Напоминание

Тема: «Способы формирования понятийного аппарата школьников на уроках физики»


Автор: Кудревская Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№10"
Населённый пункт: г.Хабаровск Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Тема: «Способы формирования понятийного аппарата школьников на уроках физики»
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Способы формирования понятийного аппарата школьников на

уроках физики»

Выполнила: Кудревская Татьяна Евгеньевна,

учитель физики МАОУ «СШ № 10» г. Хабаровска

Нельзя обладать тем, чего не понимаешь

И. Гёте

Развитие научных понятий в процессе обучения создаёт возможность

формирования у учащихся целостной картины мира. По мнению Л. С. Выгодского,

как будет организовано обучение, такие содержательные накопления и получит

ученик для области своих потенциальных возможностей.

Одна из проблем традиционного образования связана с преобладающей

моделью обучения, которая требует запоминания информации без её осмысления и

анализа. Учащиеся, привыкшие к такому обучению, не в состоянии самостоятельно

построить ключевые понятия и развивать его логические структуры; они

воспринимают

обучение

как

запоминание

многочисленных

фактов

или

процедурных фактов. Ориентация современного подхода к образованию - на

достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего,

на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами

учебной деятельности.

Научные понятия как система включает в себя:

- основные понятия и термины;

- факты повседневной действительности и науки;

- знания о способах деятельности;

- основные законы науки;

- теории – системы основных идей в той или иной области знаний;

- идеи, гипотезы.

В качестве «узловых точек», вокруг которых концентрируется изучаемый

материал, выступают ключевые понятия. Понятие (наряду с суждением и научной

теорией) - одна из основных форм отражения мира на рациональной логической

ступени познания. Учение о понятии – один из наиболее фундаментальных

разделов логики. Современный вариант логической теории понятия был создан

советским и российским философом Е. К. Войшвилло. Проблема усвоения

научных понятий детьми занимает значительное место и в психологии, в том числе

и в деятельностной теории учения, заложенной известны российским психологом

А. М. Леонтьевым. Психологические основы деятельности учащихся в процессе

формирования прочных знаний разработаны в трудах Б. А. Блонского, П. И.

Зинченко, А. И. Леонтьева, А. Л. Смирнова, С. Л. Рубенштейна и других учёных.

Теоретики развивающего обучения В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин главное

внимание сосредоточили на выявление действий, используемых в качестве средств

усвоения понятий, на выявлении возрастных возможностей в усвоении научных

понятий, а также на условиях, позволяющих управлять этим процессом. Понятие

не может быть передано в готовом виде, критерием усвоения (сформированности)

понятия не безошибочное воспроизведение определения понятия, а та система

действий, которые ученик может выполнить с этим понятием. Таким образом,

работа над основными предметными

понятиями способствует повышению

теоретического уровня обучения, а приоритет теоретического знания является

одним из ведущих принципов обучения.

Изучение школьного курса физики состоит в овладении учащимися его

содержанием элементами отражения мира - средствами физики и математики,

свойствами, законами. Усвоение же таких понятий, как «материя», «движение»,

«равновесие», «закон» и т. д., которые являются метапредетными, имеет важное

значение для развития мировоззрения и овладения общими способами познания

мира.

Самый распространённый способ выражения понятия – слово. Иногда

понятия выражаются в словосочетаниях (сила тока) и символах (I). Общепринятые

символы нередко используются при составлении опорных конспектов, логических

схем и т. п. Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, и,

следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить

значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле. Термин

– это слово или словосочетание, обозначающее строго определённое понятие и

характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки

или родственной группы наук. Если обучающийся с самого начала усвоит понятие,

то изучение всего остального станет для него более лёгким и понятным. Усвоение

устройства, принципов, законов, функционирования – всё это связано с усвоением

понятий.

Структура и свойства понятий

Выделяют три основных характеристики понятия: содержание, объём и связи

и отношения данного понятия с другими понятиями. Все понятия, как и все

предметы и явления окружающего мира связаны между собой.

Основным признаком понятий является его родовая принадлежность.

Например, вещество – форма существования материи.

Всякое определение понятия строится обычно так: сначала указывается

название объекта, затем перечисляются такие его существенные понятия, которые

позволяют установить, является ли тот или иной предмет объектом данного

понятия или нет.

Рассмотрим схему определения понятия:

Название объекта

Что такое?

Какой?

амперметр

прибор

для измерения силы

тока

Сначала указано название предмета определяемого понятия, затем свойства.

