Напоминание

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС»


Автор: Миндибаева Альбина Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: город Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Раздел: начальное образование





Назад




«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в условиях

реализации ФГОС».

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-

исследовательской деятельности.

Главной задачей и результатом этой

деятельности

является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.

Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость

их практического применения.

По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством

учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому

виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно

они

помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом

систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом

другим людям.

Проектная

деятельность-

это

самостоятельная

творческая

деятельность

учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет

направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее

практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной

деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на

ранней стадии общего образования

наиболее полно выявлять, а затем развивать

интеллектуальные и творческие способности детей.

Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая

деятельность

учащихся,

характеризующаяся

целенаправленностью,

активностью,

мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование

познавательных мотивов, исследовательских умений.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс

деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с

заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку

проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик

исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и

обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской

деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели,

условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов,

фактов, явлений.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на

ранней стадии общего образования

наиболее полно выявлять, а затем развивать

интеллектуальные и творческие способности детей.

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них

следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при

изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом

материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие

умения

размышлять

по

изучаемой

теме,

анализировать,

сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал,

реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного

исследования; представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта.

Виды учебных исследований:

по

количеству

участников:

индивидуальные

(самостоятельные),

групповые,

коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.

Процесс реализации исследовательской деятельности.

Этап 1.

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой,

диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков,

позволяющих заниматься исследовательской работой.

– анализ полученных результатов;

– формирование групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию

психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Этап 2.

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3.

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в

архивах,

музеях,

библиотеках,

лабораториях,

мастерских; консультации научного

руководителя.

Этап 4.

Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.

Этап 5.

Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях

для учащихся начальной школы.

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств

творческой личности.

В создании проекта ставятся следующие задачи:

• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными

видами практических работ);

• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые

виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;

• развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его

уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной

уравновешенности и уверенности в своих силах.

С помощью проектов можно обучить:

1) выявлять и формировать проблемы;

2) проводить анализ проблем;

3) находить пути решения;

4) работать с информацией;

5) находить необходимый источник;

Проектный метод направлен на:

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Проект – это

“пять П”:

1.Проблема

2.Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5.Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие

материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Этапы работы над проектом:

1. Поисковый

-Определение тематического поля и темы проекта.

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели, задач проекта.

2. Аналитический

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных

решений, построение алгоритма деятельности).

-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

-Анализ ресурсов

3. Практический

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

-Подготовка презентационных материалов.

-Презентация проекта.

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в

банк проектов, публикация).

5. Контрольный

-Анализ результатов выполнения проекта.

-Оценка качества выполнения проекта.

Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :

1. Постановка проблемы проекта.

2. Тема проекта.

3. Цель проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза( с 4 класса).

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в

процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

8. Выводы (итог).

Виды проектов.

Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре,

групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках

одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько

учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного

обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени:

краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

По месту проведения: урочные и

внеурочные.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое

количество видов и разновидностей» (по Сергееву И.С.)

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих

участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,

микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для

кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить

реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную

проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное

исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач

исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,

обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки:

лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,

явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или

школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный

подход

к

оформлению результатов.

Это

могут

быть альманахи,

театрализации,

спортивные

игры,

произведения

изобразительного

или

декоративно-прикладного

искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических

персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого

окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен

договор?

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

Деловая игра.

Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных

технологий.

Диалог исторических или литературных персонажей.

Игра с залом.

Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

Научная конференция.

Отчет исследовательской экспедиции.

Пресс-конференция.

Путешествие.

Реклама.

Ролевая игра.

Соревнования.

Спортивная игра.

Заочная экскурсия.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

- исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют

в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей

сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

-

информационно-

практико-ориентированные:

дети

собирают

информацию

и

реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса,

витражи и др.);

- творческие

(оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия,

предметной недели и т.д.).

Рассмотрим поэтапное вхождение учащихся в данный вид деятельности. Например:

1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с

планом, фиксировании промежуточных результатов.

2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление

по готовому плану, самостоятельные выводы.

3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом

проекта.

4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е.

получение конечного результата, но под руководством учителя.

С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется

учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей

работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами

выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к

правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- О чём хочешь узнать больше?

При выполнении проектно-исследовательской работы целесообразно пользование

следующим алгоритмом:

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы -

мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?"

(для

этого

мы

делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?"

(мы

это

можем

делать)

Выбор способ и методов,

планирование

Результат

"Что

получится?"

(как

решение проблемы)

Ожидаемый результат

В основе организации урока-исследования лежат шесть основных этапов методики

исследования( по методике Н. Б. Шумаковой).

I.

Мотивация

(создание

проблемной

ситуации,

обеспечивающей

возникновение

проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения

гипотезы)

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате

исследования фактов)

V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи,

обобщения)

VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение

проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)

VII. Постановка новых вопросов

(этап возникает

при необходимости следующего

исследования)

VIII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для

достижения подлинного понимания открытия) [24, с.10]

Главной задачей учителя, является организация учебной исследовательской

деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались самостоятельная

потребности в творческом, исследовательском поиске. [12, с.34]

Для эффективности учебного исследования на уроках применялись следующие методы:

поисковый,

частично-поисковый,

метод проектов,

проблемный,

исследовательских

ситуаций.

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в

несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения

исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся

представлений;

• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять

предметные модели;

• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности

:

1. Коллективный учебный диалог;

2. Рассматривание предметов;

3. Создание проблемных ситуаций;

4. Чтение-рассматривание;

5. Коллективное моделирование;

6. Игры-занятия;

7. Выполнение моделей из различных материалов;

8. Выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать,

формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности –

учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования,

ролевые игры.

