Автор: Филатова Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №15" г. Казани
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: сценарий
Тема: к 130-летию со дня памяти П.И.Чайковского. Концерт "Исповедь"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №15» г. Казани
К 130 – летию со дня памяти П.И. Чайковского
Сценарий тематического концерта, посвященный памятной
дате российской истории и культуры.
«Исповедь»
Автор: Филатова Татьяна Михайловна,
преподаватель
высшей квалификационной категории
Казань 2023 год
2
Пояснительная записка
П.И, Чайковский – великий русский композитор, являющийся главным музыкаль-
ным символом России. К с 100-летию со дня рождения П.И. Чайковского специальным
распоряжением
советского
правительства
было
увековечено
имя
композитора.
Московской государственной консерватории и Концертному залу присвоено имя П. И.
Чайковского. Выпущено полное собрание сочинений П. И. Чайковского. В 1954 году был
установлен
памятник
композитору
перед
зданием
Московской
государственной
консерватории (скульптор В.И. Мухина).
С 1958 года в Советском Союзе стал
проводиться
Международный
конкурс
академических
музыкантов
имени
П.И.
Чайковского.
В концерте исполнен цикл П.И. Чайковского «Детский альбом» (Автограф)
Цель
предлагаемого концерта – расширение исполнительских и творческих
возможностей учащихся
Задача:
объединение учащихся класса единой творческой идеей
создание мероприятия на стыке межпредметных связей
воспитание вкуса и расширение кругозора слушателей
сохранение национальных традиций
воспитание историко – патриотического чувства
Актуальность
данной
работе
придает
стремление
вовлечь
учащихся
в
исследовательскую
работу,
показать
многогранную
и
сложную
личность
П.И.
Чайковского. Концепция концерт – дневник композитора, рассказывающий как о самом
композиторе, так и о времени, в котором он жил.
Особенности концерта:
принимают участие все ученики класса,
цикл «Детский альбом» исполняется целиком, порядок пьес по «Автографу»
исполнение пьес «Утренняя молитва», «В церкви» задействовано вокальное трио,
ансамблевое исполнение миниатюры П.И. Чайковского «Сентиментальный вальс»,
переложение для скрипки и фортепиано используются как «музыкальный занавес».
Технические условия:
музыкальные инструменты (рояль, скрипка),
проектор для демонстрации слайдов, компьютер, экран
стенд с рисунками учащихся, иллюстрирующие исполняемые произведения.
Жизнь П. И. Чайковского, как жизнь гения, была сложна и парадоксальна. Однако
творческая судьба композитора сложилась счастливо: мировое признание он получил при
жизни, имел постоянного издателя – П.И. Юргенсона, его произведения исполнялись.
Меценат и друг Н.Ф. фон Мекк в течение 13 лет помогала Чайковскому беспрепятственно
отдаваться своему любимому труду - композиции.
«Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к
обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата, – писал он Н. фон
Мекк. – Однако я хочу сделать ряд маленьких отрывков <…> и с заманчивыми для детей
заглавиями, как у Шумана». Титульный лист его первого издания (1878) гласил:
«Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей
(подражание Шуману, опус 39)». «Детский альбом» – это своеобразный лирический
дневник. Для Чайковского – миниатюриста характерно стремление к воспеванию
«близкой русской душе системы уюта» (А. Бенуа). Немало интересных параллелей можно
провести между «Детским альбомом» и произведениями русских писателей, художников,
донёсших до нас давно утраченную атмосферу детства, проведенного в старинной
русской усадьбе.
Пьесы «Детского альбома» П.И. Чайковского – это классика педагогического
репертуара детских музыкальных школ. Каждый преподаватель, чтобы привить ребенку
определенные навыки исполнения, развить образное мышление, воспитать музыкальный
3
вкус обязательно вводит в репертуар учащегося пьесы П.И. Чайковского. Более сложной
задачей является исполнение всех 24 пьес «Детского альбома».
Изучая «Детский альбом» П. Чайковского, нельзя не ощутить его неоднозначность.
Возникает впечатление, что на этих ясных, предельно кратких страницах композитор
стремился охватить все измерения человеческого бытия. Возможно, обращение к детской
тематике явилось для композитора лишь условностью, подтверждающей мысль, что о
вечных проблемах следует говорить простыми словами. «Детский альбом» для многих
музыкантов и поныне продолжает оставаться в каком-то смысле загадкой.
