Напоминание

"Сестринский процесс при заболеваниях детей раннего возраста"


Автор: Гаджиева Патимат Анварбековна
Должность: Преподаватель педиатрии
Учебное заведение: ГБПОУ РД ДБМК им. Р.П.Аскерханова
Населённый пункт: Город Махачкала,Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сестринский процесс при заболеваниях детей раннего возраста"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж »

им.Р.П.Аскерханова

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01.«Сестринская помощь пациентам детского возраста»

Тема: «Сестринский процесс при заболеваниях детей раннего возраста»

34.02.01 квалификация «медицинская сестра/медицинский брат»

специальность «Сестринское дело»

Автор – составитель:

Гаджиева Патимат Анварбековна

Махачкала 2019 г.

Согласовано

методист

П.А.Гамидова

_______________

Рассмотрена и утверждена

на

заседании

цикловой

методической

комиссии педиатрии

Протокол № от ____________ года

Председатель ЦМК

_________________ А.С.Карагишиева

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение

обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-

диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными

(ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему

суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с

участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их

использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями

медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и

качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за

них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за

результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и

осуществлять повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной

деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям

народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к

природе, обществу и человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,

производственной санитарии, инфекционной и противопожарной

безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом

для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных

целей

Методические указания для преподавателя

Цель составления методической разработки:

-

Повышать качество и эффективность обучения студентов.

-

Оказать студентам методическую и практическую помощь в усвоении учебного

материала.

-

Оказать методическую помощь преподавателям при подготовке к занятию.

-

Обмен опытом работы с другими преподавателями.

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой ПМ 02

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь

при нарушениях здоровья) «Сестринская помощь пациентам детского возраста»

План занятия

Вид занятия: семинарско-практическое

Форма занятия: групповое

Тип занятия: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

МДК 02.01 Сестринская помощь пациентам детского возраста

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Длительность занятия: 270 минут

Место проведения: ОДБ

Цель

Задачи

1. Обеспечить

запоминание и

воспроизведение

изучаемого

материала

Студент должен знать:

Причины, факторы риска, клинические проявления,

лечение, наблюдение за пациентом и профилактика

при

асфиксии

и

гемолитической

болезни

новорожденных.

Особенности сестринского процесса при асфиксии и

гемолитической болезни новорожденных.

Виды

родовой

травмы

(кефалогематома,

родовая

опухоль,

травма

ЦНС):

симптомы,

лечение,

наблюдение за пациентом.

Сестринская помощь при внутричерепной родовой

травме.

Этико-деонтологические

принципы

при

работе

медицинской сестры с родителями больного ребенка и

ребенком.

2. Способствовать

усвоению учебного

материала.

Студент должен:

Понимать механизмы, лежащие в основе настоящих

проблем пациента.

Понимать принципы сестринского вмешательства при

заболеваниях новорожденного

3. Сформировать

умение применять

изученный

материал в типовых

и нестандартных

клинических

ситуациях.

Студент должен уметь:

Составлять и реализовывать планы сестринского

вмешательства при уходе за больными детьми.

Проводить мотивированный уход за больным

ребенком

4. Способствовать

развитию

клинического

мышления (анализа,

синтеза, оценки).

Студент должен уметь:

Выявлять настоящие проблемы и видеть

потенциальные проблемы у конкретного пациента.

Устанавливать взаимосвязи между субъективными и

объективными симптомами заболевания у конкретного

пациента.

Оценивать значимость симптомов.

Формулировать сестринский диагноз.

Выполнять манипуляции по уходу за новорожденным

с различными заболеваниями: аспирация слизи из

носоглотки, уход после аспирации; уход за ребенком в

кувезе; утренний туалет; контрольное взвешивание;

пеленание; кормление (через зонд и из бутылочки);

туалет пупочной ранки, обработка естественных

складок кожи.

5. Развивать

познавательные и

созидательные

способности

личности,

общекультурные

ценности.

Студент должен:

Осознать потребность в познавательной деятельности

и практическом применении полученных знаний.

Осознать необходимость саморазвития и

самореализации.

6. Формировать и

развивать

профессионально

значимые качества.

Студент должен:

Быть ответственным за своевременное и правильное

выполнение практической работы.

Быть аккуратным и точным при выполнении

медицинских манипуляций и обследовании пациента.

Уметь работать индивидуально и сообща,

взаимодействовать с другими.

Методы обучения:

Метод обучения

Форма реализации метода

Репродуктивный:

инструктивно-репродуктивный

Беседа репродуктивного характера.

Продуктивный: частично-поисковый

Решение проблемных задач.

Проблемные тестовые задания.

Межпредметные связи:

Дисциплина

Тема

Анатомия и физиология

Анатомия и физиология нервной системы

ЗЧО “Здоровый ребенок”

АФО нервной системы у детей, вскармливание

Основы СД

Асептика, антисептика, сестринский процесс

Клиническая

фармакология

Препараты, используемые для оказания помощи при

остановке дыхания и сердца, при судорогах

Методическое обеспечение занятия:

-

Рабочая программа дисциплины

-

Календарно – тематический план.

-

Методическая разработка практического занятия для преподавателя.

-

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к занятию.

-

Дидактические средства информации и контроля:

-

Ситуационные задачи, задания тестового контроля;

-

Наборы оснащения для выполнения практических манипуляций;

-

Лекарственные препараты;

-

Предметы ухода.

На занятии студенты должны овладеть:

знаниями

умениями

Причины,

факторы

риска,

клинические проявления, лечение,

наблюдение

за

пациентом

и

профилактика

при

асфиксии

и

гемолитической

болезни

новорожденных.

Особенности сестринского процесса

при асфиксии и гемолитической

болезни новорожденных.

Виды

родовой

травмы

(кефалогематома, родовая опухоль,

травма ЦНС): симптомы, лечение,

наблюдение за пациентом.

Сестринская

помощь

при

внутричерепной родовой травме.

Этико-деонтологические принципы

при работе медицинской сестры с

родителями

больного

ребенка

и

ребенком.

Выявлять настоящие проблемы и

видеть потенциальные проблемы у

конкретного пациента.

Устанавливать взаимосвязи между

субъективными и объективными

симптомами заболевания у

конкретного пациента.

Оценивать значимость симптомов.

Формулировать сестринский

диагноз.

Выполнять манипуляции по уходу

за новорожденным с различными

заболеваниями: аспирация слизи из

носоглотки, уход после аспирации;

уход за ребенком в кувезе; утренний

туалет; контрольное взвешивание;

пеленание; кормление (через зонд и

из бутылочки); туалет пупочной

ранки, обработка естественных

складок кожи.

Основная литература для студентов:

Лекционный материал по данной теме

Методическое пособие для самоподготовки студентов.

Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г.

Дополнительная литература для студентов:

Н.П. Шабалов. Детские болезни. - Санкт-Петербург. «Сотис», 2012 г.

Ход занятия:

Элементы занятия

время

примечания

1.

Организационный момент:

проверить готовность аудитории к

занятию;

проверить присутствующих студентов;

сообщить тему занятия;

сообщить план занятия;

сообщить цель занятия.

10 минут

Внешний вид студентов;

подготовка доски к

занятию;

работа с журналом;

на доске

на доске

мотивация, цель

(приложение № 1)

2.

