Автор: Ешкеева Елена Олеговна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 53
Населённый пункт: Удмуртия, г. Ижевск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения средствами изобразительного искусства
Раздел: начальное образование
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения
средствами изобразительного искусства
Е.О.Ешкеева,
учитель
изобразительного
искусства
МБОУ
СОШ
№53,
г.
Ижевск,
Удмуртская Республика.
Е.М.Болоткова,
учитель
географии
МБОУ
СОШ
№
53,
г.
Ижевск,
Удмуртская
Республика.
Вопрос
развития
осязания
и
мелкой
моторики
детей
с
нарушением
зрения
довольно актуален.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной
чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с
частичной потерей зрения не только полагаются на визуальную ориентировку, а также на
органы слуха и осязания.
Из-за
отсутствия
или
низкого
зрения
дети
не
могут
без
специальной
подготовкиовладеть
различными
предметно-
практическими
действиями,
как
это
происходит у нормальновидящих детей.
В процессе обучения младших школьников развитие осязания и мелкой моторики
(в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) рассматривается как неотъемлемая
часть образовательного процесса. Развитие осуществляется на коррекционных занятиях.
Целью таких коррекционных занятий является формирование у детей с нарушением
зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающей
действительности, а также обучение их приемам выполнения предметно – практических
действий с помощью сохранных анализаторов.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умения выполнять
практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям с
нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство.
Это в последствии позволит им быть более уверенными, активными, любознательными в
процессе игры и в обучении.
Очень
важно
и
то,
что
развитие
руки
ребенка
находится
в
тесной
связи
с
развитием речи и мышлением ребенка. С развитием мыслительной деятельности детям
будет
легче
познать
закономерности
строения,
пропорциональных
отношений,
конструктивных особенностей окружающих их предметов.
В
начальных
классах
задачей
учителя
является
не
столько
научить
ребенка
рисовать,
сколькозамотивировать
стремление
к
изобразительному
творчеству,
помочь
преодолеть трудности, с которыми слабовидящий ребенок неизбежно встретится, а также
заложить основы изобразительной деятельности.
Одной
из
важнейших
задач
тифлопедагогики
является
воспитание
личности
ребенка. Решающее значение в этом вопросе отводится творческой деятельности. На
коррекционных
занятиях
педагоги
ищут
пути
решения
проблемы
развития
изобразительного
творчества
слабовидящих
школьников.
Коррекционные
занятия
направлены на развитие:
- движения рук- это основа для формирования навыков самообслуживания у детей;
- моторики, что является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в
школе и о его успешности;
-
движения
пальцев
рук,
которые
влияют
на
развитие
моторной
функции
речи
и
стимулирует
развитие
других
психических
функций
–
мышления,
памяти,
внимания,
логики.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна.В.Сухомлинский в своих
воспоминаниях писал, о том, что «…ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем
больше
мастерства
в
детской
руке,
тем
ребенок
умнее.
Именно
руки
учат
ребенка
точности, аккуратности, ловкости, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг,
заставляя его развиваться» (6).Следовательно, складывается цепочка развития: мелкая
моторика
–
речь
–
восприятие
–высшие
психические
функции
(мышление,
память,
внимание).
Исследования по развитию осязания и мелкой моторики проводились многими
учеными,
психологами
и
педагогами
такими
как:
М.М.Рузская,
Т.О.
Гиневская,
С.Г.Якобсон,
В.А.Сухомлинский,
М.Монтессори,
Л.А.Шифрман,
Л.В.Егорова,
М.И.Земцова, В.А.Запорожец, Л.И.Солнцева, А.И.Каплан, Л.И. Плаксина, Б.К.Тупоногов,
Б.Ф.Ломов, М.Н.Волокитина, М.П.Денисов, Р.С.Персон и др. Исследования показали, что
тренировки пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность
выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.
Для того, чтобы помочь ребенку, развить мелкую моторику необходимо создать
условия,
использовать
эффективные
методы
и
приемы,
применяя
современное
оборудование и наглядные пособия.
Особенностью школы № 53, г. Ижевска является наличие общеобразовательных
классов и классов для детей с ОВЗ (слабовидящие и слепые), где создаются специальные
условия для обучения.
В
школе
оборудовантифлокабинет,
где
размещено
с п е ц и а л ь н о е
тифлооборудование.С
помощью
лупыдети
могут
украсить
свои
поделки
мелкими
деталями. Прибор «Школьник» Н.А.Семевского позволяет работать с шаблонами, что
является одним из важных элементов формирования образного мышления.
