Напоминание

"Проектная и исследовательская деятельность на уроках кубановедения"


Автор: Россошных Наталья Викторовна
Должность: учитель кубановедения
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 54
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность на уроках кубановедения"
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная и исследовательская деятельность на уроках кубановедения

Кубановедение содержит знания о малой родине, от слов «ведать», «знать»

свою родную Кубань, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования,

традиции кубанцев. Вместе с тем кубановедение понимается и как «путь, метод,

процесс познания от ближнего к дальнему, далекому, от части к целому, от частного

к общему».

Курс

«Кубановедение»

является

важным

средством

реализации

концептуальных положений, сформулированных в Законе Российской Федерации об

образовании. Основополагающая идея закона – органическое единство интересов

личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея

имеет прямое отношение и к региональному курсу «Кубановедение» как одной из

составляющих в решении этой задачи, т.к. прежде чем ребенок станет гражданином

страны, он должен быть гражданином своей школы, поселка, знать их традиции и

жить их жизнью и заботами. В процессе школьного обучения, обретая знания,

учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для

реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о

родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека,

гражданина. Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым.

Изменяются

социально-экономические

и

социально-политические

системы,

приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное для

человеческой

цивилизации

быстрое

усложнение

целей,

средств

и

условий

деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию

динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки

новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий

человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств

деятельности при достижении целей. Считаю, что ведущую роль в обучении

школьников играют инновационные технологии.

…Итак, понятие «ПРОЕКТ» снова вброшено в российскую педагогику.

Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект

неисчерпаем!

Школа настоящего – школа проектов!!! Каждый наш урок - это тоже своего рода

проект. Что же такое проект?

Ответить можно словами из китайской мудрости:

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я не запомню, вовлеки меня и я пойму »

Учебный проект или исследование с точки зрения педагога - это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Идея проектной деятельности - направить познавательную деятельность

школьника на результат.

Цели организации проектной работы в условиях урочной и внеурочной

деятельности:

Выявление одаренных детей, склонных к занятию исследовательской

деятельностью в различных сферах наук;

Совершенствование навыков самостоятельной работы, повышение их уровня

знаний и эрудиции;

Пропедевтика научно-исследовательской деятельности;

Обучение учащихся в рамках саморазвития и самообразования;

Активизация познавательной и творческой деятельности.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это:

Возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или

в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу,

показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда

результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы —

носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что

весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных

школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна

быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного

реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по предмету с

исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно

серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или

дипломной работы.

На уроках применяю такие виды исследований как:

1.Экскурсия (экскурсионный проект). Каждая экскурсия – проект детально

планируется. Перед ребятами ставятся конкретные вопросы, итоги обязательно

обсуждаются. Цель – поиск ответа на один конкретный вопрос: Кто основал город

Краснодар? Как проводятся выборы в школьные советы?.

2. Интервью (О Великой Отечественной Войне у ветеранов войны) в результате

проведения интервью был реализован проект, посвященный ВОВ и ветеранам и

героям войны

3.Анкетирование;

4.Пресс-конференция, круглый стол (в основном данная форма используется по

результатам проведенной работы);

5. Проект – наблюдение. Наблюдения за природой можно связать с историей

станицы, города, края, страны. Например, проект о редких растениях

произрастающих на территории района, проект о кавказском государственном

биосферный заповеднике и т.п

“Мини-проекты”

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная

разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов

достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие

выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках кубановедения,

но уже на новом продуктивном уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-

познавательной деятельности школьников на результат, который получается при

решении той или иной практически значимой проблемы.

Любая тема на уроке достойна исследования. С первого класса необходимо

вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках кубановедения, при этом

все работы носят коллективный характер. Тематика определяется учителем на

уроке, но каждый ученик старается внести свой вклад в работу. Именно первое

исследование приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше

время очень важно, т.к. дети в лучшем случае читают только учебники, тогда как

другие ищут материал в библиотеке или втягивают в работу родителей.

Выводы: Такая форма обучения как проектная, многогранна, эффективна и

перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю-кубановеду

сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, поможет учащимся с

исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно

.

Таким образом, создается достаточно интересный и многогранный проект;

социологическое исследование или исследование исторической направленности.

Важно, чтобы придуманы они были самими детьми, какими бы примитивными,

простыми и, наоборот, нереальными, чрезмерно усложненными ни казались вам их

предложения.

Сейчас встречается очень разное понимание проектной деятельности. На мой

взгляд, одна из обязательных отличительных черт – исследовательская деятельность

учащихся сопровождается использованием имеющихся школьных знаний и поиском

необходимо новых. На конкретных примерах механизм работы над проектом можно

представить следующим образом: на начало учебного года ребятам предлагаются

различные проектные темы, в течение месяца создаются группы, а так же

предлагается осуществить и индивидуальную проектную деятельность. Обычно в

состав проектной группы входит 4-6 учеников, а так же практикуется работа в паре

и индивидуальная проектная деятельность.

Уточняются формулировки тем, добавляются новые названия. Группа

обсуждает возможный ход работы, планируемый результат, форму презентаций,

распределяют роли

Все

возможные

темы

можно

условно

разделить

на

три

группы:

- фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах, явлениях;

-

экспериментальные

темы,

предполагающие

проведение

собственных

наблюдений,

опытов

и

экспериментов;

- теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов,

содержащихся в различных источниках. (Например, кто строил курганы? Какая

была Земля в представлении людей древности? и т.п.)

Результатам этой деятельности также становиться презентация работы перед

учащимися.

Поэтому

же

принципу

строится

и

работа

в

группах.

Учащиеся имеют возможность выбрать конкретное содержание в рамках целостной

темы, на базе которого должно проходить освоение информационных технологий.

Обязательным

для

всех

является

поисковая

составляющая

работы,

обзор

информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и

публичная защита с презентацией. В качестве примеров можно привести следующие

проекты: «Художники Кубани», «Композиторы Кубани », «Казаки-некрасовцы» и

т.п.

Развертывание научно-технического прогресса с неизбежностью ведет к все

более широкому внедрению информационно - коммуникационных технологий в

учебный процесс. На уроках кубановедения

я использую следующие виды

презентаций: вспомогательная презентация (используется «одномоментно» в ходе

урока); линейная (иллюстративная) презентация; презентация - урок-лекция, урок

изучение нового материала, проверка домашнего задании, урок обобщение

(закрепление) или итоговый урок. Также используются мультимедийные уроки по

кубановедению.

Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий проектной и

исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий

позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, умение и

способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития.

Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные,

хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока

повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание



В раздел образования