Напоминание

Через творчество к познанию окружающего мира


Автор: Торопова Ирине Павловна
Должность: Николо-Шангская СОШ имени А.А. Ковалева
Учебное заведение: Николо-Шангская СОШ имени А.А. Ковалева
Населённый пункт: Шарья г.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Через творчество к познанию окружающего мира
Раздел: среднее образование





Назад




«Методическая система эффективного учителя»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Николо-Шангская средняя

общеобразовательная школа имени А.А.Ковалёва

Шарьинского муниципального района

Костромской области

Подготовила: Торопова Ирина Павловна, учитель биологии

Методическая тема: Через творчество к познанию окружающего мира.

Теоретическая интерпретация опыта

Сущность опыта заключается в системно - деятельностном подходе к организации

развития познавательного интереса на уроках в развивающем режиме становления

творческой личности.

Сущность теоретической базы

Творчество представляет собой деятельность человека, каждый из этапов которой

характеризуется своими особенностями.

Творчество начинается с постановки задачи, ещё не получившей решения и расчленения

её на ряд частных задач.

Затем следует основной этап – поиски нужного решения, которое обычно намечается

сначала в виде общей идеи, указывающей основной путь решения.

В дальнейшем общая идея детально раскрывается, обосновывается, доказывается.

Творчество заключается не в том лишь, что у человека возникают интересные идеи, а в

том, что эти идеи воплощаются в соответствующий продукт, доступный восприятию,

пониманию и оценке других людей.

Обоснование деятельности учителя в становлении свободной, автономной личности через

творчество в познании окружающего мира

Замысел урока возникает у каждого учителя по-своему: порой задолго до урока, а иногда

при задуманном и подготовленном уроке в силу различных обстоятельств или под

влиянием вдруг возникшей мысли он меняется на пороге класса.

Творчество учителя-это всегда непохожесть, ибо оно-выражение неповторимости

личности учителя Зарождение урока - это появление замысла. Он складывается из ряда

элементов. Основной из них – материал, который предстоит узнать и усвоить на уроке в

сотрудничестве учащихся с учителем.

Главная педагогическая задача урока – создать условия, при которых ученик займёт

позицию соавтора учителя, его сотрудника. Творчество на уроке – зачем? Ведь рамки

урока ограничены.

Да, учащиеся могут слушать учителя, выполнять данные им задания, при этом

большинство из них делает это без особого желания. В результате, ученик что-то унесёт с

урока, а может и нет. И вот возникает вопрос – где искорка в глазах, вызванная

познавательным интересом? Где желание учиться?

Возникает ответ: «не проходить, а творить». Мне хотелось бы поделиться опытом

использования творческих приёмов на уроках биологии. Вот некоторые из них:

Тип задания «Фантазируй – ка» (1 вариант)

Задание: Представь, что ты… (варианты различные: представители флоры и фауны).

Составь короткий рассказ на тему…

Примечание: темы формулирует учитель (варианты различные)

Пример: - «День моей жизни»

- «Ночь моей жизни»

(2 вариант)

Задание: Представь творческую работу на тему…

Пример: «Собери-ка букет полевых цветов»

Примечание: подручный материал (цветная бумага, ножницы, клей)

-работа в малой группе;

-время ограничено;

-представление работ;

-анализ и отбор лучших работ.

Тип задания «Малевалка» (1 вариант)

Задание: Оформить творческий информационный плакат по предлагаемым учителем

темам.

Например: - «Муравей не велик, а горы копает».

- «Дремлет всё, а пчёлы с жаром

Мчат в медовые дворцы.

Нагружённые нектаром.

В желтых туфельках пыльцы».

(2 вариант)

Задание: Оформить объёмную творческую работу по темам:

- Жизнь муравейника.

- Жизнь пчелиной семьи.

Примечание:

Учитель заранее знакомит с темами работ, а учащиеся делают заготовки для выполнения

работы заранее. Время выполнения работы – урок (в малой группе).

Тип задания «Театр» «Ученик – актёр»

Задание: Театральное действие

Проблема: Цветёт ли папоротник?

Пример мини – театра (фрагмент урока)

Действующие лица: Бабка – Знахарка, Петро (молодой парень)

Старуха: - смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Иван Купала. Одну только эту

ночь в году и цветёт папоротник. Не прозевай!

От автора: - Я думаю, куры так не дожидаются той поры, когда баба вынесет им хлебных

зёрен, как дожидался Петро вечера. Сердце в ожидании готово выскочить из груди.

Наконец он собрался в дорогу и осторожно спустился густым лесом в глубокий яр. Темно

в лесу, хоть глаз выколи. Глядь, краснеет маленькая цветочная точка и как – будто живая,

движется, а краснеет, как горячий уголёк.

Наконец цветок развернулся перед его очами.

Петро: - Теперь пора, а вот я его сорву!

Старуха: - Дай мне, Петро, цветок.

Приговаривает: - Ты цветок, цветок папоротника, укажи место, где клад сокрыт.

Автор: - Цветок не упал прямо, а стал кружить по воздуху. Наконец тихонько опустился…

2 вариант

«Театр – экспромт» «Ученик – актёр»

(фрагмент урока) примечание: слушая учителя, ученик выполняет театральное

действие.

Пример: Учитель: Благодаря легенде старой

Познаем мир вокруг себя.

Театр – экспромт нас ожидает

Усталый путник по пустыне брёл,

Изнемогал от голода и жажды.

Вдруг, сильный ветер поднялся в пустыне,

Подняв в полёт сухие, мелкие крупинки.

И крикнул путник, поднимая руки к небу:

Путник: «Манна, манна небесная!

Учитель: И стал тут путник собирать крупинки,

Жевал их жадно и, насытившись,

Обрёл он силы.

Они позволили ему закончить трудный путь.(Действие

окончено)

Учитель продолжает: «Но что, то было?» - вы спросите меня,

Асцилия – съедобный то лишайник,

В пустынях Азии и Африки

Катает ветер комочки серые его,

Отсюда выражение пошло. Какое?

Учащиеся: «Манна небесная».

Я рассмотрела только некоторые варианты творческой деятельности учащихся. В

рождении урока никакой педагогический подход или методический приём не может быть

найден раз и навсегда.

Творчество учителя заключается именно в том, что он пересматривает пройденное,

обновляет, дополняет, даже если кажется, что в обновлении ничто не нуждается.

Позитивные моменты в применении творческих приёмов на уроке с точки зрения

учителя:

- Творческая основа сотрудничества.

- Накопляемость творческих ресурсов.

- Видение красоты в окружающем мире.

- Развитие творческой личности каждого ученика.

- Овладение искусством самоанализа.

- Совместимость научности и занимательности, точности и образности, абстрактности и

конкретности.

Показатели творческого мышления

Основные показатели творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность и

разработанность.

Беглость оценивает количественное выполнение творческих мини – заданий.

Гибкость показывает способности учащихся вариативно, разнообразно представлять

творческие находки.

Оригинальность указывает на возможности воображения, творческий потенциал

осмысления.

Разработанность показывает возможности представления детальных компонентов,

проработанность творческих проектов.

Информационные творческие плакаты (малая группа; защита).

Театр на уроке.

Творческое задание «БИОКУХНЯ»



В раздел образования