Напоминание

"Формирование положительной мотивации в деятельности каждого педагога".


Автор: Щедрова Гулнара Алижановна
Должность: учитель
Учебное заведение: СОГБОУ Починковская школа-интернат
Населённый пункт: Д.Прудки Починковского района Смоленской области
Наименование материала: "Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса"
Тема: "Формирование положительной мотивации в деятельности каждого педагога".
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование положительной мотивации в деятельности каждого

педагога.

В.А. Сухомлинский в работе: «Мудрая власть коллектива» пишет:

«Творчество является деятельностью, в которую человек вкладывает как бы

частицу своей души; чем больше души он вкладывает, тем богаче становится

сам. Процесс творчества характеризуется тем, что творец самой своей

работой и её результатами производит огромное влияние на тех , кто

находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности

порождает одухотворение и вдохновение других людей. Творчество – это

незримые ниточки, соединяющие сердца. Чтобы человек благотворно влиял

на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности

творчество».

Вот почему творчество так важно для работы педагогического

коллектива.

Важнейшим

условием

развития

коллектива,

его

устойчивости,

жизнеспособности является создание условий для активной деятельности

участников педагогического процесса. Практически от того, насколько

дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся

атмосфера,

каков

психологический

климат

в

коллективе,

насколько

предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от

всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное

движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает

мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно,

влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность

ученика. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с

большим

трудом

решаются

вопросы

эффективной

организации

образовательного процесса. Забота о человеческом факторе, а это значит о

психологическом климате в коллективе,

является условием успешной

деятельности коллектива. Если в коллективе создана атмосфера поиска,

радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления

личности, коллектива, учреждения образования.

«В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от

общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно,

уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И

заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого

можно положиться, становится нормой. Нормой становится то, что никто

никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла,

рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», — так

говорил педагог и публицист Симон Соловейчик.

А мне кажется, что эти слова в полной мере можно отнести к нашим

дням, к нашему времени.

Несомненно, проблема взаимоотношений в педагогическом коллективе

существует. В нём должны поддерживаться деловые, доброжелательные и

уважительные, а ещё лучше тёплые и душевные отношения.

Администратор в школе должен быть практически психологом,

понимающим,

что

учителя

нельзя

заставить

быть

добросовестным,

дисциплинированным и творческим педагогом. Возможно, психологически

предрасположить его к этому, оказать влияние на становление и развитие

мотивационной сферы учителя, создать такие отношения в коллективе,

которые способствовали бы формированию положительной мотивации в

деятельности каждого педагога.

Психологи утверждают: «Оценивая работу учителя необходимо всегда

придерживаться

принципа:

«Критика –

неэффективный

способ

информирования». Почему? Критика, как мы знаем из практики, вызывает

моментальную психологическую реакцию человека (он защищает себя, а не

суть проблемы, как правило). Необходимо помочь каждому педагогу снять

эту защитную реакцию, давая понять каждому:

«Говорим о тебе не как о личности, а как о профессионале».

Необходимо искать в коллегах доброе и хорошее. Обязательно

отмечать достижения. (можно и авансом). В школе должна сложиться

система

материального

и

морального

стимулирования

творчески

работающих педагогов, педагогов показывающих стабильные результаты в

своей профессиональной деятельности. Для учителя важно не только

материальное вознаграждение за работу, но он должен непременно получать

удовлетворение от проделанной работы, чувствовать поддержку со стороны

коллег, администрации, районного отдела образования. (Пример проведения

мероприятий и поддержка коллектива). Достаточно эффективным в этом

плане будет являться

проведение рейтинговой оценки деятельности

педагогов школы по итогам учебного года. Награждение педагогов

Почетными грамотами на Празднике знаний в присутствии родителей,

учеников , где обучающиеся говорят слова благодарности, признательности

и любви в адрес своих учителей, вызывает у педагогов удовлетворение от

своего труда, гордость за то, что он носит звание «учитель». Администрация

совместно с профсоюзным комитетом проводит необходимую работу по

награждению почетными грамотами юбиляров (но обидно что это не вошло в

систему, а от случая к случаю), почему бы не проводить награждение

педагогов к профессиональному празднику, не записать благодарность в

трудовую книжку. Именно это содействует становлению позитивного

психологического климата в коллективе.

Учительство

в

своей

массе

профессия

очень

энергозатратная,

требующая больших душевных сил, связанная с творчеством, а значит, и с

воплощением чувств и вечной погоней за информацией, базирующаяся на

постоянной эксплуатации всех видов памяти, сопровождающаяся взлётами и

падениями, стрессами, профессиональными страхами и неуверенностью,

нередко приводящая к преждевременным срывам нервной системы ,

мнительности, профессиональным заболеваниям и старению, — и всё это

требует от самого учителя и администрации серьезного осознания того, что

психологическое, умственное, физическое, нравственное, профессиональное

здоровье учителя является главным условием педагога, основанием для

благоприятного психологического климата в школе, качества обучения и

воспитания,

передаче

учащимся

и

родителям

через

положительно

заряженную

душевную

энергетику,

через

насыщенное

добротой,

уверенностью, душевностью состояния и поведения истинного и важнейшего

способа и опыта жизни и строительства отношений.

