принадлежат.

6. В цепочке «Фудзияма, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Везувий»

лишним является Килиманджаро, так как этот вулкан является потенциально

активным,

а

остальные

вулканы

действующие.

7. В цепочке «Альпы, Карпаты, Анды, Пиренеи» лишними являются

Анды, так как эта горная цепь расположена в Южной Америке, а остальные

горы – в Европейской части материка Евразия.

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай. Ответ: Парагвай не

имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты.

- Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия. Ответ: Италия

маленькое по размеру государство, остальные – большие.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

3) Использование ассоциативных заданий при работе с географическими

картами.

«Поиск аналогов».

Называется какой – либо географический объект, а ученики должны

найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным

признакам.

Пример. Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.

- Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»).

- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском

языке).

- Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности

населения в своих странах).

4) Использование индивидуальной формы работы с географическими

картами:

- Найти на политической карте мира 10 государств, которые начинаются на

букву И. Определить их столицы и выписать в тетрадь в порядке от самого

короткого названия до самого длинного.

Иран - столица Тегеран,

Ирак - столица Багдад,

Индия - столица Дели,

Италия - столица Рим,

Израиль - столица Тель-Авив,

Испания - столица Мадрид,

Иордания - столица Амман,

Ирландия - столица Дублин,

Исландия - столица Рейкьявик,

Индонезия - столица Джакарта

Ученики с интересом работают с политической картой.

5) «Путешествие по карте»

Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии,

прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии

(можно брать любые страны). Каким путем они добирались к

месту

соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать

географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова и

т. д.)

Дополнительные вопросы к заданию:

- на каком материке расположена Бразилия?

- в какой его части?

- какое время года было там в июле?

- как называется столица государства?

- какие крупные города есть в стране? И т.д.

На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.

6)

Использование логических

заданий при работе с географическими

картами.

Пример. «Раздели слова на группы»

Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,

количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше

групп выделяется, тем ценнее ответ.

Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу

Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия,

Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия,

Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое,

Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы. И т.д.

7)

Использование

номенклатурных

заданий

при

работе

с

географическими картами.

Пример. У

карты

два

ученика.

Один

называет

объект,

второй

показывает.

Пример. Перечислите все географические объекты пересекаемые по

меридиану 100

о

з.д

Пример. Желающий ученик совершит путешествие или “плавание” по карте

(по заданному маршруту, меридиану, параллели, вдоль береговой линии

материка и т.д.) выходит к доске. Путешествуя, он должен перечислить все

объекты, встречающиеся по пути следования. Класс с особым вниманием

следит за ответом, так как нужно оценить ответ одноклассника и

существенные дополнения также оцениваются.

Пример. У карты работают два ученика. Один называет объекты, другой

закрепляет сигнальные кружки красного цвета на местонахождении объекта.

Сидящие за партами учащиеся очень хорошо видят правильность показа

объекта на карте и соответственно оценивают ответ

Пример.

Закрепление сигнальных кружков красного цвета на местоположении

объектов.

Объекты:

· оз. Маракайбо.

· Гвианское плоскогорье.

· о. Огненная Земля.

· Карибское море.

· мыс Париньяс.

· залив Ла-Плата.

· Бразильское плоскогорье.

· мыс Кабу-Бранку.

· оз. Титикака.

· Малые Антильские острова.

· устье реки Амазонки.

· г. Аконкагуа.

· пролив Дрейка.

· Фолклендские (Мальвинские о-ва).

· Магелланов пролив.

8)

Ассоциативные

загадки

дается

ассоциативное

описание

географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта),

а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

9) Прием «Дополни текст».

Например: 1. Рельеф - это…

2. Две основные формы рельефа – это горы и ….

3. Горы по высоте делятся на 3 группы – низкие (500-1000м),…………(1000-

2000м), ……. (2000-5000). На физической карте горы показаны ………….

4.Равнины по высоте делят на низменности(0-200м), ………(200-500м),

………. (свыше 500метров). На физической карте равнины показаны……..

10) Творческие задания.

После изучения темы «Природные зоны» (Африка, Австралия, Южная

Америка,

Северная

Америка,

Антарктида)

предлагаю

обучающимся

творческое задание составить рассказ «Один день в гилее», «Один день в

Сахаре» и т.д. Ребята, используя знания о природе материка, об особенностях

природной

зоны,

составляют

рассказ,

который

могут

сопровождать

рисунком.

Еще одной формой творческого задания является составление кроссвордов

по изучаемым материкам, достопримечательностям мира.

В заключении, хочу сказать, что развитее функциональной грамотности как

педагогов,

так

и

школьников

необходимо.

Педагогам,

необходимо

применять

современные

методы

и

формы

профессиональных

задач,

способствуют

развитию

школьной

информационно-образовательной

среды,

направленной

на

повышение

функциональной

грамотности

учащихся.

Например: Для того чтобы собрать урожай яблок, необходимо заложить

яблоневый сад. Много работать, чтобы вырастить дерево и собрать первый

урожай.

Так вот, пусть деревоэто функциональная грамотная личность.

Нужна вода для поливки деревьев. Пусть водаэто педагогические

технологии.

Нужна лейка, или инструменты для передачи новых или старых, но

усовершенствованных технологий - это учитель.

Собранный урожай яблок через несколько лет - ключевые компетенции.

Инструментарий, «Лейка – учитель», для того, чтобы поливать, должен

постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы

педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.

И как результат, хочется, что бы и педагог, и ученик

воспользовались формулой успеха

ОВЛАДЕНИЕ= УСВОЕНИЕ+ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА

ПРАКТИКЕ



В раздел образования