Автор: Бутырина Татьяна Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Тагнинская ООШ"
Населённый пункт: Иркутская область, Заларинский район, д. Тагна
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы изучения математики в основной школе и пути их решения
Раздел: среднее образование
Проблемы изучения математики в основной школе и пути их решения
Т.В.Бутырина -учитель математики
МБОУ «Тагнинская ООШ»
д.Тагна
Введение.
Математика (от др.-греч. — изучение, наука) — наука о структурах, порядке
и отношениях, которая исторически сложилась на основе подсчёта, измерения и
описания форм реальных объектов.
Математикой начали всерьез заниматься древние греки примерно за шесть веков
до новой эры. Как бы то ни было, именно греки были первыми, кто дал
рациональное объяснение явлений природы. Занимаясь наукой, греки наносили
новые области знания на «карты», чтобы те, кто идет следом, могли скорее
достичь границ неведомого и принять участие в освоении новых областей.
У истоков рождения математики стояли такие ученые как: Пифагор, Аполлоний
Пергский , Ариабхата , Ньютон, Евклид, Архимед,.
Также развитием математики занимались такие русские ученые как: М. В.
Остроградский, С. В. Ковалевская, Н. И. Лобачевский,
Математика дает людям методы изучения и познания окружающего мира, методы
исследования как теоретических, так и практических проблем. Современная
математика насчитывает множество математических теорий: математическая
статистика и теория вероятности, математическое моделирование, численные
методы, теория групп, теория чисел, векторная алгебра, теория множеств,
аналитическая и проективная геометрия, математический анализ и т.д.
За время своего существования человечество прошло огромный путь от
незнания к знанию и к более полному совершенству. Для того, чтобы
продвинуться в область неизведанного, наука должна смело врываться в те
области знания, которыми человечество интересовалось еще недостаточно
серьезно. На глазах нашего поколения наука сделала внушительный шаг в
изучении законов природы и в использовании полученных знаний. Это и
покорение космоса, и исследование внутриатомных явлений, а также о первых
операциях на сердце. То, что было так недавно еще неизвестным, теперь стало
привычным и вошло в нашу жизнь. Математика начинает приобретать все
большее значение в экономике, организации производства, а также в социальных
науках.
Как ни велики успехи научного познания в математике, мы замечаем
множество проблем в изучении математики в основной школе.
Одной из основных проблем современного образования является качество
математического образования. Состояние математического образования является
одним из важнейших факторов, формирующих будущее. Задача повышения
качества математического образования актуальна не только с позиции
«потребностей будущего», но и с позиции состояния математического
образования в школе. Математика лежит в основе всех современных технологий и
научных исследований, является компонентом экономики. Занятия математикой
имеют большой общекультурный образовательный потенциал. Математическая
деятельность – это исследовательская деятельность, результатом которой
является получение математического знания и его применения. О содержании
математической деятельности писали известные математики и методисты Д.
Пойа, А. Пуанкаре, Л. Эйлер. Занятия математикой в форме учебно-
исследовательской деятельности позволяют развивать мышление, необходимое
для понимания и совершенствования окружающего нас мира, развивают волевые
качества, вырабатывают привычку к систематической работе. Таким образом, при
деятельностном подходе к организации учебного процесса школьное
математическое образование может давать серьезный вклад в интеллектуальное и
эмоционально-волевое развитие всех учащихся, усвоение ими исследовательской
культуры, без которой в современном мире невозможно успешное осуществление
любой профессиональной деятельности.
Модернизация системы образования коснулась и школьного
математического образования. Изучение математики в школе перестает
концентрироваться вокруг задачи формирования предметных знаний и учений.
Необходимо ориентироваться на образовательные результаты совершенно иного
типа. На первый план выступают задачи формирования интеллектуальной,
исследовательской культуры школьников: способности учащегося
самостоятельно мыслить, самому строить знание, опознавать ситуацию,
требующую применения математики и эффективно действовать в ней, используя
приобретенные знания в качестве личного ресурса. Важной целью является
развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей,
необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности
в области математики и ее приложений в будущей профессиональной
деятельности. Это означает, что нужно менять подход к обучению математики.
Учащиеся должны понимать, как создается математическое знание, откуда
берутся теоремы и математические модели, иметь собственный опыт
математической деятельности.
Анализ математического образования выявил следующие проблемы. В
начальной школе важным является наглядная, инновационная среда объектов
математики. Именно начальная школа закладывает основу для формирования
базовой грамотности и основных жизненных навыков человека, которые
становятся важными в будущей жизни. Поэтому важно увидеть в основной школе
итоги обучения начальной школы на основе стартовой диагностики в пятом
классе. Проводимый ежегодный мониторинг показывает, что процент
пятиклассников, успешно выполнивших задания, подобные заданиям итоговой
работы за четвертый класс, при переходе из начальной школы в основную,
снижается. Таким образом, одной из важных проблем является отсутствие
преемственности при переходе из начальной школы в основную, а так же
проблемы с контрольно-измерительной деятельностью учащихся.
Одной из проблем является отсутствие умения у школьников
самостоятельно добывать информацию, работая с учебной и дополнительной
литературой. Поэтому главной задачей учителя на сегодняшний день является
научить их самостоятельно добывать нужную информацию, работать осознанно с
различной литературой.
