Напоминание

Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста


Автор: Халикова Гузель Рафаиловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДШИ №1
Населённый пункт: Башкортостан г.Белебей
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного предпрофессионального образования детей

Детская школа искусств № 1 города Белебея

Методическая работа на тему:

« Развитие вокально-хоровых навыков у детей

дошкольного возраста»

Преподаватель отделения раннего - эстетического

образования МАУ ДО ДШИ №1

Первая квалификационная категория

Халикова Гузель Рафаиловна

г.Белебей 2023 г.

1

Оглавление

Введение

Глава I. Особенности развития детского голоса

Глава II. Особенности физиологии детей 5-6 лет

Глава III. Вокально-хоровые навыки:

2.1. певческая установка

2.2. звукообразование

2.3. певческое дыхание

2.4. артикуляция

2.5. дикция в хоре (работа над гласными, согласными звуками)

Глава IV. Методы и приёмы воспитания вокально-хоровых навыков

Глава V. Вокально-хоровые упражнения

Глава VI. Песенный репертуар

Заключение

Список литературы

2

В

ведение

Душа ребенка-это душа чуткого музыканта

в ней туго натянуты струны,

и если вы сумеете прикоснуться к

ним, то зазвучит чарующая музыка.

В.А.Сухомлинский

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих радостных

переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках,

доступных его возрасту. Данная работа посвящена изучению вопросов

развития вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста на уроках

хорового пения. Одна из важных задач-это научить детей петь. Эта проблема

на протяжении многих лет, остается актуальной, привлекающей внимание

хормейстеров, потому что коллективная форма певческого исполнительства

обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей,

формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей

музыки и воспитание человеческих качеств. «Пение не только доставляет

поющему, удовольствие, но также упражняет и развивает его слух,

дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой

системой, следовательно, он невольно укрепляет своё здоровье». Функции

хорового пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого

ребенка. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной

формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс.

Современные средства массовой информации: телевидение, интернет, радио,

через песенный жанр обрушивает на детей в основном примитивную,

безнравственную и порой агрессивную музыку. А хоровое пение с его

многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным

эмоциональным

и

нравственным

воздействием

на

исполнителей

и

слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания,

которое нужно начинать с раннего возраста и поэтому объект исследования

моей работы я выбрала: учащихся отделения «Раннего

3

Цель исследования: Изучить особенности развития голоса, возрастных и

психологических особенностей учащихся. Систематизировать вокально-

хоровые навыки и практические приёмы.

И из неё следуют следующие задачи:

1) рассмотреть особенности вокально-хоровых навыков у

детей дошкольного возраста.

2) применение их в практической деятельности.

Глава I. Особенности развития детского голоса.

Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В

процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются

воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Хормейстер несет ответственность за воспитание певчески правильного,

здорового голоса своих детей. Даже самый заурядный голос можно и нужно

развивать. От педагога требуется знание особенностей развития голоса

учащихся, так как требования, которые он предъявляет к детям, всегда

должны

соответствовать

их

возрастным

возможностям.

Также

преподавателю самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом,

правильно говорить и петь. Преподаватель должен уметь пользоваться своим

голосом, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему

подражать.

Одним из главных условий успешного певческого воспитания является

развитие

слухового

внимания

учащихся.

Выполнение

этого

условия

позволяет планомерно и последовательно развивать музыкально-вокальный

слух детей.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки

тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется

вместе с общим развитием организма. Певческое звучание, ввиду неполного

смыкания голосовых связок характеризуется легкостью и требует к себе

бережного отношения. Охрана детского голоса предусматривает подбор

музыкального

материала-репертуара,

соответствующий

певческим

возрастным возможностям детей. Для этого необходимо знать певческий

диапазон (объем звуков), который определяется интервалом от самого

высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

4-5 лет - Ре-Си

4

5-7 лет - ре-до

Таким образом, необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и

разговаривали без напряжения.

Глава II. Особенности физиологии детей 5-6 лет

Возраст пяти, шести лет -последний из дошкольных возрастов, когда в

психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это

произвольность психических процессов-внимания ,памяти, восприятие и др.-

и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также

изменения в представлениях о себе и в самосознании,и в самооценке.

