Напоминание

Игровые технологии обучения в начальной школе


Автор: Гурлова Наталья Геннадьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Слизневская ОШ
Населённый пункт: с. Слизнево, Арзамасский район, Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии обучения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Игровые технологии обучения в начальной школе

Каждый

период

жизни

и

развития

ребёнка

характеризуется

определённым ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте

ребёнка ведущее место занимала игра. К началу школьного возраста игровая

деятельность не теряет своей роли, только меняются содержание и

направленность игр. Большое значение имеют игры с правилами и

дидактические игры. С помощью их ребёнок учится подчинять своё

поведение правилам, они формируют его движения, внимание, память,

умение сосредоточиться, т.е. развивают способности, необходимые для

успешного обучения в школе.

В сегодняшнее современное время актуальность игры повышается.

Телевидение, видео, компьютерные сети увеличили и разнообразили поток

информации,

получаемой

детьми.

Но

эти

источники,

в

основном,

представляют собой материал для пассивного восприятия. Задача педагога –

развить умение самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

Это позволяет игра, которая служит практикой использования знаний,

полученных на уроке и во внеурочное время. Игра – это естественная форма

обучения для ребёнка, она является частью его жизненного опыта. Передавая

знания с помощью игры, педагог учитывает не только будущие интересы

школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. В игре ребёнок создаёт свой

мир. Некоторые педагоги считают, что школа призвана учить ребёнка, а не

развлекать его. На самом деле это не так. Ресурс детской игры велик, он

максимально воздействует на разные стороны развития, и в первую очередь –

на формирование у младших школьников творческой и социальной

активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и

способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их

развития, обучения и воспитания.

Дидактические игры также являются игровой формой обучения. В

структуру дидактической игры входят составляющие:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат.

Дидактическая

задача

обусловлена

целью

обучающего

и

воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия.

Игровые действия связаны с игровым замыслом. Чем они разнообразнее, чем

интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры содержат нравственные требования и влияют на решение

дидактической задачи. Результат помогает выявить детей, которые лучше

выполнили игровое задание. Учитель должен отметить достижения каждого

ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Игры, которые я использовала на уроках обучения грамоте:

«Буквоград»

Оборудование: у каждого обучающегося – конверт с несколькими (от

трёх до пяти) элементами букв, вырезанными из картона.

Я предлагаю достать из конверта элементы букв и сложить так, чтобы не

осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым справился с

заданием.

«У кого отличный слух?»

Оборудование: предметные картинки.

Я показываю картинки и называю изображённые на них предметы. Дети

должны захлопать в ладоши, если услышат в названии предмета звук,

заданный мною в начале игры.

«Продолжай»

Обучающихся делю на две команды. Называю несколько слов, которые

начинаются с изучаемого звука, например, со звука [а] – астра, айва, ананас.

Представители

команд

продолжают

по

очереди

подбирать

слова,

начинающиеся с этого звука. Повторять уже названные слова нельзя.

Побеждает команда, придумавшая последнее слово.

«Красный –синий»

Оборудование: синие и красные кружки для каждого игрока, фанты.

Я произношу гласный звук, обучающиеся повторяют его, поднимая

красный кружок. Когда я произношу согласный звук, дети поднимают синий

кружок. За каждую ошибку дети платят фант. Победитель тот, у кого

останутся все фанты.

Такую же игру можно провести на определение мягкости, твёрдости

согласных. Называться она будет «Твёрдый мягкий» и в оборудование

будут входить синие и зелёные кружки.

Игры, которые я провожу на уроках русского языка:

«Сложи имя»

Оборудование: конверты с набором слогов для каждого игрока: ня, Ва,

ля, То, Са, ша, ба, Лю, Ро, ма и т.д. Игроки составляют из слогов,

находящихся в конвертах, имена детей. Победитель тот, кто первым и без

ошибок составит из слогов имена.

«Эстафета букв»

Класс делится по четыре человека. Для каждой группы я называю

первую букву слова. Первый ученик группы записывает букву и дописывает

ещё одну, передаёт товарищу, тот дописывает ещё одну и т.д. В результате

должно получиться слово. Выигрывает группа, которая первой написала

слово.

«Один- много»

Оборудование: мяч.

Я

бросаю

мяч

кому-либо

из

детей

и

называю

один

предмет.

Обучающийся, поймавший мяч, должен назвать слово, обозначающее много

таких предметов и бросить мяч мне. Кто дал правильный ответ, получает

фишку.

«Кто больше?»

Класс делю на две команды. Я называю глаголы в неопределённой

форме. Каждая команда подбирает к этим глаголам однокоренные глаголы с

приставками. Например: ходить – уходить, приходить, переходить и др.

Выигрывает команда, подобравшая наибольшее число однокоренных слов.

«Придумай предложение»

Оборудование: схемы предложений.

Я прикрепляю к доске схему предложения. Обучающиеся придумывают

предложения с соответствующим числом слов. За правильно составленное

предложение ряду засчитывается очко. В конце игры отмечаются самые

интересные предложения.

Игры, которые я провожу на уроках окружающего мира:

«Что изменилось?»

Оборудование: предметные картинки.

На наборном полотне я выставляю предметные картинки: цветы, листья,

плоды. По команде дети закрывают глаза, я меняю месторасположение

картинок или убираю одну-две картинки. Дети должны определить, что

изменилось.

«Что где растёт?»

Оборудование: деревянная палочка.

Я даю палочку детям по очереди и называю растение. Взяв палочку,

ученик должен быстро ответить где оно растёт – в саду, в поле, в лесу, в

водоёме и передать палочку мне.

«Лесные-садовые»

Я называю лесные и садовые растения. Обучающиеся должны не

ошибиться и хлопнуть в ладоши, когда будет звучать название садового

растения. Победитель считается тот, кто не ошибся на протяжении всей игры.

«Что сделано руками?»

Оборудование: предметные картинки на наборном полотне.

Класс делится на две команды. Первая команда выбирает картинки, на

которых изображены предметы, сделанные руками человека, вторая –

картинки с изображением предметов, в создании которых человек не

участвовал.

«Найди пару»

Оборудование: картинки

с

изображением

предметов,

схожих

по

назначению.

Например:

стул-табуретка,

шапка-шляпа,

стакан-кружка,

перчатки-варежки и т.д. Класс делится на группы, состоящие из четырёх

человек. Начиная игру, ученик спрашивает: «У кого моя пара?». Ученик, у

которого парная картинка отзывается, далее другой показывает свою

картинку с вопросом. Так продолжается игра, пока все пары не будут

найдены.

Данные дидактические игры можно использовать как на уроках, так и во

внеурочное время педагогом – воспитателем дошкольного образования,

группы продлённого дня, учителем начальных классов, учителем-логопедом,

дефектологом, а также родителями. На основе этих игр можно придумать и

составить свои, которые будут интересны детям дошкольного и младшего

школьного возраста.

Список литературы

1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и

развитии: Учебное пособие. М., 1996.

2. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте /

Сб. ст. под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.

3. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/

А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

4. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994.



В раздел образования