Еще одной проблемой является формирование математического
мировоззрения обучающихся. Интересы эффективности обучения требуют, чтобы
учитель знал не только, чему учить, как учить, но и для чего учить. Главная
задача школы – не только дать сумму знаний, но и воспитать всесторонне
развитого человека. Математика остро влияет на развитие качеств личности:
умственное воспитание; творческий характер; формирование мировоззрения;
нравственный потенциал. Одним из показателей качества освоения программы за
курс основной школы обучающихся выступают результаты ГИА по математике.
Анализ результатов показывает, что к окончанию обучения в школе результаты
снижаются еще больше. Относительно невысокие результаты ГИА по математике,
на мой взгляд, являются результатом следующих проблем в математическом
образовании:
-недостаточное количество часов на изучение темы и раздела в учебнике;
-наличие и доступность «решебников»;
-снижение мотивации обучающихся из-за большой информации и загруженности
обучающихся;
-отсутствие практической направленности при изучении математики;
-отсутствие эффективной системы закрепления и системы повторения изученного
материала на протяжении всех лет обучения в основной школе;
-материально-техническая база большинства школ не соответствует
современному образованию
-недостаточная работа с одаренными детьми и, отсюда, недостаточная активность
и результативность учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней.
-непосильные олимпиадные задания- отсюда и нежелание участвовать в
конкурсах
Различные исследования указывают на то, что основным и решающим
фактором, влияющим на качество математического образования, являются
педагоги и их квалификация. Необходимо создать образовательную среду,
максимально способствующую раскрытию способностей и одаренности
обучающихся всех категорий и всех ступеней образования в области математики.
Кроме того, нужно продолжать развивать систему дополнительного образования,
ориентированную как на отдельных одаренных школьников, так и на широкий
круг интересующихся математикой учащихся. Также следует организовать
передачу успешного опыта молодым учителям через систему семинаров, мастер-
классов, педагогических мастерских и т.п. Одна из проблем- это загруженность
педагогов отчетами и излишними часами.
За счет повышения квалификации учителей математики, улучшатся
результаты, измеряемые системой оценки качества (в том числе – ГИА).
Систематическое использование продуктивных форм и методов обучения на
уроках, создание внеурочной образовательной среды и освоение учителями
мониторинговых инструментов, повлечет за собой улучшение качества
успеваемости, результативности в предметных олимпиадах и конкурсах
различных уровней, повышение качества математического образования в целом.
Обновление содержания школьного математического образования необходимо
производить через обновление школьного курса математики, включение новых
разделов математики, определение их места в школьной программе в рамках
школьного компонента учебного плана в начальной, основной, средней школе.
В педагогике накоплен немалый опыт по активизации познавательной
деятельности учащихся при обучении математике. Но случается так, что
описанный в литературе метод или прием не дает ожидаемых результатов.
Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт
познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются
времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема
активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
В своей работе лично я исхожу из предположения, что работа учителя по
активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее
эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении
уроков использовать приемы и средства, активизирующие познавательную
деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес. В младшем
школьном звене хорошие результаты дает использование игровых моментов. В
средних и старших классах - создание проблемной ситуации, использование
различного вида карточек и т. д. Активизации познавательного интереса
способствуют современные информационные технологии.
Федеральная программа основного общего образования дает перечень
вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Подходы к формированию содержания школьного математического образования
претерпели некоторые изменения, отвечающие требованиям нынешнего времени.
Система математического образования в основной школе должна стать более
динамичной за счет вариативной части на всем протяжении второй ступени
общего образования. Предусмотрено значительное увеличение активных форм
работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность,
на понимания ими математического материала и развития интеллекта,
приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения и
доказательства.
Современный урок должен строиться на основе принципа системно-
деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление
процессом обучения. Направлять и вдохновлять учащихся. Актуальность
приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель
вдохновляет».
Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД:
личностных, метапредметных и предметных.
Наряду с этим большое внимание уделяется использованию компьютеров и
информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной
составляющей обучения математике.
Очевидна и проблема учебников. При введении новых учебников по математике
необходимо:
• проведение их компетентной общественной экспертизы;
• проведение продолжительной и массовой их апробации, предшествующей
замене на них грифа «допущен» грифом «рекомендован».
Система математического образования в основной школе должна стать более
динамичной. Предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных
на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение
понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение
практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.
Внеурочная деятельность также является одной из важнейших составляющих
процесса математического образования школьников.Формы внеклассной работы
по математике весьма разнообразны. На практике часто используются такие
формы, как Неделя или Декада математики, вечера, различные соревнования,
игры, викторины, конкурсы, школьные олимпиады, научные конференции,
подготовка учащимися докладов, рефератов, стенгазет и сочинений по
математике, ее истории и приложениям, изготовление математических моделей,
математических исследовательских проектов и др. Наряду с перечисленными
формами внеклассной работы, которые реализуются периодически, используются
систематические формы работы — математический кружок, индивидуально-
групповые занятия, элективные курсы по математике для разных категорий
учащихся.
Итак, главной ролью школьного математического образования является
формирование принципа «математика для каждого», создание условий для
дальнейшего образования с помощью математики.
Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать
профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на
вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как
обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как
готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и
трудолюбивых.
Мы знаем, что это нелегко. Как говорил Лев Толстой, «чем легче учителю учить,
тем труднее ученикам учиться». Настоящий учитель математики не боится
трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к
поставленной цели.
Литература:
1. Алексей Семёнов. Разным детям нужна разная математика. Вестник
образования. – 2010. - №5
2. Всероссийский съезд учителей математиков в МГУ: тревоги и
надежды//Математика в школе. – 2011. - №1;
3. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего
(полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. -
72 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.