Напоминание

"Общая физическая подготовка"


Автор: Сачек Янина Ростиславовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Боровичи Новгородской области
Наименование материала: Образовательная программа дополнительного образования
Тема: "Общая физическая подготовка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Общая физическая подготовка».

Возраст детей – 7-12 лет.

Срок реализации – 1 год.

Составитель: Сачек Янина Ростиславовна

учитель физической культуры

г. Боровичи

Новгородская область

2009 год.

Пояснительная записка.

Динамичное развитие современного общества требует воспитание интеллигентных, духовно

богатых и физически здоровых людей. Традиционным видом физического развития является общая

физическая подготовка. Это жизненно необходимый навык, сохраняющий жизнь детей,

способствующий оздоровлению, гармоничному развитию функциональных систем организма

ребенка, повышению жизненного тонуса. Образовательная программа дополнительного

образования детей «Общая физическая подготовка» модифицированная, имеет физкультурно-

спортивную направленность, составлена в соответствии с

Федеральным законом "Об образовании в

Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также на основе программы «Комплексная

программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» М: «Просвещение». 2016 г.

Цель: укрепление здоровья детей, воспитание здорового образа жизни, приобретение

разносторонней физической подготовленности и подготовка учащихся к городским спортивным

соревнованиям, популяризация физической культуры и спорта.

Задачи:

Привлекать к занятиям наиболее одарённых детей, перспективных спортсменов для

участия в городских соревнования по видам спорта.

Прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры и спорта,

гигиены.

Воспитывать черты спортивного характера.

Заниматься в группах ОФП может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и

допущен врачом к занятиям физической культуры и спорта.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

7-12 лет.

Срок реализации дополнительного образовательной программы – 1 год обучения (2 часа в

неделю – 72 учебных часа в год.)

Формы и режимы занятий: содержание программы ориентированно на добровольные

одновозрастные группы детей: наполняемость детей до 20 человек. В целом состав групп остается

постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения

учебных занятий;

смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и

применения дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными

способностями, результативность в условии учебного материала может быть различной.

Полезными в данном случае могут быть специальные задания и упражнения, выполняемые

индивидуально, а также допускается ограничение задач постановки для отстающих учеников при

условии выполнения основной задачи.

Дифференцированный подход поддерживает, мотивацию к предмету способствует творческому

росту учащихся.

Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.

Ожидаемые результаты:

обучение по видам спорта;

подготовка учащихся к городским соревнованиям по видам спорта;

участие юных спортсменов в городских соревнованиях.

Учащиеся должны:

1.

Знать значение занятий физической культурой и спортом. Основные правила личной

гигиены. Основные причины травматизма. Правила по технике безопасности при

проведении занятий. Правила соревнований по игровым видам спорта, лёгкой атлетике,

лыжным гонкам.

2.

Приобрести навыки игры в баскетбол, волейбол, футбол. Стремиться к выполнению

нормативных требований по общей физической подготовке.

3.

Уметь выполнять строевые упражнения, передачи баскетбольного мяча на месте, в

движении, перемещения, броски мяча, ведения, передачи. Передачи футбольного мяча в

парах, квадрате, остановка мяча. Бег с низкого и высокого старта. Прыжки в длину и

высоту с места и с разбега.

Учебно-тематический план ОФП

(для учащихся 7-8 лет).

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие

0,5

0,5

-

2

Теоретическая подготовка

1

1

-

3

Общая физическая

подготовка

14

-

14

4

Спортивные игры

(баскетбол, волейбол,

футбол)

10

-

10

5

Гимнастика

8

-

8

6

Подвижные игры

10

-

10

7

Лёгкая атлетика

10

-

10

8

Лыжная подготовка

8

-

8

9

Участия в соревнованиях

8

-

8

10

Контрольные испытания

2

-

2

11

Итоговое занятие

05,

0,5

-

12

Итого часов

72

2

70

Учебно-тематический план ОФП

(для учащихся 11-12 лет).

