Напоминание

"Звук и буква Т"


Автор: Белоус Екатерина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №109 "Воробушек"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: конспект занятия в подготовительной к школе группе
Тема: "Звук и буква Т"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением

зрения

Тема: «Звук и буква Т»

Программное содержание:

1.

Упражнять детей в правильном произношении звука Т в слогах, словах,

предложениях.

2.

Активизировать и закреплять артикуляционные и пальцевые кинестезии в процессе

формирования умения использовать правильно произносимый звук в разных

фонетических условиях.

3.

Учить анализу и синтезу обратных слогов: АТ, УТ, ИТ.

4.

Познакомить детей с буквой Т. Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги

АТ, УТ, ИТ. Учить читать слоги: АТ, УТ, ИТ.

5.

Упражнять детей в употреблении в речи глаголов несовершенного вида настоящего

времени.

6.

Продолжать

вырабатывать

коммуникативные

умения

и

навыки

(навык

самоконтроля).

7.

Совершенствовать навык различения неречевых звуков.

8.

Развивать произвольное внимание, слуховую память, оптико-пространственные

ориентировки.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, аудиосистема.

Демонстрационный материал:

1)

Функциональное пособие доска-сетка, прищепки, предметные демонстрационные

картинки.

2)

Таблицы слогов.

3)

Макет улицы города, набор мелких игрушек-машинок.

4)

Набор тематических игрушек: самолет, машина, фишки.

5)

Игровое поле – «Разноцветный лабиринт».

6)

Поддоны с водой, макеты плотов, пластмассовые трубочки.

Раздаточный материал:

1)

Индивидуальные кассы букв, пеналы с набором для составления схемы слова.

2)

Индивидуальные тактильные лабиринты.

3)

Индивидуальные игольчатые коврики.

4)

Индивидуальные карты с «зашумленными» буквами.

5)

Индивидуальные зрительные ориентиры (самолетики).

6)

Индивидуальные наборы болтов разные по диаметру и высоте.

Ход занятия

I.

Организационный момент.

Звуки: гул самолета, шум улицы, шум моря, ветра, шум дождя, сопровождаются

демонстрацией слайдов.

Логопед: - Дети, какие звуки вы услышали?

Дети: - мы услышали шум дождя, улицы…

Логопед: - Шум дождя, шум самолета, шум моря, шум городских улиц можно

услышать во время увлекательных путешествий. Но путешествуя, можно не

только многое увидеть и услышать, но и многое узнать. Хотите отправиться в

путешествие? А поможет нам получить новые знания – интересная игра

«Лабиринт». Но есть одно условие – части этой игры мы получим, правильно

выполняя различные задания.

II.

Основная часть.

1.

Игровое упражнение «Подбери картинку».

Игровые действия: выбрать из серии картинок нужную, и прикрепить с

помощью прищепки к доске-сетке.

Логопед: - Нужно отгадать загадку и прикрепить к доске отгадку.

Что за птица:

Песни не поет,

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет. (Самолет)

Легка и послушна она,

На ней бороздить можно моря. (Яхта)

Что за чудо – длинный дом

Пассажиров много в нем

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Логопед: - Молодцы, правильно отгадали загадки, а теперь снимите с доски

каждый свою картинку. Слушайте: танк, яхта, самолет. Какой звук слышится в

каждом слове? Звук Т. Правильно. Произнесем звук Т. «Т-Т-Т-Т» Сегодня мы

будем говорить о звуке Т и новые знания помогут нам выполнить разные

задания. Т-Т-Т-Т. Какой это звук – гласный или согласный? Согласный.

Давайте проверим. Ставим ладонь ко рту, произносим: Т-Т-Т-Т. Воздух

выходит толчками. Широкий язык прижимается к бугоркам за верхними зубами

и создает преграду воздуху. Воздух прорывается сквозь преграду, и язык стучит

по бугоркам, а мы чувствуем толчки воздуха.

2.

Игровое упражнение «Колючие коврики»

Игровые действия: дети поочередно прижимают пальцы к игольчатой

поверхности тренажера с одновременным произнесением отрабатываемых

слогов. Слоги произносят длительно с четкой, утрированной артикуляцией.

Логопед: - Сядьте за стол. Положите обе руки на коврик. Нажмите – отпустите

(2 раза). Опустите руки вниз.

А) Положите правую руку на коврик. Начинаем работу с большого пальца,

внимательно слушайте, четко и правильно повторяйте за мной:

АТ-ОТ-УТ

АТ-АТ – ОТ-ОТ – УТ-УТ

АТ-АТ-АТ – ОТ-ОТ-ОТ – УТ-УТ-УТ

Б) Прижимаем пальцы левой руки.

В) Работаем двумя руками одновременно.

3.

Игровое упражнение «Диспетчеры»

Игровые действия: дети проводят указательным пальцем по лабиринту с

шероховатой

поверхностью,

с

одновременным

произнесением

слоговых

цепочек.

Логопед: - Для того, чтобы не было аварий в небе, на суше, на море – есть

профессия – диспетчер. Диспетчеры прокладывают специальные маршруты для

разных видов транспорта. Вам предстоит пройти по этим маршрутам. Каждый

из маршрутов состоит из нескольких частей. Количество частей маршрута

соответствует его названию. Маршрут проходите непрерывно, на одном

дыхании, в спокойном темпе:

ТА-ТО

ТА-ТО-ТУ

ТА-ТО-ТУ-ТЫ

ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ

Логопед: - Молодцы. Отлично справились с заданием. И вы получаете первую

часть игры «Лабиринт», набор фишек и карточек.

