Напоминание

Особенности подготовки учащихся ДМШ и ДШИ к концертному выступлению


Автор: Сергиенко Ирина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 8
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Концертное выступление
Тема: Особенности подготовки учащихся ДМШ и ДШИ к концертному выступлению
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности подготовки учащихся ДМШ и ДШИ

к концертному выступлению»

Анализируя концертные выступления учащихся, можно сделать вывод, что

сильное волнение мешает детям хорошо показать себя на сцене. Эта проблема

волнует многих преподавателей, исполнителей.

Великие музыканты считали главной задачей исполнителя - уметь владеть

своим состоянием при выступлении, контролировать себя. «Отсутствие

самообладания и потеря контроля над своими чувствами вредили многим

начинающим исполнителям в начале их творческого пути. Но, неуспех надо

уметь анализировать, превращать его в полезные уроки и мобилизовать свои

силы на победу» (В.Петрушин).

Учащиеся понимают, что при выступлении они выносят напоказ результат

проделанной работы. Осознают, что при этом на них возложен огромный груз

ответственности. Это - одна из причин волнения на сцене.

Одни исполнители чувствуют себя комфортно, выступая в больших залах,

где

много

слушателей.

Тогда

своё

волнение

они

перенаправляют

в

эмоциональный подъём, что ведёт к успеху. Другие исполнители могут

выступать только в небольших залах, где мало зрителей. Тогда они не

испытывают сильной психологической перегрузки.

Необходимо вовремя распознать и скорректировать проблемы, ведущие к

провалу на сцене. Одной из важнейших задач преподавателя является

качественная, достойная подготовка учащегося к выступлению. Юный артист

не должен сомневаться в полном успехе, а само выступление должно быть для

него праздником, а не ужасным наказанием. Учащиеся должны систематически

и

продуктивно

заниматься

дома,

что

устранит

ощущение

тревоги

и

неуверенности в себе.

Великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков часто говорил о том,

что чем хуже выучено произведение,

тем больше волнение. Чувство

ненадёжности даже одной фразы может вызвать не только волнение, но и страх.

Поэтому, для устранения этой причины у учащегося и преподавателя должна

быть уверенность в полной готовности исполняемой программы.

Ещё одна причина неудачного выступления бывает в неправильно

подобранной программе. Преподавателю необходимо выбирать произведения,

которые раскрывают индивидуальность учащегося, показывают его сильные

стороны. Программа выступления с акцентом на слабые стороны обязательно

негативно проявится на сцене.

Память необходимо постоянно развивать. Нельзя выучивать нотный

материал только пальцами, т.е. «механически». При волнении такой метод даёт

сбой. Также очень важен режим за день до выступления. Можно только

повторить произведение, а не «глобально» работать над ним. Обязательно

нужно хорошо выспаться, а преподавателю необходимо прекратить делать

замечания.

Должны

быть

только

позитивный

настрой

и

полная

сосредоточенность, что поможет сохранить самообладание на сцене. С.Рихтер

говорил: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным

мыслям. В эти минуты забываешь всё: не только зрителей, зал, но и самого

себя».

Все выступления на сцене, проигрывания в классе и дома необходимо

записывать на видео не только для работы над ошибками, но и для повышения

самоконтроля. Преподаватель должен научить игнорировать любую ошибку,

допущенную при исполнении, иначе, волнение из-за мельчайшего промаха,

может загубить всю программу.

Предконцертный

настрой

учащегося

во

многом зависит от

психологического состояния преподавателя. Наставник не должен показывать

своего волнения, а призывать ребёнка к спокойствию и уверенности в своих

силах.

Очень важна также регулярность выступления. Чем их больше, тем лучше.

Здесь действует принцип, когда количество переходит в качество исполнения.

Можно посоветовать учащемуся чаще выступать перед друзьями, знакомыми,

одноклассниками,

меняя

обстановку.

Также

необходимо

играть

с

отвлекающими факторами для концентрации внимания. Например, включить

радиоприёмник на среднюю громкость и играть произведение. При этом

усиливается нервное напряжение, но, в то же время и концентрируется

внимание над исполнением.

После выступления очень важны первые слова, сказанные преподавателем

учащемуся. Если всё прошло не совсем благополучно, то места упрёкам и

нареканиям тут нет. Тогда обязательно будут отрицательные последствия.

Только спустя некоторое время, в классе можно спокойно проанализировать

ошибки выступления.

В заключении можно сказать, что небольшое волнение - обязательный

компонент выступления на сцене. Оно даёт необходимый творческий подъём,

раскрывает яркие особенности исполнителя.

Список используемой литературы:

1. В.Петрушин. Артистизм - это тренировка. М.1971;

2. Д.Кинарская. Психология специальных способностей. Музыкальные

способности. М.2004;

3. Г.Ципин. Музыкант и его работа. М.1988;

4. Л.Бочкарев. Психология музыкальной деятельности. М.2008.



В раздел образования