Напоминание

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Скосирских Марина Алексеевна, Марина Алексеевна Скосирских
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа № 7
Населённый пункт: город Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала: К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Тема: К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Скосирских М.А.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7

г. Ессентуки Ставропольского края,

студентка 5 курса филиала СГПИ в г.Ессентуки

Научный руководитель: Бахтамова Н.Г.,

кандидат философских наук, доцент кафедры общей педагогики и

педагогических технологий Филиала «Ставропольского

государственного педагогического института» в г. Ессентуки

ON THE QUESTION OF THE FEATURES OF THE EDUCATIONAL

MOTIVATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Strukova N.V.

Student of the Branch of the

Stavropol State Pedagogical Institute

in Essentuki

Scientific supervisor: Bakhtamova N.G.,

Candidate of Philosophical Sciences,

Associate Professor of the Department

of General Pedagogy and Pedagogical

Technologies of the Branch

of the Stavropol State Pedagogical Institute

in Essentuki

Аннотация

В статье исследуются основные вопросы, касающиеся рассмотрения понятия

«учебная мотивация» и способы выявления особенностей учебной мотивации

младших школьников.

Annotation

The article examines the main issues related to the consideration of the concept of

"educational motivation" and ways to identify the features of educational motivation of

younger schoolchildren.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотив, литература, младший школьник,

младший школьный возраст, воспитание, педагогическое воздействие.

Keywords:

educational motivation, motive, literature, junior high school student, junior

high school age, education, pedagogical impact.

На сегодняшний день нет полной определенности в вопросе о взаимосвязи

мотивов и потребностей. Одни авторы отождествляют эти понятия. Другие

отмечают временные различия между мотивом и потребностью. Потребности,

которые представлены в виде системы осознанных и неосознанных побуждений

являются относительно устойчивыми и постоянными, а мотивы - временными

образованиями. Многие из мотивов, по мнению этих авторов, могут быть не связаны

с потребностями. Требования, полученные извне, отражаясь в сознании человека,

могут стать мотивами наперекор потребностям человека.

Под мотивацией понимается сложная, многоуровневая система, которая

включает в себя разнообразные понятия. Е.П. Ильин под мотивацией рассматривает

психическую деятельность по формированию «основания активности человека и

побуждения к достижению выбранной цели», при этом, по его словам, это особый

вид детерминации поведения, от которого «следует сразу отсечь побуждения,

которые связаны безусловно и условно рефлекторным реагированием на внешние

стимулы» [5, c.17].

Под мотивационной сферой обычно понимают всю имеющуюся у личности

совокупность

мотивационных

образований:

потребностей,

мотивов,

целей,

интересов. Из класса мотивационных явлений исключены следующие потребности:

пищевая, половая, а также исключаются побуждения, которые активизируют

родительскую и оборонительную деятельность.

А.Н. Леонтьев, потребность определяет как предпосылку деятельности

человека, внутреннее «состояние его организма», а мотив придает деятельности

человека определенную направленность. «Мотив - это объект, отвечающий той или

иной потребности и ведущий к деятельности в той или иной форме, отражаясь

субъектом» [6, c. 215]. Основываясь на данном определении, получаем, что одна и

та же потребность может быть осуществлена, используя различные мотивы, и

посредством различной деятельности.

Для периода младшего школьного возраста, так как происходит изменение

социальной

ситуации

развития

(из

дошкольника

становится

школьником),

характерно появление новых мотивов, а также наблюдаются перестановки в

иерархической мотивационной системе ребенка. Старые интересы и мотивы

перестают иметь побудительную силу. Несмотря на то, что в младшем школьном

возрасте игре уделяется достаточно много времени, она становится менее важным

мотивом. В свою очередь, мотивы, имеющие отношение к учебной деятельности,

становятся более значимыми и ценными для ребенка.

Также

в

младшем

школьном

возрасте

отмечается

появление

новых

социальных мотивов, которые связаны с чувством ответственности и долга, с

необходимостью обучения и получения образования, но, как правило, это «знаемые»

мотивы, а не реально действующие.

У детей младшего школьного возраста происходит развитие смысловой

ориентировочной основы поступков, которая является связующим звеном между

желанием ребенка что-то сделать и последующим действием. В младшем школьном

возрасте дети начинают в какой-то степени адекватно оценивать свой поступок с

точки зрения последствий, следовательно, непосредственность и импульсивность

поведения снижается. При этом происходит замена «знаемых» мотивов реально

действующими.

