Автор: Шуст Марина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 г. Щигры Курской области"
Населённый пункт: город Щигры, Курская область
Наименование материала: Технологическая карта урока (литературное чтение, УМК "Школа России", 3 класс)
Тема: "К. Паустовский "Растрепанный воробей". Характеристика героев"
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Класс: 3
Тема урока:
«
К. Паустовский «Растрепанный воробей». Характеристика героев»
Тип урока: урок закрепления и систематизации новых знаний
Цель урока: создание условий для характеристики главных героев.
Дидактические: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей
составлять характеристики героев, их характера, находить в тексте отрывки, соответствующие их словам, обучать краткому пересказу;
Развивающие: развивать воображение, связную речь, навыки выразительного, беглого и выборочного чтения, интерес к чтению, навыки актёрского мастерства;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим";воспитывать интерес к чтению и любви к литературе;
формироватьответственное отношение к результату своего учебного труда.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Методы и приемы
работы на этапе урока
Планирование контроля,
оценки, самооценивания,
взаимооценивания
Форма орг. уч. деятельности
(Ф-фронтальная, И-
индивидуальная, П-парная,
Г-групповая)
Дидактические средства,
интерактивное
оборудование на каждом
этапе урока
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные (П-
познавательные, Р-
регулятивные, К -
коммуникативные)
Личностные
1.
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).
Образовательные задачи этапа урока:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Проверьте готовность к уроку, на ваших партах
должны лежать: учебник, пенал.
- Ребята, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос:
как вы понимаете смысл высказывания советского
педагога Василия Сухомлинского? (слайд 2)
Чтение – это окошко, через которое дети
познают мир и самого себя
- Верно, читая произведения, мы знакомимся с
окружающим миром, перед нами открывается
удивительный мир, полный секретов. После
прочтения мы испытаем определенные чувства:
радость, грусть, восхищение, боремся со своими
переживаниям и эмоциями, тем самым познаем
себя.
-Сегодня мы заглянем в такое волшебное окошко.
Для этого нам надо работать сплоченно,
продуктивно и помогать друг другу в нашей общей
работе. Какие качества мы сегодня возьмем с собой
Приветствуют учителя
Проверяют готовность к уроку
Предполагают
Проявляют познавательный интерес
Перечисляют
Бесед
а
с
мотив
ирую
щим
прие
мом
Контро
ль в
форме
наблюд
ения за
работой
обучаю
щихся
Ф
Слайд 1
презент
ации,
проекто
р,
компью
тер
Определяет
предметные
рамки
учебной
деятельности.
П -
строит
речевое
высказыв
ание в
устной
форме
К -
включает
ся в
диалог с
учителем
и
сверстни
ками
Проявляе
т
мотиваци
ю
учебно-
познават
ельной
деятельн
ости и
личностн
ый
смысл
учения
на урок?
- Да, мы берем на урок внимательность,
аккуратность, дисциплинированность, вежливость,
доброту, воспитанность, дружелюбие.
2.
Актуализация знаний (5 мин.).
Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и
алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме); 3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие; 4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую
недостаточность имеющихся знаний.
- Для того, чтобы подготовиться к хорошему
чтению,проведем речевую разминку.
1. Дыхательная гимнастика.
- У чтеца имеются особые «инструменты»,
которые помогают радовать слушателей своим
чтением - дыхание и голос. Подготовим их к
успешному чтению. Выполним следующее
упражнение:
«В лифте»
- Представьте, что вы едете в лифте и объявляете
этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и
наоборот. Едем сначала с 1 -го на 9-ый, а потом с
9-го на 1-ый.
2. Работа со скороговоркой.
-Теперь поработаем со скороговоркой. (3 слайд)
Воробей, воробей, лети к кормушке, не робей.
- 1. Прочитаем скороговорку "про себя".
2. Теперь читаем вполголоса или "жужжащим
чтением".
3. Произнесите скороговорку медленно.
4. Сейчас в привычном для вас темпе.
5. В конце быстро, отчётливо выговаривая каждое
слово.
- Молодцы!
- О ком скороговорка?
- Ребята, вы узнали из какого произведения этот
герой?
- А кто автор этой сказки?
- Что вы запомнили о писателе?
Слушают учителя.
Выполняют упражнение.
Читают скороговорку "про себя".
Читают скороговорку вполголоса или
"жужжащим чтением".
Читают скороговорку быстро.
- О воробье.
- Это герой из рассказа «Растрепанный
воробей».
- Константин Георгиевич Паустовский.
- К.Г. Паустовский писал рассказы и сказки о
людях и животных. Основными темами К. Г.
Паустовского являются Родина, природа.
Своими поэтическими произведениями К.
