Автор: Кудревская Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№10"
Населённый пункт: г.Хабаровск Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Тема: «Способы формирования понятийного аппарата школьников на уроках физики»
Раздел: среднее образование
Тема: «Способы формирования понятийного аппарата школьников на
уроках физики»
Выполнила: Кудревская Татьяна Евгеньевна,
учитель физики МАОУ «СШ № 10» г. Хабаровска
Нельзя обладать тем, чего не понимаешь
И. Гёте
Развитие научных понятий в процессе обучения создаёт возможность
формирования у учащихся целостной картины мира. По мнению Л. С. Выгодского,
как будет организовано обучение, такие содержательные накопления и получит
ученик для области своих потенциальных возможностей.
Одна из проблем традиционного образования связана с преобладающей
моделью обучения, которая требует запоминания информации без её осмысления и
анализа. Учащиеся, привыкшие к такому обучению, не в состоянии самостоятельно
построить ключевые понятия и развивать его логические структуры; они
воспринимают
обучение
как
запоминание
многочисленных
фактов
или
процедурных фактов. Ориентация современного подхода к образованию - на
достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего,
на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами
учебной деятельности.
Научные понятия как система включает в себя:
- основные понятия и термины;
- факты повседневной действительности и науки;
- знания о способах деятельности;
- основные законы науки;
- теории – системы основных идей в той или иной области знаний;
- идеи, гипотезы.
В качестве «узловых точек», вокруг которых концентрируется изучаемый
материал, выступают ключевые понятия. Понятие (наряду с суждением и научной
теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной логической
ступени познания. Учение о понятии – один из наиболее фундаментальных
разделов логики. Современный вариант логической теории понятия был создан
советским и российским философом Е. К. Войшвилло. Проблема усвоения
научных понятий детьми занимает значительное место и в психологии, в том числе
и в деятельностной теории учения, заложенной известны российским психологом
А. М. Леонтьевым. Психологические основы деятельности учащихся в процессе
формирования прочных знаний разработаны в трудах Б. А. Блонского, П. И.
Зинченко, А. И. Леонтьева, А. Л. Смирнова, С. Л. Рубенштейна и других учёных.
Теоретики развивающего обучения В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин главное
внимание сосредоточили на выявление действий, используемых в качестве средств
усвоения понятий, на выявлении возрастных возможностей в усвоении научных
понятий, а также на условиях, позволяющих управлять этим процессом. Понятие
не может быть передано в готовом виде, критерием усвоения (сформированности)
понятия не безошибочное воспроизведение определения понятия, а та система
действий, которые ученик может выполнить с этим понятием. Таким образом,
работа над основными предметными
понятиями способствует повышению
теоретического уровня обучения, а приоритет теоретического знания является
одним из ведущих принципов обучения.
Изучение школьного курса физики состоит в овладении учащимися его
содержанием элементами отражения мира - средствами физики и математики,
свойствами, законами. Усвоение же таких понятий, как «материя», «движение»,
«равновесие», «закон» и т. д., которые являются метапредетными, имеет важное
значение для развития мировоззрения и овладения общими способами познания
мира.
Самый распространённый способ выражения понятия – слово. Иногда
понятия выражаются в словосочетаниях (сила тока) и символах (I). Общепринятые
символы нередко используются при составлении опорных конспектов, логических
схем и т. п. Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, и,
следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить
значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле. Термин
– это слово или словосочетание, обозначающее строго определённое понятие и
характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки
или родственной группы наук. Если обучающийся с самого начала усвоит понятие,
то изучение всего остального станет для него более лёгким и понятным. Усвоение
устройства, принципов, законов, функционирования – всё это связано с усвоением
понятий.
Структура и свойства понятий
Выделяют три основных характеристики понятия: содержание, объём и связи
и отношения данного понятия с другими понятиями. Все понятия, как и все
предметы и явления окружающего мира связаны между собой.
Основным признаком понятий является его родовая принадлежность.
Например, вещество – форма существования материи.
Всякое определение понятия строится обычно так: сначала указывается
название объекта, затем перечисляются такие его существенные понятия, которые
позволяют установить, является ли тот или иной предмет объектом данного
понятия или нет.
Рассмотрим схему определения понятия:
Название объекта
Что такое?
Какой?
амперметр
прибор
для измерения силы
тока
Сначала указано название предмета определяемого понятия, затем свойства.
