Автор: Гурлова Наталья Геннадьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Слизневская ОШ
Населённый пункт: с. Слизнево, Арзамасский район, Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии обучения в начальной школе
Раздел: начальное образование
Игровые технологии обучения в начальной школе
Каждый
период
жизни
и
развития
ребёнка
характеризуется
определённым ведущим видом деятельности. В дошкольном возрасте
ребёнка ведущее место занимала игра. К началу школьного возраста игровая
деятельность не теряет своей роли, только меняются содержание и
направленность игр. Большое значение имеют игры с правилами и
дидактические игры. С помощью их ребёнок учится подчинять своё
поведение правилам, они формируют его движения, внимание, память,
умение сосредоточиться, т.е. развивают способности, необходимые для
успешного обучения в школе.
В сегодняшнее современное время актуальность игры повышается.
Телевидение, видео, компьютерные сети увеличили и разнообразили поток
информации,
получаемой
детьми.
Но
эти
источники,
в
основном,
представляют собой материал для пассивного восприятия. Задача педагога –
развить умение самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Это позволяет игра, которая служит практикой использования знаний,
полученных на уроке и во внеурочное время. Игра – это естественная форма
обучения для ребёнка, она является частью его жизненного опыта. Передавая
знания с помощью игры, педагог учитывает не только будущие интересы
школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. В игре ребёнок создаёт свой
мир. Некоторые педагоги считают, что школа призвана учить ребёнка, а не
развлекать его. На самом деле это не так. Ресурс детской игры велик, он
максимально воздействует на разные стороны развития, и в первую очередь –
на формирование у младших школьников творческой и социальной
активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и
способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их
развития, обучения и воспитания.
Дидактические игры также являются игровой формой обучения. В
структуру дидактической игры входят составляющие:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
Дидактическая
задача
обусловлена
целью
обучающего
и
воспитательного воздействия. Игровая задача определяет игровые действия.
Игровые действия связаны с игровым замыслом. Чем они разнообразнее, чем
интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры содержат нравственные требования и влияют на решение
дидактической задачи. Результат помогает выявить детей, которые лучше
выполнили игровое задание. Учитель должен отметить достижения каждого
ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Игры, которые я использовала на уроках обучения грамоте:
«Буквоград»
Оборудование: у каждого обучающегося – конверт с несколькими (от
трёх до пяти) элементами букв, вырезанными из картона.
Я предлагаю достать из конверта элементы букв и сложить так, чтобы не
осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым справился с
заданием.
«У кого отличный слух?»
Оборудование: предметные картинки.
Я показываю картинки и называю изображённые на них предметы. Дети
должны захлопать в ладоши, если услышат в названии предмета звук,
заданный мною в начале игры.
«Продолжай»
Обучающихся делю на две команды. Называю несколько слов, которые
начинаются с изучаемого звука, например, со звука [а] – астра, айва, ананас.
Представители
команд
продолжают
по
очереди
подбирать
слова,
начинающиеся с этого звука. Повторять уже названные слова нельзя.
Побеждает команда, придумавшая последнее слово.
«Красный –синий»
Оборудование: синие и красные кружки для каждого игрока, фанты.
Я произношу гласный звук, обучающиеся повторяют его, поднимая
красный кружок. Когда я произношу согласный звук, дети поднимают синий
кружок. За каждую ошибку дети платят фант. Победитель тот, у кого
останутся все фанты.
Такую же игру можно провести на определение мягкости, твёрдости
согласных. Называться она будет «Твёрдый – мягкий» и в оборудование
будут входить синие и зелёные кружки.
Игры, которые я провожу на уроках русского языка:
«Сложи имя»
Оборудование: конверты с набором слогов для каждого игрока: ня, Ва,
ля, То, Са, ша, ба, Лю, Ро, ма и т.д. Игроки составляют из слогов,
находящихся в конвертах, имена детей. Победитель тот, кто первым и без
ошибок составит из слогов имена.
«Эстафета букв»
Класс делится по четыре человека. Для каждой группы я называю
первую букву слова. Первый ученик группы записывает букву и дописывает
ещё одну, передаёт товарищу, тот дописывает ещё одну и т.д. В результате
должно получиться слово. Выигрывает группа, которая первой написала
слово.
«Один- много»
Оборудование: мяч.
Я
бросаю
мяч
кому-либо
из
детей
и
называю
один
предмет.
Обучающийся, поймавший мяч, должен назвать слово, обозначающее много
таких предметов и бросить мяч мне. Кто дал правильный ответ, получает
фишку.
«Кто больше?»
Класс делю на две команды. Я называю глаголы в неопределённой
форме. Каждая команда подбирает к этим глаголам однокоренные глаголы с
приставками. Например: ходить – уходить, приходить, переходить и др.
Выигрывает команда, подобравшая наибольшее число однокоренных слов.
«Придумай предложение»
Оборудование: схемы предложений.
Я прикрепляю к доске схему предложения. Обучающиеся придумывают
предложения с соответствующим числом слов. За правильно составленное
предложение ряду засчитывается очко. В конце игры отмечаются самые
интересные предложения.
Игры, которые я провожу на уроках окружающего мира:
«Что изменилось?»
Оборудование: предметные картинки.
На наборном полотне я выставляю предметные картинки: цветы, листья,
плоды. По команде дети закрывают глаза, я меняю месторасположение
картинок или убираю одну-две картинки. Дети должны определить, что
изменилось.
«Что где растёт?»
Оборудование: деревянная палочка.
Я даю палочку детям по очереди и называю растение. Взяв палочку,
ученик должен быстро ответить где оно растёт – в саду, в поле, в лесу, в
водоёме и передать палочку мне.
«Лесные-садовые»
Я называю лесные и садовые растения. Обучающиеся должны не
ошибиться и хлопнуть в ладоши, когда будет звучать название садового
растения. Победитель считается тот, кто не ошибся на протяжении всей игры.
«Что сделано руками?»
Оборудование: предметные картинки на наборном полотне.
Класс делится на две команды. Первая команда выбирает картинки, на
которых изображены предметы, сделанные руками человека, вторая –
картинки с изображением предметов, в создании которых человек не
участвовал.
«Найди пару»
Оборудование: картинки
с
изображением
предметов,
схожих
по
назначению.
Например:
стул-табуретка,
шапка-шляпа,
стакан-кружка,
перчатки-варежки и т.д. Класс делится на группы, состоящие из четырёх
человек. Начиная игру, ученик спрашивает: «У кого моя пара?». Ученик, у
которого парная картинка отзывается, далее другой показывает свою
картинку с вопросом. Так продолжается игра, пока все пары не будут
найдены.
Данные дидактические игры можно использовать как на уроках, так и во
внеурочное время педагогом – воспитателем дошкольного образования,
группы продлённого дня, учителем начальных классов, учителем-логопедом,
дефектологом, а также родителями. На основе этих игр можно придумать и
составить свои, которые будут интересны детям дошкольного и младшего
школьного возраста.
Список литературы
1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии: Учебное пособие. М., 1996.
2. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте /
Сб. ст. под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.
3. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/
А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
4. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994.