Автор: Куранова Галина Николаевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Кушвинского городского округа «Кушвинская детская музыкальная школа»
Населённый пункт: г. Кушва
Наименование материала: «Музыкальная мозаика»
Тема: Сценарий концерта
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Кушвинского городского округа
«Кушвинская детская музыкальная школа»
Сценарий концерта
«Музыкальная мозаика»
Дата проведения: 26.12.2021г.
Подготовила и провела
Преподаватель по классу скрипки: Куранова Галина Николаевна
Пояснительная записка
Вовлечение учащихся в концертную и конкурсную деятельность всегда
остаются востребованными формами работы в ДМШ. Это те приоритетные
направления, ради которых дети обучаются в музыкальной школе. Если
учащийся
интенсивно
вовлечен
в
концертную
деятельность,
у
него
формируется устойчивый интерес к обучению и, как следствие, повышается
успеваемость. Участие в концертах детей разного возраста делает их опыт
богаче и разнообразнее, стимулирует их собственное внимание к звуковой и
технической стороне исполнения.
Нельзя не сказать о важности концертной деятельности в глазах его
родителей. Семья – это важный участник воспитательного процесса. Именно
она
является
одним
из
главных
объектов
воздействия,
активным
помощником и союзником преподавателя.
Участие в концертах – одна из форм организации работы с детьми и
самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только
самостоятельного
творчества,
но
и
большой
дополнительной
работы
преподавателя.
Цель: Удовлетворение потребности учащегося в признании ощущения
ценности и пользы своего творчества.
Задачи:
Образовательные:
Погружение учащихся в атмосферу стиля, творчества того или
иного композитора, расширяя кругозор.
Развивающие:
Развитие
интереса
и
желания
учащихся
к
творческой
деятельности;
Развитие у учащихся чувства уверенности в себе;
Совершенствование
навыков
исполнительского
мастерства
обучающихся.
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения к выступлению друг
друга;
Формирование чувства коллективной ответственности;
Показать родителям творческие достижения детей;
Воспитывать любовь к музыке;
Вызвать эмоциональный отклик у слушателей.
Сценарий Новогоднего концерта 26 декабря 2021г.
«Музыкальная мозаика»
Наш концерт называется «Музыкальная мозаика» И это название не
случайно.
Ведь
что
означает
слово
мозаика.
Мозаика-это
узор
из
скрепленных друг с другом кусочков разноцветных камешков, стекла, эмали,
дерева. И остается загадкой, как у совершенно различных, не похожих друг
на друга фрагментов художник может создать прекрасное, совершенно
неповторимое художественное произведение.
Наш сегодняшний концерт это тоже своеобразная мозаика, только
музыкальная, составленная из разнообразных, непохожих друг на друга
музыкальных фрагментов. Это интересные народные мелодии и вечно юные,
полные лирики и грации старинные сонаты и концерты. Это веселые и
непосредственные детские миниатюры и красивые лирические задушевные
мелодии.
Вам будут представлены солисты и разные ансамбли.
Надеемся, что сегодня нам удастся сложить из различных непохожих
друг на друга фрагментов музыкальной мозаики единое и прекрасное
музыкальное полотно.
В концерте прозвучит музыка разных времен и разных стран и начнем
мы его с Италии.
1.
Арканджело Корелли (1653-1717) итальянский композитор и
скрипач, основоположник классической игры на скрипке, которая в своих
главных принципах сохранилась до наших дней. Происходил из старинного и
влиятельного рода, который дал известных юристов, ученых, поэтов.
Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в городке Фузиньяно.
Сочинения Корелли долго сохраняли ценность как прекрасное руководство к
изучению игры в широком стиле. Корелли создал классические образцы
главных инструментальных жанров барокко — sonata da camera и da chiesa
(светских и церковных трио-сонат) сонат для скрипки.
Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. Он
достиг в своём творчестве классического совершенства, выступая как
скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре
на этом инструменте.