4. А сейчас нам предстоит составить схемы слогов. Возьмите пеналы и подставки.

Слушайте: АТ

- Сколько звуков я произнесла?

- Какой 1ый звук? (А)

- Какой 2ой звук? (Т)

- Составьте схему слога.

- Сравните с образцом.

- УТ

- ИТ

Логопед: - Скажите, схемы каких слогов вы составили? АТ-УТ-ИТ. Какой

второй звук во всех этих слогах? Произнесем звук Т. Т-Т-Т-Т.

5.

Знакомство с буквой Т.

Логопед: - Звук Т обозначаем буквой Т.

Следите за указкой. (Логопед обводит указкой букву – дети следят глазами).

Возьмите карточку с буквой Т, обведите пальцем, ориентируясь по стрелкам.

Подойдите к доске. Представьте, что у вас на носу карандаш. Напишите букву

Т носом.

А теперь пишем букву Т носом с закрытыми глазами.

Молодцы. Глазам надо отдохнуть. Закройте глаза. Смотрим вверх – вниз –

влево – вправо. Часто поморгайте.

Посмотрите на букву Т, запомните как она пишется.

6.

Игровое задание «Зашумленные буквы»

Игровые действия: найти на схеме букву Т и обвести ее фломастером по

контуру.

7.

Работа с кассами.

Логопед: - Откройте кассы. Найдите глазами в кассе букву Т и укажите на нее.

Поставьте на нее палец. Скажите, какой слог получится, если произнести

вместе А и Т? Составьте слог АТ на 3ей строчке кассы. Проверьте. Прочитайте

слоги сверху вниз: АТ, УТ, ИТ.

Молодцы, справились с трудным заданием и получаете вторую часть игры

«Лабиринт» тематический набор игрушек – самолетов.

8.

Игровое упражнение «Плоты»

Игровые действия: дети дуют через трубочку на парус плота, логопед следит за

равномерным спокойным сильным выдохом. Логопед: - А сейчас я предлагаю

вам стать отважными моряками. Скажите, как называется это средство

передвижения? Чтобы плот спокойно плыл по морю и не попал в шторм –

ветер, надувая паруса, должен быть попутным. Помогите плотам отправиться в

плавание. Спустите их на воду. Дуйте на парус спокойно, равномерно, с

достаточной силой. Следите, чтобы щеки не надувались. (Дети дуют через

трубочку на парус – плот плывет).

Л. - .., что делает твой плот?

Д. – Мой плот плывет.

Л. - .., твой плот стоит?

Д. – Нет, мой плот плывет, а не стоит.

Л. - .., твой плот тонет?

Д. – Мой плот не тонет. Мой плот плывет.

Логопед: - Все плоты прибыли в порт. Морское путешествие закончилось.

9.

Упражнение «Пилоты»

Игровые действия: выполнение детьми движений в соответствии с текстом.

Зрительный контроль с помощью ориентиров.

Логопед: - Вы были моряками, а сейчас я предлагаю вам стать пилотами.

Пройдите на взлетную полосу. Найдите ориентиры и подойдите к ним.

Приготовьтесь к полету. (Дети надевают на руки зрительные ориентиры).

- Следите глазами за самолетами. Вылет разрешаю.

Мы летаем высоко

Мы летаем низко

Мы летаем далеко

Мы летаем близко.

Выполняем 2 раза.

- Молодцы, посадку разрешаю.

10. Игровое упражнение «Скажи правильно»

Игровые действия: исправить деформированное словосочетание.

Логопед: - Я буду стараться вас запутать, а вы. Когда услышите свое имя,

должны составить правильное предложение.

Автомобиль (ехать) – автомобили ездят.

Самолет (лететь) – самолеты летят.

Яхта (плыть) – яхта плывет.

Бетономешалка (мешать) – бетономешалка мешает.

Каток (укатывать) – каток укатывает.

Автобус (везти) – автобус везет.

- Молодцы. И вы получаете 3ью часть игры «Лабиринт», тематический набор –

«машины».

11. Игровое упражнение «Механики»

Игровые действия: подобрать из набора гайку соответствующую болту и

закрепить на него.

Логопед: - На улицах города много неожиданностей. Каждый водитель, пилот,

мореход всегда следят за техническим состоянием транспортного средства. И я

вам предлагаю стать механиками. У каждого из вас по 2 болта. Вам нужно

подобрать нужную гайку и закрепить на болт. А чтобы работать было веселее –

будем говорить чистоговорки.

Ут-ут-ут – гайки мы закрутим тут.

От-от-от – все соединяет болт.

Ат-ат-ат – получился самокат.

- Молодцы, весь транспорт в исправном состоянии.

12. Игровое упражнение «Машины в городе»

Игровые

действия:

провезти

машину

по

выбранному

маршруту

с

одновременным проговариванием выполняемых действий.

Логопед: - Ребята, вы уже многому научились, правильно выполнили трудные

задания, и поэтому вы допускаетесь к уроку вождения!

- Для каждого водителя проложен свой маршрут. (Красный, зеленый,

оранжевый).

- Водитель, сообщи о продвижении по маршруту!

(Машина едет, стоит, обгоняет, подъезжает, стоит).

III. Итог занятия.

Логопед: - Молодцы ребята. Сегодня вы научились проговаривать слоги, слова,

предложения со звуком Т. Познакомились с буквой Т. Упражнялись в

составлении схем, слогов.

Все задания выполнены – вы собрали все части игры, а сейчас – ее главная

часть – игровое поле «разноцветный лабиринт».

Мы рассмотрели все части игры и поиграем в нее после небольшого отдыха.

Занятие окончено.



В раздел образования