Существенно меняется представление ребенка о себе, после 5 лет у ребенка

начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о

том, каким бы он хотел быть. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до

начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. В старшем

дошкольном

возрасте

познавательная

задача

становится

для

ребенка

собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!),а не игровой. У него

появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно

продолжает

развиваться

память,

внимание,

мышление,

воображение,

восприятие. Дети начинают различать цвета, форму, величину предметов.

Возрастает

устойчивость

внимания,

развивается

способность

к

его

распределению

и

переключаемости.

Наблюдается

переход

от

непроизвольного к произвольному вниманию. В возрасте 5-6 лет начинает

формироваться

произвольная

память,

образное мышление.

Развитие

мышления

сопровождается

освоением

мыслительных

средств,

совершенствуется

способность

к

обобщению.

Пятилетний

возраст

характеризуется расцветом фантазии. Развитие воображения становится

успешным в результате специальной работы. Продолжается развиваться

речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить

шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух,

интонационная выразительность в сюжетно-ролевой игре, в музыкальных

произведениях,

в

повседневной

жизни.

Изменяется

взаимоотношение

процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания,

самоконтроля)

становится

более

заметным.

Однако

склонность

к

возбуждению еще очень велика, отсюда –непоседливость детей. Для детей

этого возраста ведущим видом деятельности является игровая деятельность.

5 год жизни ребенка характеризуется любознательностью детей, ребенок

начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать

5

простейшие обобщения, способен определить: музыка веселая, радостная,

спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; сколько частей в музыке,

на каком инструменте играют мелодию. Ребенку понятны требования: как

надо спеть песню, как двигаться, в каком темпе. Голос приобретает

звонкость,

подвижность.

Певческие

интонации

становятся

более

устойчивыми, налаживается вокально-слуховая координация. Шестой и

седьмой год жизни- это период подготовки ребят к школе. В этом возрасте

дети

могут

уже

самостоятельно

охарактеризовать

музыкальное

произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать

разнообразные

оттенки

настроения.

Ребенок

способен

к

целостному

восприятию музыкального образа. У детей

этого возраста еще более

укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон,

появляется напевность, звонкость. Индивидуальные музыкальные интересы и

способности проявляются ярче.

Глава III. Вокально-хоровые навыки

Подготовка и исполнение любого произведения -это многоэтапный

процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, работа по

разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений.

Основное

требование-

научить

ребенка

выразительному

исполнению

понятных, интересных ему несложных песен, донесение музыкального

образа до слушателей. Все это должно сопровождаться получением знаний и

приобщением их к певческой культуре. Одновременно с индивидуальным

певческим развитием происходит формирование хоровых навыков.

Навыки -это действия, отдельные компоненты которых в результате

повторения стали автоматизированными. К основным вокальным навыкам

относятся: - певческая установка

-звукообразование

- певческое дыхание

-артикуляция

-слуховые навыки: ансамбль, строй

-дикция

6

Рассмотрим эти навыки подробнее, и проведём анализ основных

певческих навыков, овладение которыми необходимо детям дошкольного

возраста.

Певческая установка - это правильная поза при пении. Во время пения дети

должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись

корпусом на спинку стула. Руки положить на колени.

Звукообразование- при правильно постановке голоса должно быть звонким и

легким. Однако надо учитывать несовершенство детского голоса ,быструю

его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Дошкольники поют

«говорком» у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно,

но иногда появляется крикливость и напряженность.

Певческое дыхание -у дошкольников поверхностное и короткое, поэтому

они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым

нарушая мелодию песни. Преподаватель должен научить детей овладеть

техникой дыхания-бесшумный короткий вдох, и постепенное, экономное

расходование его при выдохе. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому

на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с

короткими фразами с последней долгой нотой или фразами разделенными

паузами. Для работы над развитием дыханием лучше всего подходят русские

народные песни.

Артикуляция-работа органов речи: губ, языка, нёба, голосовых связок.

Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до

слушателя. Согласные в пении формируются так же как и в речи, но

произносятся более активно и четко, а гласные округляются.

Слуховые навыки: ансамбль-правильное соотношение силы и высоты

хорового звучания, выработка унисона. Детям трудно петь в ансамбле, часто

они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать

других, иногда пропевают лишь последние слова фраз. Строй – это точное,

чистое певческое интонирование. Этим навыкам детям сложно овладеть,

необходимо работать над этим навыком.