Традиционно при исполнении используется нотный текст первого прижизненного
издания «Детского альбома» (П.Юргенсон, Москва, 1878). Порядок пьес этого издания
известен музыкантам почти 130 лет и служит отправной точкой для формирования
музыкальных образов. В 1959 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью
пьес П.И. Чайковского «Детский альбом» в исполнении знаменитого пианиста Я. Флиера,
чье исполнение стало определенным академическим эталоном. В статье, предваряющей
исполнение, упомянуто, что «цикл из 24 пьес не связан единой тематикой. В нем
представлен разнообразный мир детских игр, танцев и просто случайных впечатлений, но
весь альбом объединен общей задачей создания музыки для детей».
В 1961 году издательство Музгиз в VI
томе Полного собрания сочинений
«Чайковский. Литературные произведения и переписка» опубликовало порядок пьес
автографа «Детский альбом». Он существенно отличается от порядка пьес публикации. В
1985 году педагог-пианист московской ДМШ №21 М.Г. Месропова, обратившая внимание
на несовпадение порядка пьес автографа и издания П. Юргенсона, осмыслила «Детский
альбом» как одно из самых глубоких и цельных творений П.И. Чайковского. Ее изыскания
поддерживает кандидат искусствоведения, профессор МГК А. А. Кандинский-Рыбников,
анализируя «Детский альбом» по автографу. Более того, выдающийся пианист М.
Плетнев, заинтересовавшийся этими находками, записывает «Детский альбом» на фирме
«Мелодия» в 1987 году, соблюдая порядок пьес автографа.
Размышляя
о
проблемах
художественного
творчества,
П.
Валери,
французский поэт, эссеист, философ, писал: «Наилучшим является такое произведение,
которое дольше других хранит свою тайну». Одной из «загадок» цикла П. Чайковского
является его строение, которое изначально ставит интерпретатора перед проблемой
выбора. Для проникновения в психологический подтекст «Детского альбома» необходимо
прежде всего постичь принцип группировки пьес. «Детский альбом» П.И. Чайковского
состоит из ряда миниатюрных циклов, последовательность которых психологически
обусловлена.
Перестановка
пьес,
сделанная
автором,
в
опубликованной
версии
«Альбома»,
разрушают
цикл:
«Вряд
ли
Чайковский
не
понимал,
что
вместо
поразительного
цикла
он
опубликовал
сборник
превосходных,
но
сравнительно
разрозненных пьес <…> лишённых важнейшего подтекста». Из писем П. Чайковского к
Н. фон-Мекк, а также к издателю П. Юргенсону известно, какую борьбу приходилось
выдерживать композитору по поводу любых поправок, вносивших изменения в его
творческий замысел. А на сей раз речь идет об изменениях сущностных, концепционных.
Таким образом, выстраивается 2 смысловых ряда-«сюжета».
Первый – «День ребенка»: утро, игры и танцы, прогулка в деревню, мечты о
путешествиях, дальних странах, вечер и ночь, пробуждение при звуках песни жаворонка,
снова вечер, молитвы, раскаяние в детских прегрешениях, светлые мысли перед сном.
Второй – «Жизнь человека»: пробуждение личности, размышления о религии,
предчувствие опасностей окружающего мира, радости юности и первые утраты, годы
странствий, возвращение домой, нравственное обновление, мысли о смерти, покаяние,
итоговое приятие жизни.
Глубинный пласт выразительности «Детского альбома», его «взрослый» подтекст
связан с самыми сокровенными чувствами и мыслями композитора. Может быть
Чайковский опубликовал облегченную, детскую редакцию с тем, чтобы оградить детей от
недетской проблемы жизни и смерти. Вероятно, обдуманная, хотя и замаскированная
4
несообразность местоположения нескольких пьес – не тайный ли призыв автора к
потомкам разгадать и воссоздать замысел, оставшийся в рукописи? Рассмотрим две
авторские редакции сборника, в которых порядок расположения пьес различен:
Автограф
Публикация
1. Утренняя молитва
2. Зимнее утро
3. Мама
4. Игра в лошадки
5. Марш деревянных солдатиков
6. Новая кукла
7. Болезнь куклы
8. Похороны куклы
9. Вальс
10. Полька
11. Мазурка
12. Русская песня
13. Мужик на гармонике играет
14. Камаринская
15. Итальянская песенка
16. Старинная французская песенка
17. Немецкая песенка
18. Неаполитанская песенка
19. Нянина сказка
20. Баба-яга
21. Сладкая греза
22. Песня жаворонка
23. В церкви
24. Шарманщик поет
1.