Корелли вел жизнь скромного труженика. Он никогда не выезжал за
пределы своей страны. Однако он смог завоевать мировую славу и оставить
после
себя
великолепную
школу,
которая
дала
миру
мощнейших
музыкантов. Творчество Арканджело получило такое единодушное и
безоговорочное признание еще при жизни автора, что удивительно.
Наверное, это произошло из-за того, что он был невероятно трудолюбивым,
талантливым и обаятельным.
Сейчас можно услышать восхитительную музыку Корелли во многих
концертных залах, музыку, которая когда-то давно канула в небытие, а
сейчас восстала из пепла.
Звучит произведение: А. Корелли Соната для скрипки №3, e-moll. 2-
3чч.
2.
Антонио Вивальди
(1678-1741) – итальянский композитор,
дирижер, педагог, скрипач-виртуоз. Гений, чьи произведения были преданы
забвению в течение 200 лет.
В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста
Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была
признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь
проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом
смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел
мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе
оркестра собора Св. Марка.
Из всех шестерых детей Вивальди был более всех похож на отца - не
только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное
— умением слышать и чувствовать музыку. Музыкальная одаренность
Антонио Вивальди дала о себе знать с раннего детства. Он быстро освоил
игру на скрипке, и в 10 лет часто выступал в соборном оркестре вместо
своего отца. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственную
музыку.
В биографии Вивальди говорится, что в 15-летнем возрасте жизнь
Антонио сделала крутой вираж — по настоянию родителей он выбрал для
себя карьеру священнослужителя, и следующие 10 лет жизни посвятил
изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703
году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный
скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако
церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он
отказался вести мессы — по одной из версий, из-за того, что не позволяло
здоровье, по другой — опять же из-за пристрастия к музыке.
Почти сразу после получения сана Вивальди стал работать в одной из
школ Венеции «Оспедале делла Пиета» - так назывался дом приюта при
монастыре для сирот. «Оспедале делла Пиета» стала настоящей колыбелью
для творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и
хормейстера он приобрел уникальную возможность осуществлять самые
смелые
и
разноплановые
творческие
идеи.
По
долгу
службы
ему
приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки, как
духовного, так и светского содержания — кантаты, хоралы, оратории,
вокально-симфонические композиции, концерты. Результаты такой кипучей
и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать. У знатоков и
ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе.
Итальянские ученые около трех лет назад сделали потрясающее
открытие - выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели
эксперимент,
в
результате
которого
выяснилось,
что
периодическое
прослушивание «Времен года» А.Вивальди укрепляет память у людей
преклонного возраста.
Звучит произведение: А.Вивальди концерт a-moll 1ч.
А.Вивальди «Ларго»
3.
Джузеппе Валентини (14 декабря 1681 - ноябрь 1753), по
прозвищу
Straccioncino
(Маленький
оборванец),
был
итальянским
скрипачом, художником, поэтом и композитором, хотя он известен прежде
всего как композитор изобретательной инструментальной музыки.
Джузеппе Валентини родился во Флоренции 14 декабря 1681 года, дата
его приезда в Рим не известна, однако в 1692 году, когда Валентини только
исполнилось 11 лет его имя можно встретить в списках участников Общества
св. Цецилии, которое объединяло именитых музыкантов своего времени. В
этом же году Джованни Баттиста Бонончини взял нашего героя к себе для
совершенствования в музыке, которое продолжалось вплоть до 1697 года. В
возрасте 15 лет он уже участвует в музыкальной жизни Рима как
профессиональный скрипач. С 1708 года его имя постоянно встречается в
списках музыкантов, которые участвовали в музыкальных представлениях,
которые организовывали князь Русполи, кардиналы Оттобони и Памфили. В
том же 1708 году Валентини в составе 20 скрипачей под руководством
Корелли играл во время представления оратории Генделя "Воскресение".
Именно Валентини стал тем человеком, который обошел первого музыканта
Рима, и заслуги Корелли ещё при его жизни стали достоянием прошлого.
Талант
Валентини
был
отмечен
знаменитой
Аркадской
Академией,
принявшей его в свои ряды под псевдонимом Euginaspe Leupinto. Он был
седьмым и последним музыкантом, которого Академия приняла в свои ряды.
