Напоминание

ВПР по окружающему миру: методика обучения решению заданий №6


Автор: Оробец Жанна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 им. В.В.Шитика ст. Атаманской Павловского района
Населённый пункт: ст. Атаманская Павловского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ВПР по окружающему миру: методика обучения решению заданий №6
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

имени Виктора Владимировича Шитика ст. Атаманской

Методическая разработка

ВПР по окружающему миру: методика обучения решения задания № 6

Автор работы – Оробец Жанна Владимировна

Должность – учитель начальных классов

Место работы - МБОУ СОШ № 4 им. В.В. Шитика

ст. Атаманской Павловского района Краснодарского края

2022 год

Содержание

1.

Пояснительная записка.

Цель и задачи работы

стр. 2

2.

Актуальность.

Особенности

ВПР

по

окружающему миру

стр. 2

3.

Основная часть

стр. 2-6

3.1

Проблемные места при выполнении задания 6

стр. 2

3.2

Подбор списка методов и приемов работы по

предупреждению или устранению затруднений

стр. 3

3.3

Методические рекомендации по отработке 6

задания

стр. 3-6

4.

Заключение

стр. 6

5.

Приложение

стр. 7-12

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена учителям начальных классов для

планомерной работы по подготовке обучающихся, выпускников начальной

школы, к ВПР по окружающему

миру. В методической разработке даны

рекомендации учителю по отработке задания 6 ВПР по окружающему миру.

Цель моей работы – описать методику обучения решения задания 6 ВПР по

окружающему миру.

Задачи:

1.

Выявить проблемные места при выполнении 6 задания ВПР по

окружающему миру.

2.

Отобрать наиболее эффективные приемы и методы работы по

предупреждению или устранению затруднений при выполнении 6 задания ВПР.

3.

Разработать алгоритмы работы для обучающихся по отработке задания.

4.

Создать копилку заданий 6.3 ВПР по окружающему миру.

Актуальность. Особенности ВПР по окружающему миру

Назначение ВПР по предмету «Окружающий мир» - оценить уровень

подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, осуществить

диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том

числе

уровня

сформированности

УУД

и

овладения

межпредметными

понятиями.

Проверочная работа состоит из 2 частей: задания 1 части направлены на

выявление уровня владения сведениями о сущности и особенностях природных

объектов, процессов и явлений, о нормах здоровьесберегающего поведения в

природной и социальной среде, а также на усвоение умений анализировать

информацию. Задания 2 части работы требуют развернутого ответа,

и

направлены они на выявление сведений о сущности и особенностях социальных

объектов, процессов и явлений, нормах поведения в природной и социальной

среде, на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в

соответствии с коммуникативной задачей.

Основная часть.

Проблемные места при выполнении задания 6

При анализе ВПР по окружающему миру на разных уровнях (школьном,

муниципальном, краевом) отмечаются затруднения при выполнении задания 6,

состоящего из трех частей. В 1 части задания проверяется умение вычленять из

текста - описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать

описанные в тексте объекты, процессы; во 2 части - необходимо сделать вывод

на основе проведенного опыта; 3 часть задания проверяет умение проводить

аналогии строить рассуждения, описывать эксперимент (опыт).

В основе всего задания лежит естественнонаучный эксперимент.

Затруднения обучающихся при выполнении задания следующие:

- слабая подготовка работы с научно – познавательным текстом;

- недостаточен опыт решения проблемных заданий; создания собственных

текстов с описанием эксперимента.

На основании выявленных затруднений выполнения 6 задания,

определены направления работы:

- эффективная организация работа с текстом,

-

создание

собственных

текстов,

содержащих

ествественнонаучную

информацию.

Подбор списка методов и приемов работы по

предупреждению или

устранению затруднений.

Работа с текстом

Приемы, направленные на формирование умений работать с информацией:

- задания на оценку информации в тексте с точки зрения ее значимости;

- на выявление способов, используемых при оценивании информации (опора

на ключевые слова, термины, оценочные суждения в тексте, метод

проговаривания);

- на различные способы изложения полученной информации (графический

метод).

Создание собственных текстов

Приемы, формирующие умения создавать текст:

- создание учебно - научных текстов по аналогии.

Методические рекомендации по отработке 6 задания (часть 2 ВПР по

окружающему миру)

Работа с текстом

Текст задания 6 представляет собой научно-познавательный, в котором

описывается опыт, представлены рисунки. Для опыта важна последовательность,

поэтому, анализируя текст, необходимо выделить условия опыта, информацию о

нескольких объектах (минимум два), которые имеют сходства и различие.

