Автор: Букреева Кристина Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №8
Населённый пункт: с. Тугулук
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Особенности взаимодействия семьи и школы в организации трудового воспитания учащихся начальных классов"
Раздел: начальное образование
Особенности взаимодействия семьи и школы в организации
трудового воспитания учащихся начальных классов
Аннотация: в статье представлены особенности взаимодействия семьи
и школы в организации трудового воспитания учащихся начальных классов,
приемы
работы
педагогов
общеобразовательной
организации
по
взаимодействию с родителями младших школьников по вопросу их
трудового воспитания.
Ключевые слова: взаимодействие, младший школьник, семья, трудовое
воспитание.
В современном обществе проблема организации трудового воспитания
детей
младшего
школьного
возраста
представляет
важность,
как
в
практическом,
так
и
в
теоретическом
плане.
Согласно
положениям
Федерального государственного образовательного стандарта, посредством
организации
трудового
воспитания
в
школе
формируются
основные
положительные личностные качества, психологическая готовность ребенка к
взрослой трудовой деятельности, у учащихся развиваются умственные,
физические
способности,
в
процессе
воспитательно-образовательной
деятельности закладываются позитивные, дружеские взаимоотношения, дети
привыкают работать коллективно, учатся ценить труд взрослых, сверстников
[2].
Семья и школа являются важнейшими воспитательными институтами,
каждый из которых по-своему влияет на приобретение социального опыта,
формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих институтов
обладает своими специфическими возможностями в трудовом воспитании
дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для трудового
развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Процесс взаимодействия семьи и школы в организации трудового
воспитания учащихся начальных классов предполагает решение следующих
задач:
1.
Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания
детей.
2.
Создать условия для успешного сотрудничества с родителями.
3.
Вовлекать семьи в единое образовательное пространство.
4.
Настраивать детей и родителей на продуктивную совместную
работу в соответствии с планом и правилами школы.
Взаимодействие семьи и школы в организации трудового воспитания
учащихся
начальных
классов
происходит
посредством
проведения
педагогом:
1)
педагогических
всеобучей
(тематических
бесед,
лекций,
собеседований, диспутов, тренингов);
2) родительских собраний, цель которых заключается во взаимном
общении педагогов и родителей, обмене необходимой информацией для
организации трудового воспитания школьников;
3) индивидуальных и групповых консультаций – форм установления
связи педагогов с семьей по вопросам, связанным с трудовым воспитанием
ребенка и достижению единой точки зрения в данной области.
Достижение результативности работы по организации трудового
воспитания посредством использования ИКТ необходимо, чтобы родители
стали единомышленниками, помощниками педагогов.
С этой целью учителю целесообразно использовать различные формы
взаимодействия с родителями:
1.
Анкетирование
с
использованием
возможностей
(«Ребенок и труд»).
2. Онлайн родительские собрания («Отдыхаем и трудимся с пользой»,
«Организуем труд своих детей правильно и рационально»).
3.
Советы
и
рекомендации
с
использованием
возможностей
собственного интернет-сайта педагога («Задачи семейного воспитания
дошкольников»; «Мультимедийные презентации в трудовом обучении
детей», «Организация трудового воспитания детей»).
4. Онлайн выставки педагогической литературы («Педагогические
технологии организации трудовой деятельности школьников: специфика и
особенности использования»).
5.
Виртуальные
мастер-классы
(«Развитие
трудовых
навыков
посредством ИКТ»).
6. Конкурс семейных презентаций «Мама, папа, я – дружная семья»,
«Труд в семье», «Профессии в семье» [1].
Таким образом, грамотная организация трудового воспитания младших
школьников являет собой большой психолого-педагогический потенциал в
развитии и социализации детей. Значимость труда актуализируется в
формировании здоровой, активной, творческой, гармоничной личности
дошкольника.
Системная работа с родителями, единство педагогических воздействий
на ученика и семью позволяют педагогу добиваться хороших результатов в
трудовом воспитании младших школьников.
Список литературы
1.
Агавелян М.Г. Взаимодействие педагогов ОУ с родителями / М.Г.
Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 128 с.
2.
Антипина
Г.А.
Новые
формы
работы
с
родителями
в
современной школе // Элибрали. — 2011. — № 12. — С. 88—94.
3.
Карпова
Е.Е.
Методы
организационно-управленческого
взаимодействия школы и семьи // Челябинский гуманитарий. — 2015. — №
2. — С. 25—29.
4.
Никольская
О.Д.
Организация
социально-педагогического
партнерства
как
фактора
повышения
качества
начального
общего
образования: теоретическое обоснование // Вестник Оренбургского гос. Ун-
та. — 2006. — № 10—1. — С.95—98.
5.
Савина Л.В. Технология приобщения современных школьников к
труду //Современные образовательные технологии и методики: актуальные
вопросы теории и практики: материалы III Международной научно-
практической Интернет – конференции – Чехов: ЦоиНК. UR, 2015. – 69 с.