Автор: Даудгаджиева Хадижат Джамалудиновна
Должность: Учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ №11 Ставропольский край Туркменский район
Населённый пункт: с.Кендже-Кулак
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Единство Гидросферы
Раздел: среднее образование
Содержание урока
Слайд 1. «Улыбка». Вот звенит для нас звонок –
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем наших гостей сегодня на уроке.
Все готовы к уроку? Я рада видеть вас на занятии. Надеюсь, мы сегодня плодотворно поработаем.
Садитесь, пожалуйста.
-Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие, будем работать в парах и
индивидуально.
Наверное, все вы любите сказки? Итак, слушаем, возможно, известную вам сказку. (под тихую
мелодичную музыку учитель читает сказку)
Жила богиня Вселенная. У нее был сын, которого звали Солнцем. Чтобы сын не был
одиноким, решила Вселенная подарить ему сестренку. Взяла газовые пылинки,
добавила частицы льда и закрутила со страшной скоростью. Так образовалось
тело планеты, которую она назвала Землей. Полюбовалась своей работой и сказала:
«Доченька, я дала тебе все, чтобы ты жила. А дальше позаботься о себе сама. Если
будешь трудолюбивой и мудрой, то будешь жить долго»
Запомнила слова матери Земля и быстро принялась за работу. Сначала решила
внешность свою изменить. Там, где поднимала руку, образовались…(горы), там, где
опускала, - …(равнины). Осмотрела свое творение и сказала: «Пусть это будет
царством….(суши)!».
Затем растопила частицы льда – начала образовываться…(вода). Вытолкнула
она ее на поверхность и заполнила все пониженные места. Посмотрела на свой
наряд и воскликнула : «Пусть это будет царство…(воды).
Захотелось планете укрыться прозрачной дымкой, и из смеси газов образовалось
прозрачное царство воздуха. А чтобы жизнь была радостной, заполнила все звуками
царства живых организмов.
И вдруг загрустила Земля. «Как это так, царства есть, но без названий? Не
годится им без имени быть». И планета дала им названия.
Вопрос: Кто догадался, как назвала Земля свои царства?
Слайд 2. Ученики выполняют задание на экране. «Продолжи предложение»
Царство суши- ….
Царство воздуха-….
Царство воды-…..
Царство живых организмов - ….
-царство суши и воздуха мы изучили, для того чтобы попасть нам в царство гидросферы, нужно
пройти испытания. Вы готовы их пройти? (Учащиеся смотрят на экран)
Слайд 3. Снимок Земли с космоса, карты мирового океана.
- Посмотрите на снимок Земли, на снимки карт. Именно такой видят нашу планету из космоса.
Проведем небольшой опыт: быстро вращаем глобус. Что заметили? Какой краски больше всего
на глобусе, космических снимках, карте? Что же изображается эти цветом?
1
Слайд 4.
1.В каких состояниях может находиться вода? (жидкое, твёрдое и газообразное)
2.Приведите примеры перехода воды в разные состояния. (жидкая вода в кране, реке, озере и
т.д., твердая вода – лед, снег, парообразное состояние – пар при кипении, зимой при выдыхании и
т.д.)
3.Какие свойства имеет вода?
- вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном,
- не имеет запаха, вкуса, цвета.
- универсальный растворитель,
- способна расширяться при замерзании,
- накопитель тепла,
Слайд Фильм «Великая тайна воды»
Проблемный вопрос урока:
- Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда? Сегодня в течение
урока мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Ребята, давайте с вами вместе сформулируем тему нашего урока.
Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадях, а учитель - на доске
Регулятивные УУД : формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Тема урока «Единство гидросферы»
- Что мы должны узнать о гидросфере? (действительно ли она является единой непрерывной
оболочкой Земли)
А для этого мы должны выяснить…
План урока:
Что такое гидросфера
Состав гидросферы
Мировой круговорот воды в природе
1. Что такое гидросфера.
- На Земле нет такого места, где бы вообще не было воды. Даже в самой засушливой пустыне
воздух всегда содержит водяной пар.
Назовите водные объекты, которые вы видите на карте. (океаны, моря, реки, озера,
ледники)
А под землей есть вода и если есть, как вы это можете доказать? ( Да, есть вода под
землей).
Давайте попробуем дать определение гидросфере.
Слайд
Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, ледники, подземные
воды и воды поверхности суши (реки, озера, болота). Запишите определение в тетрадь.
2. Состав гидросферы
Изучая литосферу и атмосферу, вы рассматривали их составляющие. А из чего же состоит
гидросфера?
Я раздаю вам карточки с названиями водных объектов, вам необходимо выяснить из каких
трёх основных частей состоит гидросфера и почему их так объединяют.
2
Мировой океан
(96,4%)
Воды суши
Вода в атмосфере
реки
озёра
ледники
подземные
воды
ледники
Вопрос к каждой паре.
- Что объединяет ваши водные объекты?
А теперь заполните в тетради схему «Состав гидросферы».
Если затрудняетесь, можете использовать текст учебника §25 на стр.146 -147.
Слайд
- Проверим схему, как вы ее заполнили:
Ученик: Учащиеся выявляют взаимосвязь составных частей гидросферы. И приходят к выводу,
что вода состоит из трех частей: вода в атмосфере, вода на суше и вода в Мировом океане.
Учитель: Какая часть самая наибольшая?
Ученик: Мировой океан(ответ)
Учащиеся садятся на свои места.