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Вводное занятие

0,5

0,5

-

2

Теоретическая подготовка

1

1

-

3

Общая физическая

подготовка

15

-

15

4

Спортивные игры

(баскетбол, волейбол,

футбол)

15

-

15

5

Гимнастика

8

-

8

6

Плавание

10

-

10

7

Лёгкая атлетика

8

-

8

8

Лыжная подготовка

7

-

7

9

Участия в соревнованиях

3

-

3

10

Контрольные испытания

2

-

2

11

Итоговое занятие

05,

0,5

-

12

Итого часов

72

2

70

Группы по общей физической подготовке организуются независимо от пола и возраста

в соответствии с интересами детей. Группы комплектуются из числа учащихся школы.

Содержание программы.

Теоретическая подготовка.

Понятие о физической культуре и спорта. Значение занятий физической культурой и

спортом. Основные правила личной гигиены. Основные причины травматизма.

Закаливание. Правила поведения на спортивной площадке, стадионе, манеже, спортивном

зале. Ознакомление с правилами соревнований по различным видам спорта.

Оборудование мест занятий, инвентарь, спортивная форма, спортивная обувь. Физическая

культура у древних народов, история её возникновения: ритуальные игры, танцы и

обряды. Древнегреческие Олимпийские игры, легенды и мифы об их зарождении.

Физическая культура у древних славян и в царской России, в современном российском

обществе. История зарождения современных олимпийских игр, их роль и значение в

развитии мировой цивилизации. История олимпийского движения в России и её

выдающиеся спортсмены, их биографические особенности и качества личности

(нравственные, моральные, волевые и др.).

Развитие основных двигательных качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкости,

гибкости, естественности движений.

Развитие скоростных способностей:

бег на месте в максимальном темпе (в

упоре о гимнастическую скамейку и без упора); челночный бег по разметкам и на

дистанцию 20 м. с максимальной скоростью; повторный бег с максимальной скоростью и

максимальной частотой шагов (10 – 15 м.); бег с ускорением из различных исходных

положений; бег с максимальной скоростью с собиранием малых предметов, лежащих на

полу и разной высотой; стартовые ускорения по дифференцированному сигналу; метание

малых мячей по движущимся мишеням; ловля теннисного мяча после отскока от пола, от

стены; передача теннисного мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно; ведение

теннисного мяча ногами с ускорением по прямой, по кругу, вокруг стоек; прыжки через

скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков; преодоление полосы

препятствий, включающей в себя выполнения упражнений с различной биомеханической

структуры направлением движения; эстафеты и подвижные игры со скоростной

направленностью.

Развитие силовых способностей:

передача набивного мяча (1 кг) в максимальном

темпе, по кругу, из различных исходных положений, метание набивного мяча (1 кг);

динамические упражнения с переменной опоры на руки и ноги, на локальное развитие

мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные

мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки); повторное выполнение беговых

нагрузок «в горку»; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на

гимнастическую скамейку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных

ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием

ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и

приседе; напрыгивание и последующее спрыгивание с горки матов; спрыгивание и

последующее запрыгивание на горку матов. Комплексы общеразвивающих и локальных

воздействующих упражнений с отягощениями массой тела и дополнительными

средствами (гантели, эспандер, набивные мячи, штанга и т.п.); комплексы атлетической

гимнастики с корригирующей направленностью (из положения виса на гимнастической

стенке сгибание и разгибание ног под прямым углом; из положения стоя лицом к

гимнастической стенке сгибание и разгибание рук с постепенным их разведением в

стороны; из положения стоя боком к гимнастической стенке, удерживаясь рукой за рейку,

поочерёдное приседание на правой и левой ноге; из положения лёжа на спине и,

удерживаясь ногами о рейку гимнастической стенки, сгибание туловища; из положения

лёжа на животе и, удерживаясь ногами за рейку гимнастической стенки, многократное

прогибание туловища); комплексы гимнастики на тренажёрах, выполняемые в режиме

«до отказа»; прыжки с дополнительным отягощением на месте, из разных исходных

положений (присед, полуприсед, стоя), с продвижением (спиной, боком, лицом вперёд) в

различных направлениях, на одной и двух ногах; прыжковые упражнения со скакалкой с

