Автор: Ирина Николаевна Глущенко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ средняя школа №5
Населённый пункт: г.Нелидово, Тверская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Письменная нумерация в пределах 1000
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики
3 класс
Тема: Письменная нумерация в пределах 1000.
Цели: закрепить умение читать, записывать числа в пределах 1000, знание
десятичного состава чисел, умение представлять числа в виде суммы
разрядных слагаемых, умение решать примеры и задачи;
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся выполнять вычисления с трехзначными
числами, используя разрядные слагаемые;
Метапредметные:
Регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий;
Познавательные – ориентироваться в материале учебника, находить
нужную информацию; проводить классификацию математических
выражений по самостоятельно выделенным основаниям; решать задачи
практического содержания;
Коммуникативные – работать в паре, группе.
Личностные: формировать понимание значения математических знаний в
собственной жизни и в жизни и деятельности людей, осознание личностного
смысла изучения математики, укреплять интерес к изучению математики.
Оборудование:
1.
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация.
2.
Учебник «Математика» 3 класс (2 ч) УМК «Школа России»
№ Этапы урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
1
Орг. Момент
- Звенит, звенит, звенит звонок,
Мы начинаем наш урок.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я
очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь,
работать на уроке будет интересно. Каждый
узнает что-то новое, познавательное.
- Чему учимся на уроках математики?
- Где это пригодиться нам в жизни?
.
Ответы детей.
(Дети читают стихи)
Математика повсюду.
Глазом только проведёшь,
И примеров сразу уйму,
Ты вокруг себя найдёшь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать
Нужно всё ещё подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может, нравится?
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику вам надо знать на пять
2
Актуализация
Знаний.
- А ещё «математика ум приводит в
порядок».
Чтобы привести ум в порядок, отгадать мою
загадку и сформулировать тему нашего
урока, мы должны провести разминку и
гимнастику для ума.
- Назовите 4 арифметических действия в
математике;
- Найдите сумму чисел 42 и 35;
- Уменьшите 63 на 8;
- На сколько, 52 больше 9;
- Первый множитель 5, второй множитель 8,
произведение…
- Делимое 63, делитель 9, частное …
- Во сколько раз 24 больше 3?
Молодцы! Ум в порядок привели, а теперь
загадка.
- Все глядят на середину.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали…
Вы, конечно, там бывали?
Да, ребята , это цирк – вид театрального
искусства, смешное зрелище.
Сегодня на уроке мы поговорим об истории
Сложение, вычитание, умножение, деление.
77
55
На 43
40
7
В 8 раз
Цирк
цирка и самой увлекательной профессии. А
вот о какой, вы узнаете позже, если будете
правильно давать математические ответы,
будете без ошибок считать и цифры
правильно писать, потому что без точного
счёта не сдвинется с места любая работа.
3
Самоопределение
к деятельности.
- Сколько десятков в 1 сотне?
- Сколько единиц в 1 сотне?
(Запись на доске)
1 сот. = 10 дес. = 100 ед.
- А 10 сотен – это сколько десятков?
- Сколько единиц в 10 сотнях?
(Запись на доске)
10 сот. = 100 дес. = 1000 ед.
- Чему мы будем учиться на уроке?
10 десятков
100единиц
10
1000
Определять количество сотен, десятков и единиц в
числах.
4
Работа по теме
урока
1)Я хлопаю в ладоши. Отгадайте, какое число
я задумала, посчитав хлопки:
Запишите одну цифру.
- А теперь я топаю.
- Сколько раз?
- Запишите рядом эту цифру
- А теперь посмотрите, как я красиво и
правильно поднимаю руку.
- Сколько раз?
- Посмотрите на число. Я закрываю всё до
цифры 8. Что обозначает это число,
5
7
8
Однозначное, пишется в одной клетке, единица
первого разряда.
охарактеризуйте его.
- Закрываю рукой цифру 5, назовите число.
- Открываю число, назовите. Дайте
характеристику.
- А теперь используя эти цифры 5, 7, 8
составьте и запишите все возможные
трёхзначные числа, не повторяя одну и ту же
цифру в записи числа.
