Напоминание

Конструирование урока музыки


Автор: Наталья Валентиновна Синельник
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Таежное имени Героя РФ гвардии майора Филипова Р.Н.
Населённый пункт: с.Таежное Хабаровский край Хабаровский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конструирование урока музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: В музыкальном театре. Опера.

Цель урока: Научить выделять (понимать) основные этапы развития музыкальной

драматургии и жанровые особенности оперы на примере оперы М.И.Глинки «Иван

Сусанин».

Задачи:

1.Сформировать у учащихся представление об особенностях музыкальной

драматургии.

2.Дополнить и расширить знания об опере.

3.Развивать умение работать с текстом, структурировать полученные знания с

помощью схем.

4.Воспитывать позитивное, уважительное отношение к музыке.

Результаты деятельности:

Личностные:

-осмысление взаимосвязи различных видов искусств;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости.

Предметные:

-распознавать этапы оперного спектакля;

-умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;

-развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний

основных средств музыкальной выразительности

Метапредметные:

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою

деятельность,

действовать

по

составленному

плану,

алгоритму,

осуществлять

самоконтроль.

коммуникативные:

продолжить

формирование

способности

к

согласованным

действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать

стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами

музыки и литературы;

- узнавать характерные черты отдельных оперных номеров;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и

различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных

форм построения музыки;

- извлекать информацию и делать логические выводы;

- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

Тип урока: изучение нового материала.

Жанр урока: тематический.

Структура урока.

Организация начала урока.

Сегодня, мы с вами продолжим постигать тайны музыкального искусства.

Мы будем разбираться в особенностях музыкального жанра,

который появился на свет благодаря содружеству нескольких видов искусств:

музыки (начало урока под увертюру), литературы (книга Руслан и Людмила), театра

(билет).

Какие жанры театральной музыки вы знаете?

Называют: опера, балет, мюзикл, рок-опера, оперетта.

На фоне музыки….Опера

Анастаси Толмачёва

Гаснет в зале хрустальная люстра,

Погружается зал в полумрак.

Начинает звучать увертюра,

Это выразить сложно в словах.

Пышный занавес вскоре раскрылся,

И певица на сцену вошла:

Это нимфа, мадонна, царица!

Я от вида её без ума.

Хоть с искусством давно я знакома,

Лишь сейчас поняла его суть:

Нот слиянье и чуткого слова

Нам опишет палитру всех чувств.

Назовите, как называется этот музыкальный спектакль?

ОПЕРА.

Выхожу на тему урока. В музыкальном театре. Опера.

Для формирование мотивации.

1.УДИВЛЯЙ

Найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Вход в класс по билетам и рассадка согласно прописанному месту в билете.

2. ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и странный факт), ответ на

которую можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Включить фрагмент фильма «Красотка», остановить его.

Как мы понимаем ,героиня фильма не имеет представления, что такое опера.

В конце урока, мы узнаем, как же героиня фильма восприняла оперу.

Выведение к цели урока:

А как вы считаете такой музыкальный жанр как опера, нужен в современном мире.

(светофор)

Назовите мне ,?????????

Я тоже хочу, чтобы вы сегодня еще раз вспомнили, где и когда появилась опера,

хорошо разбирались в её жанровых особенностях, и узнали основные этапы развития

музыкальной драматургии оперного спектакля.

Следующий этап структуры урока подготовка к основному этапу урока.

Актуализация опорных знаний и умений.

Для этого этапа урока я сегодня выбрала несколько приёмов.

1.Снежный ком.

Подобно тому, как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к

активной работе всё большее количество учащихся. Алгоритм этого приема кратко

можно описать так: Слово — предложение — вопрос — ответ.

Учитель показывает на учащегося и говорит: «Слово!» Тот произносит слово,

касающееся темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение».

Второй учащийся составляет предложения с этим словом, третий придумывает вопрос

к этому предложению, четвертый отвечает на него.

2. Пинг-Понг (МЯЧ)

Учитель задает короткий вопрос ученику, ученик продолжает, второй — третьему и

так до последнего ученика.

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Работа с понятиями.

ВСТАВКА ИСТОРИЧЕСКАЯ

Для более глубокого понимания оперного спектакля нам нужно осмыслить такие

понятия как драматургия и драматический.

Знаете ли вы значения этих слов?

Где вы встречались с этими понятиями?

(На уроках литературы)

Для дальнейшей работы с понятиями я выбираю такие приёмы как

Понятия

Учитель вертикально на доске записывает основное понятие, которое должны

обработать учащиеся. Затем он просит учащихся назвать признаки этого понятия или

ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательным условием является то, чтобы

слова имели общие с основными понятиями буквы.

Цветок

Учитель рисует на доске цветок (серединка и четыре лепестка). В серединке

записывает основное понятие. После этого он просит учащихся назвать проявления и

характеристики понятия и записывает их на лепестках.

Прямоугольник

Учитель рисует на доске прямоугольник и записывает на нем основное понятие. Затем

он просит учащихся назвать его синонимы, антонимы, прилагательные, глаголы,

которые, по их мнению, связаны с этим понятием.

Организую групповую работу. Работа с понятиями.

Слушаем ответы. Подвожу итог.

Что объединяет эти слова?

1.Корень драма.

2.Передает переживания человека.

3.Объединяет жанры искусства.

Изучение новой темы

Организую работу с текстом .

