Автор: Николаева Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 249
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Нравственное воспитание младшего школьника
Тема: «Нравственное воспитание младших школьников через систему игровых технологий»
Раздел: начальное образование
Публичная лекция
«Нравственное воспитание младших школьников
через систему игровых технологий»
Автор :Николаева Л.В
«Наиболее интенсивное развитие личности
Происх одит не на уроке,
а в среде общения, досуга, занятий, игры».
В.А.Сухомлинский
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-
экономические преобразования,
происходящие в современном обществе, заставляют нас
размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные
ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с
четырьмя положениями:
наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных
людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и
негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и
чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
само
по
себе
образование
не
гарантирует
высокого
уровня
нравственной
воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в
повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения
и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние
нравственное составляет главную задачу воспитания».
важно
вооружение
нравственными
знаниями
и
потому,
что
они
не
только
информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном
обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях
данного поступка для окружающих людей.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо
учитывать их возрастные и психологические особенности.
Наиболее значимой деятельностью,
помогающей самораскрытию нравственных установок личности, является игра, потому что мир
детства - таинственный и чудесный остров, жители которого многое знают, многое понимают,
многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Данный опыт они приобретают в своей
деятельности, в своих играх:
Во-первых, в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает
нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать
правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое
осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется
выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с
другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников
умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет» - говорил А.С.Макаренко.
Во – вторых, как утверждают психологи, невозможно детям долго заниматься монотонной
деятельностью, ибо 6-7-летний ребенок не может удерживать свое внимание на одном каком-либо
предмете более 7-10 минут. Дальше он начинает отвлекаться, переключать свое внимание на
другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
В- третьих, у младшего школьника отмечается недостаток четкости нравственных
представлений в связи с небольшим опытом.
В – четвертых, может существовать противоречие между знанием, как нужно, и
практическим применением.
В
–
пятых,
неравномерность
применения
вежливого
общения
со
взрослыми
и
сверстниками.
Как будем преодолевать эти особенности?
Обратимся к опыту великих педагогов. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В
практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде
всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа
очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие
нормы нравственности, учим их азбуке морали:
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание
отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе
хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь
ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было
хорошо.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства.
Плати им за это добром.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в
беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они
воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым
сердцем и чистой душой.
Будь
неравнодушен
к
злу.
Борись
против
зла,
обмана,
несправедливости.
Будь
непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим
людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра
и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Моральная воспитанность состоит в том, что человек стремится делать добро и не может
делать зла. Высшим двигателем человеческого поведения является убеждённость в том, что добро
- вершина морального богатства.
А Константин Дмитриевич Ушинский считал, что нравственное влияние составляет
главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума.
В своей работе я активно использую игровую деятельность, которая позволяет успешно
формировать нравственные свойства личности, делает процесс воспитания более эффективным и
результативным.