Утренняя молитва
2.
Зимнее утро
3.
Игра в лошадки
4.
Мама
5.
Марш деревянных солдатиков
6.
Болезнь куклы
7.
Похороны куклы
8.
Вальс
9.
Новая кукла
10.
Мазурка
11.
Русская песня
12.
Мужик на гармонике играет
13.
Камаринская
14.
Полька
15.
Итальянская песенка
16.
Старинная французская песенка
17.
Немецкая песенка
18.
Неаполитанская песенка
19.
Нянина сказка
20.
Баба-яга
21.
Сладкая греза
22.
Песня жаворонка
23.
Шарманщик поет
24. В церкви
5
Гениальная музыка тем и притягательна, что может предполагать разные трактовки, она
дает пищу и для чувств, и для интеллекта. Музыка П.И. Чайковского сопровождает нас на
протяжении всей жизни. Именно с сочинений этого композитора, как правило, начинается
знакомство с шедеврами музыкального искусства в раннем детстве. «Детский альбом»
П.И.
Чайковского
–
ценнейший
вклад
в
мировую
фортепианную
литературу,
послуживший примером для целого ряда сборников, написанных композиторами разных
стран.
Сценарий тематического концерта «Исповедь»
Наша встреча посвящена Петру Ильичу Чайковскому – русскому композитору, чья
мировая слава не меркнет вот уже 180 лет. Великий труженик, душа которого никогда не
знала покоя. Музыкальный гений, но жизненные страсти обуревали его. Личность П.И.
Чайковского настолько неординарна, что до сих пор будоражит умы и сердца людей
разных стран, образованности и традиций.
Из книги Н. Берберовой «Чайковский»:
…Париж. 1936г. Квартира композитора А.К. Глазунова. «Разговор перешел к
недостаткам Петра Ильича. «У него их не было, – спокойно ответил Александр
Константинович. Были свои проблемы, но у каждого из нас есть свои тайны, пора к этому
привыкнуть…»
…Авеню Клебер. Отель «Мажестик». В гостях у композитора С.В. Рахманинова.
«Многое сказал он мне тогда, но самым ценным был его рассказ о той маске, которую
Чайковский как бы носил всю жизнь, и которая исчезла с его лица в день его смерти…»
… Из письма Чайковского:
«…В своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким меня
сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и
действую».
В XIX веке не полыхали костры инквизиции, но огонь войны постоянно разгорался
«во славу отечества». Бурлила молодая Америка, омолаживалась Европа: делались
территориальные «перетяжки», иначе расставлялись акценты власти. Россия закрепила за
собой статус великой военной державы. В одежде был моден мундир. Его носили все:
военные, юристы, инженеры, преподаватели. Музыка не могла обойтись без марша, как
символа мужественности, и недавно ещё запретного вальса, символа женственности.
Народные мелодии насыщали музыкальное древо, наполняя его живительным соком. Как
алмазы, до поры скрытые под толщей руды, так и народные песни выискивались,
«гранились» и оправлялись в изысканную классическую музыкальную оправу.
Образованность
представителей
разных
профессий
была
такова,
что
профессиональный военный исполнял мазурки Шопена, хозяйка дома – сонаты Бетховена,
читая со своими детьми оперные клавиры. Дипломаты писали стихи и становили
классиками литературы, военные врачи – музыкальными критиками, юристы –
профессиональными композиторами, артиллеристы – писателями с мировым именем.
Ценилась
ли семья как социальная
ячейка в
век бурных изменений и
взаимопроникновения традиций разных стран? Несомненно, причем – многодетная. Семья
монарха была также многодетна, как и семья горожанина или крестьянина. Религия,
устойчивый образ жизни – все это способствовало созданию большой семьи. Женщины
любящие и романтичные, энергичные и честолюбивые были, как и во все времена,
основой семьи, жизни.