Проверим схему, правильно ли вы её заполнили. Оцените свою работу, поставьте баллы в
оценочные листы.
- Какие части гидросферы нельзя увидеть на физической карте?
(слайд 8) Ледники в горах, подземные воды, атмосферную воду, почвенную воду.
- C помощью изображения на слайде определите соотношение поверхности суши и Мирового
океан на Земле (работа в парах). Слайд 9
- Воды на Земле много и в то же время каждый 6-й житель Земли мечтает получить её
вдоволь и не может. Почему?
Обратите внимание на диаграмму, проанализируйте её и скажите, где сосредоточена большая
часть воды.
Мирового океана много, в нем содержится соленая вода, наибольший процент пресной воды
содержится в ледниках и остальная часть – это подземные воды, реки , озера и т .д.
Давайте запомним
Гидросфера объединяет все виды природных вод. Большая часть воды сосредоточена в
Мировом океане.
Подведём итог: мы с вами выяснили, что такое гидросфера, назвали её составные части.
(Логическим завершением этого этапа урока стало разрешение парадокса, с которого начался
урок. Здесь был использован прием преобразования информации, заключенной в диаграмме,
одновременно формируя у учащихся метапредметное умение работы с информацией.)
Учитель: Существуют два факта: первый –это то, что на 70,8 % поверхности Земли занята
водными обьектами и второй факт скрывается в названии оболочки. Так же как и атмосфера и
литосфера, гидросфера в названии содержит слово « сфера». Что оно обозначает? (шар,замкнутое
пространство). Гидросфера- сплошная оболочка Земли. Значит на Земле нет места, где нет воды,
3
Части гидросферы
даже в пустыне. Как такое может быть? Что обеспечивает единство всех водных объектов и частей
гидросферы?
физминутка
3. Мировой круговорот воды в природе
Проблемный вопрос: Как вы думаете: Могут ли отдельные части гидросферы существовать
независимо друг от друга?
Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте, пожалуйста, стихотворение И. Акимова:
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале и в Ниле.
И в Танганьике, и в вашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
Какая очень важная, но скрытая информация есть в данном стихотворении? ( Вода на нашей
планете находится в непрерывном движении. Её можно назвать вечным путешественником.
Вода путешествует между всеми континентами.) Какими? (уч-ся называют все материки).
Между Мировым океаном, атмосферой и сушей складывается единый, никогда не
прекращающийся круговорот воды.
Что является главным двигателем воды в природе? (Солнце. Именно его лучи вызывают
испарение воды и определяют перемещение воздушных масс, несущих в себе влагу)
«Мировой круговорот в природе».
- Ваша задача, работая с текстом учебника на стр. 147 заполнить схему. Каждая пара должна
объяснить свою схему
Работа в парах по учебнику «Круговорот воды в природе» (рис.106, стр.148).
-Проверим схему, как вы ее заполнили
Каждой паре выдаются вопросы, по которым ребята работают с рис. учебника.
1 пара.
1) Как вода попадает в атмосферу?
2) Что происходит с водяным паром в атмосфере?
3) Каким образом вода вновь попадает на Землю?
4) Вся ли вода сразу попадает в реки, озера, моря?
5) В каких звеньях круговорота вода хранится «про запас»?
6) Каким образом возвращаются в Мировой океан: а) подземные воды; б) вода, заключенная в
ледниках?
7) Как вода с материков попадает в Мировой океан?
8) Имеет ли круговорот воды начало и окончание?
Итак, мы с вами ответили на проблемный вопрос: выяснили, что отдельные части гидросферы
не могут существовать независимо друг от друга. Каждое из звеньев круговорота воды выполняет
4
в нем особую важную функцию.
Оцените свою работу.
Чтение вслух
Стр. 148 Давайте запомним
Отдельные части гидросферы связаны в единую оболочку процессом круговорота воды.
Основными его элементами являются испарение воды, конденсация водяного пара и образование
облаков, перемещение облаков ветром, выпадение
осадков, сток воды по руслам рек и подземный сток в океан.
Ученые утверждают, что каждая капля воды в среднем проводит 10 дней в атмосфере, 40
дней в снежном покрове, 100 лет в озере
и 10 000 лет под землей.
Изучением гидросферы занимается особая наука - гидрология.
Какие существуют проблемы, связанные с водой?
Почему важно заботиться о качестве воды?
Что мы узнали сегодня на уроке?
Повторим главное:
Гидросфера – это водная оболочка Земли.
Части гидросферы: Мировой океан, воды суши, воды атмосферы
Гидросфера – сплошная оболочка, единство её вод обеспечивается круговоротом воды.
Задание. Составить логическую цепочку этапов Мирового круговорота воды на доске.
Задание: Заполните пропуски
Водная оболочка нашей планеты называется _______________. Большая часть воды
сосредоточена в _________________________. Отдельные части водной оболочки Земли связаны
между собой процессом _________________________________________.
Изучением водной оболочки Земли занимается особая наука – ______________. Вода – это
основа ______________ на Земле.
Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым
сложным?
Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что
узнали на уроке?
Есть ли в классе такие ребята, кто не понял материал?
§ 22. Прочитать материал учебника, ответить на вопросы, выучить ключевые слова и
выражения.
Творческое задание: написать сочинение «Путешествие Капельки». Подобрать загадки,
пословицы о воде.
А теперь я предлагаю всем улыбку. Желаю всем вам доброго здоровья!
5