Паустовский внушает великое уважение к
природе, к целесообразности ее законов, к ее
возвышающей душу красоте. Его проза,
музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе
огромный запас знаний о мире, о его могучем
Беседа
Подводя
щий
диалог
Качествен
ная оценка.
Ф
Презе
нтаци
я.
Готовят к
чтению
дыхатель
ный
и
артикуля
ционный
аппарат,
знают
особенно
сти
сказки
и
рассказа.
Р –
осуществ
ляет
целепола
гание,
планиров
ание
деятельн
ости,
Р -
планиру
ют
учебную
деятельн
ость.
К -
строит
монологи
ческое и
диалогич
еское
высказыв
ание.
Проявляе
т
внутренн
юю
позицию
школьни
ка на
уровне
положит
ельного
отношен
ия к
учебной
деятель-
ности.
- К какому жанру мы отнесли это произведение –
сказке или рассказу?
- А можно ли его отнести к сказке? Почему в так
считаете?
-
Перечислите
героев
сказки
«Растрепанный
воробей».
- Кто из них является главными героями?
- Как вы думаете, зачем мы перечислили героев
сказки? Чем мы будем заниматься сегодня на
уроке?
- Верно, тема сегодняшнего урока: «К. Паустовский
«Растрепанный воробей». Характеристика героев.»
- Сформулируйте цель урока.(слайд 6)
- Определите задачи урока
животворном начале, но и о его хрупкости.
- Это рассказ, так как описываются реальные
люди и события, которые могли произойти на
самом деле.
- Да, можно. Это сказка, потому что здесь
вымышленная история. Воробей не может на
самом деле найти и вернуть пропавшую вещь.
- Герои сказки – это девочка Маша, ворона,
воробей Пашка, мама, Нянюшка Петровна.
- Главные герои – это Маша, воробей Пашка и
ворона.
- Характеризовать героев, их поступки,
характер.
Формулируютцельурока:характеристика
героев рассказа.
Определяют задачи урока:
1)
вспомнить содержание рассказа
«Растрепанный воробей»;
2)
осмыслить его содержание,
охарактеризовать главных героев.
3.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).
Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока,
задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи,
знаково и изобразить схематически в эталоне.
Работа в парах
- Дома вы перечитали сказку-рассказ. Для решения
первой задачи давайте вспомним события по
порядку,
которые
происходят
в
сказке
«Растрепанный воробей». У вас на партах лежат
листочки с основными названиями этих событий.
Ваша задача восстановить цепочку этих событий и
соединить стрелками в правильном порядке.
1) Маша смотрит в окно
2) Разговор мамы и Маши вечером о стекленном
букете
3) Седая ворона ветке
4) Ворона – воровка
5) Бедный Пашка
6) Добрый милиционер
7) Новая хозяйка Пашки
8) Благодарность воробья
9) Воровство букета
Устанавливают последовательность событий
сказки – рассказа.
Проблем
но-
поисковы
й
метод,
словесны
й: беседа,
разъяснен
ие
Контроль
в
форме
наблюден
ия
за
работой
обучающ
ихся
Оценка
отдельны
х
учащихся
Ф
П
Карто
чки,
учебн
ик,
Знают
содержан
ие
произвед
ения и
последов
ательност
ь
событий.
П -
сравнива
ют,
выполня
ют
анализ
как
выделени
е частей
из целого
и синтез
как
составле
ние
целого из
частей.
Р -
планиру
ют
учебную
Проявле
ние
познават
ельного
интереса.
10) Слезы мамы
11) Воробьиный бой с вороной
12) Появление Пашки на спектакле и возвращение
Золушки букета
- Перескажите кратко по полученному плану
содержание
произведения
«Растрепанный
воробей».
Работа с текстом
- Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся
вначале произведения?
- Что вы знаете о семье Маши?
- Кем был Машин отец?
- Что можем сказать про ее маму?
- Что вы знаете о нянюшке?
-
Где
мы
видим
первое
появление
вороны?
Зачитайте ответ. (стр. 14)
-
При
каких
обстоятельствах
знакомимся
с
воробьем Пашкой? Зачитайте. (стр. 16)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вот на ветках посмотри (руки вверх,
показывают веточки)
В серых майках воробьи (руками хлопают по
бокам, показывают грудки)
Распустили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (шевелят
пальчиками)
Головой вертят, вертят (повороты головой
вправо, влево)
Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая
руками)
Пересказывают кратко содержание рассказа.
- Первой мы узнаем Машу.
- Машин отец был моряком, что потом «ушел
на войну, потопил несколько фашистских
кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался
жив. А теперь он опять далеко, в стране со
странным названием «Камчатка», и вернется
нескоро, только весной».
