Автор: Миндибаева Альбина Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: город Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Раздел: начальное образование
«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в условиях
реализации ФГОС».
В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-
исследовательской деятельности.
Главной задачей и результатом этой
деятельности
является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.
Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость
их практического применения.
По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством
учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому
виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно
они
помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом
систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом
другим людям.
Проектная
деятельность-
это
самостоятельная
творческая
деятельность
учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет
направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее
практическим воплощением.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной
деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на
ранней стадии общего образования
наиболее полно выявлять, а затем развивать
интеллектуальные и творческие способности детей.
Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая
деятельность
учащихся,
характеризующаяся
целенаправленностью,
активностью,
мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений.
Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс
деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с
заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку
проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик
исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и
обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской
деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели,
условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов,
фактов, явлений.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на
ранней стадии общего образования
наиболее полно выявлять, а затем развивать
интеллектуальные и творческие способности детей.
Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них
следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при
изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом
материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие
умения
размышлять
по
изучаемой
теме,
анализировать,
сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал,
реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного
исследования; представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта.
Виды учебных исследований:
по
количеству
участников:
индивидуальные
(самостоятельные),
групповые,
коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные или долговременные;
по теме: предметные, свободные.
Процесс реализации исследовательской деятельности.
Этап 1.
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой,
диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков,
позволяющих заниматься исследовательской работой.
– анализ полученных результатов;
– формирование групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию
психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
Этап 2.
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3.
Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в
архивах,
музеях,
библиотеках,
лабораториях,
мастерских; консультации научного
руководителя.
Этап 4.
Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.
Этап 5.
Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях
для учащихся начальной школы.
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств
творческой личности.
В создании проекта ставятся следующие задачи:
• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными
видами практических работ);
• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые
виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
• развить сообразительность и творческую активность учащихся.
Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его
уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной
уравновешенности и уверенности в своих силах.
С помощью проектов можно обучить:
1) выявлять и формировать проблемы;
2) проводить анализ проблем;
3) находить пути решения;
4) работать с информацией;
5) находить необходимый источник;
Проектный метод направлен на:
• Развитие критического мышления
• Развитие творческого мышления
• Умения работать с информацией
• Умения работать в коллективе;
• Владеть культурой коммуникации.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Проект – это
“пять П”:
1.Проблема
2.Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5.Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый
-Определение тематического поля и темы проекта.
-Поиск и анализ проблемы.
-Постановка цели, задач проекта.
2. Аналитический
-Анализ имеющейся информации.
-Сбор и изучение информации.
-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных
решений, построение алгоритма деятельности).
-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
-Анализ ресурсов
3. Практический
-Выполнение запланированных технологических операций.
-Текущий контроль качества.
-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4. Презентационный
-Подготовка презентационных материалов.
-Презентация проекта.
-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в
банк проектов, публикация).
5. Контрольный
-Анализ результатов выполнения проекта.
-Оценка качества выполнения проекта.
Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :
1. Постановка проблемы проекта.
2. Тема проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза( с 4 класса).
6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в
процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
8. Выводы (итог).
Виды проектов.
Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре,
групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.
По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках
одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько
учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного
обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени:
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
По месту проведения: урочные и
внеурочные.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое
количество видов и разновидностей» (по Сергееву И.С.)
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы,
микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для
кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить
реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную
проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач
исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,
обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки:
лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или
школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход
к
оформлению результатов.
Это
могут
быть альманахи,
театрализации,
спортивные
игры,
произведения
изобразительного
или
декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого
окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен
договор?
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных
технологий.
Диалог исторических или литературных персонажей.
Игра с залом.
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Путешествие.
Реклама.
Ролевая игра.
Соревнования.
Спортивная игра.
Заочная экскурсия.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
- исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют
в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей
сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-
информационно-
практико-ориентированные:
дети
собирают
информацию
и
реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса,
витражи и др.);
- творческие
(оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия,
предметной недели и т.д.).
Рассмотрим поэтапное вхождение учащихся в данный вид деятельности. Например:
1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с
планом, фиксировании промежуточных результатов.
2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление
по готовому плану, самостоятельные выводы.
3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом
проекта.
4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е.
получение конечного результата, но под руководством учителя.
С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется
учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей
работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами
выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к
правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что интересует больше всего?
- О чём хочешь узнать больше?
При выполнении проектно-исследовательской работы целесообразно пользование
следующим алгоритмом:
Проблема проекта
"Почему?"
Актуальность проблемы -
мотивация
Цель проекта
"Зачем?" (мы делаем проект)
Целеполагание
Задачи проекта
"Что?"
(для
этого
мы
делаем)
Постановка задач
Методы и способы
"Как?"
(мы
это
можем
делать)
Выбор способ и методов,
планирование
Результат
"Что
получится?"
(как
решение проблемы)
Ожидаемый результат
В основе организации урока-исследования лежат шесть основных этапов методики
исследования( по методике Н. Б. Шумаковой).
I.
Мотивация
(создание
проблемной
ситуации,
обеспечивающей
возникновение
проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения
гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате
исследования фактов)
V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи,
обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение
проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)
VII. Постановка новых вопросов
(этап возникает
при необходимости следующего
исследования)
VIII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для
достижения подлинного понимания открытия) [24, с.10]
Главной задачей учителя, является организация учебной исследовательской
деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались самостоятельная
потребности в творческом, исследовательском поиске. [12, с.34]
Для эффективности учебного исследования на уроках применялись следующие методы:
поисковый,
частично-поисковый,
метод проектов,
проблемный,
исследовательских
ситуаций.
Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в
несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения
исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся
представлений;
• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять
предметные модели;
• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности
:
1. Коллективный учебный диалог;
2. Рассматривание предметов;
3. Создание проблемных ситуаций;
4. Чтение-рассматривание;
5. Коллективное моделирование;
6. Игры-занятия;
7. Выполнение моделей из различных материалов;
8. Выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать,
формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности –
учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования,
ролевые игры.
На уроках хорошо использовать разнообразные формы обучения учащихся:
индивидуальную, групповую, парную.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
Выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-
исследования,
уроки-исследования,
коллективное
выполнение
и
защита
исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие.
Исследовательские умения на уроках литературного чтения
– это умения
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
делать
выводы,
формировать
собственную точку зрения.
Формы уроков, позволяющих представить результаты исследования:
Игры-исследования
Игры-путешествия
Игровые моменты
Ролевые игры
Исследование со сказочным героем
Фантастические исследования
Конференции
,
на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе
и отвечают на вопросы аудитории;
Презентации
,
на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения
учеников;
Выступления
,
как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся
параллельных классов;
Выставка достижений, может быть посвящена определенной теме, курсу
Работу по развитию исследовательских умений младших школьников на
протяжении четырёх лет обучения в начальной школе, то её можно представить так:
В
1 классе
ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских
умений:
1) проблемное, частично-поисковое обучение под руководством учителя;
2) урок-исследование(в начале года постановка проблемы осуществляется учителем,
поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка
проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью
учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под
руководством учителя);
3) кратковременные исследования- наблюдения;
Во втором классе:
- работу по проведению кратковременных исследований в контексте изучения
лирического стихотворения;
- наблюдение и поисковые методы, учащиеся знакомились с терминологией,
теоретическими понятиями в рамках исследовательской деятельности (исследование,
информация, значение и др.); с методами исследования (поиск изобразительно-
выразительных средств языка, наблюдение за ними, работа со словарями и другими
источниками информации).
В третьем классе:
- метод проекта, интерактивные формы работы исследовательского, творческого
характера: поиск информации, выделение главного, формулирование определения,
проведение простых опытов, наблюдение, сочинение на материале стихов, определение
цели, темы и учебных задач урока, построение плана работы на уроке, составление
инструкций и т.д.
Учимся выдвигать гипотезы.
Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, ещё
не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение
событий. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя,
задавать вопросы. Нужно отметить, что, делая предположения, ученики обычно
используют следующие слова:
может быть;
предположим;
допустим;
возможно;
что, если…
Таким образом, все эти приёмы, упражнения и задания способствуют формированию
познавательных УУД: умение структурировать знания, контролировать и оценивать
знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы. Происходит
развитие достижения метапредметного результата качества мышления.
На этапе уроков«Организация информации» применялись :
Приём «Кластер»( составление или заполнение таблиц, схем).
Приём «Посмотри на мир чужими глазами».
Учитель читает детям неоконченный рассказ. Дети продолжают его.
А на этапах уроков «рефлексия» учащимися составлялись «Синквейны»,
использовались
оценочные
листы,
приёмы
«Рефлексивный
экран»,
«Укрась
яблоню»,«Светофор» и другие.
Девизом проектной и исследовательской деятельности в начальной школе могут
служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима
Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво,
да сами».
И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее
творчество, и наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь сделать им
свои маленькие, а может и большие открытия.
Список использованной литературы
1.
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития
исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002.
№ 1.
2.Асмолов,
А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва,
Просвещение – 2011.
3.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект,
2004. С. 21 – 22.
4. Герасимова И.В. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская
работа школьников. 2001. № 1. С. 45.
5. Давыдов В.В. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания
образования. М.: Дело, 2002. С. 66.
6. Данилов М.А., Есипов Б.П. Педагогический словарь. М.: Прогресс, 2001. С. 511. Т.2.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная концепция. М.: Ось-86, 2008. С. 62.
8. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации
учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2002.
№ 1. С. 130.
9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие
для учителей. – Феникс, 2003.
10. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя /
И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.:
Просвещение, 2003. 286 с.
11. Молибога А.Г. Исследовательские умения школьников как условие успешности при
продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе».
М.: НТА «АПФН», 2003. С. 118 – 124. Т. 1.
12. Огурцова Н.С., Тарабуева М.В. Формирование исследовательской культуры у
младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 9. С. 48 – 51.
13. Савенков А.И. Путь к одаренности. Содержание и организация исследовательского
обучения школьников. СПб.: Питер, 2004. С. 34.
14. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия развития,
2005. 364 с.
15.
Савенков
А.И.
Этапность
учебно-исследовательского
поиска
ребенка
//
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве:
Сборник статей / Под общ.ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий,
2006. С. 60 – 66.
16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара:
Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2008. С. 23 – 27.
17. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 68 с.
18. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников
в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск:
Изд-во СахГУ, 2014. 208 с.
19. Скобенко Л. Д. Организация учебной исследовательской деятельности младших
школьников при изучении математики // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1102 – 1105.
20. Усова А.В., Беликов В.А. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное
направление развития системы российского образования. М.: Республика, 2005. С. 55.
21.
Усова
А.Н.,
Бобров
А.А.
Исследовательская
позиция
и
исследовательская
деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С.
18 – 23.
22. Ушачев В.П. К проблеме исследований в науке и в образовании
// Развитие
исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.
М.: Народное
образование, 2001. С. 53.
23. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999
.
24. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва,
Просвещение, 2011.
25. Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное
чтение . // Москва, Просвещение, 2014.
26. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для
учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель"
Волгоград, 2010.
27. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др.
Волгоград: Учитель, 2008.
28. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г.
Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.