Автор: Лебедева Людмила Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ № 8
Населённый пункт: г.о.г.Выкса
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПРИВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Раздел: среднее образование
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ПРИВИТИЯ ИНТЕРЕСА К
ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Для поддержания постоянного интереса учащихся к изучению иностранного
языка
очень
важно
соблюдать
принцип
составления
интересных
заданий,
предлагаемых учащимся. Такая организация учебного процесса способствует
формированию мотивации к предмету, пробуждает интерес и уверенность учащихся
в своих силах, что является главной целью работы учителя. Мотивацию можно
также повысить с помощью подбора такого содержания учебного материала,
который содержит элементы занимательности, новизны. Интерес к предмету
возрастает если ученики могут применить знание английского в повседневных
жизненных ситуациях, например, в магазине, на почте, в библиотеке, в аэропорту и
т.д.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего
обучения, направленного на выработку самостоятельных исследовательских умений
(постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов,
анализ полученных результатов), способствует развитию творческих навыков и
логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и
приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
НАЧАЛО РАБОТЫ.
Учитель знакомит детей с формой, задачами и условиями предстоящей
проектной работы.
Проект – объёмное задание, обычно выполняемое вне урока. Часто в группе. О
результатах работы участники группы докладывают на уроке и отвечают на
возможные вопросы одноклассников и учителя.
Задачи проекта
– исследовать вопрос о том, где и как мы сталкиваемся с
английским языком в повседневной жизни, пусть даже не в англоязычном
окружении: научить объяснять себе и другим учащимся значения английских слов и
причины их распространённого использования.
По условиям проекта учебная группа разбивается на малые группы по 4 человека,
которым выдается задание для их совместной работы: договориться о встрече во
внеучебное время (ориентировочно на 1 час) для того, чтобы походить по городу
(около 40 минут), а затем зайти в большой торговый центр/супермаркет (около 20
минут). При себе иметь ручки, карандаши, блокноты, фотокамеры. Каждая группа
получает Лист с заданием группы.
Необходимо всем вместе прочесть и разобрать задание, выданное учителем,
ответить на все возникающие вопросы, убедиться, что задание понятно и принято
детьми каждой группы. Только после этого детей можно «отправлять на задание».
Лист с заданием для группы
Проектное задание
«Английский вокруг нас»
(«English Around Us»)
Дома
1. Прогуляйтесь группой (4 человека) по городу и составьте список английских
слов, которые встретятся вам на улицах. Обращайте внимание на рекламные
щиты, названия магазинов, надписи на одежде людей и т.п. Зафиксируйте не
менее 15 надписей (зарисуйте, запишите или сделайте фотоснимки).
2. Посетите группой (4 человека) супермаркет/торговый центр и не спеша
пройдитесь по нему в поисках английских слов – разглядывайте общее
оформление и вывески, ярлыки и надписи на товарах. Зафиксируйте не менее
15 надписей (зарисуйте, запишите или сделайте фотоснимки).
3. Каждый член группы должен найти у себя дома по 5 надписей на английском
языке на разных предметах и вещах. Зафиксируйте эти надписи (зарисуйте,
запишите или сделайте фотоснимки).
В классе
На уроке вашей группе предстоит рассказать о своих находках, показать
надписи (рисунки или фотографии), а затем попытаться объяснить их или дать
точный перевод.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ.
Дети приносят выполненные проекты и «защищают» их перед всей учебной
группой. Объясняют, отвечают на вопросы. Потом слушают товарищей и задают им
вопросы. После защиты своих мини проектов в каждой группе учащиеся отвечают
на вопросы Анкеты №1 и Анкеты №2
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ.
Закончить работу над проектом необходимо общим обсуждением процесса,
результатов и впечатлений. Далее, когда эмоции будут выплеснуты, детям надо
продолжить письменно закончить следующие предложения. Каждый ребенок
получает бланк.
Анкета №1
Размышления после группового проекта
В группе работать бывает хорошо, т.к.___________________________________
В группе работать трудно, т.к.__________________________________________
Работа в группе нужна для того, чтобы___________________________________
Анкета №2
ЛИСТ самооценки участника группового проекта
1.
Как ты можешь оценить в процентном отношении свой вклад в создание
группового проекта? Сделай пометку на представленной ниже шкале:
0%____________________________________________________________100%
2.
Как именно ты участвовал в создании группового проекта? Отметь (v)
ниже:
предлагал/а оригинальные идеи_____________________________________
находил/а необходимый иллюстративный материал, пр._________________
вел/а записи______________________________________________________
3.