Дикция – ясное произношение слов формируется постепенно. Многие дети

имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, для устранения которых

требуется дополнительная работа. Отсутствием ясной и четкой дикции

делает пение вялым и слабым .На занятиях мы применяем упражнения

фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова.

7

Основной момент в работе над гласными -воспроизведение их в чистом виде,

то есть без искажений. Специфика произношения гласных в пении

заключается в их единой округлой манере. Наибольшую пестроту в пении

придает

гласный

«а»

эту

фонему

округляем.

Гласная

«и»

должна

приближенно звучать к «ю», иначе приобретает не приятный, пронзительный

звук. Гласные «э, ю, я, ё» благодаря скользящему артикулярному укладу

поются легче, чем чистые гласные. Таким образом, работа над гласными-

влияет

на

качество

звучания

заключается

в

достижении

чистого

произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием.

Работа над согласными -произношение согласных требует повышенную

активность артикуляционного аппарата. Формирование согласных в отличие

от гласных, связано в возникновении преграды на пути тока воздуха в

речевом такте. Согласные в пении произносятся коротко, по сравнению с

гласными.

Особенно

шипящие

и

свистящие,

потому

что

хорошо

улавливаются ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создаваться

впечатление шума и свиста. Поэтому удачный прием работы над четким

проговариванием согласных это-произнесение текста песни шепотом или

голосом в ритме песни.

Глава IV. Методы и приемы воспитания хоровых навыков.

Рассмотрим приёмы, направленные на развитие певческих навыков. Работая

над звукообразованием преподаватель знает, что это сложный процесс, в

котором очень важна координация слуха и голоса, поэтому надо начинать с

пения простых песен. Сначала преподаватель сам показывает , как нужно

петь, а дети повторяют за ним ,стараясь спеть также, но подражание должно

быть осмысленным, нужно обращать внимание, чтобы дети слышали,

сравнивали, оценивали. Надо учить детей петь естественно -легко, звонко и

напевно. Напевность достигается за счёт протяжного пения гласных.

Например: начинаем петь звук «м-м-м…» закрытым ртом, а затем переходим

на открытый звук «а-а-а…» (мм-а-а-а). Чтобы выработать напевность нужно

выбирать песни в медленном темпе и добиваться протяжного звучания в

первую

очередь

в

конце

фраз,

например:

(«По

малину

в

сад

пойдё….е….ём).В

работе

над

звукообразованием

важно

укреплять

и

развивать певческий диапазон детей, сначала проверяется объем голоса

каждого ребенка, а затем можно правильно рассадить детей у которых не

совсем получается правильно петь, с теми детьми которые правильно поют.

Пение попевок- упражнений в разных тональностях, также способствуют

8

развитию диапазона. Приемы развития дикции сводятся к тому, что ребенок

должен понимать смысл песни, хорошо артикулируя. Здесь полезны

произношение текста шепотом, выразительное прочтение текста без музыки.

Также преподаватель, прежде всего, должен привлечь внимание детей к

выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальным. Важно

выделить, подчеркнуть, например: обращение («Вы, бабочки красавицы!),

или («Эх, казачата! Ребята удалые!»).

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у

ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп

артикуляционного движения мышц примеры:

Курочка чернопестра-уточка с носка плоска

Сенька-везенька, вези меня на палке,

сам пешком, перевертышком.

Наш Полкан попал в капкан

Белые бараны, били в барабаны

У четырех черепах по четыре черепашки

Сшила Саша Сашке шляпку

Проворонила ворона воронёнка

Бык тупогуб, тупогубенький бычок

Шесть мышат в камышах шуршат и т.д.

Можно использовать чистоговорки :

Щелчок

Щёлк-чмок-чпок-

Жучку жучок дал щелчок.

Щелчок щёлкнул,

Жучок ойкнул, дал сдачи

Сидят жучки и плачут.

Хомячок

У хомячка не щёчки, у хомячка мешочки

9

В мешочках хомячка семьсот два семечка!

Наша чаща

Наша роща чаще пущи.

Наша пуща чащи гуще.

Наша чаща гуще пущи!

Важнейший певческий навык – правильность и чистота интонирования

мелодии, все приемы развития этого навыка тесно связаны с формированием

музыкально-слуховых

представлений,

можно

использовать

следующие

приемы:

-пение по цепочке;

- моделирование высоты звука движениями рук;

- в процессе разучивания песни менять тональность;

- выделение особо трудных

интонационных оборотов в специальные

упражнения;

- исполнение несколько раз трудный интервал.