К сожалению, многие педагоги , отдавая всё время и силы своей души

школе, довольно быстро становятся сварливыми, неуверенными в своей

жизненной судьбе, постоянно зацикленными на работе, что само по себе и

неверно, и глупо, поскольку никакая работа не представляет никакой

ценности сама по себе и становится значимой в связи с возникающими в

педагогическом коллективе наилучшими отношениями.

И важно знать, что переключение видов деятельности, умение на время

забывать школьные проблемы, умение своё жизненное время на работу и

самообразование, на удовлетворение своих человеческих, познавательных,

творческих интересов, умение и желание дать простор своим чувствам через

любовь к близким. Через приобщение к искусству, через любовь к природе –

без всего этого работа учителя, (а значит, и межличностные отношения в

коллективе) становятся тусклой, однообразной, мучительной, бесцельной.

Интеллектуальное

единство

педагогического

коллектива

обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями

педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования,

всемерным развитием диалектического мышления постоянному анализу ,

ломкой сложившихся у некоторых стереотипов обыденного мышления,

постепенным пробуждением интереса к исследовательской деятельности. В

этом плане важная роль принадлежит системе методической работы с

педагогическим кадрами. Педагоги, объединенные общей продуктивной

деятельностью, коллективным творчеством всегда выступают как команда

единомышленников при решении коллективом каких-либо важных и

сложных задач, в процессе их коллективной деятельности налаживается

продуктивное взаимодействие между педагогами, складывается система

конструктивного общения, а если и возникают конфликтные ситуации, то

они решаются с наименьшим ущербом для психологического здоровья

педагогов. МО нашей школы можно назвать командой единомышленников,

хочется отметить, что в этом немаловажная роль принадлежит их

руководителям.

Создание благоприятного психологического климата в отношениях

между учителями, развитие взаимопонимания, взаимопомощи, бережного

отношения к каждому члену коллектива обеспечивает психологическое

единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное. Все

это

в

совокупности

создает

соответствующее

поле

морально-

интеллектуального

напряжения,

без

которого

невозможно

функционирование группы людей как коллектива.

Сплочение педагогического коллектива школы нельзя осуществить на

одних

идеях:

оно

реализуется,

прежде

всего,

в

деятельности

(профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. В

коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один учитель не

чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля

своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и

др.),

коммуникативных

связей

внутри

групп,

из

которых

коллектив

неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной

ситуации. Сплочению учителей в коллектив способствует проведение

мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы

учителя в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие

черты своей личности. Для этого надо активнее участвовать в различных

конкурсах (недостаток мет работы что не проводим конкурсы внутри школы,

раньше каждый учитель давал открытый урок в обязательном порядке,

проводились

методические

дни,

творческие

встречи

и

тд.

Конечно,

проведение таких мероприятий требует больших затрат времени, больших

усилий при их подготовке и проведении. Но как говориться результат

оправдывает

средства.

Именно

при

подготовке

и

проведении

таких

мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива:

администрации, руководителей методических формирований, профсоюзного

комитета, опытных педагогов и молодых специалистов.

Такие мероприятия навсегда остаются в памяти всех, кто в них был

задействован как яркий и незабываемый праздник. К сожалению, в последнее

время очень много различных мероприятий причем внеплановых приходит

свыше, что вызывает дополнительную нагрузку на коллектив, и нам очень

сложно планировать свои глобальные мероприятия с педколлективом.

Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации

помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. На мой

взгляд, в нашем коллективе система работы с молодыми специалистами

способствует их быстрой и успешной адаптации в коллективе, минимизации

психологических проблем в процессе профессионального становления.

Опытные педагоги всегда доброжелательно настроены в отношении молодых

специалистов,

помогают

овладеть

практическими

составляющими

образовательного процесса, приглашают их на свои уроки, посещают их

уроки, дают полезные советы по работе с детьми, родителями. И наши

молодые педагоги в своем большинстве оправдывают наши надежды, это

активные, творческие, талантливые учителя, которые всегда позитивно

настроены ко всему, что происходит в нашем коллективе, а это согласитесь

немаловажно для становления позитивного психологического климата в

нашем коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что если в учреждении

образования будет сформирован благоприятный микроклимат, то это будет

способствовать

повышению

уровня

комфортности

всех

участников

образовательного процесса, повышению эффективности образовательного

процесса, развитию личности педагогов, их творческой активности .

Важной

составляющей

поддержания

на

оптимальном

уровне

психологического здоровья педагога является умение вовремя и эффективно

снять накопившуюся усталость и напряжение, своевременный и активный

отдых, смена видов деятельности, умение ко всему относиться с юмором.



В раздел образования