Автор: Давлитова Таисия Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ООШ Ивачевский филиал МБОУ СОШ с. Куккуяново
Населённый пункт: Республика Башкортостан Дюртюлинский район с. Ивачево
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование личностных результатов у учащихся 2 класса на уроках литературного чтения при изучении художественных произведений о животных (на примере рассказа Б.С. Житкова «Галка»).
Раздел: начальное образование
Формирование личностных результатов у учащихся 2 класса на уроках
литературного чтения при изучении художественных произведений о животных
(на примере рассказа Б.С. Житкова «Галка»).
На уроках литературного чтения в начальной школе перед собой ставлю цель -
постепенное , пошаговое формирование грамотного читателя, который сумеет
использовать читательскую деятельность как средство саморазвития, который осознаёт
роль чтения в повседневной жизни, эмоционально откликается на прослушанное или
прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученные
на уроках литературного чтения, будут востребованы в жизни.
Заявленная цель достигается, например, через изучение произведений об
отношениях людей и животных. У учащихся повышается уровень общего речевого
развития. Они овладевают элементарными умениями анализа и интерпретации текста,
осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий:
прозаическая и стихотворная речь; рассказ; автор; литературный герой; образ; характер;
тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;
средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение).
При работе с текстом учащиеся овладевают техникой смыслового чтения вслух
(правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно
воспринимать чтение слушателями).
При анализе произведений находим приёмы раскрытия автором отношений людей
и животных. Делаем вывод о том, каким должно быть нравственно-этическое отношение
человека к животным.
Считаю, что уроки литературного чтения несут в себе эстетическое воспитание:
приобретают эстетический опыт слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений художественной литературы . Для выполнения данной задачи
читает текст или учитель, или выразительно и внятно читающий ученик. Рассказы Б.
Житкова отличаются малым объёмом, поэтому они идеальны для прочтения, проверки
восприятия и анализа темы и идеи произведения.
Также при изучении рассказов Б. Житкова осуществляется духовно-нравственное
воспитание. Дети учатся проявлять сопереживание ,любовь, заботу к животным,
осознают этические понятия, оценивают поведение и поступки персонажей - брата,
сестры, бабушки - в ситуации нравственного выбора. Обращаем внимание, что дети не
причинили физического вреда галке, что правильно, потому что люди должны проявлять
заботу и о диких животных и птицах. Делаем вывод, что допустимо только такое
отношение. По ходу анализа сюжета , поведения персонажей обращаем внимание на
образность языка художественных произведений, выразительные средства, создающие
художественный образ. Например, отвечаем на следующие вопросы: Что значит галка
была ручная? Все ли мы можем приручить птиц? Сколько времени может понадобиться
для этого? Какими качествами должны обладать дети, чтобы приручить галку? Возможна
ли дружба между птицами и людьми? Когда она возможна?
Почему сестра и бабушка без раздумий осудили мальчика? Каким он может быть? Можно
ли без разбирательств осуждать кого-либо? Вот мальчик увидел галку, очки, залез на
крышу, достал из щели все сворованные ею блестящие предметы. О чём это говорит?
Какой он?
Произведения о животных несут также ценности научного познания. Это
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира.
Обращаясь к орнитологии, мы обязательно посмотрим видеоролики, как выглядят галки,
как они прыгают, ходят. Изучим научные данные, где обитают, чем питаются , как
зимуют.
Одновременно с личностными результатами формируются как предметные, так и
метапредметные результаты, потому что без понимания содержания и без анализа
характеров героев нельзя сделать нравственные выводы касательно произведения и
личного отношения каждого ученика. Личностные результаты достигаются в процессе
единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника.