Автор: Воевода Дина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №14"
Населённый пункт: Евпатория
Наименование материала: презентация
Тема: "История создания А.П. Чеховым пьесы "Три сестры"
Раздел: среднее образование
История создания А.П.Чеховым пьесы
«Три сестры»
После успеха «Дяди Вани» в
октябре 1899 года один из
основателей МХАТ Владимир
Немирович-Данченко впервые
попросил Чехова сочинить пьесу
специально для Художественного
театра. Автор сообщил, что у него
есть сюжет «Трёх сестер», но
предупредил, что сначала
планирует дописать
незаконченные повести (в их числе
— «В овраге»).
*
Ещё в октябре 1899 года Владимир Иванович Немирович-
Данченко писал Чехову: «Мы пока стоим на трёх
китах: Толстой, Чехов,Гауптман. Отними одного, и нам
будет тяжко». Однако замысел пьесы, как считают
литературоведы, родился раньше, в конце 1898 — начале
1899 года, поскольку Чехов использовал для «Трёх сестёр»
заметки из своих записных книжек
Чехов приступил к
пьесе в августе 1900
года в Ялте. Под
давлением режиссера
Константина
Станиславского он
пообещал закончить
пьесу к началу
театрального сезона,
предварительно
оговорившись: «Если
она окажется удачной».
*
«Три сестры» продвигались с большим трудом. После
бодрого («начало вышло ничего себе, гладенькое») старта
Чехову стало казаться, что получается «скучная, крымская
чепуха». Он боялся, что не сможет справиться с таким
большим — 14 — количеством персонажей: «Пишу не
пьесу, а какую-то путаницу. Много действующих лиц —
возможно, что собьюсь и брошу писать».
*
Чехов в Ялте. 1900г.
Приехав в Москву в октябре, Чехов подтвердил в
интервью «Новостям дня», что «Три сестры» далеки от
завершения. Но театр настоял, чтобы автор все-таки
закончил пьесу, и поездку за границу пришлось перенести.
29 октября еще не отделанные «Три сестры» прочитали в
МХТ. 22 ноября «Новости дня» сообщили, что Чехов
передал театру окончательную редакцию пьесы, но в
действительности драматург продолжал переписывать и
редактировать «Трех сестер» до самого конца 1900 года —
уже из Ниццы. Отдельные изменения вносились в пьесу
вплоть до московской премьеры 31 января 1901 года.
Московская премьера
пьесы «Три сестры»
состоялась
13 января
(по старому стилю 31
января) 1901 года.
Анализируя устройство «Трех сестер», Немирович-
Данченко вводит понятие «подводное течение»: Чехов
отказывается от классической, насыщенной событиями
драматургической интриги и управляет действием, опираясь
на незначительные вроде бы детали, ремарки, паузы.
Новизна пьесы и в том, что автор принципиально не
проводит границу между важным и ничтожным: герои с
одинаковым жаром философствуют, вспоминают прошлое,
рассказывают о своих мечтах и спорят из-за названий блюд.
Другими словами, Чехов стремится к максимально
естественному воспроизведению человеческой речи и
поведения: персонажи перебивают друг друга, не к месту и
неточно цитируют классические произведения или просто не
слышат собеседников; на сцене они не совершают резких,
необратимых поступков, но все время к чему-то готовятся,
сомневаются, бесконечно медлят и размышляют.
Во многом «Три сестры» основаны на воспоминаниях Чехова о
Воскресенске, в котором он вместе с родными проводил лето. В
1884 году автор подружился с офицерами расквартированного в
городе батальона и подробно изучил их образ жизни. Дуэль
Соленого и Тузенбаха, вероятно, вдохновлена реальным
поединком, который произошел в Таганроге между вышедшим в
отставку бароном и бретером-артиллеристом. Наверняка Чехов
был знаком с опереттой Сидни Джонса «Гейша», гремевшей в
Москве в конце 1890-х: в ее сюжете — любовные похождения
тоскующих вдали от дома офицеров — можно обнаружить
отдаленные сходства с коллизиями «Трех сестер».
Исследователи также обнаруживают пересечения между
чеховской пьесой и «Одинокими» Герхарта Гауптмана — эту
драму, посвященную несчастливым в браке супругам,
показывали в МХТ в 1900 году. По-видимому, Чехов обратил
внимание на финал пьесы, в котором главные герои
возлагают надежды на будущее, когда отношения между
людьми станут более возвышенными, и по-своему
использовал этот мотив отложенного счастья, сочиняя
диалоги Вершинина и Тузенбаха и разговоры сестер.
*
Занятно, что до Чехова в русской литературе уже было
произведение под названием «Три сестры». Это
опубликованная в 1891 году повесть Иеронима Ясинского
— история Ольги, Софьи и Зинаиды Тумановых, которые
остаются сиротами и ищут себе место в недружелюбном
мире. По ходу повествования кончает с собой Софья,
оставив предсмертное письмо с такими словами: «Кто
вспомнит о живших до нас, страдающих...» Эта цитата
напоминает фразу Маши Прозоровой: «Так и о нас не
будут помнить. Забудут»