Напоминание

«Использование штрихов и исполнительских приемов как средства музыкальной выразительности на уроке ансамбля в классе скрипки»


Автор: Аверьянова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ЛДШИ"
Населённый пункт: г. Лихославль, Тверская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Использование штрихов и исполнительских приемов как средства музыкальной выразительности на уроке ансамбля в классе скрипки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИХОСЛАВЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок по ансамблю

по дополнительной предпрофессиональной программе в области

музыкального искусства «Струнные инструменты»

Тема: «Использование штрихов и исполнительских приемов

как средства музыкальной выразительности на уроке ансамбля

в классе скрипки»

Подготовила и провела:

преподаватель высшей категории

Аверьянова Наталья Евгеньевна

г. Лихославль

2023 г.

Дата проведения: 02.02.2023 г.

Форма учебного занятия: урок

Тема урока:

«Использование штрихов и исполнительских приемов как

средства музыкальной выразительности на уроке ансамбля в классе скрипки»

Тип урока: Освоение и применение скрипичных штрихов и

исполнительских приемов при музицировании.

Форма организации: групповая

Продолжительность: 40 минут

Материально – техническое обеспечение урока:

- светлая просторная аудитория

- скрипки и смычки

- фортепиано

Цели урока:

- образовательная: работа над штрихами и исполнительскими приемами как

средством музыкальной выразительности.

- развивающая: развитие музыкальных и творческих способностей учащихся,

их слуховых представлений

Задачи урока:

- воспитательная: развитие интереса к освоению и использованию штрихов и

исполнительских приемов при игре на скрипке.

- образовательная: сочинение и исполнение мелодий с использованием

различных штрихов и исполнительских приемов для создания определенного

музыкального образа.

- развивающая: развитие музыкального мышления.

Форма урока:

Обобщающее занятие.

2

План урока

Вступление.

Основная часть.

1. Основная группа скрипичных штрихов и некоторые исполнительские

приемы.

2. Подбор по слуху и исполнение учащимися мелодии ч.н.п. «Кукушечка».

3. Сочинение и исполнение мелодий, передающих музыкальный образ какой-

либо птицы с помощью соответствующих штрихов и исполнительских

приемов разными учениками.

4. Исполнение всеми учениками произведения в форме рондо, где рефрен –

мелодия «Кукушечки», а эпизод – сочиненные учениками мелодии.

5. Подбор по слуху и исполнение учащимися мелодии Г. Эрнесакса «Едет,

едет паровоз».

6. Сочинение и исполнение мелодий, передающих музыкальный образ

какого-либо животного (зверька) с помощью соответствующих штрихов и

исполнительских приемов разными учениками.

7. Исполнение всеми учениками произведения в форме рондо, где рефрен –

мелодия «Едет, едет паровоз», а эпизод – сочиненные учениками мелодии.

8. Подбор по слуху и исполнение учащимися мелодии «Аллегретто» В.А.

Моцарта.

9. Исполнение мелодии «Аллегретто» каждым учащимся разными

штриховыми вариантами.

10. Исполнение всеми учениками произведения в форме вариации, где тема –

мелодия «Аллегретто», а вариации – исполнение этой мелодии штрихами и

исполнительскими приемами, предложенными учениками.

Заключение.

Используемая литература.

3

Вступление

Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве.

Штрихи – это способ звукоизвлечения. От способа звукоизвлечения во

многом зависит характер музыки, а значит, и те образы, которые она создает.

Штрихи

в

игре

на

смычковых

инструментах

в

целом

явление

художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая)

форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Как

трудно понять подлинный смысл человеческой речи, произнесённой без

артикуляции и оттенков речевой интонации, так и становление мелодической

мысли неотделимо от особенностей её произнесения на инструменте. Таким

образом выявляется художественная функция штрихов – они предстают как

артикуляционное явление интонационного порядка.

Основная часть

1. К основной группе штрихов относятся: деташе, легато, мартле, стаккато,

спиккато. Они представляют собой фундамент классической смычковой

техники.

Деташе

Штрих деташе (значит «отделяемый») подразумевает исполнение каждой

ноты отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх.

Деташе – один из наиболее часто применяющихся штрихов. Деташе, как и

легато, прежде всего выявляет вокальную, мелодическую природу скрипки.

