Автор: Елена Сергеевна Панченко
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с. Высокое, Красноармейского района, Саратовской области"
Населённый пункт: с.Высокое, Красноармейского района, Саратовской области
Наименование материала: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
Тема: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
Раздел: среднее образование
«Декоративно-прикладное искусство как средство развития
творческих способностей детей».
С 1 сентября 2022 года в силу вступили обновленные ФГОС
(федеральный государственный образовательный стандарт).
В новых ФГОСах сделан упор на практическое применение
навыков, которые должны усвоить ученики на каждом этапе
обучения. Среди них: изучение современных
высокотехнологичных систем, способность ориентироваться в
текущей повестке научной сферы.
В связи с этим потребность в неординарной творческой личности
наиболее актуальна и востребована в нашей стране.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все
разнообразнее и сложнее, и это требует от человека не шаблонных,
привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,
быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению больших и малых проблем.
Целью своих уроков технологии ставлю развитие творческих
способностей обучающихся.
От того, проявляет ли способности мой ученик к творчеству, будет
зависеть успешность его в приобретении знаний, закреплении
умений и выработке навыков.
Итогом этой работы я вижу ребенка, который вырастает и станет
интересной и неординарной личностью.
Уроки технологии, главная цель которых созидание,
подготавливают учеников к самостоятельной трудовой
деятельности, помогают им адаптироваться при вступлении во
взрослую жизнь, когда они завершают обучение в школе.
Работу с детьми я направляю на решение следующих задач:
приобщать учеников к творческой работе,
поощрять интерес к творчеству,
поиску,
созиданию,
стремлению самореализовываться.
Детей без таланта нет. Важно только вовремя раскрыть его
способности, помочь ему поверить в себя и дать необходимые
знания.
Я хочу подробнее остановиться на развитии творческого
потенциала обучающихся путем декоративно прикладного
искусства на своих уроках.
«Декоративно – прикладное искусство – это художественное офор
мление предметов, которые человек использует в быту.
Все предметы, окружающие человека, должны быть не только
удобными, но и красивыми.
Это искусство называется прикладным еще и потому, что
необходимо приложить руки, чтобы получилась эта красота.
Польза и красота всегда рядом»
К основным видам декоративно-прикладного искусства,
которые я использую в работе, относятся:
Вязание.
Шитье.
Аппликация.
Изготовление поделок.
Выжигание.
Бисероплетение.
Работая учителем технологии более 5 лет, я сталкиваюсь с такими
проблемами:
—Ученик работает строго по шаблону, задания выполняет ради
оценки.
—Ученик владеет теорией, а на практике не может ее применить.
—Современные дети легко осваивают девайсы и гаджеты, и тут
же испытывают дискомфорт при выполнении практической
работы (отказываются работать со швейной машинкой или с
электрической плитой, мотивируя тем, что «не умеют этого
делать»). Как же тогда поступить учителю? Как ненавязчиво и
умело дать ребенку знания, смелость, желание работать?
В таких случаях я ребятам всегда говорю: «В творчестве нет
ошибок, как «мастер» захотел, так и сделал свою работу». Мои
слова их воодушевляют, они гордятся, тем, что они «Мастера» и
начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их
способностей. Это первые, возможно неуверенные, шаги к
успеху…, но все- таки шаги.
Нужным и важным умением каждого человека является шитьё.
Это не только изготовление сложного изделия, а простое умение
пришить пуговицу или зашить вещь. Уроки шитья я провожу в
_5-7_ классах, мы начинаем с простых салфеток, косынок и
потом уже шьем фартук. Шитье развивает воображение и
пространственное мышление, тренирует мелкую моторику,
внимание и усидчивость — и, даже если хобби не перерастет в
будущем в профессию, польза рукоделия для развития ребенка и
его учебы несомненна.
С ребятами 7 класса мы занимаемся вязанием: крючком и
спицами. Вязание развивает : мышление, речь, понимание,
помогает сохранить острый ум.
Вязание — это постоянные движение кистями и пальцами рук, а
значит, вязание развивает ловкость, снижает степень
тревожности и беспокойства, снимает напряжение и усталость.
Особый интерес у ребят вызывает аппликационная работа.
Этот вид работы знаком ребятам с начальной школы, и мы
продолжаем заниматься аппликацией в 5, 6 классах. Ребятам
очень нравится большое разнообразие материала: лоскутки,
бисер, бусины, пайетки, кожа, пряжа. Мы используем
аппликацию при декорировании одежды, то есть аппликация на
ткани. Ребята придумывают очень сложные и замысловатые
аппликации, стараются их сделать красиво и аккуратно.
Развитием декоративно-прикладного творчества я также
занимаюсь на кружке, который и называется «Мастерица».
Кружок по технологии действует в нашей школе несколько лет.
В основном, его посещают учащиеся с 5 по 8 классов.
Иногда занятия кружка посещают родители.
Одним из интереснейших видов художественной деятельности
кружка является - бисероплетение.
Ведь не зря
Василий Сухомлинский сказал, что интеллект ребёнка
находится на кончиках его пальцев.
В руках ребят бисер превращается в красивые и полезные вещи.
Бисероплетение так увлекло наших ребят, что даже мальчики с
огромным удовольствием, без всякого стеснения, изготавливают
изделия из бисера: картины, браслеты, цветы, брелоки,
искусственных животных и птиц. Качество изготовления этих
изделий не хуже, чем у девочек. Сейчас мы с ребятами начали
готовить изделия из бисера папам и мамам на 23 февраля и 8
марта. Технология бисероплетения развивает не только ручную
умелость детей, но и помогает осваивать величину, форму,
цвет, структуру поверхности.
Работа с бисером развивает у ребят , изобретательность,
фантазию, воображение, художественный вкус.
На занятиях кружка мы также занимаемся изготовлением
поделок из бросового материала (пуговиц, крышек, мешковины,
и др. материала).
Это даёт возможность ребятам взглянуть на окружающий мир
глазами созидателя, положительно влияет на развитие
эстетических чувств, дает неограниченные возможности для
импровизации сочетания разных материалов.
Осенью мы собираем различный природный материал (веточки,
шишки, листья), которые в течении года используем в работе.
Яркие и интересные работы получаются у всех детей.
О каждом виде декоративно прикладного искусства, который
используется мной на уроках и кружковых занятиях, можно
говорить очень много. Но, если подвести итог, то я скажу, что
декоративно-прикладное творчество повышает творческую
активность учащихся. Результаты этого повышения за три
последних года я представила на диаграмме.
Качество знаний повысилось на 13 %.
Количество участников кружка возросло на 42%.
Количество победителей конкурсов разного уровня увеличилось
на 28%.
Я заметила, что ребята стремятся быть более успешными,
участвуя в муниципальных, региональных, всероссийских
конкурсах и занимая призовые места.
Не скрою, я по натуре мечтатель, люблю творить и воплощать
все новое и новые проекты, люблю свободу и независимость,
люблю делиться своим опытом с другими, люблю жить и
радоваться каждому новому дню.
Такими же творческими, открытыми, жизнерадостными
становятся мои дети, которые посещают мои уроки, уроки,
посвященные декоративно-прикладному творчеству
Спасибо за внимание.
У меня всё. Пожалуйста, вопросы.