Автор: Жданова Ольга Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Усть - Мунинская СОШ"
Населённый пункт: Республика Алтай, Майминский район, село Усть - Муны
Наименование материала: Статья
Тема: Интегрированное обучение детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Интегрированное обучения детей с ОВЗ
Одной из позиций оценки качества образования является оценка индивидуальных
достижений обучающихся. Сегодня не удивительно то, что дети с задержкой
психического развития есть не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной
школе – это точно. И со временем наблюдается, только рост количества таких учеников.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стала актуальной в
моей практике, так же как и в современной системе образования. В 8 классе, где я начала
работать, в едином потоке с обучающимися по ООП, обучались дети с задержкой
психического развития и обучающиеся с умственной отсталостью. В этом году у меня
очень слабый класс. Два ученика имеют заключение ПМПК. По результатам, которой
одному ребенку рекомендована адаптированная основная общеобразовательная
программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития. Второй ученик обучается по программе специальных (коррекционных
образовательных учреждений 8 вида). Кроме этого в этом классе обучаются ученики,
оставленные на повторное обучение. У них настолько запущен учебный материал,
настолько много пробелов в знаниях, что работы предстоит очень много.
Возник неизменный вопрос: а как их учить? Для начала я разделила понятия ЗПР
(задержка психического развития) и умственная отсталость – это совершенно разные
вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в
освоении некоторых школьных дисциплин, в развитии каких-либо психических функций.
И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической,
медицинской, психологической (а при необходимости – и других видах) помощи
они могут «догнать» своих сверстников и учиться дальше «как все». (В идеале,
нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо
позже, а часто они остаются и до 9 класса.)
Поэтому главной моей задачей – создать для них такие условия, которые помогут им
наверстать то, что по каким-либо причинам упущено.
Первое, что я сделала: в сети интернет нашла информацию об особенностях детей с
ЗПР и тщательно её изучила. Для чего это нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от
ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые
придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать трудности (которых у него –
вагон и маленькая тележка).
Второе, что я сделала: прошла курсы по теме «Коррекционная педагогика и
особенности образования и воспитания детей с ОВЗ»
Необходимо
знать,
что
в
деятельность
учителя,
работающего
в
условиях
интегрированного обучения детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, входит:
1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК,
характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений
за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем
мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение
предварительной коррекционной работы;
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного
маршрута ребенка:
3) отслеживание динамики развития ребенка:
При
отсутствии
положительной
динамики
развития
детей
с
ЗПР
в
условиях
интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК
для решения вопроса о форме дальнейшего обучения;
4) взаимодействие со специалистами и родителями:
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка:
предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата
психологического
комфорта,
обеспечение
успешной
учебной
деятельности
в
ее
фронтальной и индивидуальной формах;
6) реализация
коррекционной
направленности
учебно-воспитательного
процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных
занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п. Каждая из названных форм имеет
свою структуру, методику проведения, целевые установки.
После проведения педагогической диагностики составляю: индивидуальный маршрут
(Приложение
1),
календарно-тематический
план
на
основе
учебных
планов
общеобразовательной школы, коррекционно-развивающей школы VII вида и специальной
(коррекционной) школы VIII вида, поурочный план интегрированного обучения для детей
общеобразовательного класса и детей с ЗПР.
В поурочном планировании, детей с ЗПР в общеобразовательном классе массовой
школы, важно отдельно отражать план деятельности на уроке (занятии) для каждого
интегрированного ребенка. При составлении общего плана для класса я включаю в него
блоки-заданий для детей с ЗПР, нуждающихся в силу особенностей развития, в
дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании (эти
задания выделяю в планировании особым значком). На уроке стараюсь проводить
дифференцированное закрепление нового материала и проведение
опроса, давать разноуровневое домашнее задание. Тема урока записывается общая. С
точки зрения дифференциации, выделяя в одном классе различные группы, к которым
предъявляются в начале разные требования по содержанию, темпу обучения, я не
забываю, что в результате все дети, в данном случае с ЗПР, должны овладеть базовым
уровнем подготовки по предмету. Таким образом, моя задача при планировании –
отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности детей с ЗПР
Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен
одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это
значит? Необходимо уделять для него на уроке отдельное время и особое внимание.
Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к
выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный
материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством
примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов
Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например,
на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была
возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при
выполнении
заданий
пользоваться
вспомогательными
материалами:
таблицами,
памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя
большую
предварительную,
подготовительную
работу,
но только
так возможно
получение результата в обучении детей с подобными проблемами.
В
системе
обучения
использую
различные
виды
помощи: стимулирующие; направляющие; обучающие и др.
Помощь
может
быть
фронтальной
(наглядные
пособия,
схемы,
таблицы)
и
индивидуальной.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда
ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но
выполнена неверно. В первом случае я помогаю ребенку организовать себя, мобилизовать
внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с
задачей. Спрашиваю у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно
разъясняю его. В другом случае указываю на наличие ошибки в работе и необходимость
проверки предложенного решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для
случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности,
планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения
могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа
закончена, но сделана неправильно. В этом случае направляет ребенка на правильный
путь, помогает ему сделать первый шаг, определить план действий.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях,
когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать
или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или
исправить допущенную в ходе решения ошибку.
При
интегрированном
обучении
для
детей
с
ОВЗ
разрабатываются
индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального
(коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные
рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных
программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных
государственных образовательных стандартов.
Дети 7-го вида занимаются по адаптированным общеобразовательным
программам.
Для детей 8-го вида составляю отдельные рабочие программы (по УМК
В.В.Воронковой).
Если спросить меня «СЛОЖНО?», отвечу «Да, сложно, НО выполнимо, необходимо и
интересно!»
Как писал Галилео Галилей: «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только
помочь ему открыть это в себе»