дополнительным отягощением; подтягивание туловища на гимнастической перекладине

(мальчики – из виса на руках, девочки – из виса лёжа); отжимание туловища (мальчики –

в положении упор лёжа, девочки – в положении упора на гимнастическую скамейку);

приседание в различном темпе и в различных исходных положениях с отягощением виса

тела и дополнительными средствами; передача набивного мяча (3 кг) одной и двумя

руками (от груди, снизу, из-за головы) на дальность из различных исходных положений;

лазание по канату (на количество повторений и на скорость выполнения); сгибание

туловища из положения лёжа; сгибание прямых ног из положения виса на руках;

передвижение в упоре лёжа («тачка») с помощью и самостоятельно; передвижение на

руках из положения лёжа на спине; передвижение в висе на руках; преодоление

комбинированных полос препятствий (с преодолением в висе на руках, ползком, бегом,

лазаньем и перелезанием); перенос непредельных тяжестей с максимальной скоростью

(мальчики – сверстников способом на спине); подвижные игры с силовой

направленностью (например, импровизированный баскетбол с набивным мячом).

Развитие выносливости:

равномерный бег в режиме умеренной интенсивности,

чередующейся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями;

повторный бег с максимальной скоростью на дистанции 30 м. (с сохраняющимся или

уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию 400 м.; равномерный 6-

тиминутный бег; передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в

чередовании с различными способами передвижения, с прохождением отрезков в режиме

большой интенсивности, с ускорениями; прохождение дистанции (1 – 3 км.);

равномерный бег и передвижение на лыжах в режиме умеренной и большой

интенсивности; повторный бег и передвижение на лыжах в режимах максимальной и

субмаксимальной интенсивности; кроссовый бег (мальчики – 2 км., девочки – 1 км.) и

марш-бросок на лыжах способом непрерывно-интервального упражнения (мальчики – 2

км., девочки – 1 км.); ходьба на лыжах по пересечённой местности.

Развитие координации:

произвольное преодоление простых препятствий;

передвижение с резко изменяющимися направлениями движения с остановками в

заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с

меняющимся темпом и длиной шагов, поворотами и приседаниями; игры на

переключение внимания, концентрацию ощущений; на расслабление мышц рук, ног,

туловища (в положении стоя и лёжа, седах); жонглирование малыми предметами;

преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки,

перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с

асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа

«Ласточка» на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия положений;

жонглирование мелкими предметами в процессе передвижения; упражнения на

переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие;

упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом,

прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу;

жонглирование мелкими предметами в движении (правым и левым боком, вперёд и

назад); бег с изменяющимся направлением во время передвижения; бег по ограниченной

опоре; пробегание коротких отрезков из различных исходных положений; прыжки через

скакалку на месте на одной, двух ногах, поочерёдно на правой и левой; перенос тяжести

тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы

общеразвивающих упражнений с изменением поз тела стоя на лыжах; скольжение на

правой и левой ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися «стойками»

на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке; жонглирование

руками больших (волейбольных) и малых (теннисных) мячей (2-3 мяча); жонглирование

головой волейбольного мяча; жонглирование ногами футбольного (волейбольного) мяча;

передвижения по наклонной ограниченной и подвижной опоре с предметами на голове и

бег.

Развитие гибкости:

широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага,

глубоких выпадов, в приседе, взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в

стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической

палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя

у гимнастической стенке и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в

себя максимальное сгибание туловища (в стойках и седах), прогибание туловища;

индивидуальные комплексы по развитию гибкости; комплексы гимнастических

упражнений, выполняемые с большой амплитудой движения, на подвижность суставов

(активные и пассивные упражнения), на растяжение и расслабление мышц; «мост» из

положения стоя (с помощью); полушпагат и шпагат; «выкруты» гимнастической палки с

уменьшающимися расстоянием между руками; наклоны в разные стороны, стоя на месте,

с продвижением вперёд, с дополнительным отягощением.

Строевые упражнения.

Построения и перестроения. Шеренга, колонна, размыкание. Расчёт по порядку. Рапорт.