- Машина мама – балерина: «… она танцевала
в театре, но никогда не брала с собой туда
Машу», «Все последние дни мама
волновалась. Она готовилась впервые
танцевать Золушку и обещала взять на первый
же спектакль Петровну и Машу».
- Нянюшка Петровна находится постоянно
рядом с Машей, что она уже пожилой человек.
Что она добрая и немного строгая.
Отвечают на вопросы, находят и
зачитывают отрывки произведения,
подтверждающие ответ.
деятельн
ость.
К -
строит
монологи
ческое и
диалогич
еское
высказыв
ание.
Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)
А мы на место тихо сели. (садятся на места)
4. Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.).
Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.
Работа в группах.
- Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте
объединимся и поработаем в группах. О каком
герое вы будете писать, узнаете, когда выберите
себе листок.
- Воспользуйтесь планом, который на листочках и
на слайде. Вы помните, что мы даем краткую
характеристику и не всегда пользуемся всеми
пунктами
плана.
Пользуйтесь
учебником
и
указывайте странички в подтверждение своих слов.
План характеристики литературного героя
1. Описание внешности (портрет)
2. Поведение, поступки героя.
3. Речь - о чем и как говорит герой.
4. Отношение героя к людям, окружающему,
своему делу.
5. Отношение к герою других действующих лиц.
- Проверка образа Маши. Представитель от группы
зачитывают
качества
персонажей,
другие
представители дополняют, но не повторяются.
Составляют характеристику героев.
Маша – добрая
девочка, она заботится
о
раненом воробье. «Маша принесла Пашку
домой,
пригладила
ему
перья
щеткой,
накормила
и
выпустила»
Стр.18.
Очень
переживает, что по ее вине расстроилась мама:
«А мама, когда возвратилась из театра, так
долго плакала, что вместе с ней заплакала и
Маша»(стр.19).
Любознательная. Это видно из того, какие
вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как
с такого черного неба может слетать такой
белый снег. И еще было непонятно, почему
среди зимы и морозов распустились у мамы на
столе в корзине красные большие цветы.
(стр.14)
Любопытная.
«Маше
было
любопытно
посмотреть, как ворона протискивается в
форточку. Она этого ни разу не видела. Маша
влезла на стул, открыла форточку и спряталась
за шкафом.(стр.19)
Словесны
е: Беседа,
разъяснен
ие
Оценка за
работу
отдельны
м
учащимся
.
Ф
Г
Разда
точны
й
матер
иал
Отвечают
на
вопросы
по
содержан
ию
текста.
Описыва
ют
главных
героев.
П -
устанавл
ивают
причинн
о-
следстве
нные
связи
К -строят
монологи
ческое и
диалогич
еское
высказыв
ание
Проявля
ют
познават
ельный
интерес
- Рассмотрим образ вороны, который записан на
листочках, вторая подгруппа дополняет, но не
повторяется.
Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши
слова с рисунками. А как видит мультипликатор
эту героиню посмотрим на слайде.
- Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы
понимаете значение этих слов. А давайте найдем
точное значение этих слов в толковом словарике и
зачитаем.
Скупой
-
чрезмерно
бережливый,
упорно
избегающий всяких трат.
Сварливый - ворчливый, склонный к ссорам.
- У нас остался самый главный герой –это воробей..
- А что вы записали о воробье? Зачитайте свои
ответы.
- Как вы думаете, кто такой беспризорник?
- Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть?
Впечатлительная.
Это
ярче
всего
проявляется во время спектакля, в том, как она
воспринимает то, что происходит на сцене:
«Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не
могла оторваться от сцены».
- Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была
седая ворона.
Наглая (стр.15) Как только Петровна и Маша
уходили, ворона протискивалась в комнату,
хватало первое, что попадалось на глаза, и
удирала.
Разбойница
(стр.15)
–Разбойница!
Опять
чего-нибудь уволокла.
Скупая, сварливая
(стр.15)
Жестокая (стр.17) Ворона выбросила его из
ларька и напоследок каркнула…
Объясняют значение слов.
-
Беспризорный
(стр.17)
–Эх
ты,
беспризорник!- сказал милиционер.
- Лишённый заботы, внимания; не имеющий
семьи или оторвавшийся от неё. Оставленный
без ухода, присмотра;
Несчастный
(стр. 17) Невесёлой жизни ты
воробей!
Голодный (стр.17) Пашка лежал в кармане,
моргал глазами и плакал от обиды и голода.
Благодарный
(стр. 18) С тех пор Пашка
каждый день прилетал к Маше, поклёвывал
крошки
и
соображал,
чем
бы
Машу
отблагодарить.
Сообразительный.