Цель обучающегося - наиболее точно и полно понять содержание текста, выявить

ключевые моменты и осмыслить ситуацию с практической точки зрения.

Выполнить эту задачу поможет смысловое чтение. Смысловое чтение – это вид

чтения, которое направлено на понимание читающим основного смысла текста.

Алгоритм работы обучающегося:

- медленное чтение текста с описанием опыта (подчеркивание карандашами

(цветными пастами) ключевых слов, дающих представление об условиях опыта,

сходствах и различиях объектов, процессов, явлений),

- проговаривание: что одинаковое, в чем отличие;

- составление таблицы – схемы.

Например:

Составление таблицы - схемы:

Стеклянные стаканы

Количество песка в

воронках

Вода, залитая в воронки

одинаковые

одинаковое

разная

Организация

работы с текстом совмещает следующие виды деятельности:

смысловое чтение, графическое выделение информации, проговаривание.

Таким образом, анализ текста, составление таблицы - подсказки

дают

возможность перейти к выполнению задания 6 (1).

Задание 6.1 - это задание, в котором ключевыми словами будут «сравни»,

«подчеркни», а также дан материал для сравнения. Используя таблицу –

подсказку, выполненную при анализе текста, производится выбор ответа.

Задание 6.2 – это ответ на проблемный вопрос. Задача учителя – научить

понимать и выделять информацию, систематизировать материал, преобразовать

его.

Предлагаем обучающимся проделать работу по плану:

1.

Найди в самом задании ключевые слова, которые будут ответом на вопрос:

«С какими величинами будем работать?», выдели эти слова.

2.

Выбери из текста информацию в соответствии с заданием.

3.

Используй рисунки (в качестве подтверждения информации).

4.

Составь предложение (или несколько предложений), используя ключевые

слова, информацию из текста по схеме: «Чем…, тем…» или «Необходимо

измерять и сравнивать…» или «Сравнить…. Измерять…»

Задание 6.3 – задание повышенного уровня. Цель обучающегося – описать по

– новому эксперимент; задача учителя – научить писать тексты по аналогии.

Алгоритм работы обучающегося:

1.

Определи условие эксперимента.

2.

Что будет одинаковым в описании.

3.

Что будет различного (подсказка: то, что предлагают в задании)

4.

Работа по созданию текста:

- 1 предложение оставим,

-

запишем,

что

возьмет

для

проведения

опыта

(оно

должно

быть

одинаковым),

- что изготовит (фильтры),

- что сделает ( в 1 воронку – песок, во 2 воронку – глину).

Напомним: результат опыта не описывается.

Обучаем

выделять

необходимую

информацию

цветными

карандашами

(пастами)

Например:

С целью отработки навыков выполнения задания 6.3 мною создан банк

заданий

(Источник:

Статград:

Демонстрационная

версия

ВПР

по

окружающему миру 4 класс 2017 год., Демонстрационная версия ВПР по

окружающему миру 4 класс 2018 год) – приложение 1.

Заключение

Методика обучения выполнения 6 задания ВПР по окружающему миру

апробирована.

Рекомендованные алгоритмы действий обучающихся при работе с

текстом

направлены на формирование умений работать с информацией.

Востребованы на всех преподаваемых предметах, так как вся учебная

деятельность в начальной школе связана с работой с текстом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание 6.3 № 381

Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет

ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил в каждый из них несколько одинаковых

семян гороха и залил водой из одной бутылки так, чтобы семена были полностью в воде. Оба стакана Артём

поставил на стол под лампу дневного освещения, но один из них заслонил от лампы картонной коробкой с

вырезанными отверстиями. Затем Артём наблюдал за появляющимися в обоих стаканах ростками.

С помощью какого эксперимента Артём может выяснить, влияет ли наличие почвы в стакане на скорость

прорастания семян? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

Ответ: В ответе может быть дано такое описание эксперимента. В один стакан нужно насыпать немного семян и

залить их водой, в другой стакан — семян и земли и полить их водой. Стаканы поставить рядом, чтобы были

одинаковая освещённость и одинаковая температура.

Источник:

Статград:

Демонстрационная

версия

ВПР

по

окружающему

миру

4

класс

2017

год.,

Демонстрационная версия ВПР по окружающему миру 4 класс 2018 год.

2

Задание 6.3 № 382

Николай решил сравнить скорости прохождения горячей и холодной воды через слой почвы. Для этого он взял

два одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Николай

изготовил фильтры и положил их в воронки. Затем он насыпал в обе воронки одинаковое количество почвенной

смеси для комнатных растений и поставил под каждую воронку стакан. В одну воронку он налил 50 мл горячей

воды, а в другую — такое же количество холодной воды и стал наблюдать за появлением воды в каждом из

стаканов.