Актуализация опорных знаний:

1.

Тест – контроль.

2.

Фронтальный опрос.

3.

Подведение итогов

15 минут

30 минут

5 минут

Приложение № 2

Приложение № 3

3.

Практическая часть.

1.

Решение ситуационных задач.

2.

Выполнение практических

манипуляций:

Выявлять настоящие

проблемы и потенциальные

проблемы у конкретного

пациента (сестринское

обследование пациента)

Сформулировать сестринский

диагноз.

3.

Выполнять манипуляции по

уходу за новорожденным с

различными заболеваниями:

аспирация слизи из носоглотки,

уход после аспирации; уход за

ребенком в кувезе; утренний

туалет; контрольное

взвешивание; пеленание;

кормление (через зонд и из

бутылочки); туалет пупочной

ранки, обработка естественных

складок кожи.

35 минут

60 минут

75 минут

Приложение № 4

Приложение № 5

4.

Подведение итогов.

10 минут

5.

Домашнее задание:

Подготовить тему: Сестринская

помощь при неинфекционных и

инфекционных заболеваниях кожи и

пупка.

Тульчинская В. «Сестринское дело в

педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г., стр. 48

– 59, конспект лекции

10 минут

Всего:

270 минут

Приложение № 1

Мотивация

Патология новорожденных является одной из актуальных проблем педиатрии.

Неонатальному

периоду

жизни

уделяется

особое

внимание,

связанное

с

физиологическими

особенностями

новорожденного

ребенка,

своеобразно

протекающей патологией и высокой смертностью. В структуре заболеваемости

новорожденных

первое

место

по

частоте

занимают

асфиксия

и

поражения

центральной нервной системы.

В России рождается 54 % детей с внутричерепными родовыми травмами. При

этом отмечается высокая смертность, инвалидизация. Причиной является комплекс

вредных воздействий на плод в анте- и интранатальном периодах. В процесс

вовлекается не только мозг ребенка, но и весь организм в целом.

Гемолитическая

болезнь

новорожденного

возникает

как

следствие

несовместимости крови матери и ребенка по резус – фактору или группе крови.

Наблюдается в первые часы и дни жизни. Регистрируется у 2-3 новорожденных на

1000 родившихся.

\

Приложение № 2

Тест-контроль

«Заболевания периода новорожденности»

1.

Оценка новорожденного по шкале Апгар производят после рождения (мин.)

а)

через 10

б)

в конце 1 и 5

в)

на 1 и 10

г)

на 5 и 10

2.

Шкала Апгар включает в себя следующее количество оценочных параметров

а)

3

б)

4

в)

5

г)

6

3.

Состояние новорожденного оценивается как удовлетворительное, если оценка

по шкале Апгар составляет (баллов)

а)

3 - 4

б)

5 - 6

в)

8 - 10

г)

10 - 12

4.

Асфиксия диагностируется у новорожденных по

а)

цвету кожи

б)

цвету кожи и характеру дыхания

в)

цвету кожи, характеру дыхании,

поведению

г)

шкале Апгар

5.

В основе патогенеза асфиксии лежит

а)

гипоксия

б)

гиперкапния

в)

ацидоз

г)

все перечисленное

6.

Тяжелая асфиксия определяется оценкой по шкале Апгар после рождения

(баллы)

а)

1 - 3

б)

4 - 6

в)

7 - 8

г)

9 - 10

7.

Умеренная асфиксия определяется оценкой по шкале Апгар после рождения

(баллы)

а)

1 - 3

б)

6 - 4

в)

7 - 8

г)

9 - 10

8.

Задачей 1-го этапа реанимации новорожденных при асфиксии является

а)

восстановление проходимости

дыхательных путей

б)

стимуляция внешнего дыхания

в)

коррекция гемодинамических,

метаболических расстройств

г)

стимуляция сердечной

деятельности

9.

Задачей 2-го этапа реанимации является

а)

восстановление проходимости

дыхательных путей

б)

стимуляция внешнего дыхания

в)

коррекция метаболических и

гемодинамических расстройств

г)

стимуляция сердечной

деятельности

10.Показанием к непрямому массажу сердца является частота сердечных

сокращений в (мин.)

а)

120 - 110

б)

110 - 100

в)

100 - 90

г)

80 и менее

11.Лечение асфиксии обязательно включает

а)

гемотерапию

б)

фототерапию

в)

оксигенотерапию

г)

антибактериальную терапию

12.Реанимационные мероприятия при остановке дыхания у новорожденного

начинают с

а)

ИВЛ

б)

восстановления свободной

проходимости дыхательных путей

в)

внутривенного введения

дыхательных аналептиков

г)

непрямого массажа сердца

13.К развитию асфиксии в родах у новорожденного ребенка предрасполагают

а)

хроническая внутриутробная

гипоксия плода

б)

тугое обвитие пуповины вокруг

шеи

в)

слабость родовой деятельности

г)

все перечисленные факторы

14.Родовая опухоль как физиологическое состояние появляется у новорожденных

а)

сразу же после рождения

б)

в течение первых суток

в)

на третьи сутки жизни

г)

на пятые сутки жизни

15.Кефалогематома – это травма мягких тканей головы представляет собой

а)

отек предлежащей части

б)

разрастание клеток в родах

в)

поднадкостничное кровоизлияние

г)

кровоизлияние под кожу

волосистой части головы

16.Самым частым переломом у новорожденного при тяжелых родах является

а)

перелом ключицы

б)

перелом бедренной кости

в)

перелом плечевой кости

г)

перелом основания черепа

17.Для перелома ключицы у новорожденного характерно

а)

отсутствие хоботкового рефлекса

б)

ограничение подвижности руки на

стороне поражения

в)

отсутствие движения в кисти на

стороне поражения

г)

триада Торнера

18.Родовая опухоль исчезает самостоятельно через

а)

1 - 2 дня

б)

1 - 2 недели

в)

6 - 8 недель

г)

2 - 3 месяца

19.К факторам, предрасполагающим к развитию родовой травмы, относится

а)

глубокая недоношенность

б)

ягодичное и другие аномалии

предлежания плода

в)

переношенность

г)

все перечисленное

20.Непосредственной причиной родовой травмы является

а)

гипоксия

б)

слабость родовой деятельности

в)

недоношенность

г)

чрезмерная защита промежности

21."Ядерная" желтуха характеризуется поражением

а)

сердца

б)

легких

в)

ЦНС

г)

Почек

22.Наиболее частая причина гемолитической болезни новорожденных

а)

гипоксия

б)

гиперкапния

в)

внутриутробное инфицирование

г)

резус-конфликт

23.При гемолитической болезни новорожденных токсическое действие на организм

оказывает

а)

белок

б)

билирубин

в)

глюкоза

г)

холестерин

24.Клинические симптомы отечной формы гемолитической болезни новорожденных

а)

резко выраженная желтуха

б)

наличие свободной жидкости в

полостях

в)

незначительное увеличение

печени

г)

незначительное увеличение

селезенки

25.Основной признак при синдроме гипервозбудимости

а)

Мышечная гипотония

б)

Снижение рефлексов

в)

Судорожная готовность

г)

Анорексия

26.Желтуха при ГБН развивается

а)

Сразу после рождения

б)

На 3 день жизни

в)

На 7 день жизни

г)

Через 10 дней

27.Основной метод лечения ГБН тяжелой формы

а)

Витаминотерапия

б)

Заменное переливание крови

в)

Противосудорожная терапия

г)

Нормализация обменных

процессов

28.При судорогах вводят

а)

Глюкозу

б)

Полиглюкин

в)

Фуросемид

г)

Седуксен

Эталоны ответов

Тест-контроль

1. б

5. а

9. б

13. г

17. б

21. в

25. в

2. в

6. а

10. г

14. а

18. б

22. г

26. а

3. в

7. б

11. в

15. в

19. г

23. б

27. б

4. г

8. а

12. б

16. а

20. г

24. б

28. г

Приложение № 3

Фронтальный опрос.