Первое свойство – это указание того более общего понятия, к которому
принадлежит определяемое понятие. Это более общее понятие называется родовым
по отношению к определяемому понятию (прибор).
Второе свойство – это указание видового свойства, которое отличает
амперметр от других измерительных приборов.
Общая схема построения понятия выглядит так:
Название определённого объекта → Родовое понятие → Видовые отличия
Как видим, родовое понятие у нескольких объектов может быть одним и тем же.
Например, рефрактор и рефлектор. И первый, и второй – телескопы. А видовые
отличия у них разные, а именно: рефрактор – это телескоп, объективом которого
являются светопреломляющие линзы, а рефлектор – телескоп с зеркальным
объективом.
Современная наука и практика определяют следующие закономерности
формирования понятий:
- последовательный характер усвоения понятий, предполагающий постепенное
усвоение содержания, объёма, связей и отношения данного понятия с другими;
-
системность
в
формировании
понятий:
от
надпредметных,
являющихся
всеобщими
(закон,
движение,
взаимодействие,
сохранение
и
пр.)
к
общепредметным, затем - предметным;
- установление межпредметных связей при усвоении понятий с целью единого их
толкования (например, «вес», «масса» в математике, физике, химии или
«молекула», «атом» в курсе биологии, физике, химии);
- углубление или расширение содержания ранее сформированных понятий при
усвоении новых, через установление связей и отношений между ними;
- осуществление дифференциации понятий, установление разграничения их
свойств, границ применения, особенностей взаимодействия и т. д.
Успех в освоении учениками понятий зависит от того, насколько сам учитель
владеет понятием и насколько ясно представляет конечный результат овладения
понятийным аппаратом предметного курса, а также от направленности мышления
школьников. Только желания, прилежания и знания зачастую недостаточно для
образования у учащегося правильных понятий. Нужно, чтобы мышление их было
направлено на соответствующие функции и свойства объекта.
Работа над понятием – это сложный вид теоретической деятельности.
Поэтому при освоении сложных понятий, особенно на первых порах, важную роль
в формировании понятий играет коллективное взаимодействие в условиях
проблемной ситуации, которая повышает эмоциональный настрой учащихся, и х
интерес к изучению нового, активизирует их мышление и, в конечном счёте,
обеспечивает более высокий уровень усвоения понятия.
Организация деятельности микрогрупп
в условиях разрешения проблемной ситуации
Деятельность педагога
Деятельность учащегося
Мотивационно-целевой этап
Педагог создаёт
проблемную ситуацию
через задание,
содержащее для
учеников затруднение
Выполняя задание, учащиеся выявляют место и
причину затруднения, фиксируют те конкретные
знания, умения или способности, которых
недостаточно для решения исходной задачи и задач
такого класса или типа вообще.
Затем в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих учебных действий: ставят цель (целью
всегда является устранение возникшего затруднения),
определяют ключевые понятия (смысловые опоры
поисковой деятельности), выбирают способ
достижения цели и средства – алгоритмы, модели и т.
д., позволяющие реализовывать цель, проектируют
результат.
Поисковый этап
Педагог организует
деятельность
микрогрупп через
предоставление
источников
информации,
обеспечение учащихся
приёмами
мыслительной
деятельности
Работая в творческих группах по реализации цели,
учащиеся:
– определяют способ совместной деятельности (кто
что будет делать в какой последовательности);
- исследуют проблемы и реализуют программы общей
деятельности – получение точного прогнозируемого
результата;
- вырабатывают личные групповые позиции.
Презентация результатов деятельности микрогрупп:
- учащиеся рефлексируют по поводу результатов
произведённой (индивидуальной, общей)
деятельности.
Рефлексивно-оценочный этап
Педагог организует
деятельность учащихся
по определению степени
овладения конкретной
способностью,
выявлению
затруднений,
содержание которых
определяет цели
поставленной
деятельности
Учащиеся выявляют причины своих ошибок не
только в части содержания, но и, что важно, в части
способов общения, намечают пути их исправления.
Это, по существу, и является вводом коллектива и
каждого ученика в новую проблему – проблему
осознания средств собственной и совместной
деятельности.
Рефлексия включается на любом этапе деятельности,
при «сбоях» производится внутри творческих групп
или специально организуется педагогом со всем
коллективом
Все
технологические
этапы
в
рамках
разрешения
проблемной
ситуации
последовательно связаны между собой. Ни один из них не может быть упущен или
изменён в процессе освоения содержания образования.