Как привлекателен портрет молодой Сашеньки Ассиер, петербурженки, француженки по
отцу. Статная, с выразительными глазами, приятным голосом и удивительно красивыми
руками. Сирота. Выйдя замуж после окончания Патриотического института, она
продуманно и властно держала в своих руках огромную семью. Конечно же, подружки
судачили, что у старшей из сестер Ассиер, Екатерины, муж – генерал-майор, а у
Александры – подполковник от Департамента горных и соляных дел, вдовец «с
приданым» (дочь Зинаида). Мужем Сашеньки стал дворянин Илья Петрович Чайковский,
сорока лет. Родового гнезда, имения, у него не было. Приданое Сашеньки Ассиер
6
состояло из молодости и образования. Заметим, что литературу в Патриотическом
институте у старшекурсниц преподавал знаменитый П.А.
Плетнев,
поэт и критик,
профессор
российской
словесности,
впоследствии
—
ректор
Петербургского
университета; друг Пушкина и первый помощник его в литературных делах. Ему А.С.
Пушкин посвятил «Евгения Онегина».
Первые годы, проведенные в Петербурге, омрачились неудачными родами. Дети
пошли после благословенного лета, проведенного в Воткинске, куда Илья Петрович был
назначен Горным начальником Камско-Воткинского завода. Илья Петрович стал в одно
мгновенье полновластным властителем огромного по тем временам предприятия,
обладателем большого комфортабельного дома, толпы слуг, собственного войска в виде
сотни казаков, маленького «двора» из местного дворянства, служившего на заводе. Он с
большой охотой обустраивал дом, ожидая приезда любимой супруги. Есть старинный
рояль. Будут устраивать музыкальные вечера. Жаль, что флейту он давно не брал в руки,
но Сашенька обаятельно поет модные романсы.
Исполняется: «Сентиментальный вальс» (переложение для скрипки и фортепиано)
Из письма жене весной 1837 года:
«Был первый раз в саду, ты будешь в восхищении, есть фруктовые деревья, тьма розанов
махровых, земляника, яблони, прекрасные беседки, детский домик, теплица».
А сколько было рассказов о посещении завода цесаревичем Александром со свитой, в
числе которой был и поэт Василий Жуковский. Завод и его технические новшества
убедили. Новым начальником остались довольны. За восемь лет службы Илья Петрович
поднялся до чина генерал-майора и вышел в отставку.
Дом окреп: пятеро сыновей, доченька Сашенька и еще двое сироток жили отдельно в
мезонине. Мамки, няньки, тетушки и сестрицы были вызваны из Петербурга.
Знакомьтесь – Фанни Дюрбах! Гувернантка из Петербурга.
Даже в такой большой семье Фанни сразу отметила среди детей ни красивого и стройного
Николая,
старшего
сына,
а
маленького
Петра.
«Стеклянный
мальчик»,
тонко
чувствующий и ранимый, тихий, но сообразительный. Очаровательный Piere, несмотря на
свои вихры и нелюбовь к губке и мылу. Всех удивляло, что в свои пять лет он читает и
пишет возвышенные стихи по - французски:
Eternel notre Dieu
C,est Toi!
Quia a fait Tout cela!
О, ты,
Бессмертный Бог Отец!
Спасаешь ты меня!
Исполняется «Детский альбом»:
1.
«Утренняя молитва» (Год обучения учащегося 3-4)
Исполнители: вокальное трио a capella (1 и 2 фразы) и фортепиано.
Петруше постоянно хотелось высказывать себя звуками. Фанни видела, как он, приложив
руку к сердцу, слушал механические звуки специально привезенной из Петербурга
оркестрины, исполняющей арии Моцарта, Беллини, Доницетти, Россини. Он не мог долго
заснуть, когда самозабвенно импровизировал на рояле. Держал себя за голову, переживая
поток звуков, проносившихся в сознании.
И когда Петю – это уже было в Петербурге – будущего ученика училища Правоведения,
будущего юриста, на Рождество вывезли в театр, и он впервые услышал оркестр,
потрясение его было так велико, что мальчик на несколько дней лишился покоя.
