Напоминание

«Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ (составление загадок)»


Автор: Долгополова Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Журавушка"
Населённый пункт: Республика Хакасия Город Черногорск
Наименование материала: Консультация
Тема: «Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ (составление загадок)»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

родителей

по

теме:

«Развитие познавательных способностей у

детей

посредством

технологии

ТРИЗ

(составление загадок)»

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества

повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим

людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран

обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.

Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их

способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

В

последние

годы

распространилось

новое

направление

в

развитии

творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая

создана

ученым-изобретателем

Т.С.

Альтшуллером.

это

прикладная

диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от

метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту.

Адаптированная

к

дошкольному

возрасту

ТРИЗ-технология

позволит

воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью

использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной

стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,

диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне;

речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном

возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Одним из методов развития познавательных способностей детей в этой

технологии является - составление загадок.

Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют

мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда

люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали

злые силы, которые, как им казалось, были повсюду.

Работа по составлению загадок на первых порах тесно связана с работой по

описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет,

не называя его, остальные узнают его по описанию. В начале работы для всех

детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее

удачными формами такой работы являются игровые, например, в виде игры в

магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен

отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх

предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более

сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок

получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет

предъявляется всем лишь после отгадки.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на

их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и

каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых

сообразительных дошкольников как бы само собой. При этом большая часть

детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает

в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку

очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое

время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто

вспоминает ответ.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей

школьного возраста.

В адаптированном варианте,

данная технология

позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике

работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели

составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели

составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо

объект.

Модель 1

Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются

образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка

левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части

таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям

признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Монета

Шипящий Вулкан

Круглый Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным

для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Круглый Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку,

вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но

не".

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или

каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется

всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета;

Шипящий, как проснувшийся вулкан;

Круглый, как спелый арбуз

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется

(сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

-

Семенит,

как

ребенок,

который

учится

ходить

(сравнение

на

"завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя

связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как

новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не

ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но

не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая

один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и

различное.

На что похоже? Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож

на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Практическая часть:

Попробуем составить свои загадки по этим таблицам.



В раздел образования