Первое свойство – это указание того более общего понятия, к которому

принадлежит определяемое понятие. Это более общее понятие называется родовым

по отношению к определяемому понятию (прибор).

Второе свойство – это указание видового свойства, которое отличает

амперметр от других измерительных приборов.

Общая схема построения понятия выглядит так:

Название определённого объекта → Родовое понятие → Видовые отличия

Как видим, родовое понятие у нескольких объектов может быть одним и тем же.

Например, рефрактор и рефлектор. И первый, и второй – телескопы. А видовые

отличия у них разные, а именно: рефрактор – это телескоп, объективом которого

являются светопреломляющие линзы, а рефлектор – телескоп с зеркальным

объективом.

Современная наука и практика определяют следующие закономерности

формирования понятий:

- последовательный характер усвоения понятий, предполагающий постепенное

усвоение содержания, объёма, связей и отношения данного понятия с другими;

-

системность

в

формировании

понятий:

от

надпредметных,

являющихся

всеобщими

(закон,

движение,

взаимодействие,

сохранение

и

пр.)

к

общепредметным, затем - предметным;

- установление межпредметных связей при усвоении понятий с целью единого их

толкования (например, «вес», «масса» в математике, физике, химии или

«молекула», «атом» в курсе биологии, физике, химии);

- углубление или расширение содержания ранее сформированных понятий при

усвоении новых, через установление связей и отношений между ними;

- осуществление дифференциации понятий, установление разграничения их

свойств, границ применения, особенностей взаимодействия и т. д.

Успех в освоении учениками понятий зависит от того, насколько сам учитель

владеет понятием и насколько ясно представляет конечный результат овладения

понятийным аппаратом предметного курса, а также от направленности мышления

школьников. Только желания, прилежания и знания зачастую недостаточно для

образования у учащегося правильных понятий. Нужно, чтобы мышление их было

направлено на соответствующие функции и свойства объекта.

Работа над понятием – это сложный вид теоретической деятельности.

Поэтому при освоении сложных понятий, особенно на первых порах, важную роль

в формировании понятий играет коллективное взаимодействие в условиях

проблемной ситуации, которая повышает эмоциональный настрой учащихся, и х

интерес к изучению нового, активизирует их мышление и, в конечном счёте,

обеспечивает более высокий уровень усвоения понятия.

Организация деятельности микрогрупп

в условиях разрешения проблемной ситуации

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Мотивационно-целевой этап

Педагог создаёт

проблемную ситуацию

через задание,

содержащее для

учеников затруднение

Выполняя задание, учащиеся выявляют место и

причину затруднения, фиксируют те конкретные

знания, умения или способности, которых

недостаточно для решения исходной задачи и задач

такого класса или типа вообще.

Затем в коммуникативной форме обдумывают проект

будущих учебных действий: ставят цель (целью

всегда является устранение возникшего затруднения),

определяют ключевые понятия (смысловые опоры

поисковой деятельности), выбирают способ

достижения цели и средства – алгоритмы, модели и т.

д., позволяющие реализовывать цель, проектируют

результат.

Поисковый этап

Педагог организует

деятельность

микрогрупп через

предоставление

источников

информации,

обеспечение учащихся

приёмами

мыслительной

деятельности

Работая в творческих группах по реализации цели,

учащиеся:

– определяют способ совместной деятельности (кто

что будет делать в какой последовательности);

- исследуют проблемы и реализуют программы общей

деятельности – получение точного прогнозируемого

результата;

- вырабатывают личные групповые позиции.

Презентация результатов деятельности микрогрупп:

- учащиеся рефлексируют по поводу результатов

произведённой (индивидуальной, общей)

деятельности.

Рефлексивно-оценочный этап

Педагог организует

деятельность учащихся

по определению степени

овладения конкретной

способностью,

выявлению

затруднений,

содержание которых

определяет цели

поставленной

деятельности

Учащиеся выявляют причины своих ошибок не

только в части содержания, но и, что важно, в части

способов общения, намечают пути их исправления.

Это, по существу, и является вводом коллектива и

каждого ученика в новую проблему – проблему

осознания средств собственной и совместной

деятельности.

Рефлексия включается на любом этапе деятельности,

при «сбоях» производится внутри творческих групп

или специально организуется педагогом со всем

коллективом

Все

технологические

этапы

в

рамках

разрешения

проблемной

ситуации

последовательно связаны между собой. Ни один из них не может быть упущен или

изменён в процессе освоения содержания образования.



В раздел образования