Напоминание

Интегрированное обучение детей с ОВЗ


Автор: Жданова Ольга Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Усть - Мунинская СОШ"
Населённый пункт: Республика Алтай, Майминский район, село Усть - Муны
Наименование материала: Статья
Тема: Интегрированное обучение детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированное обучения детей с ОВЗ

Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных

достижений обучающихся. Сегодня не удивительно то, что дети с задержкой

психического развития есть не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной

школе – это точно. И со временем наблюдается, только рост количества таких учеников.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стала актуальной в

моей практике, так же как и в современной системе образования. В 8 классе, где я начала

работать, в едином потоке с обучающимися по ООП, обучались дети с задержкой

психического развития и обучающиеся с умственной отсталостью. В этом году у меня

очень слабый класс. Два ученика имеют заключение ПМПК. По результатам, которой

одному ребенку рекомендована адаптированная основная общеобразовательная

программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического

развития. Второй ученик обучается по программе специальных (коррекционных

образовательных учреждений 8 вида). Кроме этого в этом классе обучаются ученики,

оставленные на повторное обучение. У них настолько запущен учебный материал,

настолько много пробелов в знаниях, что работы предстоит очень много.

Возник неизменный вопрос: а как их учить? Для начала я разделила понятия ЗПР

(задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные

вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в

освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций.

И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической,

медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи

они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (В идеале,

нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо

позже, а часто они остаются и до 9 класса.)

Поэтому главной моей задачей создать для них такие условия, которые помогут им

наверстать то, что по каким-либо причинам упущено.

Первое, что я сделала: в сети интернет нашла информацию об особенностях детей с

ЗПР и тщательно её изучила. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от

ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые

придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него –

вагон и маленькая тележка).

Второе, что я сделала: прошла курсы по теме «Коррекционная педагогика и

особенности образования и воспитания детей с ОВЗ»

Необходимо

знать,

что

в

деятельность

учителя,

работающего

в

условиях

интегрированного обучения детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, входит:

1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК,

характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений

за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем

мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение

предварительной коррекционной работы;

2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного

маршрута ребенка:

3) отслеживание динамики развития ребенка:

При

отсутствии

положительной

динамики

развития

детей

с

ЗПР

в

условиях

интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК

для решения вопроса о форме дальнейшего обучения;

4) взаимодействие со специалистами и родителями:

5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка:

предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата

психологического

комфорта,

обеспечение

успешной

учебной

деятельности

в

ее

фронтальной и индивидуальной формах;

6) реализация

коррекционной

направленности

учебно-воспитательного

процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных

занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет

свою структуру, методику проведения, целевые установки.

После проведения педагогической диагностики составляю: индивидуальный маршрут

(Приложение

1),

календарно-тематический

план

на

основе

учебных

планов

общеобразовательной школы, коррекционно-развивающей школы VII вида и специальной

(коррекционной) школы VIII вида, поурочный план интегрированного обучения для детей

общеобразовательного класса и детей с ЗПР.

В поурочном планировании, детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой

школы, важно отдельно отражать план деятельности на уроке (занятии) для каждого

интегрированного ребенка. При составлении общего плана для класса я включаю в него

блоки-заданий для детей с ЗПР, нуждающихся в силу особенностей развития, в

дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании (эти

задания выделяю в планировании особым значком). На уроке стараюсь проводить

дифференцированное закрепление нового материала и проведение

опроса, давать разноуровневое домашнее задание. Тема урока записывается общая. С

точки зрения дифференциации, выделяя в одном классе различные группы, к которым

предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения, я не

забываю, что в результате все дети, в данном случае с ЗПР, должны овладеть базовым

уровнем подготовки по предмету. Таким образом, моя задача при планировании

отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР

Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен

одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это

значит? Необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание.

Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к

выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный

материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством

примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов

Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например,

на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была

возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при

выполнении

заданий

пользоваться

вспомогательными

материалами:

таблицами,

памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя

большую

предварительную,

подготовительную

работу,

но только

так возможно

получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

В

системе

обучения

использую

различные

виды

помощи: стимулирующие; направляющие; обучающие и др.

Помощь

может

быть

фронтальной

(наглядные

пособия,

схемы,

таблицы)

и

индивидуальной.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда

ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но

выполнена неверно. В первом случае я помогаю ребенку организовать себя, мобилизовать

внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с

задачей. Спрашиваю у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно

разъясняю его. В другом случае указываю на наличие ошибки в работе и необходимость

проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для

случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности,

планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения

могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа

закончена, но сделана неправильно. В этом случае направляет ребенка на правильный

путь, помогает ему сделать первый шаг, определить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях,

когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать

или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или

исправить допущенную в ходе решения ошибку.

При

интегрированном

обучении

для

детей

с

ОВЗ

разрабатываются

индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального

(коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные

рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных

программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных

государственных образовательных стандартов.

Дети 7-го вида занимаются по адаптированным общеобразовательным

программам.

Для детей 8-го вида составляю отдельные рабочие программы (по УМК

В.В.Воронковой).

Если спросить меня «СЛОЖНО?», отвечу «Да, сложно, НО выполнимо, необходимо и

интересно!»

Как писал Галилео Галилей: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только

помочь ему открыть это в себе»



В раздел образования