Напоминание

«О некоторых направлениях работы со способными детьми в классе фортепиано».


Авторы: Конюхова Лариса Анатольевна, Попова Валерия Львовна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: статья
Тема: «О некоторых направлениях работы со способными детьми в классе фортепиано».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конюхова Л. А., Попова В.Л. «О некоторых направлениях работы со способными

детьми в классе фортепиано».

Преподаватели МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского г. Калининград

Способный, одарённый ребёнок, чем он отличается от остальных детей? Уже в детстве

об уровне творческой одарённости можно судить по интересам и склонностям ребёнка. Хотя

все дети разные и по темпераменту, и по интересам, тем не менее, существуют общие

особенности,

характеризующие

одарённых

детей.

Они

отличаются

хорошей

памятью,

любознательностью,

хорошим

интеллектом.

Юных

музыкантов

отличает

яркая

эмоциональность, способность наслаждаться творчеством. Одарённые дети легко осваивают

начальный период обучения, естественно формируется их пианистический аппарат. Они легко

справляются с программой, их исполнительское мастерство отличается выразительностью. Им

удаются стилевые задачи, их исполнение цельно по форме и разнообразно по динамике. Такие

дети без особого труда охватывают большие тексты с насыщенной фактурой. У них отличная

сценическая

выдержка.

Для

таких

детей

характерно

успешное

обучение

и

в

общеобразовательной

школе,

высокая

работоспособность,

разнообразие

интересов.

Маленький музыкант может часами работать за инструментом. Другое свойство, характерное

для таких детей - широта интересов Им многое удаётся, им хочется попробовать себя в разных

сферах, это естественно для детского возраста. И так, одарённость — это сочетание ряда

способностей, обеспечивающих успешность выполнения определённой деятельности.

С.И. Савшинский характеризует музыкальную одарённость пианиста, исходя из

исполнительской

деятельности

ученика.

Он

предлагает

следующую

классификацию

её

качеств:

художественные

(проникновенность,

содержательность,

артистичность,

эмоциональность исполнения), технические (виртуозность, точность игры) и эстетические

(тембровое богатство звучания). Проявление музыкальных способностей определяется в ходе

обучения.

Одарённости

часто

сопутствуют

трудолюбие

и

желание

добиваться

успехов.

Необходимо постоянно помнить слова знаменитого музыковеда Б.М.Теплова: "Способности

не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не

развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестаёт ею пользоваться".

Поэтому основной задачей преподавателя должно быть целенаправленное и систематическое

развитие музыкальных способностей ученика. Работа с одарёнными детьми- сложный, но

увлекательный процесс, направленный на самореализацию ребёнка как творческой личности.

Ответственные задачи, стоящие перед педагогом, требуют от него систематической работы над

повышением педагогического мастерства.

Преподавателю необходимо формировать у ученика положительную мотивацию к

обучению

и

творчеству.

В

работе

с

одарёнными

детьми

выделяют

3

вида

мотиваций:

потребность в самореализации, познавательная мотивация, ориентация на успех. В последнее

время мотив успешности стал занимать центральное место в психологии одарённости. "Мотив

успешности" является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью.

Ситуация успеха достигается в процессе участия в конкурсах, фестивалях, концертах. Участие

в таких мероприятиях требует целого комплекса формирующих волю и характер качеств, таких

как: целеустремлённость, умение сконцентрироваться, умение владеть собой в стрессовых

ситуациях,

показать

себя

с

лучшей

стороны.

Здесь

важным

фактором

является

психологический

настрой

на

успех,

уверенность

в

своих

силах.

Безусловно,

участие

в

конкурсах положительно влияет на развитие всех этих качеств личности, которые, несомненно

помогут сегодняшним ученикам в их дальнейшей, взрослой жизни, даже если они не станут

музыкантами. Говоря о развитии и обучении одарённых детей, нельзя не остановиться на

вопросе исполнительского репертуара. Так называемый "академический комплекс" должен

занимать

в

нём

большую

часть,

так

как

в

основе

обучения

лежит

профессиональное

становление личности, что немыслимо без знания классического репертуара, хотя включение

современной музыки необходимо.

