Напоминание

"Работа с обучающимися с РАС по расширению словарного запаса".


Автор: Булгакова Мария Борисрвна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №45
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с обучающимися с РАС по расширению словарного запаса".
Раздел: начальное образование





Назад




Булгакова М.Б.

учитель-логопед ГБОУ Гимназии № 45

Работа с обучающимися с РАС по расширению словарного запаса.

Расстройство аутистического спектра это многоуровневый сложный

комплекс симптомов, который по-разному проявляется и по-разному лечится

у разных людей. И это составляет проблему, когда вы пытаетесь определить,

как обучать страдающих аутизмом детей.

Огромное значение для адаптации такого ребенка имеет развитие

способности к коммуникации и формирование речи на максимально

возможном уровне. При аутизме, как и при нарушении интеллекта, у детей

происходит поражение лобных долей мозга, что приводит к нарушению

работы всего головного мозга (нарушается система). Группа детей,

страдающих аутизмом, характеризуется качественными аномалиями в

социальном взаимодействии и общении, а также чрезвычайно ограниченным,

стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Мозг

аутичного ребёнка не может дифференцировать главное и второстепенное,

для них важна привязка к знакомому, предсказуемому. Мышление у

аутичного ребёнка конкретное, обобщений не понимают. Память

механическая, могут запомнить обширный материал, не понимая смысла.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует

терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности,

нешаблонного решения педагогических проблем. Обучение русскому языку

учащихся со сложной структурой дефекта носит коррекционную и

практическую направленность. Очень важно расширить активный

словарный запас учащихся со сложной структурой дефекта, добиться

понимания толкования слов и практического применения пройденных слов в

обучении и общении.

Словарную работу с данной категорией детей следует проводить

систематически, в одной и той же форме, учитывая особенность детей

аутистов к стереотипии. Изучение слов должно происходить по единой схеме

с периодическим повторением , сопровождаться большим количеством

наглядного материала и учитывать связь с другими предметами в школе.

Работа над словарным словом проводится по определённой схеме

(учитывается особенность аутистов привязываться к чему-то знакомому).

Порядок работы :

1.

Изучаемое

слово

в

И.п.

единственного

числа

или

множественного числа.

Чтение

слова у ч ит е ле м и

рассматривание

предметной

картинки

с

изображением слова и называние его. По возможности лучше использовать

непосредственно сам предмет (тактильное узнавание и запоминание), если

изучаемое

слово

имя

существительное.

Здесь

необходимо

учитывать

особенность

детей

аутистов

каждый

новый

предмет

воспринимать

как

совершенно новый, не признавать обобщений.

2.

Примеры словосочетаний.

Составление

словосочетаний

по

картинкам,

с

опорными

словами

и

самостоятельно;

3.

Толкование слова.

Запись толкования

слова

с

примерами (материал

даётся

в

сжатой

форме,

используются только понятные слова и выражения).

4.Однокоренные слова (с выделением корня).

Запись однокоренных слов, доступных пониманию учащихся (если слово

непонятно, даётся устное или письменное его толкование).

5.Слова-синонимы (зависит от уровня учащихся).

6. Слова-антонимы (зависит от уровня учащихся).

7. Предложения с изучаемым словом (поговорки, пословицы).

Составление

и запись

предложений со

словарным

словом.

Применение

методики

незаконченного

предложения,

вставка

пропущенного

слова

в

предложении,

восстановление

деформированного

предложения,

запись

предложения под диктовку и т. д.

Работа в таком объёме занимает на уроке достаточно много времени,

поэтому на примере данного словарного слова и с использованием данного

слова изучаются и другие темы предмета: грамматика, развитие речи и т.д.

Любой занимательный материал со словарными словами (кроссворды,

ребусы, загадки) обязательно должен быть использован на уроке, так как

развивает познавательный интерес и позволяет в игровой форме подвести

итоги работы.

Постепенное овладение системной лексикой позволит совершенствовать

познавательную

и

коммуникативную

деятельность

учащихся

с

РАС, что,

несомненно, окажет влияние на эффективность их обучения и дальнейшую

социальную адаптацию.

Литература.

1.Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных

формах. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2.Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С.,

Баенская Е. Р., Либлинг М.М. — М.: Теревинф, 2005.

3.Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие. / Под ред. Пузанова

Б.П. — М.: Сфера, 2005.



В раздел образования