Если Николай захочет сравнить скорости прохождения воды через одинаковые слои песка и глины, какой

эксперимент ему нужно провести? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

Для выполнения эксперимента нужно взять два одинаковых стакана и две одинаковые воронки. В первую

воронку положить слой песка, а во вторую воронку точно такой же слой глины. Далее в обе воронки налить

одинаковое количество воды, а затем наблюдать за скоростью наполнения водой каждого стакана.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 21.

3

Задание 6.3 № 385

Маша решила сравнить скорость прохождения воды через слой песка и слой глины. Для этого она взяла два

одинаковых стеклянных стакана, две воронки и бумажные салфетки. Из бумажных салфеток Маша изготовила

фильтры и положила их в воронки. Затем она насыпала в одну из воронок две столовые ложки речного песка, а в

другую —столько же истолчённой глины и поставила под каждую воронку стакан. В каждую воронку она

налила по 50 мл холодной водопроводной воды и стала наблюдать за появлением воды в каждом из стаканов.

Если Маша захочет сравнить скорости прохождения горячей и холодной воды через слой почвы, какой

эксперимент ей нужно провести? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

В ответе может быть дано такое описание эксперимента: в обе воронки надо насыпать одинаковое количество

почвы. Затем в одну воронку надо налить холодной воды, а в другую — такое же количество горячей воды и

после этого измерять и сравнивать количество воды в стаканах под воронками.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 24.

4

Задание 6.3 № 387

Олег проводил опыт, определяющий плавучесть предметов. Он решил выяснить, зависит ли способность

предмета держаться на плаву от материала, из которого сделан этот предмет. Для этого он взял пластмассовое

яблоко и таких же размеров поделку из пластилина, изображающую яблоко, и поочередно помещал их в сосуд с

обычной водой. Яблоко из пластмассы держалось на плаву, а поделка из пластилина опустилась на дно.

6.1. Сравни условия проведения описанного эксперимента. Подчеркни в каждой строке одно из выделенных

слов.

Форма предметов, опускаемых в сосуд: одинаковая / различная

Материал, из которого сделаны предметы: одинаковый / различный

6.2. По результатам эксперимента сделай вывод о том, зависит ли плавучесть предмета от материала, из

которого он сделан.

6.3. Если бы Олег захотел выяснить, влияет ли размер предмета на его плавучесть, с помощью какого

эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент

Пояснение.

Нужно взять два предмета разного размера, но сделанные из одного материала. Опустить в воду и наблюдать,

тонет ли какой-то из двух предметов сильнее, чем второй, или они находятся на одном уровне.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 26.

5

Задание 6.3 № 389

Дмитрий проводил опыт, чтобы выяснить, влияет ли вес предмета на его способность держаться на плаву. Он

взял два одинаковых по форме и размеру бруска: один деревянный, другой, более лёгкий, из пенопласта — и

поместил их в сосуд с водой. Деревянный брусок плавал, но почти весь находился под водой. Брусок из

пенопласта также плавал и почти весь находился над водой.

Если бы Дмитрий захотел выяснить, влияет ли форма предметов на их плавучесть, с помощью какого

эксперимента он мог бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

В ответе может быть дано такое описание эксперимента: взять два одинаковых по весу, но разных по форме

предмета, например кубик и дощечку из дерева. Наблюдать, насколько они погружены в воду.

Может быть дано иное, близкое по смыслу описание эксперимента.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 27.

6

Задание 6.3 № 391

Варя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли влажность на их

прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый по десять одинаковых семян гороха. Во второй стакан

она предварительно поместила мокрую тряпочку. Оба стакана Варя оставила в классе на столе.

Если бы Варя захотела выяснить, влияет ли наличие почвы на прорастание семян, с помощью какого

эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

Взять два одинаковых стакана и семена одинаковых растений. В один из стаканов положить почву, второй

стакан нужно оставить пустым. В каждый стакан затем положить семена. Когда семена начнут прорастать,

посчитать количество проросших семян в каждом стакане и сравнить результаты.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 33.

·

7

Задание 6.3 № 393

Катя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли почва на их прорастание,

она взяла два стакана, положила в каждый из них десять одинаковых семян гороха. При этом в один стакан она

насыпала немного почвы. Затем в каждый из стаканов она налила одинаковое небольшое количество воды.

Стаканы Катя оставила в классе и стала наблюдать. Вскоре семена в стаканах проросли.