- А теперь давайте расставим эти числа в
порядке возрастания.
- Что значит в порядке возрастания?
(На доске карточки с числами)
- А теперь давайте перевернем карточки и
прочитаем слово, которое у нас получилось.
Что обозначает это слово?
58 (Двузначное, две клетки для написания, восемь
единиц 1 разряда, 7 единиц 2 разряда, 7д. и 8ед.
Трехзначное, пишется в трёх клетках, 8 ед. 1
разряда, 7 ед. 2 разряда, 5 ед. 3 разряда.
Начинаем с маленького числа, заканчиваем
большим)
Дети называют число и бегут к доске вешают
карточку
В тетрадях числа записать в столбик.
578
587
758
785
857
875
Шапито
Это вид циркового передвижного помещения.
- А почему так? Сейчас вы узнаете, если
дадите правильный ответ.
2)Работа в парах
1. Найдите число, в котором 7 единиц
второго разряда
709 607 372
2.Какое число следует при счёте за числом
459?
669 460 576
3.Какое число при счёте предшествует числу
500?
400 555 499
4.Найдите число, в котором 1 ед.1 разряда, 8
ед. 3 разряда
810 81 801
5.Какое число состоит из 300 сотен?
30 333 300
6.Найдите число, которое можно записать в
виде суммы разрядных слагаемых так:
400+80+6
684 486 864
- Что значит представить число в виде суммы
разрядных слагаемых?
- Давайте вернёмся к нашему столбику чисел
и представим эти числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
Сказать сколько в числе сотен, десятков и единиц.
Проговаривают и записывают по цепочке
Цирк – в переводе с латинского означает «круг».
Первые цирки появились в Древнем Риме и
представляли собой арену или манеж огромного
размера с трибунами. Диаметр арены составлял 13
м. ещё цирком называли длинную дорожку для
состязаний скорости. Представление с
наездниками, дрессированными зверями,
- Молодцы! А вот теперь давайте послушаем
Артема.
- А вот какие мы узнаем позже, а пока, кто
был очень внимательным и услышал в
рассказе о единицах измерения.
акробатами и клоунами, которое мы называем
цирком, появилось много позже. Оно возникло в
1768 году, когда отставной английский кавалерист
Филипп Астлей оградил канатом круглую
площадку под открытым небом и стал брать плату
у желающих посмотреть на его мастерство в
верховой езде. А вот передвижные цирки-шапито
появились около 1830 года и постепенно
превратились в грандиозные зрелища.
Единицы измерения длины, метр
13 м
Круг
Окружность
Циркуля
С центра
Это линия, соединяющая центр окружности с
любой точкой на окружности.
Это отрезок, который соединяет две точки и
проходит через центр, диаметр делит круг на две
части.
- Какие единицы вы услышали?
- Какой длины была арена?
- А давайте попробуем начертить вот такую
арену или манеж.
- Какая фигура лежит в основе арены?
- Как по-другому называется круг?
- Как правильно начертить окружность, при
помощи какого инструмента?
- С чего начинаем чертить?
А радиус окружности будет равен 2 см.
- А что такое радиус?
- А что такое диаметр?
- Если радиус равен 2 см, то чему равен
диаметр? Как узнать?
- Начертите. Обозначьте центр, проведите
радиус красным карандашом, а диаметр –
синим.
- А теперь сравним: диаметр нашей
окружности и диаметр арены самого первого
цирка.
- А давайте вспомним, начиная с самой
маленькой, какие ещё единицы измерения
длины вы знаете?
- А теперь, кто справится с этим заданием,
2*2=4 см
Диаметр нашей окружности меньше диаметра
арены
Мм, см, дм, м.
Антракт
тот приглашается на отдых, пока подумайте,
как называется перерыв в цирке.
1 м = … дм
4 м 16 см = … см
1дм = … см
420 см = …м … дм
1 м = … см
300 см = … дм
- Так как называется перерыв в цирке?
5
Физминутка
6
Работа по теме
урока
Продолжаем свой рассказ. Слушаем Ярослава
Новикова.