1.

Что является причиной развития асфиксии новорожденного?

2.

Клинические отличия между средне-тяжелой и тяжелой формами асфиксии?

3.

Перечислите основные принципы оказания помощи при асфиксии.

4.

Укажите последовательность мероприятий при выведении ребенка из асфиксии.

5.

Как правильно провести непрямой массаж сердца у новорожденного ребенка?

6.

В чем заключается профилактика вторичной асфиксии?

7.

Перечислите наиболее часто встречаемые родовые травмы.

8.

Как отличить родовую опухоль от кефалогематомы?

9.

Причины, приводящие к перинатальной энцефалопатии?

10.Раскрыть среднетяжелое течение перинатальной энцефалопатии.

11.Как обеспечить лечение и уход ребенку с повреждением ЦНС?

12.Причины развития гемолитической болезни новорожденных (ГБН)?

13.Какие различают клинические формы ГБН?

14.Дать характеристику желтушной форме ГБН.

15.Как помочь ребенку с ГБН?

Приложение № 4

Задачи на прогнозирование асфиксии по шкале Апгар

Задача № 1

Ребенок родился с массой тела 2 кг 500 г. Дыхание самостоятельное, 40 в 1′,

ЧСС – 60 в 1′. Кожа розовая, снижен мышечный тонус, появляются гримасы на

раздражение подошв.

Задача № 2

Ребенок родился с массой 2000 г. Дыхание отсутствует, ЧСС – 60 в 1′. Кожа

розовая, конечности синие, мышечный тонус снижен, нет реакции на раздражение

подошв.

Задача № 3

Ребенок родился с массой тела 1 кг 900 г с редкими единичными дыхательными

движениями, ЧСС – 100 в 1′. Кожа розовая, конечности цианотичные. Мышечный

тонус снижен. Рефлексы не вызываются.

Задача № 4

Ребенок родился с массой тела 3100 г. Дыхание самостоятельное, 40 в 1′, ЧСС –

140 в 1′. Кожа розовая, мышечный тонус снижен, появляются гримасы на раздражение

подошв.

Эталон решения задач на прогнозирование асфиксии по шкале Апгар

задач

и

Дыха

ние

ЧСС

Кожа

Мыш

ечн.

тонус

Рефле

ксы

Итог

Прогноз по асфиксии

1

2

1

2

1

1

7 б.

Легкая степень асфиксии

2

0

1

1

1

0

3 б.

Тяжелая степень асфиксии

3

1

2

1

1

0

5 б.

Асфиксия средней степени

4

2

2

2

1

1

8 б.

Асфиксии нет

Проблемные задачи на выбор последовательности необходимых

реанимационных мероприятий

Задача № 1

Ребенок родился с весом 2 кг с резкими единичными дыхательными

движениями. Число ЧСС 100 в 1 минуту. Кожа розовая, конечности цианотичные.

Мышечный тонус снижен. Рефлексы не вызываются.

Определить степень асфиксии.

Задача № 2

Ребенок родился с массой 2 кг 300 гр. Дыхание хорошее 40 в 1 минуту, ЧСС 30 в

1минуту, кожа розовая, снижен мышечный тонус, появляются гримасы на

раздражение подошв.

Определить степень асфиксии.

Задача № 3

Ребенок родился с весом 2 кг с редкими единичными дыхательными

движениями. Число ЧСС 100 в 1 минуту. Кожа розовая, конечности цианотичные.

Мышечный тонус снижен. Рефлексы не вызываются.

Определить степень асфиксии.

Задача № 4

Ребенок родился с весом 3.200. При оценке по шкале Апгар сердцебиение 120 в

1 минуту, кожа розовая, мышечный тонус снижен, число дыханий 40 в 1 минуту,

появляются гримасы на раздражение подошв.

Определить степень асфиксии.

Эталон решения проблемных задач на выбор последовательности необходимых

реанимационных мероприятий

Задача № 1 – Необходимо начать ИВЛ.

Задача № 2 – Оценить Ч.С.С.

Задача № 3 – Проводить ИВЛ и непрямой массаж сердца.

Задача № 4 – Грудная клетка поднимается и опускается, дыхание ребенка

поверхностное.

Приложение № 5

Выполнение манипуляций согласно стандартам действий.

Аспирация слизи из носоглотки, уход после аспирации; оксигенотерапия; уход за

ребенком

в

кувезе;

фототерапия;

применение

пузыря

со

льдом;

кормление

новорожденного через зонд и из бутылочки; контрольное взвешивание; туалет

пупочной ранки; обработка естественных складок кожи; пеленание.

Санация дыхательных путей.

Санация

(аспирация)

дыхательных

путей

представляет

собой

удаление

патологического содержимого из верхних дыхательных путей и трахеобронхиального

дерева.

Показанием

для

процедуры

является

неспособность

больного

к

самостоятельному дыханию.

Аспирация проводится из носа, ротоглотки, трахеи и бронхов.

Для выполнения процедуры используют индивидуальные отсосы, резиновый

баллон с мягким наконечником, аспираторы.

Наиболее эффективно отсасывание аспираторами с помощью катетеров.

Аспираторы создают разрежение и жидкость засасывается через катетер

и

соединительную трубку в сосуд-сборник.

В зависимости от назначения катетеры имеют различную величину, формы

изгиба, диаметр и число отверстий.

Густое и вязкое содержимое дыхательных путей может затруднять выполнение

процедуры. В этом случае рекомендуется перед санацией уменьшить вязкость

секрета.

Для этого применяют теплые щелочные и солещелочные ингаляции,

ингаляции с протеолитическими ферментами. При удалении трудноотделяемой слизи

через эндотрахеальную или трахеостомическую трубку перед санацией в нее вводят (в

зависимости от возраста) 0,25-5 мл стерильного изотонического раствора хлорида

натрия (трахеобронхиальный лаваж).

Для улучшения отхождения содержимого дыхательных путей до санации

проводят перкуссионный массаж, постуральный дренаж, смену позиции (ротацию)

ребенка.

В результате нарушения техники санации могут развиться

осложнения:

гипоксемия, ателектазы, повреждение тканей, инфицирование, случайное выпадение

интубационной трубки или канюли из просвета трахеи и др.

Правила санации дыхательных путей, профилактика осложнений.

1. Для предупреждения гипоксемии и ателектазов

во время санации следует:

ограничивать время процедуры до 5 секунд для грудных детей и 15 секунд – для

подростков; подбирать диаметр аспирационного катетера (его наружный диаметр не

должен перекрывать дыхательные пути более чем наполовину); при выполнении

санации нижних отделов дыхательных путей, а также больным в тяжелом состоянии

подавать увлажненный кислород до процедуры, в промежутках и после ее

завершения.