2. «Зимнее утро» (Год обучения учащегося 3-4)
В Петербурге, мучительно страдая от разлуки с близкими, повзрослевший Петя
самостоятельно постигал науку жизни. Дрался с мальчишками, изводил преподавателя по
математике, науке, оставшейся для него таинственной во всех отношениях. С друзьями
любил готовиться к экзаменам в Летнем саду. Но карандаши и книжки назад в училище не
несли. Их оставляли в дупле старого дерева до следующего дня. По субботам Петя с
друзьями ходил в оперу, по вечерам записывал происходящее в дневник, под названием
«Все».
7
Вдруг устоявшийся порядок начал разрушаться. В классе появился новый мальчик Леля
Апухтин – такой же тринадцатилетний мальчик, но с исключительными способностями. И
Чайковский со своей безобидностью, наивной верой в добро и зло неожиданно предстал
для себя в бесцветности. У Лели была слава: знаком с Тургеневым и Фетом,
переписывается с принцем Ольденбургским. Со своим едким умом и насмешками
Апухтин явился как старший. Он уже умел ненавидеть и мстить, ему было многое
знакомо из того, о чем Чайковский еще и не догадывался. Они бегали курить в конец
коридора, и Чайковский слушал стихи Апухтина:
Я знал его любви тяжелый бред
С неясными порывами страданья!
Со всей горячностью незрелых лет!
Со всей борьбой ревнивого терзанья!
И Чайковский вдруг стал стесняться своих музыкальных сочинений, хотя
обязательные уроки пения и музыки посещал.
Интересная деталь: одним из преподавателей училища правоведения был Якоб Беккер –
будущий успешный и знаменитый производитель роялей.
Ночами Петра мучили кошмары. Будущее казалось зыбким и неясным. Но вдруг посреди
сна ему виделось, что рядом с ним его ангел-хранитель – его мама.
3. «Мама». (Год обучения учащегося 3-4)
День ото дня Чайковский становился мрачнее и нервнее. Ему так хотелось очутиться в
Воткинске, вернуться в Детство…
– Во что будем играть, – слышался голос сестры Сашеньки, – в лошадки?
– Нет, давайте в Робинзона, – просила Лидочка.
– Скучно, – тянул Nicola, – пусть Фанни выпросит у маменьки папенькиных солдатиков, –
мы спорили, но игра все-таки завязывалась. «…Накрывали кресло платками, делали из
него коляску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были
тройкой лошадей, – и мы отправлялись в дорогу…»
4.«Игра в лошадки» (Год обучения учащегося 3-4)
5.«Марш деревянных солдатиков» Год обучения - 2
А потом Сашенька просила чтобы я сочинял ей сказки:
– Тебе рассказать историю про куклу? –
спрашивал я ее по-французски.
– Veux-tu je te raconte l.istoire de poupee?
– А ты не будешь плакать?
– Mais tu ne vas pas leurer?
– Да, – отвечала она.
– Ouis
– Я буду грустить…
– Je serais triste…
6. История первая. «Новая кукла». (Год обучения учащегося – 2-3)
7. История вторая. «Болезнь куклы». (Год обучения учащегося – 2)
8. Печальный конец. «Похороны куклы». (Год обучения учащегося - 3)
Сашенька, свернувшись калачиком в кресле, засыпала. Фанни уносила ее в кроватку.
На следующий день мы разыгрывали роскошный бал. За роялем был Петя. Фанни
танцевала плохо, ее усаживали в кресло. «Хозяйкой дома» становилась Зиночка. Окончив
институт в Петербурге, она про балы все знала. Мы объявлялись гостями. Всем было
строго велено носить перчатки, девочкам – украсить платья. Мальчики с волнением
повторяли только что выученные «па».
9. «Вальс». (Год обучения учащегося –3)
– Вальс, – объявила Зинаида. Мы начинаем двигаться неуверенно, стесняясь. А Сашеньке
нет пары, и она танцует со своей куклой Мими, бережно прижимая ее к себе.
10. «Полька». (Год обучения учащегося – 2-3)
Мы танцуем до упаду, улыбаясь и мило подавая друг другу ручки, умилительно
выделывая ножками разные движения. Мальчики старательно делают solo, а девочки
серьезно строят губки и на них не смотрят.
11. «Мазурка». (Год обучения учащегося – 3)
8
Мы построились в ряды, но Николя вскочил со своего места, держа «даму» за руку, и
вместо того, чтобы делать pas de Basques, которым нас учили, просто побежал вперед.
