Напоминание

Формирование личностных результатов у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения при изучении художественных произведений о животных (на примере рассказа Б.С. Житкова «Галка»).


Автор: Давлитова Таисия Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ООШ Ивачевский филиал МБОУ СОШ с. Куккуяново
Населённый пункт: Республика Башкортостан Дюртюлинский район с. Ивачево
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование личностных результатов у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения при изучении художественных произведений о животных (на примере рассказа Б.С. Житкова «Галка»).
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование личностных результатов у учащихся 2 класса на уроках

литературного чтения при изучении художественных произведений о животных

(на примере рассказа Б.С. Житкова «Галка»).

На уроках литературного чтения в начальной школе перед собой ставлю цель -

постепенное , пошаговое формирование грамотного читателя, который сумеет

использовать читательскую деятельность как средство саморазвития, который осознаёт

роль чтения в повседневной жизни, эмоционально откликается на прослушанное или

прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученные

на уроках литературного чтения, будут востребованы в жизни.

Заявленная цель достигается, например, через изучение произведений об

отношениях людей и животных. У учащихся повышается уровень общего речевого

развития. Они овладевают элементарными умениями анализа и интерпретации текста,

осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий:

прозаическая и стихотворная речь; рассказ; автор; литературный герой; образ; характер;

тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;

средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение).

При работе с текстом учащиеся овладевают техникой смыслового чтения вслух

(правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно

воспринимать чтение слушателями).

При анализе произведений находим приёмы раскрытия автором отношений людей

и животных. Делаем вывод о том, каким должно быть нравственно-этическое отношение

человека к животным.

Считаю, что уроки литературного чтения несут в себе эстетическое воспитание:

приобретают эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической

оценки произведений художественной литературы . Для выполнения данной задачи

читает текст или учитель, или выразительно и внятно читающий ученик. Рассказы Б.

Житкова отличаются малым объёмом, поэтому они идеальны для прочтения, проверки

восприятия и анализа темы и идеи произведения.

Также при изучении рассказов Б. Житкова осуществляется духовно-нравственное

воспитание. Дети учатся проявлять сопереживание ,любовь, заботу к животным,

осознают этические понятия, оценивают поведение и поступки персонажей - брата,

сестры, бабушки - в ситуации нравственного выбора. Обращаем внимание, что дети не

причинили физического вреда галке, что правильно, потому что люди должны проявлять

заботу и о диких животных и птицах. Делаем вывод, что допустимо только такое

отношение. По ходу анализа сюжета , поведения персонажей обращаем внимание на

образность языка художественных произведений, выразительные средства, создающие

художественный образ. Например, отвечаем на следующие вопросы: Что значит галка

была ручная? Все ли мы можем приручить птиц? Сколько времени может понадобиться

для этого? Какими качествами должны обладать дети, чтобы приручить галку? Возможна

ли дружба между птицами и людьми? Когда она возможна?

Почему сестра и бабушка без раздумий осудили мальчика? Каким он может быть? Можно

ли без разбирательств осуждать кого-либо? Вот мальчик увидел галку, очки, залез на

крышу, достал из щели все сворованные ею блестящие предметы. О чём это говорит?

Какой он?

Произведения о животных несут также ценности научного познания. Это

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира.

Обращаясь к орнитологии, мы обязательно посмотрим видеоролики, как выглядят галки,

как они прыгают, ходят. Изучим научные данные, где обитают, чем питаются , как

зимуют.

Одновременно с личностными результатами формируются как предметные, так и

метапредметные результаты, потому что без понимания содержания и без анализа

характеров героев нельзя сделать нравственные выводы касательно произведения и

личного отношения каждого ученика. Личностные результаты достигаются в процессе

единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную

динамику развития личности младшего школьника.



В раздел образования