Работа с текстом

«Для чего я это читаю? Что я хочу узнать? Какая информация мне нужна?»

Традиционно считается, что новый материал лучше запоминается в письменном виде.

Но современные исследования убеждают, что обычное конспектирование слово за

словом, предложение за предложением, т. е. информация, которая расположена

линейно или столбиками, не сохраняется в мозгу. Мозг запоминает информацию

тогда, когда она представлена в виде определенных моделей, схем и ассоциаций.

Поэтому не записывайте, а рисуйте ассоциативные схемы.

«ШПАРГАЛКИ»

Учащимся предлагают прочитать текст. Необходимо передать его содержание с

помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные)

ученики отдают учителю. Затем ученики по желанию подходят к учителю и берут

шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Учитель отмечает лучшие

шпаргалки и докладчиков.

«ШЕРЛОК ХОЛМС»

Учащимся предлагают быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше

вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и

учесть малейшие мелочи. Затем определяют самый длинный список вопросов.

Ученики дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков.

Ассоциативные схемы

Основные принципы создания ассоциативных схем такие. Представьте, что мозговые

клетки — это деревца, на ветвях которых сохраняется тематически родственная

информация. На листе бумаги пропишите основные моменты любой темы в форме

дерева. 1. Начинайте схему в центре листа с главного элемента, лучше всего символа,

от которого ответвляются другие элементы. 2. Записывайте только одно слово или

символ для обозначения одного пункта, который хотите запомнить, одну главную

тему для каждой ветви. 3. На одной ветке разместите лучиками родственные пункты.

4. Для похожих тем берите карандаши или маркеры одного цвета. 5. Рисуйте столько

рисунков и символов, сколько сможете. 6. Когда закончите рисовать ветку с

ответвлениями, обведите ее цветной линией.

Первичная проверка понимания новых знаний и способов действий.

Кульминация. Слушание музыки. Свободное обсуждение.

Я использую словарь эмоциональных терминов.

Рассмотрим эти закономерности строения оперного спектакля на примере знаменитой

оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

Открывается спектакль оркестровой увертюрой. Её характер не только готовит

слушателей к будущему драматическому действию, но и намечает основную идею

конфликта: столкновение русской песенной и польской танцевальной музыки.

После увертюры открывается занавес и начинается спектакль. В интродукции

оперы «Иван Сусанин» участвуют крестьяне, воины-ополченцы, посадские девушки.

На фоне общего хора впервые происходит наше знакомство с семейством Ивана

Сусанина – его дочерью Антонидой, её женихом – Богданом Собининым, приёмным

сыном Ваней. Так композитор показывает нам «русский стан».

II действие этой оперы иногда называют польским актом. Оно переносит нас в

замок польского короля Сигизмунда. На балу польские паны и пани веселятся. Они

намерены захватить Москву и отправляют в поход своё войско. Композитор

показывает нам вторую сторону конфликта. Враги изображены красиво: пленительные

мелодии вальса, полонеза, мазурки – сменяют одна другую.

В первом акте показаны русские. Во втором – поляки. Так в большом

драматическом произведении композитору Глинке для экспозиции главных сторон

конфликта понадобилось два развёрнутых оперных действия.

И в третьем акте этот конфликт разворачивается со всей остротой.

Начинается действие мирно и спокойно. Приёмный сын Ваня что-то мастерит и

напевает незатейливую песенку. Антонида и Собинин просят у отца благословения на

брак. Тот радуется, что наконец-то дожил до свадьбы дочери своей. Но картина

семейного счастья прерывается тревожным стуком в дверь. Это польский отряд ищет

проводника. Незваные гости требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу. Тот сначала

отказывается, но потом опасный план возникает в его голове. Герой делает вид, что

согласен, а сам решает завести врагов в непроходимую лесную глушь.

Кульминацией оперы «Иван Сусанин» становится вторая сцена четвёртого акта.

Замерзающие поляки устроились на ночлег, и только их проводнику не спится. Он

выполнил задуманное и завёл врагов в непроходимую чащу. Скоро взойдет заря, и

поляки поймут страшную правду. Неминучая смерть грозит Ивану Сусанину. Но он к

ней внутренне готов. Его речитатив и ария – самые вдохновенные страницы оперы М.

И. Глинки. Мужество, спокойствие, нежность к своей семье, молитва, обращенная к

Богу, и твердая решимость умереть за Родину звучат в его словах.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ поставить арию КУРТИЗАНЫ.

Проверка и закрепление полученных знаний.

Синквейн.

Исправь ошибку.

Лист Самооценки.

ИТОГ

Как вы думаете, понравилась ли героине опера или нет?

Поставить окончание фильма Красотка.

Рефлексия.

Один из самых распространенных приемов устной рефлексии, как правило,

применяющейся на этапе завершения урока, — это произнесение по следующей схеме:

На уроке я :

Узнал...

Понял...

Научился...

Самый большой мой успех — это...

Самые значительные трудности я ощутил...

Я не умел, а теперь умею...

Я изменил свое отношение к...

На следующем уроке я хочу

Незаконченное предложение (онтологическая составляющая)

«Опера для меня — это...»

«Я бы спросил композитора о...»

«Я бы хотел (не хотел) быть на месте...»

Синквейн

Стихотворные формы (например, синквейн — пятирядье) — это способ творческой

рефлексии, позволяющей в художественной форме оценить изученное понятие,

процесс или явление.



В раздел образования