Поэтому важнейшая особенность этого штриха состоит в большей или

меньшей слитности, певучести звучания, что в первую очередь связано с

плавным соединением звуков при смене направления смычка.

Легато

Штрих легато, наряду с деташе – один из самых широко распространенных

приемов игры. Со штрихом легато в наибольшей степени связана певучая,

мелодическая природа скрипки. Штрих легато подразумевает слитное

исполнение нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном

направлении.

Мартле

Штрих мартле (буквально – «отбивая») – резкий, отрывистый – представляет

собой острый звук с паузой, равной ему по длительности. Как и деташе,

мартле исполняется движениями смычка по струне поочередно вверх и вниз.

4

Стаккато

Штрих стаккато широко применяется в виртуозной скрипичной литературе.

По

характеру

он

родствен

последовательности

штрихов

мартле,

исполняемых в одну сторону движения смычка (вверх или вниз).

Спиккато

Штрих

спиккато

наиболее

распространенный

прыгающий

штрих,

достигаемый путем броска смычка на струну и его отскакивания.

Существуют и другие исполнительские приемы. Из них выделим пиццикато

– извлечение звука не смычком, как обычно, а щипком струны пальцами

правой или левой руки. А также прием постукивания древком смычка по

корпусу скрипки.

2. Учащиеся подбирают по слуху мелодию чешской народной песенки

«Кукушечка» со словами:

- Где же ты, кукушечка, бывала, что давно не куковала?

- Ку-ку! Ку-ку!

3. Заранее договариваемся, что действие происходит в волшебном лесу, где

кукушечке встречаются самые разные птицы.

Далее ученикам предлагается следующее творческое задание: придумать и

исполнить небольшую мелодию (период), используя определенные штрихи и

исполнительские приемы для создания музыкального образа какой-либо

птицы, встретившейся кукушечке в лесу.

Один учащийся исполняет мелодию, а другой – внимательно слушает и

пытается отгадать, о ком идет речь?

После отгадывания автор мелодии рассказывает, почему использовал те или

иные штрихи.

Затем ученики меняются ролями.

4. Далее ученики исполняют мелодию «Кукушечки», чередуя ее со своими

сочиненными мелодиями. Таким образом, звучит музыкальное произведение-

импровизация в форме рондо, где рефреном является мелодия «Кукушечки».

5. Учащиеся подбирают по слуху мелодию песенки композитора Г.

Эрнесакса «Едет, едет паровоз»:

5

-Едет, едет паровоз,

-Две трубы и сто колес.

-Две трубы, сто колес,

-Машинист – мохнатый пес.

6. Далее ученики придумывают и исполняют небольшие мелодии, стараясь с

помощью штрихов и исполнительских приемов создать музыкальный образ

какого-либо животного (зверька), который «сидит в вагоне поезда».

7. Затем ученики исполняют мелодию «Едет, едет паровоз», чередуя ее со

своими

сочиненными

мелодиями.

В

результате

звучит

еще

одно

произведение-импровизация в форме рондо.

8. Учащиеся подбирают по слуху мелодию «Аллегретто» В. А. Моцарта.

9. Далее каждый ученик по очереди исполняет ее каким-либо штрихом.

10.

Затем

учащиеся

вместе

исполняют

мелодию

«Аллегретто»

и

последовательно предложенные штриховые варианты к этой мелодии. Таким

образом, звучит произведение на тему «Аллегретто» В. А. Моцарта в форме

вариаций.

Заключение

Образное мышление помогает ученику развивать творческую фантазию,

более осознанно, творчески подходить к работе над штрихами.

Связь образного мышления с навыками выразительного исполнения – это

один из резервов, который может быть использован в педагогическом

процессе с целью развития творческого, активного отношения учащегося к

исполняемой музыке. Вся работа ученика приобретает живой, творческий

характер, на этой основе освоение средств выразительности и приёмов игры

происходит полноценно, процесс увлекает ученика и позволяет улучшить

качество приобретаемых навыков.

6

Используемая литература

1.

Гуревич

Л.

Скрипичные

штрихи

и

аппликатура

как

средство

интерпретации. Л., «Музыка», 1988.

2. Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке. С.-Пб., 2009.

3. Мазель В. Скрипач и его руки. Правая рука. С.-Пб.: Композитор, 2006.

4. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь,

«Дикси», 1996.

7



В раздел образования