Автор: Акылбекова Гулмира Абылгазыевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ"Школа№5"
Населённый пункт: Муравленко
Наименование материала: презентация
Тема: Частица как часть речи
Раздел: среднее образование
1. Я выучил уроки.
2. Я не выучил уроки.
3. Я бы выучил уроки…
4. Вряд ли я выучу уроки.
- это служебная часть речи, которая вносит
различные оттенки значения в предложение
или служит для образования наклонений
глагола.
вносят различные
оттенки значения
в предложение
служат для
образования форм
слова
Как хорошо!
Пусть встретят
Прочитал бы
1) Хороша Волга во время весеннего разлива!
2) Затопив окрестные луга стремительно и
быстро катит она свои воды. 3) Правый берег
покрыт нежной пеленой цветущих яблонь вишен
черёмухи.
Расставьте знаки препинания
1. Найдите и выпишите слово с орфограммой
«Непроизносимый согласный в корне слова»
окрестные
2. Выпишите слово, правописание
приставки в котором зависит от
звонкости последующего согласного.
разлива
формообразующие
смысловые
отрицательные
образуют
примеры
1)
Условное наклонение глагола
2)
Повелительное наклонение
глагола
3)
Степени сравнения
прилагательных и наречий
бы (б)
да, давай,
давайте, пусть,
пускай
более, менее,
самый
что _ бы
чтобы
Что бы предпринять?
Чтобы что-то предпринять,
надо хорошо подумать.
Выражают
Выражают
вопрос:
вопрос:
разве, неужели, ли
разве, неужели, ли
восклицание:
восклицание:
что за, как, ну и, вот так
что за, как, ну и, вот так
усиление:
усиление:
даже, ведь, –то, все-таки, же, ну
даже, ведь, –то, все-таки, же, ну
указание:
указание:
вон, вот, это
вон, вот, это
выделение:
выделение:
только, лишь,
только, лишь,
ограничение:
ограничение:
почти, исключительно
почти, исключительно
сомнение:
сомнение:
вряд ли, едва ли
вряд ли, едва ли
уточнение:
уточнение:
именно, как раз
именно, как раз
смягчение требования:
смягчение требования:
- ка
- ка
1. Что за прелесть эти сказки!
2. Как бы узнать, что там делается
за воротами?
3. Вот эта детская тетрадь с моими
детскими стихами.
4. Неужели в самом деле все
сгорели карусели?
5. Как же мне не веселиться?
Определите значение частиц в предложениях
восклицание
формообразующая
указание
вопрос
восклицание
1)Что(бы) вы хотели узнать о частицах? 2)Что(бы)
правильно писать частицы, надо уметь отличать их от
других частей речи.
Запишите предложения, раскрывая скобки.
1) Выпишите слова с проверяемой гласной в корне слова.
хотели, писать, отличать, частей
2) Выпишите слово с неизменяемой приставкой.
отличать
3) Укажите номер сложноподчиненного предложения.
2
прилагательные
местоимения
наречия
частицы
Жёлто-синий
(цвет)
Горько-солёный
(горький и
соленый)
Кое-кто
Кто-нибудь
Кто-либо
Кто-то
По-осеннему
По-дружески
Во-первых
Кое-как
Где-то
Когда-нибудь
Еле-еле
Принеси-ка
1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы
1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы
потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер
потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер
подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело,
подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело,
любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон
любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон
подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на
подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на
горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек,
горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек,
охваченный свежим дыханием весны!
охваченный свежим дыханием весны!
1) Впишите из текста частицы, укажите, что они выражают.
вот, вон, как
2) Выпишите слова с приставками, правописание которых
зависит от глухости (звонкости) последующего согласного.
разгорается, предрассветный, всплывает
3) Выпишите из предложения № 1 слово с чередующейся
гласной в корне.
