Автор: Чибаркаева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№187
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ-как инструмент формирования познавательных ууд младших школьников
Раздел: начальное образование
ИКТ-как инструмент формирования познавательных ууд младших
школьников
«Доска и мел – наши главные инструменты,
но хочется большего…..»
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее
обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.
Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка,
развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно
последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный
информацией.
Научить
ребенка
работать
с
информацией,
научить
учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном
мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе
каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в
практике
работы
учителя
начальных
классов
информационно-коммуникативных
технологий.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,
внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-
ориентированной модели начального общего образования при переходе на
государственные образовательные стандарты нового поколения.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а
информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.
Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь
начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент
зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он
должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя
только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно.
Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии.
Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и
современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из
наиболее действенных технологий считается ИКТ (информационно-компьютерная
технология).
Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись
к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них «ИКТ – это
совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых
обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации».
Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к
получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и
применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.
Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью
зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств.[1]
Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов
хранится в его памяти.
Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо
использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача
материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим
объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.
В современных условиях модернизации образования все активнее используются
информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне
от этого процесса и начальная школа.
Мой педагогический стаж составляет 24 года и передо мной, как учителем, стоит задача
обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на
изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи,
находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи
можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего
переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи
разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.
Возможности ИКТ:
1) Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,
активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества
дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая
степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки
подлинно исследовательской деятельности.
5) Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала,
1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если
ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет
создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания,
методов и организационных форм.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от
объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором
ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует
осознанному усвоению знаний учащихся, особенно при реализации ФГОСа, так как в
основе стандарта лежит системно-деятельный подход обучения.
Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные
принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Основные формы использования ИКТ:
создание презентаций к уроку;
работа с ресурсами Интернета;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Новые икт-средства(веб-камера, эл. микроскоп и др.)
Использование эл. физминуток
Создание эл. почты
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов.
В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является
учебный материал.
Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными,
включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение,
помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения
менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную
информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Учитель
или ученик могут на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать
дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи. Заранее
созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для
фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, содержат изображения,
видеоматериалы, тестовые задания.
Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт
возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и
осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его
информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому,
для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки.
Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у
детей к познанию нового.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается
овладение сложным материалом.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, я уделяю внимание цветовому
решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся,
учитываю возрастные особенности, включаю в презентации видеозаписи, анимированные
модели явлений, совершаю с учащимися виртуальные путешествия в мир природы,
наглядно показываю взаимосвязь с другими наукам.
Обучающий эффект уроков с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией,
музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты
сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на
диалог, комментирование происходящего. Анализируя такие уроки, я отмечаю: высокую
плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся. Уроки с
использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают
новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге
способствует повышению качества усвоения учебного материала. - Программа Google
Earth (или Google Планета Земля) представляет собой интерактивный глобус, который
поможет побывать в таких местах, куда вы и не надеялись попасть. Программа
показывает трехмерную модель Земли, и позволяет переместиться в любую точку
планеты, управляя "виртуальной камерой". Вы можете полюбоваться планетой из
космоса, или увеличить масштаб и исследовать местность более детально. В Google
Планета Земля есть и знаменитая функция Google Street View, которая в буквальном
смысле позволит побродить по улицами и улочкам любого города мира.
Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента
конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию
результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало
овладения основами теоретического мышления.
•
Использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов,
создание простеньких к липов, наложение голоса на видео, создание учащимися
мультфильмов
Создание мультфильма включает два основных этапа: съемка и монтаж. Для съемки
понадобится фотоаппарат и то, что вы собираетесь снимать, а также фон для этого. Это
может быть практически все, что угодно.
Мультфильм из фотографий можно делать в любой монтажной программе (программе для
работы с видео). Почти у всех на компьютере есть Windows Movie Maker. Импортируем
отснятые изображения и перетаскиваем их вниз на шкалу времени, где отображается
раскадровка. Затем в видеоэффектах находим эффект ускорение, и применяем его
несколько раз для каждого кадра. Затем импортируем звук, например, музыку, также
добавляем её на шкалу времени и обрезаем нужный фрагмент. Сохраняем созданный
фильм на компьютере.
•
Использование электронных физминуток
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с
помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а
отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка,
переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам
здоровой жизни.
Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды
сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка
своя). Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают
настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают
музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. На своих уроках
использую готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки,
созданные в программе PowerPoint с музыкальным сопровождением.
•
Создание электронной почты (возможность учащихся в любое время обмениваться
информацией).
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные
результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием
учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие
мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не
уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.
- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут.
(Санитарные правила и нормы).
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с
помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество
знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим
знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы, помогает преодолевать
трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего
взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Из вышесказанного следует, что информационно-коммуникативные технологии(ИКТ),
применяющиеся методически грамотно,являются инструментом для формирования
познавательных ууд , повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно,
приводит к повышению эффективности обучения.
.