Автор: Иус Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гордеевская СОШ
Населённый пункт: село ГОрдеевка,Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Продуктивное чтение"
Раздел: начальное образование
Технология продуктивного чтения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гордеевская средняя общеобразовательная школа.
Технология продуктивного чтения (УМК «Школа России»)
Доклад подготовила: Иус Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ Гордеевская СОШ
Оглавление:
1. Введение
1.1 Актуальность проблемы
2. Этапы работы с текстом
I. Работа с текстом до чтения
II. Работа с текстом во время чтения
III. Работа с текстом после чтения.
3. Заключение.
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Эпиграф выбран неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род
деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать
содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно»,
«эффективно», продуктивно- важная задача учителя и не только на уроках литературного
чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была
создана технология продуктивного чтения.
Несмотря на то, что многие педагоги работают по учебно- методическим комплексам
Образовательной системы « Школа России», не все владеют данной технологией в
совершенстве. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не
воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как
вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические
задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными;
недостаточно хорошо понимают стиль учебно – научных текстов, составляющих учебники
русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных
дисциплин.
Словом, правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется
(даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило
изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным
предметам.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного
общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений
полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких
познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и
критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого
контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
В свою очередь Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования среди десяти обязательных
образовательных областей назвали принципиально новую – «Чтение художественной
литературы», которая должна обеспечивать достижение цели формирования у детей
«интереса и потребности в чтении (восприятии) книг»
С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание
грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и
понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства
читателями разных возрастов.
Восприятие – активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а
внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом
перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них,
личного присутствия
Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная
технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с
помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста
читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология
предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I.Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение
предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию,
которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме,
содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в
классе можно начать с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до
чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
2. Затем предлагают прочитать текст, проверить возникшие предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести
диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
По ходу чтения проводится словарная работа (объяснение и уточнение значений слов).
В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе
чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в
контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
Обсуждение читательских интерпретаций.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским
смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её
результатом должно стать понимание авторского смысла.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения
произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на
подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности
автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный
рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и
до чтения, если это оправдано.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал
художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
Выполнение творческих заданий в рабочей тетради, которые развивают различные
умения, например умения определять тему произведения, умения находить главную
мысль, умения ориентироваться в тексте и т.д.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных
учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию,
адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя
тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения
извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии
передачи ученику готового знания. Теперь можно организовывать исследовательскую
работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и
сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнёром,
наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить
собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а
роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной
деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети
глубже чувствуют и понимают прочитанное.
При изучении художественных произведений главное – «исследование» языкового
материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной
поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие
знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь,
школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее
подготовленные опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока,
в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока
осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
Перед чтением любого произведения применяют приём «прогнозирования», то есть
ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие,
иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные
действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания
произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют,
представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты,
эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и
т.д.)
Заключение.
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему,
но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать
информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам
войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном
обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти
долгий и трудный путь в «завтра».