Впрочем, сместив с пьедестала Корелли, Джузеппе Валентини сам стал
жертвой времени, возможно, если бы он трагически погиб в более раннем
возрасте, то кто-нибудь обратил внимание на феномен этого выдающегося
художника и воспел о нём в стихах. Хотя, нам никто не мешает сделать это
самим. Жаль, только, что музыку его исполняют, не столь часто, сколь
хотелось бы.
Несмотря на то, что при жизни его заслоняли такие личности, как
Корелли и Локателли, его вклад в итальянскую музыку барокко заслуживает
внимания, и многие его произведения были опубликованы по всей Европе.
Джузеппе
Валентини
подобно
небесному
болиду
стремительно
пронёсся и сгорел на музыкальном небосклоне Европы в самом начале 18
века.
Звучит произведение: Д. Валентини Соната a-moll.
4.
Геóрг Фри
́
дрих Ге
́
ндель (1685-1759)– немецкий и британский
композитор, живший в эпоху барокко. Автор всемирно известных опер,
ораторий, концертов, и сюит, впервые получивших признание в высших
аристократических кругах Европы.
При звуках гимна чемпионов УЕФА мало кто задумывается об истории
этого произведения. Известная на весь мир мелодия – это талантливая
аранжировка
антемы
«Садок-священник»,
созданная
немецким
композитором Фридрихом Генделем по случаю коронации монарха Георга II.
Гендель родился в Германии в один год с И.С. Бахом. Гендель – и
немецкий, и английский композитор одновременно, поскольку родился и
провел свою юность в Германии, но большую часть жизни прожил в
Лондоне. В возрасте 41 года поменял немецкое гражданство на английское.
Г.Ф. Гендель – легенда английской классики. Каждый год в его честь
устраиваются грандиозные музыкальные фестивали.
Георг Фридрих Гендель по тем временам был довольно образованный
человек: он закончил полный гимназический курс и, выполняя волю отца,
один год отучился юриспруденции в университете. Параллельно, он с
невероятной стремительностью освоил искусство композиции, игру на
клавесине, органе, скрипке, гобое. На это ему понадобилось три года занятий
с местным органистом, и к 11 годам он был уже законченным композитором
и виртуозом. О его игре на органе и клавесине ходили легенды. Композитор
создал множество произведений, раскрывающих богатство возможностей
скрипки, например 15 сонат.
Гендель – мастер массовых жанров, обращенных к широкой публике.
Он обладал даром писать просто и духоподъемно. Он первый придумал
музыкальное шоу на открытом воздухе с трубами, салютами и фейерверками.
Ни один композитор эпохи барокко не был так вознесен при жизни, как
Гендель. Он был официально признан «великим», очень высоко оплачивался,
имел возможность прочитать свою опубликованную биографию и созерцать
в городском парке Лондона памятник себе самому.
Звучит произведение: Соната для скрипки №6, 1-2чч.
5.
Джованни Баттиста Виотти (1755-1824) - итальянский скрипач
и композитор, был также директором французских и итальянских опер в
Париже и Лондоне. Ученик Пуньяни, он был самым влиятельным скрипачом
между
Тартини
и
Паганини
и
последним
великим
представителем
итальянской традиции, происходящей от Корелли. Его считают основателем
«современной» (19-й век) французской школы игры скрипки, и сочинения
оказали сильное влияние на скрипичных композиторов 19-го века.
Джованни-Баттиста Виотти родился 12 мая 1755 года в местечке
Фонтанетто, близ Крешентино Пьемонтского округа Италии в семье кузнеца.
Отец умел играть на валторне и, видимо, пытался обучить этому и сына,
музыкальные способности которого были очевидны. Скрипка в Италии в то
время была популярным инструментом, и отец купил Джованни скрипку,
которую тот стал осваивать самоучкой.
В Турине уроки Пуньяни превратили Виотти в настоящего мастера
скрипичной игры.
