Автор: Китушина Елена Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Программа кружка по химии
Тема: "Химия на страже здоровья и красоты"
Раздел: среднее образование
Программа кружка по химии
Химия на страже здоровья и красоты
Автор программы
Китушина Елена Ивановна,
учитель химии
МБОУ города Кургана «СОШ № 29»
Пояснительная записка
Программа
кружка
по
химии
«Химия
на
страже
здоровья
и
красоты»
предназначена для учащихся 8-9-х классов.
Содержание программы расширяет представления учащихся о химических
веществах,
используемых
в
медицине,
даёт
понятие
о
лекарствах
и
механизмах их действия на организм человека. Здоровье тесно связано с
внешней и внутренней красотой человека. Человек в современном обществе
должен выглядеть опрятно и ухоженно. Тема красоты прослеживается на
протяжении всего курса кружка.
Программа составлена на комплексной межпредметной основе. Интеграция
этого курса с биологией и медициной позволяет учащимся лучше понять
биологические
процессы,
происходящие
в
организме
больного,
выздоравливающего
и
здорового
человека.
Разнообразный
историко-
искусствоведческий материал создает базу для интеграции этого курса с
историей,
географией,
литературой.
Данная
программа
также
расширит
представления об использовании химических веществ в средствах гигиены и
позволит,
в
целом,
повысить
уровень
общей
культуры
учащихся. В
программу
включены
прогрессивные
научные
знания
и
ценный
опыт
практической деятельности человека.
Программа включает следующие основные части:
Теоретическую
–
знакомство
с
лекарственными,
косметическими,
гигиеническими,
моющими,
чистящими
веществами,
а
также
принципом, механизмом и результатом их действия.
Практическую
–
включающую
демонстрационные
опыты,
производимые
учителем
или
обучающимися
под
его
руководством,
лабораторные опыты, производимые обучающимися с использованием
инструктивных
карт,
а
также
создание
презентаций.
Содержание
эксперимента отражает суть обсуждаемых теоретических вопросов.
Общий объём учебной нагрузки курса - 35 часов. Занятия проводятся в
свободное
от
учебной
деятельности
время,
определённое
расписанием
кружковых занятий.
Форма проведения занятий разнообразна:
Лекции.
Эвристические беседы.
Практические работы.
Сообщения учащихся.
Викторины.
Форма контроля: научно-практическая работа.
Программа
адаптирована
к
условиям
массовой
школы,
усвоение
её
теоретической и практической частей может быть осуществлено на базе
кабинетов химии и биологии средних общеобразовательных школ.
В результате изучения этого курса учащиеся должны:
знать: состав и свойства химических веществ, входящих в организм
человека, средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии,
наиболее часто используемые в домашней аптечки лекарства, пищевые
консерванты.
уметь: с о б л юд ат ь правила
безопасности
при
обращении
с
лекарственными
препаратами,
препаратами
бытовой
химии,
средствами
гигиены
и
косметики,
консервантами;
проводить
исследования
состава
и
свойств
лекарственных
препаратов,
простейший эксперимент по домашней химчистке, проектировать и
получать простейшие косметические препараты, препараты бытовой
химии, готовить растворы с определённой массовой долей вещества.
Содержание программы
Введение (3 ч.)
Правила
работы
в
химической
лаборатории.
Техника
безопасности.
Экстремальные ситуации. Приёмы оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим при проведении химического эксперимента.
Здоровье
и
красота.
Понятие
«здоровье
человека».
Показатели
здоровья.
Здоровый образ жизни. Красота внешняя и внутренняя.
Тема 1. Химические элементы в организме человека (5 ч.)
Химические элементы в организме человека. Макроэлементы, их роль. Роль
воды
в
организме
человека.
Биологическая
активность
микроэлементов.
Биологически активные вещества: витамины, ферменты, гормоны.
Практические работы:
1.
Обнаружение витаминов А, С, Е в растительном масле.
2.
Действие ферментов.
3.
Определение нитратов во фруктах и овощах.
Тема 2. Химия в продуктах питания (5 ч.).
Состав
продуктов
питания:
белки,
жиры,
углеводы.
Вредные
пищевые
добавки: красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы,
усилители
вкуса.