На Руси в 18 веке при Петре 1 появились
ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где
выступали акробаты, жоглёры, гимнасты. Это
было в Москве и в Санкт-Петербурге, а у нас же
есть ещё и другие города, где люди хотели бы
встретиться с выступлениями цирковых артистов,
поэтому и появился передвижной цирк Шапито. И
у нас в наше время тоже приезжает цирк-шапито,
куда мы с удовольствием ходим. Шапито
представляет собой колпак, систему высоких стоек
и центральных мачт, на которых натягивается
брезентовый шатёр. На манеже мы можем увидеть
выступления различных цирковых трупп, каждый
артист в труппе имеет свой жанр выступления.
Дети решают примеры с комментированием по
- А вот какие есть жанры циркового
искусства, вы сейчас узнаете, если
правильно решите из учебника с.51 №5
(На каждый пример слайд со словом-жанром
и картинкой – дрессура, акробатика,
жонглирование, гимнастика, иллюзия,
клоунада).
- А вот ещё одни артисты, давайте решим
задачу, возьмите в руки листочки и
прочитайте задачу.
Задача . На арене цирка выступало 15
собачек и 3 медведя. На сколько собачек на
арене было больше, чем медведей? Во
сколько раз медведей меньше, чем собачек?
Ну что же, чтобы эти артисты в цирке
хорошо выступали им нужно давать
лакомства. Давайте решим ещё 1 задачу.
Задача. Из 10 кг свёклы получают 2 кг сахара.
Сколько сахара можно получить из 40 кг
свёклы? Из 80 кг? Из 100 кг?
-А вот теперь самое главное. Кто же
цепочке
1 ученик у доски, дети записывают задачу в
тетрадь
На первый вопрос ученик отвечает, а на два
других дети отвечают самостоятельно
вызывает смех, восторг, удивление,
развлекает публику и подшучивает над
зрителями? Конечно, это клоуны. Клоун -
это современное слово, а раньше их называли
придворные шуты, странствующие
комедианты, скоморохи. Самый основной и
сложный жанр циркового искусства – это
клоунада. Клоун должен рассмешить, уметь
петь и танцевать, жонглировать, выступать с
животными, ходить по канату, выполнять
различные трюки, при этом не бояться львов.
А как узнать клоуна?
А узнаешь его по ярким парикам, накладным
носам, по гриму.
А теперь давайте вернёмся к окружности,
которую вы нарисовали, и вы дома
нарисуете, прямо в тетрадочке своего клоуна.
А клоуны бывают разные! Переверните
листочки и давайте прочитаем, какие же
бывают клоуны?
Ответы детей
Дети переворачивают листочки и по цепочке
читают
На листочках. Специализацию клоунов можно
подразделить на:
клоунов-буфф, исполняющих разговорные или
мимические сценки;
коверных клоунов, заполняющих шуточными
сценками паузы в представлении, когда
униформисты готовят манеж к следующему
номеру;
музыкальных клоунов, играющих на различных,
как правило, эксцентрических музыкальных
инструментах и исполняющих куплеты под
собственный аккомпанемент;
- Дети, а каких известных клоунов знаете вы?
Правильно, молодцы
А теперь посмотрите, какого клоуна
нарисовала я. Как думаете, какой это клоун?
Для вас клоун приготовил фокус . Откройте
учебник на стр.51 . Задание на полях.
Какое выражение здесь лишнее? Почему ?
клоунов-дрессировщиков;
клоунов-акробатов.
Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин
Ответы детей
Рефлексия
1.
Сегодня я узнал (а) …
2.
Было интересно…
3.
Было трудно…
4.
Я выполнял (а) задания…
5.
Я понял (а), что…
6.
Теперь я могу…
7.
Я почувствовал (а), что…
8.
Урок дал мне для жизни…
9.
Мне захотелось…
Домашнее
задание
Задание на листочках
Мы с вами побывали в цирке, узнали
историю цирка, познакомились с артистами.
Решали задачи, выполняли математические
приемы. Покажите. Какое у вас настроение,
прикрепите к моему клоуну свои шарики.
Дети прикрепляют шарики
Ваше настроение:
отличное – красный ;
хорошее – желтый;
не очень хорошее - синий.