Напоминание

ИКТ-как инструмент формирования познавательных ууд младших школьников


Автор: Чибаркаева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№187
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ-как инструмент формирования познавательных ууд младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




ИКТ-как инструмент формирования познавательных ууд младших

школьников

«Доска и мел – наши главные инструменты,

но хочется большего…..»

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее

обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.

Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка,

развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно

последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный

информацией.

Научить

ребенка

работать

с

информацией,

научить

учиться.

Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном

мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе

каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в

практике

работы

учителя

начальных

классов

информационно-коммуникативных

технологий.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,

внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-

ориентированной модели начального общего образования при переходе на

государственные образовательные стандарты нового поколения.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а

информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь

начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент

зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он

должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко

адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя

только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.

Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии.

Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и

современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из

наиболее действенных технологий считается ИКТ (информационно-компьютерная

технология).

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись

к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это

совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых

обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».

Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к

получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и

применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью

зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств.[1]

Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов

хранится в его памяти.

Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо

использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача

материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим

объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.

В современных условиях модернизации образования все активнее используются

информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне

от этого процесса и начальная школа.

Мой педагогический стаж составляет 24 года и передо мной, как учителем, стоит задача

обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на

изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи,

находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи

можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего

переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи

разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

Возможности ИКТ:

1) Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,

активизирует познавательную деятельность учащихся.

2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и

эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества

дидактического материала.

3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая

степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки

подлинно исследовательской деятельности.

5) Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,

другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,

1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если

ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет

создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания,

методов и организационных форм.

Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от

объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором

ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует

осознанному усвоению знаний учащихся, особенно при реализации ФГОСа, так как в

основе стандарта лежит системно-деятельный подход обучения.

Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные

принципы активизации познавательной деятельности:

- принцип равенства позиций;

- принцип доверительности;

- принцип обратной связи;

- принцип занятия исследовательской позиции.

Основные формы использования ИКТ:

создание презентаций к уроку;

работа с ресурсами Интернета;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Новые икт-средства(веб-камера, эл. микроскоп и др.)

Использование эл. физминуток

Создание эл. почты

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов.

В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является

учебный материал.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными,

включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение,

помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения

менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную

информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Учитель

или ученик могут на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать

дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи. Заранее

созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для

фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, содержат изображения,

видеоматериалы, тестовые задания.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт

возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и

осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его

информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому,

для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки.

Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у

детей к познанию нового.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается

овладение сложным материалом.

Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, я уделяю внимание цветовому

решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся,

учитываю возрастные особенности, включаю в презентации видеозаписи, анимированные

модели явлений, совершаю с учащимися виртуальные путешествия в мир природы,

наглядно показываю взаимосвязь с другими наукам.

Обучающий эффект уроков с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией,

музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты

сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на

диалог, комментирование происходящего. Анализируя такие уроки, я отмечаю: высокую

плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся. Уроки с

использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают

новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге

способствует повышению качества усвоения учебного материала. - Программа Google

Earth (или Google Планета Земля) представляет собой интерактивный глобус, который

поможет побывать в таких местах, куда вы и не надеялись попасть. Программа

показывает трехмерную модель Земли, и позволяет переместиться в любую точку

планеты, управляя "виртуальной камерой". Вы можете полюбоваться планетой из

космоса, или увеличить масштаб и исследовать местность более детально. В Google

Планета Земля есть и знаменитая функция Google Street View, которая в буквальном

смысле позволит побродить по улицами и улочкам любого города мира.

Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента

конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию

результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало

овладения основами теоретического мышления.

Использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов,

создание простеньких к липов, наложение голоса на видео, создание учащимися

мультфильмов

Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки

понадобится фотоаппарат и то, что вы собираетесь снимать, а также фон для этого. Это

может быть практически все, что угодно.

Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для

работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows Movie Maker. Импортируем

отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на шкалу времени, где отображается

раскадровка. Затем в видеоэффектах находим эффект ускорение, и применяем его

несколько раз для каждого кадра. Затем импортируем звук, например, музыку, также

добавляем её на шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный

фильм на компьютере.

Использование электронных физминуток

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с

помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а

отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка,

переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам

здоровой жизни.

Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды

сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка

своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают

настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают

музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках

использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки,

созданные в программе PowerPoint с музыкальным сопровождением.

Создание электронной почты (возможность учащихся в любое время обмениваться

информацией).

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные

результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием

учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие

мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не

уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.

- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут.

(Санитарные правила и нормы).

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с

помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество

знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим

знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы, помогает преодолевать

трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего

взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Из вышесказанного следует, что информационно-коммуникативные технологии(ИКТ),

применяющиеся методически грамотно,являются инструментом для формирования

познавательных ууд , повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно,

приводит к повышению эффективности обучения.

.



В раздел образования