2. Повреждение

тканей

(изъязвление

слизистой

оболочки,

ее

перфорация,

кровоточивость, травмирование аденоидной ткани) происходит при многократном и

грубом введении аспирационного катетера, проведении длительной непрерывной

аспирации,

использовании

завышенного

отрицательного

давления,

жестких

катетеров с острыми краями вводимого конца. Предупредить повреждение тканей

позволяет использование мягкого и гибкого катетера с закругленной верхушкой,

соблюдение техники введения катетера. Для предупреждения присасывания

катетера к слизистой следует пользоваться катетерами с боковыми отверстиями.

3. Профилактика инфицирования с развитием гнойного трахеобронхита достигается

использованием стерильных катетеров, отдельных для носа и ротоглотки, трахеи и

бронхов, соблюдением асептики при выполнении процедуры.

4. Для предупреждения выпадения эндотрахеальной трубки или канюли из просвета

трахеи во время санации манипуляцию проводят двое: один осуществляет

вентиляцию легких и фиксацию трубки, другой – аспирирует секрет.

5. Аритмии сердца предупреждаются подачей кислорода перед аспирацией.

Санация с помощью электроотсоса.

Оснащение рабочего места:

электроотсос и соединительные трубки;

система

обеспечения подачи кислорода;

стерильный аспирационный катетер;

стерильный

раствор для увлажнения катетера (изотонический раствор натрия хлорида или

дистиллированная вода, фурациллин в разведении 1 : 5000); стерильный материал

(марлевые шарики, салфетки) в упаковке или биксе; стерильный пинцет; пинцет для

работы с использованным инструментарием;

лоток для оснащения;

лоток для

использованного материала; медицинские перчатки, маска; флакон с антисептическим

раствором для обработки рук персонала;

манипуляционный столик;

емкости с

дезинфицирующим раствором для обеззараживания поверхностей, использованного

медицинского инструментария и оснащения.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1.

Вымыть руки под проточной водой, дважды намыливая, просушить разовой

салфеткой. Надеть перчатки.

2.

Обработать

дезинфицирующим

раствором

лоток

для

оснащения,

инструментальный столик. Вымыть руки в перчатках проточной водой с мылом,

просушить.

3.

Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение. Вскрыть

упаковку со стерильными шариками (салфетками), предварительно проверив ее

целостность и срок годности.

4.

Заполнить

банку

сборник

электроотсоса

дезинфицирующим

раствором,

проверить готовность электроотсоса к работе (давление в системе 0,2-0,4 атм,

герметичность крепления).

5.

Уложить ребенка.

Основной этап выполнения манипуляции.

6.

Распечатать упаковку с катетером, предварительно проверив герметичность и срок

годности или извлечь катетер из емкости с дезинфицирующим раствором

(фурациллин в разведении 1 : 5000), индивидуальной для каждого ребенка.

7.

Присоединить катетер к отсасывающей соединительной трубке электроотсоса. Для

этого пинцетом извлечь катетер из упаковки и вложить в руку на салфетку, другой

его конец присоединить к электроотсосу.

8.

Переложить катетер с марлевой салфеткой в правую руку и взять его, как писчее

перо, на расстоянии 3-5 см от вводимого конца.

9.

Увлажнить катетер.

10. Для санации через рот:

ввести катетер в полость рта, не касаясь задней стенки

глотки. Перед санацией полости рта и ротоглотки у маловесных новорожденных в

носовые ходы вводят по 0,5 мл изотонического раствора натрия хлорида.

Для санации через нос: ввести катетер, осторожно продвигая его вперед и вниз на

4-6 см через нижний носовой ход с помощью вращательных движений в местах

сопротивления. Новорожденным с массой менее 1200 г аспирационный катетер в

полость носа не вводят. Узкие носовые ходы могут быть препятствием для

введения катетера. При его введении может развиться брадикардия.

11. Подключить электроотсос и произвести прерывистую аспирацию в течение 5-15

секунд в зависимости от возраста больного. Санация повторяется до полного

удаления содержимого.

12. Быстро удалить катетер. Больным в тяжелом состоянии подать увлажненный

кислород.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

13. Оценить характер и объем аспирированного содержимого. По назначению врача

отправить материал в микробиологическую лабораторию на посев.

14. Использованный катетер промыть и обеззаразить в емкостях с дезинфицирующим

раствором. Провести дезинфекцию сосуда-сборника, деталей из пластмассы и

резины, контактировавших с отсасывающей жидкостью. Снимать крышку с

заполненного сосуда-сборника и опорожнять содержимое разрешается только в

специально

отведенном

для

этого

помещении.

Вымыть

и

обработать

антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки, вымыть и

просушить руки.

15. Отметить в истории болезни время и частоту санации, характер содержимого,

реакцию ребенка.

Оксигенотерапия.

Цель: уменьшение гипоксии различного генеза.

Оснащение:

источник

кислорода;

аппарат

Боброва;

увлажнитель

кислорода;

стерильный носоглоточный катетер;

стерильное вазелиновое масло;

стерильный

пинцет и шпатель; стерильный материал (марлевые салфетки); лоток для оснащения;

лоток для отработанного материала;

лейкопластырь, ножницы, часы;

перчатки;

сосудосуживающие капли в нос.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

1. Установить доброжелательные отношения с

родственниками ребенка

Психологическая

подготовка

родственников

2. Познакомить их с целью и ходом процедуры

Осознанное

их

участие

в

процедуре

3. Вымыть и осушить руки.

Надеть перчатки.

Обеспечение

инфекционной

безопасности

4. Приготовить необходимое оснащение.

5. Подготовить аппарат Боброва к работе:

- налить в чистую стеклянную емкость на 2/3

объема

увлажнитель

температурой

40-45

0

С

(недопустимо повышать температуру раствора);

- длинную трубку аппарата погрузить в жидкость

и присоединить к источнику кислорода;

- обеспечить герметичность соединения при

помощи винта на пробке;

- проверить проходимость аппарата.

Примечание:

для

увлажнения

используют

стерильные

растворы

воды,

изотонический

раствор натрия хлорида,

2% раствор натрия

гидрокарбоната; при наличии отека легких –

используют

96%

спирт

или

антифомсилан,

температура которых должна быть комнатной.

Обеспечение четкого проведения

процедуры.

Осуществление

увлажнения

кислорода.

Обеспечение

обогрева

кислорода,

который

должен

быть подогрет (в идеале) до

температуры тела.

Предупреждение

ожога

дыхательных путей.

Обеспечение

работы

аппарата

Боброва.

Являются пеногасителями.

6. Обработать дезраствором пеленальный матрац,

постелить пеленку.

7. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение

инфекционной

безопасности

8. Придать ребенку возвышенное положение,

уложив его так, чтобы голова и верхняя часть

туловища находилась на приподнятом изголовье

матраца

Профилактика

аспирации

рвотных масс

9. Проверить проходимость дыхательных путей,

при необходимости очистить носовые ходы

Обеспечение

проведения

процедуры

Выполнение процедуры

10.