- огромное значение имеет пение без инструментального сопровождения - а

капелла;

-сравнение различных вариантов исполнения, с целью выбора лучшего;

Навык слаженного пения – ансамбля формируется путем постоянных

упражнений в коллективном пении. Часто дети стараются петь громко,

опережая друг друга, думая что это правильно, стараются выделится ,что бы

этого не было,

важно подчеркивать значение музыкальных оттенков

( громко, тихо крещендо-усиление звука, диминуэндо-убавление звука), дети

проникаясь в образ песни

сами воспроизводят нужную интонацию.

Чувство ансамбля - так же требует слухового внимания, умения слушать друг

друга. В пении хором надо стараться приучить детей слушать себя и других,

сливаться с общим пением. Этого можно достичь акцентируя внимание

детей на одновременном вступлении, выдерживание общего темпа. Следует

отметить

определенную

роль

зрительной

и

моторной

наглядности:

выражение лица педагога, весёлая улыбка или серьезное выражение во

время исполнения песен соответствующего характера, а также дирижерские

жесты. Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижерских

жестов:

- внимание

-дыхание

10

-начало пения

- окончание пения

-менять по руке дирижера темп, штрихи.

- показ форте, пиано.

В работе над певческим дыханием применяется главным образом: указание

не «разрывать» слово. Систематический показ правильного исполнения,

напоминание

помогают

детям

справиться

с

заданием.

Предлагаю

упражнение на дыхание:

Разогревающий массаж (лоб, переносица, виски);

-массирование нижнечелюстных мышц от носа к уху;

-массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы;

-постукивание;

-короткий вдох по руке и длинный замедленный выдох со счетом

1,2,3…( с каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется ,за

счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа)

-короткий вдох при раздвижении нижних ребер, контролировать движение,

положив ладони рук на нижние ребра, выдох длинный со счетом;

- короткий вдох при раздвижении нижних ребер, задержка дыхания-спеть

один звук в пределах зоны и тянуть его ровным и умеренным по силе

голосом, сначала тянуть 2-3 сек., удлинять нижние ребра фиксируются в

положение вдоха.

Свечка:

-палец перед ртом;

-легко дуть, не затушить «пламя».

Снайпер:

- мгновенно затушить свечу

-за максимально короткое время.

Комарик:

«зззз….» на выдохе, на одном дыхании

-руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается.

Насосик:

11

-насосик со звуком «пс……» качает;

-мячик со звуком «шш…» надувается.

Глава V. Вокально-хоровые упражнения

Выработка вокально-хоровых навыков достигается с помощью

упражнений, которые даются в определенной последовательности, по линии

постепенного

усложнения

заданий.

Правильный

подбор

упражнений

помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также

закрепить комплекс навыков в совокупности.

Методические принципы

-поддержание у детей интереса, активности в процессе упражнений, что

достигается

разнообразием как самих упражнений, так и методических

приемов;

-развитие слуха учащихся;

-пение упражнений без сопровождения;

-личный показ, объяснение педагога;

-сочетание в процессе вокально-хоровых упражнений коллективного пения с

индивидуальным опросом учащихся;

В практике существуют две группы музыкально-певческих упражнений

первая

группа-это

те

упражнения

,которые

последовательно

и

в

определенной

системе

осуществляют

накопление

вокально-хоровых

навыков, они не связаны с изучаемым певческим материалом. В таких

упражнениях постепенно формируются навыки широкого дыхания, чистого

унисона, протяжного, напевного звука: например в работе над дыханием,

напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни:

«Поет ,поет соловушка», «У кота-воркота»,и «Вальс» Е. Тиличеевой;

-в распевке двух звуков на один слог-«Дождик,лей на крылечко» русская

народная закличка, « Как под наши ворота» русская народная песня .

- упражнение на развитие слуха, штрихов: «Лиса по лесу ходила» русская

народная песня, «Не летай соловей» русская народная песня.

Вторая группа составляет упражнения из трудных мест разучиваемых песен.