разгорается
1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы
1.А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы
потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер
потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер
подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело,
подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело,
любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон
любо! 3.Далеко видно кругом. 4.Вон за рощей деревня, вон
подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на
подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на
горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек,
горе. 5.Как вольно дышит грудь, как крепнет человек,
охваченный свежим дыханием весны!
охваченный свежим дыханием весны!
4) Укажите № предложения с причастным оборотом.
5
5) Сколько грамматических основ в предложении № 1.
1 – заря разгорается
2 – полосы потянулись
3 – жаворонки поют
4 – ветер подул
5 – солнце всплывает
Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой
Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой
церковью, вон берёзовый лесок на горе.
церковью, вон берёзовый лесок на горе.
Вон – частица.
1. Доп.значение указания.
2. Смысловая
ЧАСТИЦА
ЧАСТИЦА
НЕ
НЕ
СЛУЖИТ:
СЛУЖИТ:
1. Для придания отрицательного смысла:
1. Для придания отрицательного смысла:
не писал
не писал
не работал
не работал
2. Для придания положительного
2. Для придания положительного
смысла, если частица НЕ стоит при двух
смысла, если частица НЕ стоит при двух
глаголах, один из которых МОЧЬ:
глаголах, один из которых МОЧЬ:
Я
Я
не мог не
не мог не
прочитать эту книгу.
прочитать эту книгу.
Частица НЕ служит
3. Для придания положительного смысла в
3. Для придания положительного смысла в
вопросительных и восклицательных
вопросительных и восклицательных
предложениях с обобщающим смыслом:
предложениях с обобщающим смыслом:
Где он только не бывал! –
Где он только не бывал! –
Везде он бывал!
Везде он бывал!
Кто не знает имени Льва Толстого? –
Кто не знает имени Льва Толстого? –
Все знают имя Льва Толстого!
Все знают имя Льва Толстого!
Частица НЕ служит
1.
1.
Для выражения отрицания в предложениях
Для выражения отрицания в предложениях
без подлежащего (при существительном в
без подлежащего (при существительном в
родительном падеже):
родительном падеже):
Кругом ни деревца.
Кругом ни деревца.
Частица НИ служит
Частица НИ служит
2. Для усиления отрицания, которое
2. Для усиления отрицания, которое
выражено частицей НЕ или словом НЕТ.
выражено частицей НЕ или словом НЕТ.
Не слышно ни звука.
Не слышно ни звука.
3. Для выражения утверждения, после слов
3. Для выражения утверждения, после слов
КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.п.:
КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.п.:
Кто ни взглянет на Машино рукоделие,
Кто ни взглянет на Машино рукоделие,
всякий залюбуется.
всякий залюбуется.
Частица НИ служит
Если опустить частицу
НИ
НИ, смысл предложения не
изменяется, пропадает лишь оттенок усиления
(в отличие от частицы
НЕ
НЕ, которую нельзя опустить,
так как получится обратный смысл).
Сравним:
У меня не было ни минуты свободного времени.
У меня не было ни минуты свободного времени.
У меня не было минуты свободного времени.
У меня не было минуты свободного времени.
•
Как ни спешили дачники к поезду, все
Как ни спешили дачники к поезду, все
равно опоздали.
равно опоздали.
Спешили дачники к поезду? да.
Спешили дачники к поезду? да.
Выбираем ни.
Выбираем ни.
•
Когда я не приехал вечерним поездом,
Когда я не приехал вечерним поездом,
родители заволновались.
родители заволновались.
Приехал я вечерним поездом? нет. —
Приехал я вечерним поездом? нет. —
Выбираем не.
Выбираем не.