Добежав до угла, приостановился, раздвинул ноги, стукнул каблуком, повернулся и,
припрыгивая, побежал дальше.
…Петербург. Как много значит город, в котором ты живешь. В Петербурге встретились
Александра Андреевна и Илья Петрович, в Петербурге получили образование дети, здесь
от холеры в три дня угасла мать, и потерял состояние отец. Этот город выбрал «дорогу»
Петру Чайковскому: он оставляет юриспруденцию, заканчивает только что открывшуюся
консерваторию… Этот город, оставивший в судьбе Чайковского печать андрогинизма,
будет каждый год по капле отнимать у него жизнь.
У Чайковского не будет дома, а будет только дорога и музыка, страны и
концертные залы, гостиницы с их чужими стенами. Как хочется домой, в Россию - к ее
Величию, Тоске и Удали.
12. «Русская песня». (Год обучения учащегося – 3)
13. «Мужик на гармонике играет». (Год обучения учащегося – 3-4)
14. «Камаринская». (Год обучения учащегося – 2-3)
Чайковский составил в памяти витражи прожитой жизни. Это – розовое, пахнущее
травами и свежестью морозного утра – Детство. Это – мраморное, подернутое изморозью
– тревожная и разбросанная Юность. Здесь терракотовый осколок – шумная, немного
суетливая, ненасытная до работы Молодость, - голодная и драная. Кусочек прозрачный –
это он уже композитор и профессор московской консерватории, а вот темный осколок –
это его Страх. Он захотел заболеть и умереть. Друзья отстояли, заставили вновь поверить
в себя, жить и писать.
И все время лица. Маменька, пахнувшая фиалкой, седой и добрый отец, Фанни,
Рубинштейны – властный Антон и деятельный Николай, друг Ларош, чудесный Корсаков,
Милий и… таинственная Надежда Филаретовна фон Мекк – миллионерша, меценатка,
ограждавшая в течение тринадцати лет Петра Ильича от любых жизненных коллизий.
В 1878 году фон Мекк сняла для Чайковского во Флоренции виллу Банчиани. Не
спалось. В открытое окно текла душистая лунная тосканская ночь. Пинии и пальмы сада
под лунным светом казались сделанными из воды и серебра. В доме был тот особый дух
итальянского тепла, который исходит от трещавших в камине оливковых веток…
15. «Итальянская песенка». (Год обучения учащегося – 2-3)
... Париж встревожил Чайковского сильнее обычного. Сам город стал другим от
электрического света, нарядный, шумный как никогда. Петр Ильич много гулял поздно
вечером и ночью. Всегда изящно одетый, в сером цилиндре, лиловых перчатках и с
коралловой булавкой, воткнутой в шелковый пластрон. Вспомнил, что писала Фанни.
Просила заехать, пока он во Франции. Хочет увидеть своего Пьера, своего мальчика после
сорока лет разлуки.
16. «Старинная французская песенка». (Год обучения учащегося – 2)
Из Парижа он едет в Берлин.
17. «Немецкая песенка». (Год обучения учащегося – 2)
Из Берлина – в Неаполь.
18. «Неаполитанская песенка». (Год обучения учащегося – 3-4)
– Да, я вполне свободен и счастлив. Но мне грустно до слез, – эта мысль была постоянной.
Чайковский возвращается в Россию. Ему госпожой фон Мекк было предоставлено имение
Симаково.
Лучше этого заброшенного фольварка нет ничего. Дом был заброшен и стар, но уютен,
чист и просторен. В саду было столько цветов, что в солнечный день пчелы хмелели над
огромными клумбами левкоев, роз, резеды. Направо от сада шла дорога низом вдоль
заросшего тростником болота к крошечной рощице.
Здесь была та удивительная болотистая, полевая прохлада из которой порою до вечера не
хотелось уходить. Село. Скромная церковь. За нею лес, лес, лес. Домой возвращался уже
другой, верхней дорогой.
9
Садился на балконе в кресло. Этот далекий вид, вековые в саду деревья. Удивительный
вечер, звуки ночи – все так трогало размягченное сердце. Чувство тревоги не отпускало
его: не исписался ли он?