При изучении мотивационной сферы младших школьников делался акцент на

формировании учебных мотивов [9]. Д.Б. Эльконин считал учебно-познавательные

мотивы младших школьников компонентом учебной деятельности, ведущей в

данном возрастном периоде [12]. Л.И. Божович, Л.С. Славиной и Н.Г. Морозовой

исследовали широкие социальные мотивы учения, например, оценку как учебный

мотив. Н.И. Гуткиной проведено исследование познавательных мотивов учения в

качестве основы внутренней позиции школьника.

Учебная мотивация включает в себя разнообразные учебные мотивы, которые

можно сгруппировать в три большие группы: познавательные мотивы, социальные

мотивы учения и мотивы достижения [2, c.201].

Л.И. Божович выделила две группы мотивов, которые побуждают учебную

деятельность. Первую группу составляют мотивы, которые непосредственно

связаны с содержанием и процессом учения и возникают они в процессе обучения.

Ко второй группе относятся широкие социальные (стремление хорошо окончить

школу, поступить в институт) и узколичные мотивы. Их возникновение связывают с

межличностными и общественными отношениями, в которые вовлечен ребенок [2].

Данные мотивы определяются потребностью учащегося в общении, в желании

получить удовлетворение от данного процесса общения и от формирования

отношений с другими детьми, от эмоциональных взаимодействий с ними.

Одним из таких мотивов является «мотивация благополучия», которая

проявляется в стремлении получать лишь одобрение со стороны родителей,

учителей, и одноклассников (сверстников) (такие учащиеся работают только на

«положительном подкреплении»).

А.Н.

Леонтьев различает мотивы по степени

действенности,

т.е.

по

отношению к осуществляемой или возможной деятельности, на «знаемые»

(осознаваемые, понимаемые), реально действующие мотивы и потенциальные

(возможные). Реально действующие мотивы побуждают все виды деятельности,

которые реально осуществляются человеком. «Знаемые» мотивы определяют

понимание

учеником

необходимости

осуществления

определенных

видов

деятельности, но для реального осуществления этой деятельности учащиеся не

имеют побудительной силы [19, c.114].

Исследования показывают, что среди знаемых мотивов младших школьников

преобладают следующие: «хочу получать высокие отметки» и «хочу больше знать».

У успевающих младших школьников, которые заинтересованы в самом процессе

получения знаний, знаемые мотивы являются реально действующими. У младших

школьников хорошо успевающих, но со слабым интересом к приобретению знаний,

знаемые мотивы не совпадают с реально действующими. У этой категории детей

доминируют следующие мотивы: «похвала», «требование» и «получение высокой

отметки». У слабоуспевающих младших школьников доминирующий мотив - это

«избегание

наказания».

Мотив

«избегание

наказания»

хорошо

осознается

неуспевающим школьником, т.е. отрицательный «знаемый» и реально действующий

мотивы у ребенка совпадают, а положительные «знаемые» мотивы не совпадают с

реальным.

Как указывают исследователи [2;10], не все мотивы осознаются младшими

школьниками в равной степени. Можно выделить плохо осознаваемые узколичные

мотивы

-

престижные,

благополучия

(но

ярко

проявляющиеся

и

реально

действующие), а также мотивы, которые связаны с содержанием процесса обучения:

интерес к процессу деятельности, интерес к объекту деятельности и к результату

деятельности. Именно эти мотивы побуждают младшего школьника к учебной

деятельности.

По утверждению Л.И. Божович, большое значение для успешного обучения в

начальной школе имеют «широкие социальные мотивы учения». Дошкольное

образовательное учреждение и семья должны создать у ребенка определенную

социальную установку, при которой он понимает, что нужно хорошо учиться,

окончить школу, хочет быть культурным, стремится выполнять требования

учителей. Социальная значимость учебной деятельности в этом периоде очень

велика, что отчасти облегчает процесс обучения младших школьников. В начальной

школе ребенок старается выполнять все требования педагога, даже если задание

неинтересное. Такая ориентация на учителя должна сохраняться на протяжении

всего курса обучения в начальной школе, хотя, как правило, к 3 классу отмечается

незначительное снижение мотива долга перед учителем. Как утверждает Л.И.