Измерить

глубину

введения

катетера

(расстояние от козелка уха до крыла носа):

- захватить пинцетом марлевую салфетку и

положить ее на пальцы левой руки;

-

извлечь

пинцетом

катетер

из

упаковки,

проверив его целостность;

- положить в руку марлевую салфетку вводимый

конец катетера и расположить его возле носа

ребенка, а другой конец катетера, удерживаемый

пинцетом, - у козелка уха, не касаясь лица

ребенка;

Обеспечение

попадания

струи

кислорода

в

верхние

дыхательные пути.

Сохранение

стерильности

катетера.

-

Предупреждение травмы глаз

концом катетера.

- сделать метку.

Примечание:

если

отсутствует

стандартная

метка,

ее

делают

полоской

стерильного

лейкопластыря или влажной стерильной ватой,

скрученной вокруг катетера в виде нитки

Визуальный

контроль

за

глубиной введения катетера.

11. Взять катетер как писчее перо правой рукой

на расстоянии 3-5 см от вводимого конца и

смазать вазелиновым маслом методом полива

Облегчение введения катетера.

Предупреждение

травмы

слизистой носа.

12. Ввести катетер по нижнему носовому ходу до

метки

(при

введении

катетер

держать

перпендикулярно поверхности лица)

Обеспечение

нахождения

катетера в дыхательных путях

13. Проконтролировать положение катетера с

помощью шпателя

Примечание: катетер введен правильно, если его

кончик виден в зеве и находится на 1 см ниже

язычка мягкого неба.

Более

высокое

расположение

катетера

ведет

к

снижению

напряжения

кислорода

во

вдыхаемом

воздухе,

а

более

низкое – к аэрофагии

14. Закрепить наружную часть катетера на щеке

пациента полосками лейкопластыря

Обеспечение

постоянного

положения катетера

Предупреждение

непроизвольного

удаления

катетера

15. Подсоединить наружную часть катетера через

резиновую трубку (длиной не более 60 см) к

короткой трубке увлажнителя, расположенной

над жидкостью

Неувлажненный

кислород

повреждает эпителий слизистой

оболочки

дыхательных

путей

(высыхание),

нарушает

механизмы очистки ее от секрета

и бактерий

16. Отрегулировать скорость подачи кислорода

(контролируется

ротаметром

или

быстротой

прохождения пузырьков газа через увлажнитель)

Превышение

назначенной

концентрации (скорости потока)

кислорода

может

вызвать

токсическое

воздействие

на

ткани легких, ЦНС, привести к

утрате

зрения,

остановке

дыхания

17.

Засечь

время

подачи

кислорода

(по

назначению врача)

Продолжительная

подача

кислорода

даже

малой

концентрации

может

также

вызвать токсический эффект

18.

После

истечения

назначенного

времени

оксигенотерапии отключить подачу кислорода

Примечание: при длительной кислородотерапии

каждые 30-60 минут следует менять положение

катетера

в

другой

носовой

ход

после

предварительного отключения подачи кислорода

Предупреждение пролежней и

высушивания

слизистой

оболочки носового хода

Завершение процедуры

19. Удалить катетер с помощью салфетки

20. Ввести в носовой ход 2-3 капли раствора с

Предупреждение

отека

сосудосуживающим,

дезинфицирующим

действием (капли, содержащие фурациллин и

адреналин)

слизистой оболочки в результате

раздражения ее катетером

21. Использованные инструменты и перчатки

погрузить в дезраствор

Обеспечение инфекционной

безопасности

22. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной

безопасности

23. Сделать запись о проведенной процедуре

Обеспечение

преемственности

Уход за ребенком в инкубаторе.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Вымыть руки.

2. Установить инкубатор на рабочее место на расстоянии не ближе 1 метра от стен и

окон. Фиксировать его положение тормозными педалями.

Не допускается

опираться на инкубатор, ставить на тенд любые предметы, хлопать окошками во

время открытия.

3. Перед использованием инкубатора проверить его исправность.

4. Застелить матрац инкубатора фланелевой пеленкой. На нее положить две

хлопчатобумажные пеленки в 6-8 сложений в виде квадрата под голову и тазовую

область ребенка. В середину пеленки, используемой под тазовой областью, вложить

подкладочную клеенку. При применении валика или головного кольца покрыть их

пеленкой. Пеленки для ухода за ребенком в возрасте менее 2 недель должны быть

стерильными.

5. Закрепить на инкубаторе этикетку с данными о ребенке:

Ф. И. О.

Пол;

Название

родовспомогательного

учреждения,

из

которого ребенок был доставлен;

Дата рождения;

Масса тела при рождении.

Основной этап выполнения манипуляции.

6. Снять с ручек новорожденного браслетки, надетые в роддоме, поместить их в

полиэтиленовый пакет и хран6ить в инкубаторе. В случае перевода ребенка из

отделения на него вновь надеть браслетки.

7. Поддерживать параметры работы инкубатора согласно назначению врача в листе

наблюдения. При необходимости обеспечить дополнительный обогрев ребенка с

помощью термоматраца, термозащитной пеленки, матраца из меха, грелок. В

инкубаторе ребенок находится в шапочке, варежках и пинетках. По согласованию с

врачом допускается надевать памперсы. Особое значение придается созданию

лечебно-охранительного режима.

8. Все магистрали, проведенные через дверцы доступа, от аппарата энтеральной и

парентеральной инфузии должны максимально находиться в инкубаторе. Пережатие

трубок недопустимо.

9. Дверцы доступа должны быть закрыты. Открывают колпак инкубатора только при

извлечении ребенка или смене постельного комплекта. Факт открывания отмечают

в листе наблюдения. Ограничивают открывание окошек.

10.Все медицинские манипуляции осуществляют по возможности в инкубаторе. При

проведении процедур и операций ребенка извлекают из инкубатора и выкладывают

на реанимационный стол, обеспечив подогрев. Инфузионную терапию во время

процедур и операций продолжают.

11.По назначению врача ребенка взвешивают. Взвешивание можно выполнить в

инкубаторе и вне его. При определении массы тела вне инкубатора весы

подготавливают к работе и располагают рядом с ним. Затем открывают колпак

инкубатора, отсоединяют ребенка от дозатора, монитора, аппарата ИВЛ (если

позволяет состояние), пережимают дренажи зажимом и осторожно кладут его на

весы. После взвешивания ребенка снова помещают в инкубатор, подключают все

системы, проверяют состояние магистралей. Записывают массу тела ребенка в листе

наблюдения.

Затем

выключают

весы,

обрабатывают

их

дезинфицирующим

раствором и ставят на место.

12.В случае намокания пеленок во время мочеиспускания и дефекации клеенку

следует извлечь, обработать дезинфицирующим раствором, промыть под проточной

водой с мылом, протереть насухо и заложить в новую пеленку. Загрязненную

пеленку сбросить в бак для использованного белья.

13.Особое внимание уделяют детям с массой тела ниже 1000 г. В инкубатор ребенка

помещают на меховой матрац. Для дополнительного обогрева на инкубатор

устанавливают солэер. При необходимости используют другие дополнительные

методы согревания. Колебания температуры тела допускаются в пределах 36,5 –

37,2

0

С. Взвешивание проводят 1 раз в три дня. ЭКГ-монитор не подключают

(подключают только пульсоксиметр). Внутримышечные инъекции не назначаются.

