Автор: Бузова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Тавровская СОШ "Формула Успеха"
Населённый пункт: с. Таврово, мкр. Таврово-4, Белгородский р-н, Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»
Раздел: начальное образование
«Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная
передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и
развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать
алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить
учиться. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в
основу которого положены идеи развития личности школьника.
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам
личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной
деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на
уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке
всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в
роли средства.
Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов:
1 этап. Организация класса (орг.момент)
2 этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
3 этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
4 этап. Открытие нового знания.
5 этап. Физкультминутка.
6 этап. Первичное закрепление.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Рассмотрим каждый этап.
1 этап. Организация класса (орг.момент)
(1-2 минуты)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что
могу».
-у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
-включение детей в деятельность;
-выделение содержательной области.
Приёмы работы:
-учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу
удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
-учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети
высказываются;
-девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
-самопроверка домашнего задания по образцу.
2 этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
(4-5 минут)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
-создание проблемной ситуации;
-выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели
урока.
3 этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
(4-5 минут)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
4 этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8 минут)
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения.
-Способы: диалог, групповая или парная работа.
-Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.
-Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
-Выведение алгоритма.
5 этап. Физкультминутка.
6 этап.
Первичное закрепление. (4-5 минут)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
-Способы: фронтальная работа, работа в парах.
-Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных
заданий.
-Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
7 этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . (4-5
минут)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
-Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
-Выполняется письменно.
-Методы: самоконтроль, самооценка.
8. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)
( итог урока)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
-Вопросы:
-Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
Итак, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она
включает в себя:
умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
умение ставить перед собой цель, принимать решения;
умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать
дальнейшую работу;
умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в
соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам
добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.
В чём новинка?
ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-
воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей
образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ,
обеспечивающего его.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание
раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого
новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут
существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной
подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать
первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего
умения быстро перестраиваться и изменяться.