На уроках хорошо использовать разнообразные формы обучения учащихся:

индивидуальную, групповую, парную.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

Выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-

исследования,

уроки-исследования,

коллективное

выполнение

и

защита

исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие.

Исследовательские умения на уроках литературного чтения

– это умения

наблюдать,

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

делать

выводы,

формировать

собственную точку зрения.

Формы уроков, позволяющих представить результаты исследования:

Игры-исследования

Игры-путешествия

Игровые моменты

Ролевые игры

Исследование со сказочным героем

Фантастические исследования

Конференции

,

на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе

и отвечают на вопросы аудитории;

Презентации

,

на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения

учеников;

Выступления

,

как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся

параллельных классов;

Выставка достижений, может быть посвящена определенной теме, курсу

Работу по развитию исследовательских умений младших школьников на

протяжении четырёх лет обучения в начальной школе, то её можно представить так:

В

1 классе

ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских

умений:

1) проблемное, частично-поисковое обучение под руководством учителя;

2) урок-исследование(в начале года постановка проблемы осуществляется учителем,

поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка

проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью

учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под

руководством учителя);

3) кратковременные исследования- наблюдения;

Во втором классе:

- работу по проведению кратковременных исследований в контексте изучения

лирического стихотворения;

- наблюдение и поисковые методы, учащиеся знакомились с терминологией,

теоретическими понятиями в рамках исследовательской деятельности (исследование,

информация, значение и др.); с методами исследования (поиск изобразительно-

выразительных средств языка, наблюдение за ними, работа со словарями и другими

источниками информации).

В третьем классе:

- метод проекта, интерактивные формы работы исследовательского, творческого

характера: поиск информации, выделение главного, формулирование определения,

проведение простых опытов, наблюдение, сочинение на материале стихов, определение

цели, темы и учебных задач урока, построение плана работы на уроке, составление

инструкций и т.д.

Учимся выдвигать гипотезы.

Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, ещё

не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение

событий. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя,

задавать вопросы. Нужно отметить, что, делая предположения, ученики обычно

используют следующие слова:

может быть;

предположим;

допустим;

возможно;

что, если…

Таким образом, все эти приёмы, упражнения и задания способствуют формированию

познавательных УУД: умение структурировать знания, контролировать и оценивать

знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы. Происходит

развитие достижения метапредметного результата качества мышления.

На этапе уроков«Организация информации» применялись :

Приём «Кластер»( составление или заполнение таблиц, схем).

Приём «Посмотри на мир чужими глазами».

Учитель читает детям неоконченный рассказ. Дети продолжают его.

А на этапах уроков «рефлексия» учащимися составлялись «Синквейны»,

использовались

оценочные

листы,

приёмы

«Рефлексивный

экран»,

«Укрась

яблоню»,«Светофор» и другие.

Девизом проектной и исследовательской деятельности в начальной школе могут

служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима

Лессинга:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,

но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво,

да сами».

И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее

творчество, и наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь сделать им

свои маленькие, а может и большие открытия.

Список использованной литературы

1.

Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития

исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002.

№ 1.

2.Асмолов,

А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва,

Просвещение – 2011.

3.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект,

2004. С. 21 – 22.

4. Герасимова И.В. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская

работа школьников. 2001. № 1. С. 45.

5. Давыдов В.В. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания

образования. М.: Дело, 2002. С. 66.

6. Данилов М.А., Есипов Б.П. Педагогический словарь. М.: Прогресс, 2001. С. 511. Т.2.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная концепция. М.: Ось-86, 2008. С. 62.

8. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации

учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2002.

№ 1. С. 130.

9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие

для учителей. – Феникс, 2003.

10. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя /

И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.:

Просвещение, 2003. 286 с.

11. Молибога А.Г. Исследовательские умения школьников как условие успешности при

продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе».

М.: НТА «АПФН», 2003. С. 118 – 124. Т. 1.

12. Огурцова Н.С., Тарабуева М.В. Формирование исследовательской культуры у

младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 9. С. 48 – 51.

13. Савенков А.И. Путь к одаренности. Содержание и организация исследовательского

обучения школьников. СПб.: Питер, 2004. С. 34.

14. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия развития,

2005. 364 с.

15.

Савенков

А.И.

Этапность

учебно-исследовательского

поиска

ребенка

//

Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве:

Сборник статей / Под общ.ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий,

2006. С. 60 – 66.

16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара:

Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2008. С. 23 – 27.

17. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников.

Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 68 с.

18. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников

в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск:

Изд-во СахГУ, 2014. 208 с.

19. Скобенко Л. Д. Организация учебной исследовательской деятельности младших

школьников при изучении математики // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1102 – 1105.

20. Усова А.В., Беликов В.А. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное

направление развития системы российского образования. М.: Республика, 2005. С. 55.

21.

Усова

А.Н.,

Бобров

А.А.

Исследовательская

позиция

и

исследовательская

деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С.

18 – 23.

22. Ушачев В.П. К проблеме исследований в науке и в образовании

// Развитие

исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.

М.: Народное

образование, 2001. С. 53.

23. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999

.

24. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва,

Просвещение, 2011.

25. Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное

чтение . // Москва, Просвещение, 2014.

26. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для

учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель"

Волгоград, 2010.

27. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др.

Волгоград: Учитель, 2008.

28. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г.

Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.



В раздел образования