Виотти был великим скрипачом. Его исполнительство — высшее
выражение
стиля
музыкального
классицизма:
игра
отличалась
исключительным благородством, патетической возвышенностью, большой
энергией, огнём и вместе с тем строгой простотой; ей были присущи
интеллектуализм, особенная мужественность и ораторская приподнятость.
Виотти обладал мощным звуком. Мужественная строгость исполнения
подчеркивалась умеренной, сдержанной вибрацией. «В его исполнении было
нечто до такой степени величавое, вдохновенное, что даже самые искусные
артисты стушевывались перед ним и казались посредственными, — пишет
Герон-Аллен,
цитируя
слова
Миеля.
Исполнительству
Виотти
соответствовало и его творчество. Наибольшую известность из его наследия
приобрели скрипичные концерты.
Интересные данные о усовершенствовании смычка:
Сам Виотти никогда не был скрипичным мастером, никогда он не
пытался изготавливать и смычки. Однако, ещё обучаясь у Пуньяни, он,
вместе со своим учителем задумался о форме смычка. Для такого уровня и
стиля скрипичной игры, как у Виотти, существующие в те времена смычки
были неудобны. Уже приехав во Францию, Виотти знакомится с Франсуа
Туртом -младшим сыном часовщика, который, как и отец, занимался и
изготовлением смычков. До 1775г. ни длина смычка, ни его вес не были
стандартизированы с точностью. Следуя советам Виотти, Турт определил
длину смычка для скрипки 74 или 75 сантиметров, на каком расстоянии
должен находиться пучок волос, и дал требуемую высоту головки и
колодочки. Сначала Турт, по примеру своих предшественников, прикреплял
волосы в виде толстого круглого пучка. По указаниям Виотти он стал
располагать их в виде плоской ленты, как это делается и теперь. Он же
придумал покрывать колодочку перламутром и отделывать её в серебро или
золото.
Звучит произведение: Дж. Виотти Концерт №23, 1-ое solo.
6.
Пётр Ильи
́
ч Чайко
́
вский родился 25 апреля (7 мая) 1840г., в
селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город
Водкинск —умер 25 октября (6 ноября) 1893г., Санкт-Петербург.
Великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижер,
педагог, музыкально-общественный деятель.
Русскую культуру сегодня сложно представить без имени Петра
Чайковского. Гениальный композитор успел создать множество ярких
произведений, которые получили признание не только в России, но и далеко
за пределами страны. Тонкий вкус, великолепное музыкальное чутье,
идеальный слух позволили мастеру оставаться на вершине славы и после
смерти.
Один из самых сентиментальных и лиричных композиторов, овеянный
всемирной
славой.
Его
именем
в
России
названа
главная
вотчина,
воспитывающая российских музыкантов – Московская государственная
консерватория.
А
также
престижный
международный
конкурс
академических исполнителей, крупнейшее событие мирового масштаба. Пётр
Ильич Чайковский – выдающий русский композитор, целиком отдававший
себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во
всём
мире
в
нынешнее
время
являются
самыми
исполняемыми
произведениями.
Очаровывающий
мелодизм,
блестящее
владение
композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое
и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью не
только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.
Самое
волшебное
и
новогоднее
произведение
П.И.Чайковского,
известное по всему миру – балет «Щелкунчик».
«Танец пастушков» - один из самых изящных и грациозных номеров
балета «Щелкунчик». Прекрасная, изящная музыка создает простор для
детской фантазии и формирования прекрасных музыкальных образов.
Звучит произведение: П. Чайковский «Танец пастушков».
Цикл
12
пьес
средней
трудности
сочинен
в
1878
году.
Непосредственным толчком к сочинению пьес послужили впечатления от
жизни в Италии, а также и душевные переживания композитора. Начало
работы над 12 пьесами приходится на период, когда Чайковский жил во
Флоренции, а завершены в Каменке, на Украине.
«Грустная песенка», входит в этот цикл. Программное название, данное
композитором, служит ориентиром в воображении ученика и подсказывает
литературно-изобразительные
аналоги
с
известными
сюжетами
стихотворении русских поэтов, картин И.Левитана. «Грустная песенка»
привлекает своей напевностью, лиричностью. Общее настроение отражено в
заголовке «Грустная
песенка»,
в ней
подчеркивается
настроение не
безысходности, а скорее «светлой грусти».