В процессе изобразительной деятельности на занятиях мелкой моторики дети
учатся анализировать, сравнивать, выделять главное в явлениях, предметах окружающего
мира, знакомятся с национальными традициями.
Одним из самых ярких событий школы 2014-2016г. стал Республиканский проект
«Азы православия» для незрячих и слабовидящих детей и их родителей. Реализуемый
Республиканской библиотекой для слепых при поддержке Координационного комитета по
поощрению
социальных,
образовательных,
информационных,
культурных
и
иных
инициатив под председательством Патриарха Всея Руси Кирилла, этот проект направлен
на развитие познавательных УУД обучающихся 2-7 классов. Дети с нарушением зрения
смогли приобщиться к православной культуре: познакомиться с внутренним миром храма,
прикоснуться
к
старым
иконам,
почитаемым
в
народе
как
чудотворные,
выполнить
творческие задания.
В рамках этого проекта был организован цикл экскурсий в храмы города Ижевска
и выездная экскурсия в Свято-Успенский женский монастырь села Перевозное. По итогам
этого проекта был проведен конкурс творческих работ обучающихся, который показал,
какой
неподдельный
интерес
ребята
проявили
к
изучению
православной
культуры.
Учащиеся
выполнили
рисунки,
макеты,
панно,
поделки
в
различных
техниках;
обговаривалась и пробовалась техника выполнения. Желающие родители присутствовали
на коррекционных занятиях и оказывали помощь своим детям. Работы были выполнены в
разных техниках: квилинг, оригами, живопись, аппликация, смешанная техника.
На коррекционных занятиях была проведена предварительная работа: обсуждался
сюжет, замысел, идея; ставились цели и задачи. Подобные коррекционные занятия решают
важную задачу социализации детей с ограниченными возможностями в современном
обществе и их интеграции.
В результате такой системной работы у детей развивается интерес к творчеству,
воображение, произвольное внимание, зрительная память, речь, улучшается моторика рук,
координация движений пальцев.
Регулярные
занятия
учат
самостоятельно
выполнять
не
только
кропотливую
работу, но и оперировать различными инструментами. В ходе реализации проекта «Азы
православия» на коррекционных занятиях дети использовали в работе: лупы, стеки, кисти,
палочки, ножницы.
Всем
известно,
что
слабовидящие
дети
менее
усидчивы,
а
темп
работы
–
медленнее нормально видящих учащихся; зрительная работа на уроках и коррекционных
занятиях
не
должна
превышать
7–10
минут
подряд,
во
время
занятий
превалирует
слуховое восприятие. В связи с этим, работа на занятиях в классах с ОВЗ требует большей
насыщенности и смены видов деятельности. Между этапами очень важно проводить
зрительную гимнастику, физкультминутку, массаж рук и пальчиковые игры.
В
рабочей
программе
педагога
по
развитию
осязания
и
мелкой
моторики
выделены
блоки:
рисование,
лепка,
аппликация,
конструирование
(ручной
труд);
осуществляется такая работа в соответствии с учебным планомодин раз в неделю, где дети
работают
по
подгруппам,
парами,
индивидуально
или
группой
в
зависимости
от
содержания занятия и с учетом офтальмологических рекомендаций.
Нетрадиционная изобразительная деятельность играет важную роль в общем
психологическом развитии ребенка; в развитии мелкой моторики, тактильного восприятия,
и
конечно,
развитии
речевых
навыков,
решая
коррекционно-развивающие
задачи.
На
занятиях,
развивая
мелкую
моторику,
применяются
особые
технологии
и
приемы,
развивающие
мелкую
моторику
(квилинг,
пластилиновая
живопись,
тестопластика,
флористика и другие). Учащиеся открывают для себя, что-то новое, используя необычные
материалы, создают оригинальные поделки, открытки, сувениры, которые потом дети
могут применять в жизни. Поздравительные открытки из фетра, поделки из бросового и
подручного материалов, подарки для друзей из соленого теста и многое другое, всегда
радует близких людей.
Постоянная смена художественной деятельности и художественного материала у
детей побуждает желание заниматься творчеством.
Творческие занятия дают детям множество практических навыков, они становятся
более уверенными в себе, уменьшается ощущение беспомощности в окружающем мире.