Этот вид упражнений представляет собой пропевание отдельных фраз из

песен,

отрывки

поются

на

слоги,

а

отдельные

гласные,

отдельно

прорабатываются

ритмически

сложные

отрывки

из

разучиваемого

произведения (прохлопывание ритмического рисунка, ритмическое «эхо»,

пропевание по группам)

12

Глава VI .Песенный репертуар

Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является

правильный

подбор

репертуара,

и

об

этом

преподаватель

должен

позаботиться заранее, так как это очень важно: от того, что будут петь дети

зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар,

педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное

произведение также должно быть направленно на отработку некоторых

навыков. Репертуар должен отвечать следующим требованиям:

-носить воспитательный характер;

-быть высокохудожественным;

-соответствовать возрасту и пониманию детей;

-соответствовать возможностям детей;

-быть разнообразным по характеру, содержанию;

Брать сложные объемные произведения не следует для детей, которые будут

петь, это может оказаться не разрешимой задачей. Это обязательно скажется

на продуктивности в их работе, может повлечь за собой утомление,

нежелание заниматься, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового

пения вообще.

На первое полугодие учебного года мы наметили следующий репертуарный

план:

1. «Пышка» муз.И.Бочановойсл.А.Барто

2. «Радуга» (прибаутка) обр.Ж.Металлиди

3. «Солнечный зайчик» муз.Казенин, сл.Полушкин

4. «Листочки» сл.Лебедевой, муз. Меньших

5. «По грибы» сл.и муз. Меньших

6. «Дразнилка» обр. Ж.Металлиди

7. «Дождик» ст.Б.Заходера, муз.Юдахиной

8. «Елочка» муз.Попляновой,ст.Е.Обуховой

На второе полугодие репертуар более усложненный:

13

1. «Светлячок» муз.Зарицкой, сл.Попляновой

2.попевка«Улиточка»муз.Веврика, сл.народные

3. «Радужная песенка» муз.и сл. Т.Шикаловой

4.Попевка «Шустренькие лапки» сл.О. Сердобольского

5. «Жук»ст.Ю.Мориц,муз.Е.Попляновой

6. «Русская потешка» сл.народн; муз.Ю.Забежской

7. «Добрая милая мама» муз.Петровой, сл.Лебедевой

8. «Девчонки и мальчишки» сл.Пятигорского ,муз.Волгиной

Заключение

Из всего изложенного можно сделать вывод о том, что воспитательные

возможности хорового пения огромны.

1.В отличие от взрослых, умудренных опытом, воспринимающих

искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта,

дети с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывают эстетические

впечатления одновременно с восприятием окружающего мира;

2.Хоровое пение-искусство массовое, оно предусматривает главное –

коллективное исполнение художественных произведений, а это значит, что

чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним

человеком, а массой людей.

3.Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к

музыкальной

культуре,

а

коллективное

пение—это

прекрасная,

психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования

лучших человеческих качеств.

4.Пение является оздоравливающим фактором. Систематическое занятие

пением развивает экономное дыхание, благотворно влияет не только на

функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов,

укрепляя их. Пение хорошо действует на психоэмоциональное состояние

человека. Так что занятие пением, один из путей к здоровью, и очень важная

составляющая здорового образа жизни.

14

Литература:

1.Журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2006 год,ст. «Учите петь

хором» Т.М.Орлова.

2. «Учите детей петь:песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6

лет» сост.Орлова Т.М., Бекина С.И.М. «Просвещение» 1988 год.

3. «Методика музыкального воспитания в детском саду» М. Просвещение

1989 год Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л.

4.Журнал «Музыкальная палитра» №6 2008 год.

5. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста «С музыкой

растем,играем и поем» И.Меньших 2007 год.

6. Журнал «Музыкальная палитра» №1 2003 год

7. «Музыкальное развитие детей» Радынова О.П. 1997 год «Владос»

8. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста-

М.Владос 2000

9. «Музыкальное развитие детей в процессе обучения пению» Т.Л.Беркман,

К.С.Грищенко 1962 год

10. « Уроки госпожи мелодии» Царева Н.А. ДМШ Росмин-Пресс 2001 год

11. «Музыкальные занятия подготовительная группа» Е.Н.Арсенина 2011

год Волгоград

12. «Детский музыкальный театр» Е.Н.Афанасенко, С.А.Колюнеева, К.Б

Шишова, А.И.Коняшов 2009 год.

15



В раздел образования