Калорийность
пищевых
продуктов. Продукты
быстрого
приготовления и особенности их производства. Последствия неправильного
питания.
Практическая работа:
4.
«Чтение» этикеток на пищевых продуктах.
5.
Качественные реакции на присутствие углеводов.
Тема 3. Химия и медицина (5 ч).
Лекарства
и
яды
в
древности.
Химия
–
союзник
медицины.
Домашняя
аптечка. Химиотерапевтические аспекты будущего. Применение пластмасс в
хирургии. Вредные вещества в вашем доме и их источники. Наркотические
вещества.
Практическая работа:
6.
Анализ лекарственных препаратов.
Тема 4. Химия в средствах гигиены, косметики и парфюмерии (7 ч).
Средства ухода за зубами. Средства ухода за кожей, волосами и ногтями.
Аэрозоли и дезодоранты. Косметические средства. Химия ароматов.
Практическая работа:
7.
«Чтение» этикеток на средствах гигиены и косметики.
8.
Изготовление духов.
Тема 5. Препараты бытовой химии и их безопасное использование (7 ч).
Синтетические
моющие
средства
(СМС).
Чистящие
с р ед с т ва .
Дезинфицирующие средства. Средства ухода за мебелью и полом. Средства
борьбы
с
бытовыми
насекомыми.
Клеи
и
лакокрасочные
материалы.
Химический состав и степень опасности препаратов бытовой химии. Меры
предосторожности
при
работе
с
препаратами
бытовой
химии.
Дешевые
альтернативы бытовой химии. Экологические альтернативы бытовой химии.
Практическая работа:
9.
Определение рН среды в препаратах бытовой химии.
10.
«Чтение» этикеток на препаратах бытовой химии.
11.
Выведение пятен с одежды.
12.
Приготовление мыла.
Тема 6. Химия и ювелирные украшения (1 ч).
Драгоценные
металлы.
Сплавы
драгоценных
металлов.
Ювелирные
и
поделочные
камни.
Классификация
и
ассортимент
ювелирных
товаров.
Правила клеймения.
Тема 7. Подведение итогов занятий кружка (2 ч).
Защита проектов.
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во
часов
В том числе
Всего
Теория
Практически
е занятия
1
Введение
3
3
-
2
Химические элементы в
организме человека
5
3
2
3
Химия в продуктах
питания
5
2
3
4
Химия и медицина
5
4
1
5
Химия в средствах
гигиены, косметики и
парфюмерии
7
5
2
6
Препараты бытовой химии
и их безопасное
использование
7
3
4
7
Химия и ювелирные
украшения
1
1
-
8
Подведение итогов занятий
кружка
2
-
-
Примерные темы для проектов
1.
О, шоколад! Полезное или вредное лакомство?
2.
Секреты белозубой улыбки.
3.
БАД. Минералы, необходимые человеку.
4.
Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
5.
Продукты, старящие организм.
6.
Химия созидающая и разрушающая организм человека
7.
Что содержится в чашке чая?
8.
Яды и противоядия.
9.
Все о пище с точки зрения химика.
10.Сахара в продуктах питания.
11.Дефицит элементов и внешность.
12.Блеск и сила здоровых волос (с точки зрения химика).
13.Правда и ложь о водопроводной воде.
14.Жевательная резинка: за и против.
15.Выбираем тушь для ресниц.
16.Выбираем тональный крем.
Литература
1.
Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
2.
Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”. М.: “Высшая школа”, 1992
г.
3.
Петрянов И.В. “Самое необыкновенное вещество в мире”. М.:
“Педагогика”, 1985 г.
4.
Скурихин И.М., Нечаев А.П. “Все о пище с точки зрения химика.
Справочное издание”. М.: “Высшая школа”, 1991 г.
5.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. “Домашняя химия, химия в быту и
на каждый день”. М.: “РЭТ”, 2001 г.
6.
Ольгин О.В. “Опыты без взрывов”. М.: “Химия”, 1986 г.
7.
Сопова А.С. “Химия и лекарственные вещества”. М.: “Высшая
школа”, 1982
8.
г.Марша
Гордон
и
Эллис
Е.
Фугейт
Красивая
кожа. 2007
Издательство: АСТ, Астрель