Аппликационная лепка (пластилиновая живопись) – это комбинированный вид
деятельности, сочетающий в себе работу с контурным рисунком и пластилином. К таким
занятиям
обычно
педагог
приступает
с
детьми,
после
того,
как
дети
уже
владеют
приемами обследования и лепки предметов, т.е. в объеме, а также воспринимают и узнают
рельефные рисунки.
Коррекционное занятие по теме «Птица счастья» выстраивается в следующем
алгоритме:
1.Дети работают с шаблонами: выбирают форму птицы и обводят ее на бумаге. Педагог
обращает внимание детей на контраст (если фон светлый, то птица-темная и наоборот).
2.
Дети
вырезают
по
контуру
и
приклеивают.
Пока
высыхает
работа,
проводится
пальчиковая гимнастика или массаж рук.
3. На этом этапе дети приступают к работе с пластилином. Пластилин накладывается
равномерно, примазывается на контур аккуратно движениями пальцев от центра к контуру
рисунка.
4.Приступаем к украшению птицы: украшением служат мелкие детали (бусины разных
размеров,
пайетки,
стразы,
горох).
При
выборе
из
контейнеров
мелких
деталей
используется лупа.
5. В конце занятия подводится итог, где учащиеся рассказывают небольшой рассказ о
своей
птице
(чем
отличается
от
других
птиц,
что
умеет,
владеет
ли
магией
или
волшебством, дают ей название «Денежная», «Птица счастья», «Птица удачи и исполнения
желаний» и т.д.
Следовательно, каждое коррекционное занятие выстраивается уже в знакомой
цепочке: мелкая моторика – речь – восприятие – мышление.
Такие творческие занятия формируют социально бытовую адаптацию, помогают
осознать свой творческий потенциал, почувствовать радость творческой деятельности, а
значит обрести надежду на успешную интеграцию в социальную среду.
Благодаря
взаимодействию
с
врачами–офтальмологами,
учителями-
дефектологами, тифлопедагогами, учителями–логопедами, и педагогами–психологами, а
также с сотрудниками из Республиканской библиотеки для слепых, наши дети, активно
участвуют
в
конкурсах
наравне
с
нормально
видящими,
они
активны,
успешны
в
различных видах деятельности, уверены в себе при презентации своей творческой работы.
С
2006года
обучающиеся
школы
№53
участвуют
не
только
в
районных
и
городских,
но
и
Республиканских
и
Всероссийских
конкурсах
и
выставках
детского
творчества. Являются лауреатами и победителями в Республиканских конкурсах среди
детей с ОВЗ: «Мечты о лете», «Мой мир»; Всероссийские конкурсы:«Горжусь тобой, мой
край!»,
«Мир
един
для
всех»;
Международные
конкурсы:
«Мир
глазами
П.И.Чайковского», «П,И,Чайковский – гражданин мира».
В школе №53 г.Ижевска педагоги проводят мастер–классы, дни открытых дверей,
где родители, дети и педагоги принимают активное участие. Успешно проходят защиты
проектов.
Традиционно
стало
проведение
на
базе
Республиканской
библиотеки
совместного реабилитационного мероприятия «Мир един для всех», приуроченного к
Международному Дню слепых.
На
базе
школы
в
декабре
уже
в
10
раз
прошел
фестиваль
специальных
коррекционных школ Республики «Радуга Надежды», где дети участвуют в выставках,
мастер-классах,а также в спортивных мероприятиях.
В
результате
системы
работы
по
формированию
мелкой
моторики
руки,
обучающиеся успешны на занятиях по русскому языку (каллиграфия улучшается), дети
могут презентовать творческие работы на других учебных предметах. Учащиеся могут
организовать творческую выставку своих работ (например, в кругу семьи). Приобретая
опыт творческой деятельности могут выбрать свое будущее занятие, профессию, быть
успешными в жизни.
Литература:
1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии. М.ООО
«ПЕР СЭ»,2006г.
2.Белицкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. М.,1982г.
3.Волкова
О.А.,
Денискина
В.В,
Плаксина
Л.И.
и
др.
Навстречу
незрячему.
Центр
реабилитации слепых. М.:,1998г.
4.Гиневская Т.О. Развитие движений рук при осязании.- М.: ВОС,2001г.
5.Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей, страдающих содружественным
косоглазием и амблиопией.- М.: ВОС, 1989г.
6. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям.- М.: Концептуал, 2014 г.