Как именно участвовал в создании устной презентации. Отметь (v) ниже:
компоновал/а общую собранную информацию________________________
сочинял/а и редактирован текст ____________________________________
делал/а устную презентацию (часть презентации) в классе ______________
4.
Поставь себе общую оценку за участие в проекте______________________
Ответы учащихся
1.
Мы с семьей часто ездим за границу. Мне очень нужен английский язык,
чтобы общаться в поездках.
2.
Я занимаюсь английским языком дополнительно почти каждый день. Мне
нравится читать небольшие книги на языке.
3.
Я читаю брату сказки на английском языке и смотрю фильмы без перевода на
русский язык.
4.
Когда я стану взрослой, я хочу много путешествовать. Так как английский
язык является международным, меня смогут понять в любой стране, если я
буду его хорошо знать.
5.
Я занимаюсь английским языком в специальном центре иностранных языков
вместе с ребятами из других школ. Английский язык будет полезен мне в моей
будущей работе.
6.
Я хочу знать английский, чтобы понимать людей из разных государств. Кроме
того, в жизни могут случиться разные ситуации. Мой папа работает водителем
и часто по работе подвозит иностранцев. А когда мы ездим за границу
отдыхать,
я смогу оказаться
без всяких языковых
барьеров.
Знание
английского поможет мне также учиться в самых престижных ВУЗах.
7.
В свободное время я люблю слушать песни на английском языке. Мне всегда
интересно знать, о чем в них поется. Тогда я ищу видеозаписи этих песен, где
эти же песни исполняются на русском языке. Так я узнаю новые слова с
переводом. Я также нахожу полезным смотреть фильмы на английском языке
с русскими субтитрами. Мне нравится слушать английскую речь.
8.
Знания понадобятся мне для продолжения образования. В нашей жизни
присутствуют много слов на иностранном языке.
9.
Я готов заниматься дополнительно в каникулы. Я очень хочу побывать в
различных странах, найти много новых друзей. А во время экскурсий
понимать англоговорящего гида. Английский язык мне действительно нужен.
10. В каникулы у меня больше свободного времени. Иногда я читаю тексты,
повторяя неправильные глаголы. Было бы интересно проверить свой уровень
знаний на практике.
В группе работать хорошо:
- можно почерпнуть новые знания совместно с другими участниками группы;
- когда работаешь вместе, становится интересно и весело. Хорошо выполнять
работу с друзьями;
- сильный по знаниям ученик помогает слабым;
- тебе не придется выполнять работу одному, тебе помогут твои товарищи по
группе;
- групповая работа нас сплачивает, мы даже не ссоримся;
- в дружной сплоченной команде общие знания могут вывести команду
вперед;
- групповая работа помогает общению с одноклассниками, можно найти себе
новых друзей;
- это отличная возможность поработать со своими одноклассниками и вместе
оформить проект;
- можно объединиться, вместе улучшать и пополнять свои знания. Мы
развиваемся социально, учимся общаться, защищать свое мнение.
В группе работать трудно:
- между участниками группы могут возникнуть конфликты из-за разногласий;
- иногда сложно принять общее мнение, т.к. каждый настаивает на своем;
- сложно всем собраться вместе в одно время из-за занятости в
дополнительном образовании;
- иногда происходят разногласия между членами группы, трудно выбрать
единственно правильный ответ на задание;
- не всегда легко договариваться, каждый отстаивает своё мнение;
- в группе бывают разногласия, которые могут привести к распаду команды,
если вовремя не остановить конфликты;
- кто – то из членов группы может не до конца выполнить своё поручение, из-
за этого возникает конфликт, однако это не сильно мешает продолжению
работы;
- не все члены группы могут вовремя отчитаться о выполнении своего
задания, часто по объективным причинам.
Работа в группе нужна для того, чтобы:
-
уметь
находить
общий
язык
и
совместное
решение
с
друзьями,
одноклассниками;
- научиться помогать другу, правильно распределять задание, дружить;
- учиться понимать друг друга, помогать друг другу, правильно распределять
время, чтобы собраться вместе для обсуждения проекта;
- развивать умения работать в группе;
- общаться, получать новые знания, расширять свой словарный запас;
- развивать разговорный английский;
- расширять свои знания.
Вывод
Таким образом, нельзя просто взять и перечислить специальные формы
работы, которые способствуют повышению мотивации учащихся к изучению
иностранного языка. Этому служит вся система работы учителя, его увлеченность
своим делом, чуткое отношение и уважение к каждому ученику.