Напоминание

"Химия на страже здоровья и красоты"


Автор: Китушина Елена Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Программа кружка по химии
Тема: "Химия на страже здоровья и красоты"
Раздел: среднее образование





Назад




Программа кружка по химии

Химия на страже здоровья и красоты

Автор программы

Китушина Елена Ивановна,

учитель химии

МБОУ города Кургана «СОШ № 29»

Пояснительная записка

Программа

кружка

по

химии

«Химия

на

страже

здоровья

и

красоты»

предназначена для учащихся 8-9-х классов.

Содержание программы расширяет представления учащихся о химических

веществах,

используемых

в

медицине,

даёт

понятие

о

лекарствах

и

механизмах их действия на организм человека. Здоровье тесно связано с

внешней и внутренней красотой человека. Человек в современном обществе

должен выглядеть опрятно и ухоженно. Тема красоты прослеживается на

протяжении всего курса кружка.

Программа составлена на комплексной межпредметной основе. Интеграция

этого курса с биологией и медициной позволяет учащимся лучше понять

биологические

процессы,

происходящие

в

организме

больного,

выздоравливающего

и

здорового

человека.

Разнообразный

историко-

искусствоведческий материал создает базу для интеграции этого курса с

историей,

географией,

литературой.

Данная

программа

также

расширит

представления об использовании химических веществ в средствах гигиены и

позволит,

в

целом,

повысить

уровень

общей

культуры

учащихся. В

программу

включены

прогрессивные

научные

знания

и

ценный

опыт

практической деятельности человека.

Программа включает следующие основные части:

Теоретическую

знакомство

с

лекарственными,

косметическими,

гигиеническими,

моющими,

чистящими

веществами,

а

также

принципом, механизмом и результатом их действия.

Практическую

включающую

демонстрационные

опыты,

производимые

учителем

или

обучающимися

под

его

руководством,

лабораторные опыты, производимые обучающимися с использованием

инструктивных

карт,

а

также

создание

презентаций.

Содержание

эксперимента отражает суть обсуждаемых теоретических вопросов.

Общий объём учебной нагрузки курса - 35 часов. Занятия проводятся в

свободное

от

учебной

деятельности

время,

определённое

расписанием

кружковых занятий.

Форма проведения занятий разнообразна:

Лекции.

Эвристические беседы.

Практические работы.

Сообщения учащихся.

Викторины.

Форма контроля: научно-практическая работа.

Программа

адаптирована

к

условиям

массовой

школы,

усвоение

её

теоретической и практической частей может быть осуществлено на базе

кабинетов химии и биологии средних общеобразовательных школ.

В результате изучения этого курса учащиеся должны:

знать: состав и свойства химических веществ, входящих в организм

человека, средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии,

наиболее часто используемые в домашней аптечки лекарства, пищевые

консерванты.

уметь: с о б л юд ат ь правила

безопасности

при

обращении

с

лекарственными

препаратами,

препаратами

бытовой

химии,

средствами

гигиены

и

косметики,

консервантами;

проводить

исследования

состава

и

свойств

лекарственных

препаратов,

простейший эксперимент по домашней химчистке, проектировать и

получать простейшие косметические препараты, препараты бытовой

химии, готовить растворы с определённой массовой долей вещества.

Содержание программы

Введение (3 ч.)

Правила

работы

в

химической

лаборатории.

Техника

безопасности.

Экстремальные ситуации. Приёмы оказания первой доврачебной помощи

пострадавшим при проведении химического эксперимента.

Здоровье

и

красота.

Понятие

«здоровье

человека».

Показатели

здоровья.

Здоровый образ жизни. Красота внешняя и внутренняя.

Тема 1. Химические элементы в организме человека (5 ч.)

Химические элементы в организме человека. Макроэлементы, их роль. Роль

воды

в

организме

человека.

Биологическая

активность

микроэлементов.

Биологически активные вещества: витамины, ферменты, гормоны.

Практические работы:

1.

Обнаружение витаминов А, С, Е в растительном масле.