(стр.20)
Потом,
когда
мама пошла на репетицию в театр, Пашка
увязался за ней.
Юркий (стр.17) Ворона застала Пашку, как
только он юркнул в ларёк…
- Быстрым, ловким движением проникнуть
- А как вы понимаете это слово?
- Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку
одолеть ворону? Кто пришел к нему на помощь?
Вспомним пословицы о дружбе.
куда-либо, скрыться где-либо.
Растрепанный (стр.22) … в то самое время в
зрительный
зал
ворвался
маленький,
растрепанный воробей.
- Неаккуратный, беспорядочный.
- Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
5
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.).
Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона.
-А
сейчас
я
хочу
проверить,
насколько
внимательно вы читали произведение и хорошо ли
вы помните подробные детали о других героях
произведения.
- Выполните тест на карточках, выбрав один
правильный ответ.
1. Как звали нянюшку Маши?
а) Ивановна;
б) Степановна;
в) Петровна.
2. Мама Маши в театре:
а) пела;
б) играла;
в) танцевала.
3. Мама готовилась танцевать:
а) Снегурочку;
б) Золушку;
в) Красную Шапочку.
4. Маленький букет цветов был сделан
из:
а) хрусталя;
б) тонкого стекла;
в) толстого стекла.
5. Папа должен был вернуться:
а) весной;
б) летом;
в) осенью.
6. Ворона сидела на ветке за окном и
ждала:
.
Выполняют задание: выбирают правильный
ответ на вопрос.
Практиче
ский.
Наглядны
е:
презентац
ия
Самопров
ерка
Оценки
за работу
отдель-
ным
учащимся
.
П
Ф
Карто
чки с
задан
ием
Выполня
ют
самостоят
ельную
работу,
знают
содержан
ие
произвед
ения
Р –
выполняе
т
контроль
и оценку
работы.
К -
оказывае
т помощь
товарищ
у в
случаях
затрудне
ний
Понимае
т смысл
выполне
ния
самоконт
роля и
самооцен
ки
результат
ов своей
учебной
деятельн
ости
а) когда Петровна уйдет;
б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;
в) когда Петровна откроет форточку и
уведет Машу.
- Кто готов прочитать? Остальные внимательно
слушают и проверяют свою работу.
- У кого не так?
- Молодцы, вы были внимательные и хорошо
справились с заданием.
- 0 ошибок – отметка 5
1 – 2 ошибки – 4
3 и более - 3
Выполняют самопроверку.
6.
Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.).
Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным
материалом;3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.
Пословица на слайде: «НА ДОБРЫЙ ПРИВЕТ –
БЛАГОДАРНЫЙ ОТВЕТ». К какому из героев он
подходит?
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети
дают ответы).
- На что и как воробей отблагодарил Машу?
- Как вы думаете, какое чувство испытывала мама в
это время?
- Какой вывод можем сделать?.
- К воробью.
- Если ты будешь хорошо относиться к
человеку, он будет относиться к тебе так же.
- Появляется воробей. Он приносит букетик.
- Счастье, радость.
- Что доброе отношение к людям, животным,
делают жизнь счастливее, радостнее.
Практиче
ский:
упражнен
ие
Оценки
за работу
отдельны
х
учащихся
Ф
П
Презе
нтаци
я
Подбира
ют
пословиц
ы
к
содержан
ию
произвед
ения
П -
устанав
ливает
причин
но-
следств
енные
связи
К -
строит
моноло
гическо
е и
диалоги
ческое
высказ
ывание
Проявл
яет
познава
тельны
й
интерес
к
результ
ату
учебно
й
деятель
ности
7.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).
Образовательные задачи этапа урока:1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения
поставленных целей;
3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.
- Чему же учит рассказ «Растрепанный воробей»?
- Что вам было трудно на уроке?
- Как вы считаете, мы смогли решить все
поставленные перед нами задачи?Докажите.
- Откройте дневники, запишите домашнее
Задание.
- Рассказ учит любить животных и птиц,
помогать тем, кто попал в беду, заботиться о
братьях наших меньших. Учит верить в чудо.
Учит
быть
добрыми
и
честными.
Учит
никогда не брать чужого. Учит уметь быть
благодарным.
Учит,
что
вместе
даже
маленькие воробьи - большая сила.
Высказывают свое мнение.
Беседа
Качествен-
ная оценка
Ф
Презе
нтаци
я
Выполнил
няют
анализ
деятельнос
ти на уроке
П –
выполн
яет
рефлек-
сию
учебной
деятель
ности.
К -
аргумен
Выполня
ет
самооцен
ку
резуль-
тата
учебного
труда
-Урок окончен.
Записывают домашнее задание.
тирован
о
выража
ет свое
мнение.