Сравните:
Сравните:
НЕ с глаголами
и деепричастиями
всегда раздельно
не был
кроме тех глаголов,
которые без НЕ
не употребляются
ненавидеть
негодовать
НЕ с существительными,
прилагательными и наречиями
Слитно
1) без НЕ не употребляются
неряха
неряшливый
неряшливо
2) можно заменить синонимом
неправда (ложь)
нелживый (правдивый)
нелживо (правдиво)
Раздельно
есть противопоставление
не правда, а ложь
не громко, а тихо
2) есть слова НИСКОЛЬКО НЕ,
НИЧУТЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ
нисколько не интересная книга
вовсе не тихо
НЕ с местоимениями
слитно
несколько
некоторый
некто
нечто
не в чем
РАЗДЕЛЬНО
кр.прич.
написан – не написан
не написанные, а сказанные слова
не написанное вовремя письмо
СЛИТНО
негодующая речь
непрекращающийся дождь
1. День был совершенно (не)обыкновенный.
1. День был совершенно (не)обыкновенный.
2. Мясо оказалось (не)прожаренным.
2. Мясо оказалось (не)прожаренным.
3. Они виделись (не)часто.
3. Они виделись (не)часто.
4. Трудно жить в чужой стране, (не)зная языка
4. Трудно жить в чужой стране, (не)зная языка
1.В каком предложении НЕ со словом
1.В каком предложении НЕ со словом
пишется раздельно?
пишется раздельно?
4
2. В каком предложении НЕ(НИ) со словом
2. В каком предложении НЕ(НИ) со словом
пишется раздельно?
пишется раздельно?
1) Кто (не)проклинал станционных
1) Кто (не)проклинал станционных
смотрителей, кто с ними (не)бранивался?
смотрителей, кто с ними (не)бранивался?
2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь.
2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь.
3) (Ни)кому не поверю, что другую ты
3) (Ни)кому не поверю, что другую ты
любишь.
любишь.
4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в
4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в
Беловодское царство.
Беловодское царство.
1
3. В каком предложении НЕ(НИ) со словом
3. В каком предложении НЕ(НИ) со словом
пишется слитно?
пишется слитно?
1) (Не) получается вовремя телеграмма
1) (Не) получается вовремя телеграмма
заставила нас изменить планы.
заставила нас изменить планы.
2) В (не)которых селах до сих пор из гоняют из
2) В (не)которых селах до сих пор из гоняют из
домов всякую (не)чисть.
домов всякую (не)чисть.
3) Воевода был (не)молод и (не)стар.
3) Воевода был (не)молод и (не)стар.
4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать
4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать
свои ошибки.
свои ошибки.
2
4. В каком предложении НЕ со словом
4. В каком предложении НЕ со словом
пишется раздельно?
пишется раздельно?
1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек,
1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек,
был известен на всю округу своим жестоким
был известен на всю округу своим жестоким
нравом.
нравом.
2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.
2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.
3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала
3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала
причиной его (не)легкого разговора с директором
причиной его (не)легкого разговора с директором
завода.
завода.
4) Владимир был худ и (не)хорош собою.
4) Владимир был худ и (не)хорош собою.
2
5. В каком предложении НЕ со словом (или
5. В каком предложении НЕ со словом (или
словами) пишется раздельно?
словами) пишется раздельно?
1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать — стыдно
1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать — стыдно
лениться учиться.
лениться учиться.
2) (Не)дружелюбие хозяина смутило гостей.
2) (Не)дружелюбие хозяина смутило гостей.
3) (Не)вежественность есть (не)достаток ума.
3) (Не)вежественность есть (не)достаток ума.
4) (Не)званый гость хуже татарина.
4) (Не)званый гость хуже татарина.
1
НЕ
1.Нельзя убрать (меняется
смысл).
не упал - упал
2.НЕ+НЕ (двойное отрицание)
= утверждение
не мог не сказать = сказал
3.Обобщающее утвердительное
значение
Кто не слышал? = все
слышали
НИ
1.Можно убрать (смысл не
меняется).
нет НИ звука – нет звука
2. Можно заменить И,
НЕТ ДАЖЕ, ДАЖЕ.
нет и звука, нет даже звука
Частицы НЕ и НИ