Автор: Булгакова Мария Борисрвна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №45
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с обучающимися с РАС по расширению словарного запаса".
Раздел: начальное образование
Булгакова М.Б.
учитель-логопед ГБОУ Гимназии № 45
Работа с обучающимися с РАС по расширению словарного запаса.
Расстройство аутистического спектра это многоуровневый сложный
комплекс симптомов, который по-разному проявляется и по-разному лечится
у разных людей. И это составляет проблему, когда вы пытаетесь определить,
как обучать страдающих аутизмом детей.
Огромное значение для адаптации такого ребенка имеет развитие
способности к коммуникации и формирование речи на максимально
возможном уровне. При аутизме, как и при нарушении интеллекта, у детей
происходит поражение лобных долей мозга, что приводит к нарушению
работы всего головного мозга (нарушается система). Группа детей,
страдающих аутизмом, характеризуется качественными аномалиями в
социальном взаимодействии и общении, а также чрезвычайно ограниченным,
стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Мозг
аутичного ребёнка не может дифференцировать главное и второстепенное,
для них важна привязка к знакомому, предсказуемому. Мышление у
аутичного ребёнка конкретное, обобщений не понимают. Память
механическая, могут запомнить обширный материал, не понимая смысла.
Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует
терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности,
нешаблонного решения педагогических проблем. Обучение русскому языку
учащихся со сложной структурой дефекта носит коррекционную и
практическую направленность. Очень важно расширить активный
словарный запас учащихся со сложной структурой дефекта, добиться
понимания толкования слов и практического применения пройденных слов в
обучении и общении.
Словарную работу с данной категорией детей следует проводить
систематически, в одной и той же форме, учитывая особенность детей
аутистов к стереотипии. Изучение слов должно происходить по единой схеме
с периодическим повторением , сопровождаться большим количеством
наглядного материала и учитывать связь с другими предметами в школе.
Работа над словарным словом проводится по определённой схеме
(учитывается особенность аутистов привязываться к чему-то знакомому).
Порядок работы :
1.
Изучаемое
слово
в
И.п.
единственного
числа
или
множественного числа.
Чтение
слова у ч ит е ле м и
рассматривание
предметной
картинки
с
изображением слова и называние его. По возможности лучше использовать
непосредственно сам предмет (тактильное узнавание и запоминание), если
изучаемое
слово
имя
существительное.
Здесь
необходимо
учитывать
особенность
детей
аутистов
каждый
новый
предмет
воспринимать
как
совершенно новый, не признавать обобщений.
2.
Примеры словосочетаний.
Составление
словосочетаний
по
картинкам,
с
опорными
словами
и
самостоятельно;
3.
Толкование слова.
Запись толкования
слова
с
примерами (материал
даётся
в
сжатой
форме,
используются только понятные слова и выражения).
4.Однокоренные слова (с выделением корня).
Запись однокоренных слов, доступных пониманию учащихся (если слово
непонятно, даётся устное или письменное его толкование).
5.Слова-синонимы (зависит от уровня учащихся).
6. Слова-антонимы (зависит от уровня учащихся).
7. Предложения с изучаемым словом (поговорки, пословицы).
Составление
и запись
предложений со
словарным
словом.
Применение
методики
незаконченного
предложения,
вставка
пропущенного
слова
в
предложении,
восстановление
деформированного
предложения,
запись
предложения под диктовку и т. д.
Работа в таком объёме занимает на уроке достаточно много времени,
поэтому на примере данного словарного слова и с использованием данного
слова изучаются и другие темы предмета: грамматика, развитие речи и т.д.
Любой занимательный материал со словарными словами (кроссворды,
ребусы, загадки) обязательно должен быть использован на уроке, так как
развивает познавательный интерес и позволяет в игровой форме подвести
итоги работы.
Постепенное овладение системной лексикой позволит совершенствовать
познавательную
и
коммуникативную
деятельность
учащихся
с
РАС, что,
несомненно, окажет влияние на эффективность их обучения и дальнейшую
социальную адаптацию.
Литература.
1.Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных
формах. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
2.Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С.,
Баенская Е. Р., Либлинг М.М. — М.: Теревинф, 2005.
3.Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие. / Под ред. Пузанова
Б.П. — М.: Сфера, 2005.