19. «Нянина сказка» (Год обучения учащегося – 3-4)
20. «Баба-яга» (Год обучения учащегося – 3-4)
Та грусть беспричинная, сладкая, мучительная, которую он так любил, и которая находила
на него в самые счастливые минуты, начинала медленно, как бы сжимая, терзать его.
21. «Сладкая греза» (Год обучения учащегося – 3-5)
22. «Песня жаворонка» (Год обучения учащегося – 3-4)
Работать он мог много, усидчиво, распределив день на правильные промежутки –
писание, обед, прогулка. Днем он иногда ходил купаться, но чаще часа в три запрягл
шарабан, один ехал в лес, и туда через час приезжал слуга Алеша со старым лакеем. Они
ставили самовар, раскидывали в любимом его месте скатерть и готовили чай под пение
птиц.
Приходил вечер. И опять Петра Ильича угнетала тоска. Ведь все складывалось как он
хотел: он был оберегаем, делал, что хотел, жил, где хотел. У него было все, что он только
мог пожелать. И все-таки вечерами он знал такую невыносимую тоску, от которой
хотелось выть, закрывши окна и двери. «Тут рок, – говорил он себе в самые ясные свои
минуты, – рок славы моей, тайны моей, моего человечества».
Любил я всенощное бденье,
Когда в молебнах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в слезах.
23. «В церкви» (Год обучения учащегося – 3-4)
И среди всего этого хаоса чувств Чайковский с особой теплотой вспоминает о своем
Ангеле – маленьком племяннике Володе Давыдове. Мальчик талантливый, пишет стихи,
любит цветы и травы. Делает успехи в музыке. Он, Петр Чайковский, напишет для детей
пьесы, двадцать четыре. Как двадцать четыре часа одного дня. Как двадцать четыре
мгновения одной жизни.
24. «Шарманщик поет» (Год обучения 3 –4
П. И. Чайковский выработал для себя строгие правила, которым следовал неукоснительно:
ни на минуту не прекращать работу, не демонстрировать окружающим своих душевные
сомнения, помнить, что жизнь – это Дар Божий. За полтора года до загадочной кончины
Чайковский покупает себе дом в Клину. Огромная библиотека, уют. Как хочется все время
работать! Пишет много и самозабвенно. Получает заказы от Российского императорского
дома. В Европе его буквально носят на руках. В Англии П. И. Чайковский получает
почетную степень доктора музыки Кембриджского университета. В Америке его
обожествляют. При жизни Чайковский становится легендой.
Музыка – «лучший дар неба для блуждающего в потёмках человечества. Она одна
только просветляет, примиряет и успокаивает», – говорил П. И. Чайковский.
Список литературы
1.Айзенштадт С.А. « Детский альбом» П. И. Чайковского. М.: Издательский дом «
Классика – ХХI», 2006.
2.Алексеев А.Д. История фортепианного искусства М.: Музыка 1988.
Берберова Н. История одинокой жизни: Чайковский. Бородин. – М.: АСТ 2010.
3.Валери П. Об искусстве. М., 1993.
4.Волков С. Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным . – М.: Эксмо,
2004.
5.Игумнов К. О фортепианных сочинениях П. И. Чайковского // Пианисты рассказывают.
– Вып. 1. – М., 1990.
6.Ларош Г. Избранные статьи. – Л., 1990.
7.Наумов Л. Под знаком Нейгауза. – М., 1973.
10
8.Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. - М.: Музгиз 1949 .
9.Месропова М., Кандинский-Рыбников А. О неопубликованной П. И. Чайковским первой
редакции «Детского альбома» // Вопросы музыкальной педагогики : научные труды МГК
им. П. Чайковского. – М., 1997.
10.Познанский А. Чайковский. М.: Молодая гвардия, 2010.
11.Синьковская Н. О гармонии П.И. Чайковского. — М.,1983.
12.Смирнова М. В. Чайковский-миниатюрист (на материале «Детского альбома»)
13.Толстой Л.: Детство. Отрочество. Юность. Спб.: Азбука 2014.
14.Холопов Ю. Выразительность тональных структур у П.И. Чайковского. — М., 1973.
15.Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т1И: Алгоритм 1997 .
16.Чайковский П. Переписка с Н.Ф. фон Мекк в 3-х томах – М.: Книговек 2015.
11