2.

Действие ферментов.

3.

Определение нитратов во фруктах и овощах.

Тема 2. Химия в продуктах питания (5 ч.).

Состав

продуктов

питания:

белки,

жиры,

углеводы.

Вредные

пищевые

добавки: красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы,

усилители

вкуса.

Калорийность

пищевых

продуктов. Продукты

быстрого

приготовления и особенности их производства. Последствия неправильного

питания.

Практическая работа:

4.

«Чтение» этикеток на пищевых продуктах.

5.

Качественные реакции на присутствие углеводов.

Тема 3. Химия и медицина (5 ч).

Лекарства

и

яды

в

древности.

Химия

союзник

медицины.

Домашняя

аптечка. Химиотерапевтические аспекты будущего. Применение пластмасс в

хирургии. Вредные вещества в вашем доме и их источники. Наркотические

вещества.

Практическая работа:

6.

Анализ лекарственных препаратов.

Тема 4. Химия в средствах гигиены, косметики и парфюмерии (7 ч).

Средства ухода за зубами. Средства ухода за кожей, волосами и ногтями.

Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства. Химия ароматов.

Практическая работа:

7.

«Чтение» этикеток на средствах гигиены и косметики.

8.

Изготовление духов.

Тема 5. Препараты бытовой химии и их безопасное использование (7 ч).

Синтетические

моющие

средства

(СМС).

Чистящие

с р ед с т ва .

Дезинфицирующие средства. Средства ухода за мебелью и полом. Средства

борьбы

с

бытовыми

насекомыми.

Клеи

и

лакокрасочные

материалы.

Химический состав и степень опасности препаратов бытовой химии. Меры

предосторожности

при

работе

с

препаратами

бытовой

химии.

Дешевые

альтернативы бытовой химии. Экологические альтернативы бытовой химии.

Практическая работа:

9.

Определение рН среды в препаратах бытовой химии.

10.

«Чтение» этикеток на препаратах бытовой химии.

11.

Выведение пятен с одежды.

12.

Приготовление мыла.

Тема 6. Химия и ювелирные украшения (1 ч).

Драгоценные

металлы.

Сплавы

драгоценных

металлов.

Ювелирные

и

поделочные

камни.

Классификация

и

ассортимент

ювелирных

товаров.

Правила клеймения.

Тема 7. Подведение итогов занятий кружка (2 ч).

Защита проектов.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Всего

Теория

Практически

е занятия

1

Введение

3

3

-

2

Химические элементы в

организме человека

5

3

2

3

Химия в продуктах

питания

5

2

3

4

Химия и медицина

5

4

1

5

Химия в средствах

гигиены, косметики и

парфюмерии

7

5

2

6

Препараты бытовой химии

и их безопасное

использование

7

3

4

7

Химия и ювелирные

украшения

1

1

-

8

Подведение итогов занятий

кружка

2

-

-

Примерные темы для проектов

1.

О, шоколад! Полезное или вредное лакомство?

2.

Секреты белозубой улыбки.

3.

БАД. Минералы, необходимые человеку.

4.

Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

5.

Продукты, старящие организм.

6.

Химия созидающая и разрушающая организм человека

7.

Что содержится в чашке чая?

8.

Яды и противоядия.

9.

Все о пище с точки зрения химика.

10.Сахара в продуктах питания.

11.Дефицит элементов и внешность.

12.Блеск и сила здоровых волос (с точки зрения химика).

13.Правда и ложь о водопроводной воде.

14.Жевательная резинка: за и против.

15.Выбираем тушь для ресниц.

16.Выбираем тональный крем.

Литература

1.

Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.

2.

Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992

г.

3.

Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.:

“Педагогика”, 1985 г.

4.

Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика.

Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.

5.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и

на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.

6.

Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.

7.

Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая

школа”, 1982

8.

г.Марша

Гордон

и

Эллис

Е.

Фугейт

Красивая

кожа. 2007

Издательство: АСТ, Астрель



В раздел образования