Ходьба в ногу.

Перестроение и построение: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в

колонну по два, по три. Смыкание строя.

Гимнастика.

Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (мячами, скакалками,

гимнастическими палками), на гимнастических снарядах (стенках, скамейках).

Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с партнёром.

Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд. Стойка на

лопатках.

Акробатические упражнения. Переворот в сторону. Стойка на руках с помощью.

Гимнастические упражнения на снарядах.

Лазанье, перелезание, висы, упоры, равновесие, преодоление полосы препятствий.

Лёгкая атлетика.

Ходьба обычная и с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег

прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа

движения, с преодолением препятствий. Высокий старт. Бег на короткие дистанции до 30

м. и в медленном темпе до 500 м. Бег на выносливость до 1000 м.

Медленный бег. Кросс 1000 – 1500 м. Бег на короткие дистанции до 60 м. Низкий старт.

Финиширование. Преодоление полосы препятствий.

Прыжки на двух нога, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в

высоту, с высоты.

Прыжки в высоту способом «перекидной».

Метание. Броски и ловля мяча, метание мяча в цель и на дальность.

Метание малого мяча с разбега.

Подвижные игры.

У ребят порядок строгий; Класс, смирно; Запрещённое движение; Быстро по местам;

Вызов номеров; Что изменилось; Отгадай, чей голосок; Салки; Ловкие ребята; Совушка;

Два Мороза; Волк во рву; Мяч – соседу; Через кочки и пенёчки; Космонавты; Мяч –

среднему; Невод; Третий лишний; Передал – беги; Линейная эстафета; Караси и щука;

Охотники и утка; Не давай мяч водящему; Пионерский мяч.

Лыжная подготовка.

Строевые упражнения с лыжами. Построения, рапорт, основные команды. Переноска

лыж.

Передвижения на лыжах. Ступающий шаг. Скользящий шаг. Попеременный

двухшажный ход. Подъём на лыжах ступающим шагом, «лесенкой». Прямой спуск.

Торможение «плугом». Повороты переступанием. Ходьба на лыжах 2 км. Без учёта

времени.

Одновременный одношажный и двухшажный ход. Подъём «полуёлочкой». Торможение

«полуплугом». Спуск с высокой стойки. Преодоление бугров и впадин. Повороты на

параллельных лыжах при спуске по лыжне. Лыжная гонка на 2 км.

Спортивные игры.

Баскетбол – передвижения, передачи, броски по кольцу, ведение мяча, подводящие

игры.

Правила игры, передвижения, остановка шагом и прыжком, поворот на месте, передача

мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении, передача

мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху, ведение мяча, бросок мяча в корзину

одной рукой от плеча с поддержкой другой, штрафной бросок, перехват, вырывание,

забивание мяча, выбор места, целесообразное использование технических приёмов,

участие в соревнованиях.

Волейбол – перемещения, передачи мяча, отбивание мяча вверху, снизу, приём мяча

сверху, снизу, подводящие игры.

Футбол – передвижения без мяча, ведение мяча в парах, игры в квадрат, остановка мяча,

удары по мячу ногами, подводящие игры.

Плавание.

Комплекс упражнений, применяемых при обучении на суше плаванию способом брасс.

Движение рук. Движение ног. Согласование дыхания с движением рук. Согласование

дыхания и движение рук и ног при плавании брассом. Упражнения для овладения

поворотом. Плавание с доской брассом с помощью одних ног. Плавание брассом с

задержкой дыхания. Плавание брассом в полной координации движений. Поворот

«маятником». Проплывание дистанции 50 м.

Прикладное плавание: ныряние в глубину (погружение ногами вниз, головой вниз);

ныряние в длину (способом брасс, кроль).

Нормативные требования к уровню развития ОФП (мальчики)

(7-8 лет).