Всю поверхность тела 1 раз в сутки обрабатывают жидким масляным раствором для

ухода за детской кожей. Извлекают ребенка из инкубатора только по назначению

врача.

14.Положение ребенка в инкубаторе периодически меняют, переворачивая его на

другой бок или живот.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

15.Обеспечение гигиенического содержания инкубатора.

16. После процедур, связанных с разбрызгиванием крови или других биологических

материалов, места загрязнения обрабатывают 6% раствором водорода пероксида,

затем мыльным раствором, смывают дистиллированной водой и вытирают насухо.

Для обработки используют стерильную ветошь, сменяемую на каждом этапе

обработки.

17.Инкубатор в котором находится ребенок, обрабатывается снаружи и внутри не

менее 2 раз в сутки.

Фототерапия, светотерапия.

Фото-, светотерапия назначается при гибербилирубинемии, когда уровень

непрямого (несвязанного) билирубина у доношенных новорожденных составляет

более 220 мкмоль/л, у недоношенных – более 85 мкмоль/л. Превышение уровня

непрямого билирубина представляет опасность для новорожденных ( в первую

очередь для недоношенных) в связи с возможностью развития ядерной желтухи.

Для снижения уровня непрямого билирубина применяется фототерапия лампами

синего и дневного света. Под действием излучения билирубин, содержащийся в коже,

распадается. Образовавшиеся нетоксичные фотоизомеры хорошо растворимы в воде,

поэтому выводятся с желчью и мочой. Кроме этого, фототерапия увеличивает

выработку желчных кислот, что также способствует выведению билирубина из

организма.

Продолжительность курса – 1-2 дня. Режим фототерапии может быть

непрерывным в течение 18-24 часов или прерывистым, когда 2-3 часа проводится

процедура, а затем лампы выключают на 2-3 часа и т.д.

Прерывистая фототерапия позволяет избежать перегревания ребенка и дает

возможность оценить цвет кожи. Уровень билирубина при этом снижается медленнее,

чем при постоянном облучении. Процедуру желательно проводить в инкубаторе,

чтобы обеспечить оптимальный для ребенка режим температуры и влажности

окружающей среды.

Эффект лечения зависит от площади освещаемой поверхности тела. В связи с

этим ребенка рекомендуется переворачивать каждый час. После фототерапии

некоторое время может увеличиваться уровень непрямого билирубина за счет

нетоксичных

фотоизомеров.

Моча

ребенка

становится

более

темной,

иногда

отмечается жидкий стул.

К нежелательным эффектам фототерапии относятся эритема, обезвоживание

(из-за повышения испарения через кожу), перегревание ребенка. При нарушении

техники выполнения процедуры у ребенка может развиться конъюнктивит.

Ультрафиолетовые лучи ламп синего цвета могут вызвать нарушения в сетчатке

глаз, мутацию половых клеток. Поэтому при работе с этими лампами важна защита

половых органов и глаз. Лампы белого света не имеют ультрафиолетовой зоны,

содержат красный свет, который обладает выраженным тепловым эффектом. При

использовании этих ламп существует опасность перегревания новорожденного, что

требует тщательного контроля за температурой тела.

Фототерапию можно проводить с помощью светопроводящего матраца. Ребенок

находится в утепленном комбинезоне. Достоинством этого метода являются высокая

эффективность облучения вследствие близкого расположения лампы, отсутствия

раздражающего воздействия, возможность лечения ребенка в кроватке и постоянное

присутствие матери. Таймер регистрирует время процедуры и общее время работы

лампы.

Все инфузионные среды разлагаются под действием направленного света.

Поэтому во время процедуры капельницы должны быть защищены темной бумагой.

Оснащение

рабочего

места:

лампа

синего

(дневного)

света;

защитные

приспособления (светозащитные очки, фотобумага, марля, бинт или лейкопластырь);

медицинский

термометр;

инкубатор;

вентилятор;

лоток

для

обеззараживания

медицинского

термометра;

емкости

с

дезинфицирующим

раствором

для

обеззараживания поверхностей.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1.

Установить лампу на расстоянии 0,4-0,5 метра над облучаемой поверхностью.

Расположить рядом вентилятор для охлаждения поверхности инкубатора.

2.

Обнажить ребенка.

3.

Защитить глаза и половые органы ребенка от воздействия света. Для этого на

глаза надеть светозащитные очки, половые органы (у девочек и нижнюю часть

живота)

закрыть

светозащитными

приспособлениями.

Защитные

повязки

фиксировать бинтом или пластырем.

4.

Уложить ребенка. Голову повернуть набок.

5.

Включить лампу.

Основной этап выполнения манипуляции.

6.

Направить свет от лампы на поверхность тела ребенка. Режим облучения

(непрерывный или прерывистый) должен соответствовать назначению врача. Во

избежание перегревания ребенка следует контролировать температуру тела

каждые 3-4 часа.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

7.

После окончания процедуры выключить лампу.

8.

Снять с ребенка защитные приспособления. При снятии повязок лейкопластырь

отклеивать осторожно. Чтобы не вызвать мацерацию кожи. Место снятия

лейкопластыря обработать масляным раствором витамина А. В дальнейшем при

прерывистом режиме облучения защитную повязку следует фиксировать

лейкопластырем в другом месте.

9.

В листе наблюдения отметить продолжительность процедуры в часах.

10.Использованные светозащитные очки, медицинский термометр обработать

дезинфицирующим раствором.

11.Вымыть и просушить руки.

Физическое охлаждение с помощью льда.

Цель: добиться снижения температуры.

Оснащение: пузырь и флаконы для льда; кусковой лед; деревянный молоток; вода 14-

16

0

С; пеленки (3-4 шт); медицинский термометр; часы.

Обязательное условие: при проведении гипотермии необходимо осуществлять

контроль температуры через 20 – 30 минут и проводить коррекцию мероприятий с

учетом данных повторной термометрии.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

- Объяснить маме цель и ход проведения

процедуры получить согласие.

- Обеспечение права на информацию,

участие в процедуре.

- Подготовить необходимое оснащение

- Обеспечение

четкости

выполнения

процедуры

- Вымыть и осушить руки

- Обеспечение

инфекционной

безопасности

- Поместить кусковой лед в пеленку

- Разбить его на мелкие части (размером 1 –

2см) деревянным молотком

- Измельченный лед более равномерно

распределяется в пузыре

- Наполнить пузырь со льдом на 1/2 объема и

долить холодной воды до 2/3 его объема

- Тающий

лед

поддерживает

температуру воды 10 - 12

С

- Вытеснить воздух из пузыря нажатием

руки,

расположив

его

на

твердой

поверхности

- Обеспечение

свободного

пространства

для

воды,

образующейся во время таяния льда

-Плотно закрыть пузырь крышкой и

перевернуть пробкой вниз

- Обеспечение

и

проверка

герметичности

- Завернуть пузырь в сухую пеленку

- Профилактика обморожения кожи

Выполнение процедуры

- Приложить пузырь со льдом к голове

ребенка на расстоянии 2 – 3 см

- Проверить расстояние между пузырем и

головой ребенка, расположив между ними

ребро

ладони

(оно

должно

свободно

проходить)

- Предупреждение

местного

обморожения

- Флаконы со льдом приложить на области

крупных

сосудов,

предварительно

прикрыть

их

пеленкой

(подмышечные

области, паховые складки, подколенные

ямки)