Божович, к 3 классу у детей происходит усиление мотива долга перед классом и

снижается мотив личного долга ученика [2]. Исследования М.В.Матюхиной

показывают,

что

к

3

классу

усиливаются

мотивы

самоопределения

и

самосовершенствования: «Хожу в школу, чтобы много знать», «хочу стать врачом»

и т.д. Причем, мотив долга перед педагогом в ответах детей также занимает одно из

ведущих мест [10, c.461].

В исследовании П.М. Якобсона получены иные данные, в отличие от данных,

полученных Л.И. Божович [2]. Как утверждает ученый, в середине первого класса

младшие школьники стремятся получать именно отличные и хорошие, а не любые

отметки. К концу первого полугодия у детей формируются объективные критерии

оценки выполнения ими учебных заданий и уже к концу первого класса учащиеся

могут посмотреть на свою выполненную работу глазами учителя и привести

основания, почему учитель поставил именно эту оценку. При этом учащиеся

первого класса руководствуются теми критериями оценки, которые он узнал от

учителя.

Конечно же, отношение к отметке младшего школьника полимотивировано. В

его основе может лежать разнообразие потребностей ребенка, таких как одобрение

учителя, стремление хорошо окончить школу,

желание соответствовать своей

самооценке, занять место среди одноклассников и т.д. Иногда, для повышения

своего престижа среди одноклассников ребенок старается получить высокую

отметку и использует не связанные с получением знаний пути для получения оценки

(например, списывание). В таком случае отметка не будет являться положительным

мотивом.

С точки зрения Л.И. Божович, к познавательным мотивам относят мотивы,

связанные непосредственно с процессом узнавания нового: «познавательные

интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми

умениями, навыками и знаниями» [2].

Д.Б. Эльконин под учебно-познавательными мотивами понимает только

«мотивы приобретения обобщенных способов действий». По мнению

Д.Б.

Эльконина, основу учебно-познавательного мотива составляют две потребности: в

развитии своих способностей (саморазвитии) и в познании. [12]. Г.И. Щукиной

познавательный

интерес

рассматривается

как

мотив

учебной

деятельности:

«познавательный интерес и составляет тот важнейший мотив учения, который

лежит в основе положительного отношения учащегося к школе» [11].

Для учителя начальных классов, по мнению

М.В. Матюхиной, особенно

важно различать мотивацию, связанную с процессом учения и мотивацию

содержанием. Ребенок в первом классе, например, любит лепить, рисовать, читать,

писать и получает от этого удовольствие. Первоклассник может сказать, что ему

нравится делать упражнения, решать задачи, хотя познавательный интерес к

содержанию (упражнений, заданий и т.п.) может отсутствовать, т.е. первоклассника

не еще волнует, почему данное слово пишется так, а не иначе, каким способом будет

удобнее решить задачу. Об этом говорил еще Д.Н. Узнадзе: «... ребенка школьного

возраста, особенно в первые годы, по-видимому, интересует не то или иное знание

различного содержания, а учение вообще, то есть учение как такая форма

поведения, которая предусматривает активизацию умственных сил» [8].

По

утверждению

Г.И.

Щукиной,

такая

репродуктивно-подражательная

активность (генетически более ранняя и элементарная форма) имеет определенную

ценность для развития ребенка. Г.И. Щукина ссылается на Л.С. Выготского,

считающего,

что

овладение

более

сложной

формой

развития

вначале

осуществляется

ребенком

в

сотрудничестве

с

взрослым,

а

уже

затем

самостоятельно. Значительно более высокими возможностями обладает поисково-

исполнительская активность. В этом случае задачи ставит взрослый, но поиск

решений осуществляет ученик. Творческая активность - это наиболее высокий

уровень активности. На высших ступенях развития активность всегда включает

интеллектуальный поиск.

Литература

1.

Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Книга 4. Об

оценках. - М.: Амрита, 2012. - 368 с.

2.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,

2008. - 400 с.

3.

Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. - СПб, 2010. - 458 с.

4.

Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах

современной начальной школы // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 2.

- C. 34-37.

5.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2003. - 512 с.

6.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Том 1. - М.: Книга,

2012. - 392 с.

7.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис,

А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

8.

Общая психология: учеб.-метод. пособие / сост. К.С. Карташова. - Электрон.

издан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 214 с.



В раздел образования