Если бы Катя захотела выяснить, влияет ли наличие влаги на прорастание семян, с помощью какого

эксперимента она смогла бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

Взять два одинаковых стакана и семена одинаковых растений. В один из стаканов налить воды, второй стакан

нужно оставить пустым. В каждый стакан затем положить семена. Когда семена начнут прорастать, посчитать

количество проросших семян в каждом стакане и сравнить результаты.

Источник: Статград: Всероссийская проверочная работа по окружающему миру 4 класс 2016 год. Вариант 34.

8

Задание 6.3 № 395

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян петрушки. Они хотели выяснить, влияет ли

воздух в почве на скорость их прорастания. В один стакан ребята поместили почву, взятую со школьной клумбы,

во второй — глину и посадили в оба стакана одинаковое количество семян петрушки, регулярно поливая их

одинаковым количеством воды. Затем поставили оба стакана на подоконник и стали наблюдать за

появляющимися ростками.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли вода и скорость прорастания семян, с помощью какого

эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

Взять два одинаковых стакана с почвой и семена одинаковых растений. В каждый стакан затем посадить семена.

Поливать один стакан регулярно, а второй стакан оставить без полива. Посчитать количество появившихся

ростков и сравнить результаты.

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

9

Задание 6.3 № 397

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли

количество воды на скорость, с которой вещество растворяется в этой воде. Ребята взяли два стеклянных

стакана, в каждый стакан насыпали по столовой ложке крупной соли. В один стакан налили холодной воды,

чтобы она только покрыла соль, а в другой — полный стакан воды той же температуры и перемещали

содержимое стаканов до полного растворения соли.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли температура воды на скорость, с которой вещество полностью

растворится в воде, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

Взять два одинаковых стакана, положить одинаковое количество соли. В один стакан налить холодной воды, а

во второй стакан — столько же, но горячей воды. Посмотреть, в каком стакане соль растворится быстрее.

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

10

Задание 6.3 № 399

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян фасоли. Они хотели выяснить, как влияет вода

на скорость их прорастания. В два стакана ребята посадили в почву, взятую со школьной клумбы, одинаковое

количество семян фасоли. В один стакан они посадили семена, которые предварительно подержали некоторое

время в воде, а во второй — сухие семена. Затем ученики поставили оба стакана на подоконник и, регулярно

поливая почву, стали наблюдать за появляющимися ростками.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания семян, с помощью какого

эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

В два одинаковых стакана с почвой посадить одинаковые семена. Один стакан поставить на подоконник, другой

— в темное место. По окончании эксперимента посчитать, сколько семян взошло в каждом стакане и сравнить

результаты.

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

11

Задание 6.3 № 401

Ученики 4-го класса проводили наблюдения, чтобы определить, как почва влияет на рост и жизнедеятельность

деревьев. Они наблюдали за двумя деревцами сосны, одно из которых было посажено в почву в школьном

парке, а второе — в кадку, в которую насыпали такую же почву. Кадку установили у входа в здание школы. Оба

деревца ребята регулярно поливали.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли вода на рост и жизнедеятельность деревьев, с помощью какого

эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

Посадить два одинаковых дерева в одинаковую почву. Одно дерево регулярно поливать, а другое дерево

оставить без полива. По окончании эксперимента сравнить высоту деревьев, а также внешний вид.

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

12

Задание 6.3 № 403

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли

площадь поверхности, с которой испаряется вода, на скорость испарения. Ребята взяли два сосуда одинакового

объёма: высокую узкую пробирку и низкую широкую плошку. Оба сосуда поставили нагревать на спиртовки.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли объём воды на скорость испарения, с помощью какого

эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

Взять два сосуда одинаковой формы, но в один стакан налить больший объем воды, а в другой — меньший.

Подогревать каждый сосуд на спиртовке и измерять время, за которое вода испарится в каждом сосуде.

Сравнить результаты.

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.

13

Задание 6.3 № 404

Ученики 4-го класса проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить, влияет ли

температура воды на скорость, с которой одно и то же вещество растворится в воде. Ребята взяли два

стеклянных стакана, в один стакан налили холодной воды, в другой — такое же количество горячей воды. В

каждый стакан они бросили по кусочку сахара и перемещали содержимое стаканов до полного растворения

сахара.

Если бы ученики захотели выяснить, влияет ли количество вещества на скорость, с которой это вещество

растворится в воде, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Пояснение.

В одинаковые стаканы налить одинаковое количество воды одинаковой температуры. В один стакан положить

два кусочка сахара, а в другой — один. Сравнить, за какое время сахар полностью растворится в каждом

стакане.

Источник: Волкова Е. В. ВПР окружающий мир 4 класс. Типовые задания, 2017 год.



В раздел образования