Напоминание

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья


Авторы: Федорова Оксана Ивановна, Ирина Викторовна Кузьминская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СРЦН Туринского района
Населённый пункт: г.Туринск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными

возможностями здоровья

Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений,

освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество,

как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе

потребности в совместной деятельности.

Исследования показали, что в коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ

обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта,

проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в

общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая

коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном

взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном

малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют

последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в

общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь.

Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в

контакте, страхами, обидчивостью вместо умения самому справляться с трудной

ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других.

Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты,

обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей

совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе

обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить

соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут

поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои

действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию,

сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с

окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека,

его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к

нему окружающих людей.



В раздел образования