Авторы: Федорова Оксана Ивановна, Ирина Викторовна Кузьминская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СРЦН Туринского района
Населённый пункт: г.Туринск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее образование
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными
возможностями здоровья
Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений,
освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество,
как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе
потребности в совместной деятельности.
Исследования показали, что в коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ
обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта,
проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в
общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая
коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном
взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном
малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют
последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в
общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь.
Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в
контакте, страхами, обидчивостью вместо умения самому справляться с трудной
ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других.
Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты,
обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей
совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе
обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить
соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут
поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои
действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию,
сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с
окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека,
его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к
нему окружающих людей.