Упражнения

Возраст, лет

7 лет

8 лет

1

Бег 30 м., сек

7,3 – 6,2

7,0 – 6,0

2

Челночный бег 3*10 м., сек

10,8 – 10,3

10,0 – 9,5

3

Прыжок в длину с места, см

115 - 135

125 – 145

4

6-тиминутный бег, м

730 - 900

800 – 950

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

3 -5

3 – 5

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса,

кол. раз

2 - 3

2 – 3

7

Бег 1000 м., мин. сек

5,46 – 8,48

5,37 – 8,30

8

Поднимание туловища за 30 секунд, кол. раз

9 - 17

10 - 18

Нормативные требования к уровню развития ОФП (девочки)

(7-8 лет).

Упражнения

Возраст, лет

7 лет

8 лет

1

Бег 30 м., сек

7,5 – 6,4

7,2 – 6,2

2

Челночный бег 3*10 м., сек

11,3 – 10,6

10,7 – 10,1

3

Прыжок в длину с места, см

110 - 130

125 – 140

4

6-тиминутный бег, м

600 - 800

650 – 850

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

6 - 9

6 – 9

6

Отжимание, кол. раз

4 - 10

5 – 11

7

Бег 1000 м., мин. сек

6,01 – 9,09

5,51 – 8,50

8

Поднимание туловища за 30 секунд, кол. раз

9 - 16

9 – 16

Нормативные требования к уровню развития ОФП (мальчики)

(9-10 лет).

Упражнения

Возраст, лет

9 лет

10 лет

1

Бег 30 м., сек

6,3 – 5,4

6,0 – 5,2

2

Челночный бег 3*10 м., сек

9,5 – 9,3

9,0 – 8,4

3

Прыжок в длину с места, см

135 - 155

145 - 165

4

6-тиминутный бег, м

900 - 1000

950 - 1050

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

5 - 7

5 - 7

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса,

кол. раз

4 - 5

4 - 5

7

Бег 1000 м., мин. сек

5,28 – 8,12

5,19 – 7,54

8

Поднимание туловища за 30 секунд, кол. раз

11 - 19

12 - 20

Нормативные требования к уровню развития ОФП (девочки)

(9-10 лет).

Упражнения

Возраст, лет

9 лет

10 лет

1

Бег 30 м., сек

6,9 – 6,0

6,6 – 5,8

2

Челночный бег 3*10 м., сек

10,1 – 9,6

9,5 – 9,1

3

Прыжок в длину с места, см

130 - 145

140 - 160

4

6-тиминутный бег, м

700 - 900

750 - 950

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

9 - 12

9 - 12

6

Отжимание, кол. раз

6 - 12

7 - 13

7

Бег 1000 м., мин. сек

5,41 – 8,31

5,31 – 8,12

8

Поднимание туловища за 30 секунд, кол. раз

10 - 15

10 - 15

Нормативные требования к уровню развития ОФП (мальчики)

(11-12 лет).

Упражнения

Возраст, лет

11 лет

12 лет

1

Бег 30 м., сек

5,3 – 5,0

5,0 – 4,4

2

Челночный бег 3*10 м., сек

8,5 – 8,3

8,0 – 7,4

3

Прыжок в длину с места, см

155 - 175

165 - 185

4

6-тиминутный бег, м

1000 - 1100

1050 - 1150

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

7 - 9

7 - 9

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса,

кол. раз

6 - 7

6 - 7

7

Бег 1000 м., мин. сек

5,10 – 7,36

5,01 – 7,18

8

Поднимание туловища за 30 секунд, кол. раз

13 - 21

14 - 22

Нормативные требования к уровню развития ОФП (девочки)

(11-12 лет).

Упражнения

Возраст, лет

11 лет

12 лет

1

Бег 30 м., сек

6,3 – 5,6

6,0 – 5,4

2

Челночный бег 3*10 м., сек

8,9 – 8,6

8,3 – 8,1

3

Прыжок в длину с места, см

150 - 175

160 - 180

4

6-тиминутный бег, м

800 - 1000

850 - 1050

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

12 - 15

12 - 15

6

Отжимание, кол. раз

8 - 14

9 - 15

7

Бег 1000 м., мин. сек

5,21 – 7,53

5,11 – 7,34

8

Поднимание туловища за 30 секунд, кол. раз

11 - 16

11 - 16



В раздел образования