Звучит произведение: П. Чайковский «Грустная песенка».
7.
Тень тень потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса, всему свету я краса.
Похвалялся зайка, пойди догоняйка.
Похвалялися ежи, у нас шубы хороши.
Похвалялись блохи, и у нас неплохи.
Похвалялся медведь, могу песни я петь.
Похвалялася коза, всем я выколю глаза.
Звучит произведение: Тростянский Вариации на тему р.н.п. «Тень-
тень».
8.
Наталья Владимировна Бакланова (1897–1980) – российская
профессиональная
скрипачка
и
композитор.
Родилась
в
зажиточной
купеческой
семье
в
Москве.
Долгие
годы
она
играла
в
оркестре
Художественного театра и жила неподалеку на улице Немировича-Данченко.
Все творчество Н. Баклановой пронизано идеей раннего знакомства
начинающего музыканта с интервалами, аккордами, тональностями. Наталья
Владимировна имела свои взгляды на музыкальное образование струнников.
Она является автором музыки для детей, обучающихся игре на скрипке. Все
юные скрипачи в детстве играли ее известные сочинения.
Звучит произведение: Н. Бакланова Концертино d-moll.
Доказано, что дети, которым поют колыбельные, быстрее усваивают
родную речь, обладают более спокойным нравом и успешнее постигают
окружающий мир, так как именно слуховое восприятие лирических песен
способствует укреплению связей между левым и правым полушариями
головного мозга маленького ребенка.
Колыбельная - ласковая, нежная, тихая, медленная, немного сказочная.
Звучит произведение: Н. Бакланова «Колыбельная».
9.
Дми
́
трий
Бори
́
сович
Кабале
́
вский
(1904—1987)
—
выдающийся
российский
композитор,
дирижер,
педагог,
публицист,
общественный деятель, академик Академии педагогических наук, Герой
Социалистического труда.
В основе большинства произведений композитора — советская
тематика, связанная с академическими традициями отечественной музыки.
Внёс также вклад в область музыки для детей и юношества. Работал во
многих жанрах. Его музыка отличается хорошим вкусом, профессиональным
мастерством, национальным колоритом, преимущественным обращением к
традиционным для XIX века средствам выразительности.
Скерцо Д.Б. Кабалевского это довольно редкое скрипичное творение –
совершенный шедевр композиции для струнного инструмента.
Звучит произведение: Д. Кабалевский «Скерцо».
10.
Ара
́
м Ильи
́
ч Хачатуря
́
н (Хачатря
́
н) - (1903-1978) – известный
советский композитор, занимался музыкально-общественной деятельностью,
дирижер, педагог. Самые знаменитые музыкальные произведения -балеты:
«Маскарад», «Спартак», Гаяне».
Арама Ильича Хачатуряна можно смело отнести к самым выдающимся
композиторам и педагогам 20 века. Он хорошо известен почитателям
классической музыки по всему миру. Маэстро сочинял такую музыку, что
зачастую сразу после премьерного исполнения она становилась популярной.
Блистательный «Танец с саблями» из известного балета «Гаяне» или
удивительные «Вальс» из «Маскарада». Арам Хачатурян за свою творческую
жизнь написал огромное количество музыкальных шедевров.
Балет «Гаянэ» стоит особняком не только в музыкальном наследии
А.И. Хачатуряна, но и в истории балетного театра. Это яркий пример
произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ»
принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок.
При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву
спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь,
перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии.
Но, как бы ни трактовались образы главных героев, в какую сторону ни
менялась бы сюжетная концепция, этот балет принимался зрителями
восторженно
на
всех
сценах
мира,
где
он
исполнялся,
благодаря
самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы
и ярко выраженный национальный характер.
Звучит
произведение:
А.Хачатурян
«Танец
девушек»
из
балета
«Гаянэ».
Наша встреча завершена, спасибо!