- Улучшение теплоотдачи

- Предупреждение

местного

обморожения

- Зафиксировать время

- Примечание: длительность процедуры не

более 20 – 30 минут. При необходимости ее

повторения перерыв должен составлять не

менее 10 – 15 минут

- По мере таяния льда сливать воду из

пузыря и подкладывать в него новые

кусочки льда, менять флаконы

- Исключение

вероятности

возникновения

патологических

состояний, связанных с длительным

местным спазмом сосудов

Завершение процедуры

- Через 20 – 30 минут убрать пузырь и

флаконы и перемерить температуру тела

ребенка

- Определение

эффективности

проведения процедуры

- Если

мероприятия

эффективны,

температура должна снизиться на 0,2

– 0,3

С

- Провести

коррекцию

мероприятий

с

- При снижении температуры через 20

учетом данных повторной термометрии

– 30 минут на 0,2 – 0,3

С проводимые

мероприятия прекращаются, при

отсутствии положительной динамики

или при повышении температуры

необходимо перейти на следующий

этап гипотермии

Кормление новорожденного ребенка через зонд.

Цель: обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи,

когда естественное питание через рот невозможно.

Оснащение: резиновые перчатки;

косынка, маска;

отмеренное необходимое

количество молока на одно кормление, подогретое до температуры 37-38

0

С;

стерильный желудочный катетер; зажим; стерильный шприц 20 мл; лоток для

оснащения; электроотсос или резиновая груша.

Обязательные условия: размер желудочного катетера зависит от массы тела ребенка:

масса менее 1000 г - № 4 носовой или № 6 ротовой; масса 1000 – 2500 г - № 6 носовой

и ротовой; масса более 2500 г - № 6 носовой или № 10 ротовой.

Недоношенному новорожденному ребенку до и после кормления необходимо

провести кислородотерапию с целью профилактики приступов апноэ.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме/родственникам цель и ход

проведения процедуры.

Обеспечение права родителей

на информацию.

Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение

четкости

выполнения процедуры.

Надеть косынку, маску.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Обеспечение

инфекционной

безопасности.

Уложить

ребенка

на

бок

с

приподнятым

головным

концом,

зафиксировать

такое

положение с помощью валика.

Предупреждение аспирации.

Выполнение процедуры

Измерить глубину введения катетера от мочки

уха до кончика носа и от кончика носа до конца

мечевидного отростка. Сделать метку.

Примечание: можно измерить глубину введения

катетера следующим образом: от кончика носа за

ухо и до верхнего края грудины.

Обеспечение

введения

катетера.

Присоединить к зонду шприц и проверить его

проходимость, пропустив через него воздух.

Примечание:

следить, чтобы свободный конец

катетера был постоянно зафиксирован рукой.

Обеспечение

эффективности

проведения процедуры.

Удалить поршень из шприца.

Поместить шприц в левую руку и пропустить

присоединенный катетер между указательным и

средним пальцами левой руки, расположив его

слепым концом вверх.

Предупреждение

истечения

молока

из

катетера

при

дальнейшем его заполнении.

Заполнить

шприц

на 1/3

объема

грудным

молоком.

Взять слепой конец зонда в правую руку и

осторожно опуская его вниз, заполнить молоком

(до

появления

первой

капли

молока

из

отверстия в области слепого конца зонда).

Вытеснение

воздуха

из

катетера

предупреждает

попадание воздуха в желудок

малыша.

Вернуть

зонд

в

левую

руку

в

исходное

положение.

Примечание: во время заполнения зонда молоком

следить, чтобы слепой конец зонда постоянно был

поднят вверх.

Зажать катетер зажимом на расстоянии 5-8 см

со стороны шприца.

Кольцо зажима поместить на большой палец

левой руки.

Правой рукой взять зонд на расстоянии 7-8 см

от слепого конца.

Смочить его в молоке.

Исключение

вытекания

из

катетера молока.

Предупреждение

соскальзывания

катетера

со

шприца.

Влажный зонд легче ввести.

Предупреждение

травмирования

слизистых

оболочек.

Вставить зонд через нос по нижнему носовому

ходу или рот по средней линии языка до

отметки (при введении зонда не прилагать

усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и

т.п.).

Исключение попадания зонда

в дыхательные пути.

Добавить в шприц молоко.

Приподняв шприц, снять зажим с катетера и

медленно

(регулируя

высоту

расположения

шприца) ввести молоко в желудок младенца.

Медленное

поступление

молока предотвращает резкое

усиление

перистальтики

желудка и появление рвоты.

При достижении молоком устья шприца, вновь

наложить зажим на катетер.

Примечание:

если в результате проведенных

мероприятий не было введено все отмеренное

количество молока,- вновь заполнить им шприц и

ввести в желудок ребенку.

Предупреждение

попадания

воздуха в желудок.

Зажать

катетер

большим

и

указательным

пальцами правой руки на расстоянии 2-3 см от

ротовой полости и быстрым движением извлечь

его через салфетку.

Профилактика рвоты.

Завершение процедуры

Положить

ребенка

на

правый

бок

с

приподнятым головным концом.

Уменьшение

вероятности

аспирации.

Облегчается

опорожнение

желудка.

Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Использованный инструментарий погрузить в

дезраствор.

Обеспечение

инфекционной

безопасности.

Кормление ребенка с бутылочки

Показания: перевод на искусственное вскармливание.

Порядок выполнения:

1.

Для каждого ребенка и каждого кормления используется отдельная бутылочка и

соска.

2.

Отверстие в соске делается путем прокалывания раскаленной инъекционной

иглой.

3.

Налить необходимый объем молока.

4.

Бутылочку наклонить так, чтобы горловина полностью была заполнена молоком

(молоко должно вытекать не частыми и не очень редкими каплями – 3-4

сосательных движения и одно глотательное). На соску не надавливать во время

кормления. Во время кормления ребенка одного не оставлять.

5.

После кормления бутылочки и соски обработать.

Контрольное взвешивание

Показания: плохая прибавка в массе, беспокойство ребенка в промежутках между

кормлениями.

Цель: рассчитать количество получаемого молока на одно кормление при грудном

вскармливании.

Порядок выполнения:

1.

Выдержать промежуток между кормлениями.

2.

Запеленать ребенка.

3.

Взвесить на горизонтальных весах.

4.

Покормить ребенка.

5.

взвесить на тех же весах, в тех же пеленках.

6.

Рассчитать разницу веса до и после кормления. Полученная величина будет

указывать на количество высосанного молока.

Обработка пупочной ранки

Цель: предупредить инфицирование пупочной ранки

Оснащение: стерильные ватные палочки; лоток для обработанного материала; 3%

раствор перекиси водорода;

70% этиловый спирт; 5% раствор перманганата калия; стерильная пипетка; набор

для пеленания, приготовленный на пеленальном столике; резиновые перчатки;

емкость с дезраствором, ветошь.

Обязательные условия: при обработке пупочной ранки обязательно растягивать ее

края (даже при образовавшейся корочке).

