Напоминание

"История создания А.П. Чеховым пьесы "Три сестры"


Автор: Воевода Дина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №14"
Населённый пункт: Евпатория
Наименование материала: презентация
Тема: "История создания А.П. Чеховым пьесы "Три сестры"
Раздел: среднее образование





Назад




История создания А.П.Чеховым пьесы

«Три сестры»

После успеха «Дяди Вани» в

октябре 1899 года один из

основателей МХАТ Владимир

Немирович-Данченко впервые

попросил Чехова сочинить пьесу

специально для Художественного

театра. Автор сообщил, что у него

есть сюжет «Трёх сестер», но

предупредил, что сначала

планирует дописать

незаконченные повести (в их числе

— «В овраге»).

*

Ещё в октябре 1899 года Владимир Иванович Немирович-

Данченко писал Чехову: «Мы пока стоим на трёх

китах: Толстой, Чехов,Гауптман. Отними одного, и нам

будет тяжко». Однако замысел пьесы, как считают

литературоведы, родился раньше, в конце 1898 — начале

1899 года, поскольку Чехов использовал для «Трёх сестёр»

заметки из своих записных книжек

Чехов приступил к

пьесе в августе 1900

года в Ялте. Под

давлением режиссера

Константина

Станиславского он

пообещал закончить

пьесу к началу

театрального сезона,

предварительно

оговорившись: «Если

она окажется удачной».

*

«Три сестры» продвигались с большим трудом. После

бодрого («начало вышло ничего себе, гладенькое») старта

Чехову стало казаться, что получается «скучная, крымская

чепуха». Он боялся, что не сможет справиться с таким

большим — 14 — количеством персонажей: «Пишу не

пьесу, а какую-то путаницу. Много действующих лиц —

возможно, что собьюсь и брошу писать».

*

Чехов в Ялте. 1900г.

Приехав в Москву в октябре, Чехов подтвердил в

интервью «Новостям дня», что «Три сестры» далеки от

завершения. Но театр настоял, чтобы автор все-таки

закончил пьесу, и поездку за границу пришлось перенести.

29 октября еще не отделанные «Три сестры» прочитали в

МХТ. 22 ноября «Новости дня» сообщили, что Чехов

передал театру окончательную редакцию пьесы, но в

действительности драматург продолжал переписывать и

редактировать «Трех сестер» до самого конца 1900 года —

уже из Ниццы. Отдельные изменения вносились в пьесу

вплоть до московской премьеры 31 января 1901 года.

Московская премьера

пьесы «Три сестры»

состоялась

13 января

(по старому стилю 31

января) 1901 года.

Анализируя устройство «Трех сестер», Немирович-

Данченко вводит понятие «подводное течение»: Чехов

отказывается от классической, насыщенной событиями

драматургической интриги и управляет действием, опираясь

на незначительные вроде бы детали, ремарки, паузы.

Новизна пьесы и в том, что автор принципиально не

проводит границу между важным и ничтожным: герои с

одинаковым жаром философствуют, вспоминают прошлое,

рассказывают о своих мечтах и спорят из-за названий блюд.

Другими словами, Чехов стремится к максимально

естественному воспроизведению человеческой речи и

поведения: персонажи перебивают друг друга, не к месту и

неточно цитируют классические произведения или просто не

слышат собеседников; на сцене они не совершают резких,

необратимых поступков, но все время к чему-то готовятся,

сомневаются, бесконечно медлят и размышляют.

Во многом «Три сестры» основаны на воспоминаниях Чехова о

Воскресенске, в котором он вместе с родными проводил лето. В

1884 году автор подружился с офицерами расквартированного в

городе батальона и подробно изучил их образ жизни. Дуэль

Соленого и Тузенбаха, вероятно, вдохновлена реальным

поединком, который произошел в Таганроге между вышедшим в

отставку бароном и бретером-артиллеристом. Наверняка Чехов

был знаком с опереттой Сидни Джонса «Гейша», гремевшей в

Москве в конце 1890-х: в ее сюжете — любовные похождения

тоскующих вдали от дома офицеров — можно обнаружить

отдаленные сходства с коллизиями «Трех сестер».

Исследователи также обнаруживают пересечения между

чеховской пьесой и «Одинокими» Герхарта Гауптмана — эту

драму, посвященную несчастливым в браке супругам,

показывали в МХТ в 1900 году. По-видимому, Чехов обратил

внимание на финал пьесы, в котором главные герои

возлагают надежды на будущее, когда отношения между

людьми станут более возвышенными, и по-своему

использовал этот мотив отложенного счастья, сочиняя

диалоги Вершинина и Тузенбаха и разговоры сестер.

*

Занятно, что до Чехова в русской литературе уже было

произведение под названием «Три сестры». Это

опубликованная в 1891 году повесть Иеронима Ясинского

— история Ольги, Софьи и Зинаиды Тумановых, которые

остаются сиротами и ищут себе место в недружелюбном

мире. По ходу повествования кончает с собой Софья,

оставив предсмертное письмо с такими словами: «Кто

вспомнит о живших до нас, страдающих...» Эта цитата

напоминает фразу Маши Прозоровой: «Так и о нас не

будут помнить. Забудут»



В раздел образования