Ознакомление с музыкой разных времён и стилей, интерес ученика к исполняемым

произведениям

-

всё

это

положительно

сказывается

на

результатах

развития

ученика.

Формирование и выбор репертуара представляет собой серьёзную методическую работу. В

работе с такими детьми возникает необходимость пересмотра репертуара в плане усложнения

формы,

фактуры,

художественного

содержания,

жанрового

и

стилевого

разнообразия,

расширение временных границ изучаемого материала как в сторону старинной, добаховской

музыки, так и в направлении современных отечественных и зарубежных композиторов, в том

числе и популярной музыки для расширения музыкального кругозора.

Вполне допустимо включать в учебный план произведения повышенной сложности.

При неоправданном завышении трудности программы тормозится развитие даже способных

детей, так как приводит к перегрузке. Важнейшим звеном методики является особое внимание

к

полифонии

как

основе

фортепианной

техники,

так

как

она

развивает

необходимую

пианистам способность слышать и охватывать многоэлементную ткань фортепианной музыки.

Важное место в репертуаре занимают произведения крупной формы. Это классические сонаты,

концерты,

вариации,

а

также

произведения

виртуозного

и

кантиленного

характера

композиторов-романтиков 19-20в. Музыкальное и техническое развитие пианиста должно

происходить в едином процессе. Поэтому в подготовке одарённых учащихся важное место

должно занимать их техническая оснащённость как залог успешного воплощения музыкально-

художественного образа. Гаммы, упражнения и этюды на различные виды фортепианной

техники.

В

обучении

одарённых

детей

помимо

основных

форм

учебной

деятельности

обязательно должны присутствовать такие формы, как беседы о музыке, слушание музыки в

исполнении педагога, игра в ансамбле, аккомпанемент, чтение с листа.

Наряду с исполнительским показом педагогом программы, заметное место в методах

работы с учащимися, занимает применение ассоциативных форм воздействия, наталкивающих

на раскрытие содержания изучаемых произведений.

Вот

что

писал

Игумнов

К.Н.

по

поводу

воспитания

художественного

образно-

ассоциативного мышления: «Необходимо, чтобы исполняемое произведение находило какой-

то отклик в личности исполнителя… Нельзя сказать, чтобы я обязательно представлял себе

программу произведения… Это только какие-то мысли, чувства, сопоставления, которые

помогают вызвать настроение, аналогичные тем, какие хочешь передать при помощи своего

исполнения».

Такие

средства

Игумнов

К.Н.

характеризовал

как,

«рабочие

гипотезы».

Например, внутреннее представление звучание органа, хора, оркестра, отдельно струнных и

духовых инструментов, человеческого голоса является той питательной средой, которая

обогащает фортепианное звучание.

Г. Нейгауз требует, чтобы хорошее исполнение любой пьесы сочеталось с умением

словами рассказать, что в ней происходит. Ученик, обладающий яркими способностями, не

нуждается в излишне педантичном ему намерении педагога.

Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребёнка играют

родители. "Хорошие родители важнее хороших педагогов"- говорил Генрих Нейгауз. Семья

способного

ребёнка

имеет

непосредственное

отношение

к

развитию

его

личности

и

одарённости.

Школа

должна

поощрять

работу

родителей.

Именно

родители

создают

комфортные условия для творческого развития. Совместные поездки, экскурсии дают детям

положительные эмоции, прекрасные воспоминания, что очень помогает в дальнейшей работе

над произведениями.

При

работе

с

одаренными

детьми,

учебно-воспитательный

процесс

должен

быть

личностно ориентированный. Если учитель будет относиться к

ученику без настоящего

интереса и уважения, у того не будет никаких оснований воспринимать себя как личность.

Чтобы понять ученика, его мысли, чувства, поступки, нужно принимать эмоциональное

участие во взаимоотношениях с ним.

Список литературы:

1.

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» -м, 1982;

2.

Перельман Н.В. В классе рояля. Издание 3-е, дополненное. Издательство музыка

Ленинградское отделение. 1981г.

3.

Развитие учащихся в процессе обучения. Под редакцией Л.В. Заикова. М.МПН РСФСР

1963;

4.

Рычкова В.В. Проблемы воспитания одарённых детей в семье. Молодой учёный. 2011г.



В раздел образования