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

- Объяснить маме/родственникам цель и ход

проведения процедуры

-

Обеспечение

правильного

ежедневного ухода за ребенком

- Подготовить необходимое оснащение

- Обеспечение четкости и быстроты

выполнения процедуры

- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

- Обработать

пеленальный

столик

дезинфицирующим раствором и постелить на

него пеленку

-

Обеспечение

инфекционной

безопасности

- Уложить ребенка на пеленальном столе

-

Наиболее

удобное

положение

ребенка

Выполнение процедуры

- Хорошо растягнуть края пупочной ранки

указательным и большим пальцами левой руки

-

Обеспечение

максимального

доступа к пупочной ранке

- Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3%

раствора перекиси водорода

- Удалить образовавшуюся в ранке «пену»

стерильной ватной палочкой движением

изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток)

-

Достижение

механического

очищения пупочной ранки

- Сохраняя растянутыми края пупочной ранки,

обработать ее стерильной ватной палочкой,

смоченной 70% этиловым спиртом, движением

изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток)

- Обеспечение

дезинфицирующего

и подсушивающего эффекта

- Обработка движениями изнутри

кнаружи

или

от

центра

к

периферии предупреждает занос

инфекции в пупочную ранку

-

Обработать кожу вокруг ранки этиловым

спиртом

с

помощью

ватной

палочки

движениями от центра к периферии (сбросить

палочку в лоток)

- Обработать (по необходимости) пупочную

ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5%

раствором

перманганата

калия

с

помощью

ватной палочки (сбросить палочку в лоток)

- Обеспечение

дезинфицирующего

и подсушивающего эффекта

- «Крепкий» раствор перманганата

калия может вызвать ожог кожи

Завершение процедуры

- Запеленать ребенка и положить в кроватку

- Обеспечение безопасности ребенка

- Убрать пеленку с пеленального стола и

поместить ее в мешок для грязного белья

- Протереть рабочую поверхность пеленального

стола дезраствором

- Снять перчатки, вымыть и осушить руки

-

Обеспечение

инфекционной

безопасности

Обработка естественных складок кожи.

Цель: соблюдение гигиены тела; обеспечение универсальной потребности ребенка

«быть чистым»

Оснащение: стерильное растительное масло; ватные шарики; лоток для отработанного

материала; чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном

столике; резиновые перчатки; дезинфицирующий раствор, ветошь;

мешок для грязного белья.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

-

Объяснить

маме/родственникам

цель

и

ход

проведения процедуры

-

Обеспечение

правильного

ежедневного

ухода

за

ребенком

- Подготовить необходимое оснащение

-

Обеспечение

четкости

и

быстроты

выполнения

процедуры

- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

-

Обработать

пеленальный

столик

дезинфицирующим раствором и постелить на него

- Обеспечение инфекционной

безопасности

пеленку

- Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и

положить на пеленальный столик

-

Подготовка

ребенка

к

процедуре

- Сбросить одежду в мешок для грязного белья

- Предупреждение загрязнения

окружающей среды

Выполнение процедуры

Обработать естественные складки кожи тампоном,

смоченным

в

стерильном

растительном

масле.

Обрабатывать

в

строгой

последовательности:

заушные;

шейные;

подмышечные;

локтевые;

лучезапястные;

подколенные;

голеностопные;

паховые; ягодичные

- Предупреждается развитие

опрелостей

-

Паховые

и

ягодичные

складки

максимально

загрязнены

и

должны

обрабатываться в последнюю

очередь

Завершение процедуры

- Одеть ребенка и уложить в кроватку

-

Обеспечение

комфортного

состояния

- Убрать пеленку с пеленального стола и поместить

ее в мешок для грязного белья

- Протереть рабочую поверхность дезраствором

- Снять перчатки, вымыть и осушить руки

- Обеспечение инфекционной

безопасности

Пеленание

Цель: создание ребенку максимального комфорта.

Оснащение:

тонкая и фланелевая распашонка; фланелевая и тонкая пеленка;

подгузник или памперс; полотенце; пеленальный стол; резиновые перчатки; емкость с

дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

использовать принцип свободного пеленания (оставлять

небольшое пространство для свободного движения ножек ребенка);

шапочку

надевать только после ванны и на время прогулок; правильная фиксация пеленок

(«замочек» расположен спереди); при пеленании малыша с ручками – нижний край

пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);

исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

Этапы

Обоснование

- Объяснить маме, родственникам цель и ход

процедуры

- Обеспечение правильного ухода

за ребенком

- Подготовить необходимое оснащение

- Обеспечение

четкости

выполнения процедуры

- Обработать пеленальный столик дезраствором

- Вымыть и осушить руки

- Обеспечение

инфекционной

безопасности

- Предупреждение

раздражения

кожи ребенка дезраствором

- Уложить

на

пеленальном

столе

пеленки

послойно (снизу вверх: фланелевая – тонкая –

подгузник – или памперс)

- Приготовить

распашонки

вывернуть

швы

наружу

- Достижение четкости проведения

пеленания

- Предупреждение потертостей

- Распеленать

ребенка

в

кроватке

(при

необходимости

подмыть

и

осушить

- Обеспечение

проведения

процедуры

полотенцем), положить на пеленальный стол

Выполнение процедуры

- Надеть

на

ребенка

тонкую

распашонку

разрезом назад, затем фланелевую разрезом

вперед

- Предупреждение

охлаждения

грудной клетки

- Надеть подгузник. Для этого:

а) уложить ребенка на пеленке так, так чтобы

широкое основание подгузника приходилось

на область поясницы

б) провести нижний угол подгузника между

ножками малыша

в) обернуть боковые концы подгузника вокруг

тела

Примечание:

подгузник

можно

заменить

памперсом

- Предупреждения

загрязнения

значительных участков тела

- Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без

ручек»:

а) расположить ребенка на тонкой пеленке так,

чтобы

верхний

ее

край был

на уровне

подмышек

б) один край пеленки провести между ножек

в) другим краем обернуть малыша

г) подвернуть нижний край пеленки, оставив

пространство для свободного движения ножек и

обернуть им туловище ребенка;

д)

зафиксировать

пеленку,

расположив

«замочек» пеленки спереди

- Реализация

сводного

метода

пеленания

- Профилактика потертостей

- Сохранение

возможности

осуществлять движения ножками

- Обеспечение

комфортных

условий

- Запеленать ребенка в теплую пеленку «с

ручками» при необходимости:

а) расположить ребенка на фланелевой пеленке

так, чтобы ее верхний край располагался на

уровне козелка;

б) одним краем пеленки зафиксировать плечо

соответствующей

стороны,

переднюю

часть

туловища и подмышечную

область другой

стороны;

в)

другим

краем

пеленки

накрыть

и

зафиксировать второе плечо;

г) подвернуть нижний край пеленки так, чтобы

оставалась

свободное

пространство

для

движения ножек ребенка;

д) зафиксировать пеленку на уровне середины

плеч (выше локтевых суставов), «замочек»

расположить спереди

- Предупреждение переохлаждение

ребенка

- Предупреждения

образования

«декольте» при пеленании

- Реализация

метода

свободного

пеленания

- Фиксация ручек ребенка

- Обеспечение

комфортных

условий

Завершение процедуры

- Уложить ребенка в кроватку

- Обеспечение

безопасности

ребенка

- Протереть рабочую поверхность пеленального

стола дезраствором

- Снять перчатки, вымыть и осушить руки

- Обеспечение

инфекционной

безопасности



В раздел образования