Напоминание

"К. Паустовский "Растрепанный воробей". Характеристика героев"


Автор: Шуст Марина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 г. Щигры Курской области"
Населённый пункт: город Щигры, Курская область
Наименование материала: Технологическая карта урока (литературное чтение, УМК "Школа России", 3 класс)
Тема: "К. Паустовский "Растрепанный воробей". Характеристика героев"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Класс: 3

Тема урока:

«

К. Паустовский «Растрепанный воробей». Характеристика героев»

Тип урока: урок закрепления и систематизации новых знаний

Цель урока: создание условий для характеристики главных героев.

Дидактические: продолжить знакомство с произведением К.Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей

составлять характеристики героев, их характера, находить в тексте отрывки, соответствующие их словам, обучать краткому пересказу;

Развивающие: развивать воображение, связную речь, навыки выразительного, беглого и выборочного чтения, интерес к чтению, навыки актёрского мастерства;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим";воспитывать интерес к чтению и любви к литературе;

формироватьответственное отношение к результату своего учебного труда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы

работы на этапе урока

Планирование контроля,

оценки, самооценивания,

взаимооценивания

Форма орг. уч. деятельности

(Ф-фронтальная, И-

индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное

оборудование на каждом

этапе урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-

познавательные, Р-

регулятивные, К -

коммуникативные)

Личностные

1.

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Проверьте готовность к уроку, на ваших партах

должны лежать: учебник, пенал.

- Ребята, посмотрите на слайд и ответьте на вопрос:

как вы понимаете смысл высказывания советского

педагога Василия Сухомлинского? (слайд 2)

Чтение – это окошко, через которое дети

познают мир и самого себя

- Верно, читая произведения, мы знакомимся с

окружающим миром, перед нами открывается

удивительный мир, полный секретов. После

прочтения мы испытаем определенные чувства:

радость, грусть, восхищение, боремся со своими

переживаниям и эмоциями, тем самым познаем

себя.

-Сегодня мы заглянем в такое волшебное окошко.

Для этого нам надо работать сплоченно,

продуктивно и помогать друг другу в нашей общей

работе. Какие качества мы сегодня возьмем с собой

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Предполагают

Проявляют познавательный интерес

Перечисляют

Бесед

а

с

мотив

ирую

щим

прие

мом

Контро

ль в

форме

наблюд

ения за

работой

обучаю

щихся

Ф

Слайд 1

презент

ации,

проекто

р,

компью

тер

Определяет

предметные

рамки

учебной

деятельности.

П -

строит

речевое

высказыв

ание в

устной

форме

К -

включает

ся в

диалог с

учителем

и

сверстни

ками

Проявляе

т

мотиваци

ю

учебно-

познават

ельной

деятельн

ости и

личностн

ый

смысл

учения

на урок?

- Да, мы берем на урок внимательность,

аккуратность, дисциплинированность, вежливость,

доброту, воспитанность, дружелюбие.

2.

Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и

алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме); 3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие; 4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую

недостаточность имеющихся знаний.

- Для того, чтобы подготовиться к хорошему

чтению,проведем речевую разминку.

1. Дыхательная гимнастика.

- У чтеца имеются особые «инструменты»,

которые помогают радовать слушателей своим

чтением - дыхание и голос. Подготовим их к

успешному чтению. Выполним следующее

упражнение:

«В лифте»

- Представьте, что вы едете в лифте и объявляете

этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и

наоборот. Едем сначала с 1 -го на 9-ый, а потом с

9-го на 1-ый.

2. Работа со скороговоркой.

-Теперь поработаем со скороговоркой. (3 слайд)

Воробей, воробей, лети к кормушке, не робей.

- 1. Прочитаем скороговорку "про себя".

2. Теперь читаем вполголоса или "жужжащим

чтением".

3. Произнесите скороговорку медленно.

4. Сейчас в привычном для вас темпе.

5. В конце быстро, отчётливо выговаривая каждое

слово.

- Молодцы!

- О ком скороговорка?

- Ребята, вы узнали из какого произведения этот

герой?

- А кто автор этой сказки?

- Что вы запомнили о писателе?

Слушают учителя.

Выполняют упражнение.

Читают скороговорку "про себя".

Читают скороговорку вполголоса или

"жужжащим чтением".

Читают скороговорку быстро.

- О воробье.

- Это герой из рассказа «Растрепанный

воробей».

- Константин Георгиевич Паустовский.

- К.Г. Паустовский писал рассказы и сказки о

людях и животных. Основными темами К. Г.

Паустовского являются Родина, природа.

Своими поэтическими произведениями К.

Паустовский внушает великое уважение к

природе, к целесообразности ее законов, к ее

возвышающей душу красоте. Его проза,

музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе

огромный запас знаний о мире, о его могучем

Беседа

Подводя

щий

диалог

Качествен

ная оценка.

Ф

Презе

нтаци

я.

Готовят к

чтению

дыхатель

ный

и

артикуля

ционный

аппарат,

знают

особенно

сти

сказки

и

рассказа.

Р

осуществ

ляет

целепола

гание,

планиров

ание

деятельн

ости,

Р -

планиру

ют

учебную

деятельн

ость.

К -

строит

монологи

ческое и

диалогич

еское

высказыв

ание.

Проявляе

т

внутренн

юю

позицию

школьни

ка на

уровне

положит

ельного

отношен

ия к

учебной

деятель-

ности.

- К какому жанру мы отнесли это произведение –

сказке или рассказу?

- А можно ли его отнести к сказке? Почему в так

считаете?

-

Перечислите

героев

сказки

«Растрепанный

воробей».

- Кто из них является главными героями?

- Как вы думаете, зачем мы перечислили героев

сказки? Чем мы будем заниматься сегодня на

уроке?

- Верно, тема сегодняшнего урока: «К. Паустовский

«Растрепанный воробей». Характеристика героев.»

- Сформулируйте цель урока.(слайд 6)

- Определите задачи урока

животворном начале, но и о его хрупкости.

- Это рассказ, так как описываются реальные

люди и события, которые могли произойти на

самом деле.

- Да, можно. Это сказка, потому что здесь

вымышленная история. Воробей не может на

самом деле найти и вернуть пропавшую вещь.

- Герои сказки – это девочка Маша, ворона,

воробей Пашка, мама, Нянюшка Петровна.

- Главные герои – это Маша, воробей Пашка и

ворона.

- Характеризовать героев, их поступки,

характер.

Формулируютцельурока:характеристика

героев рассказа.

Определяют задачи урока:

1)

вспомнить содержание рассказа

«Растрепанный воробей»;

2)

осмыслить его содержание,

охарактеризовать главных героев.

3.

Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока,

задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи,

знаково и изобразить схематически в эталоне.

Работа в парах

- Дома вы перечитали сказку-рассказ. Для решения

первой задачи давайте вспомним события по

порядку,

которые

происходят

в

сказке

«Растрепанный воробей». У вас на партах лежат

листочки с основными названиями этих событий.

Ваша задача восстановить цепочку этих событий и

соединить стрелками в правильном порядке.

1) Маша смотрит в окно

2) Разговор мамы и Маши вечером о стекленном

букете

3) Седая ворона ветке

4) Ворона – воровка

5) Бедный Пашка

6) Добрый милиционер

7) Новая хозяйка Пашки

8) Благодарность воробья

9) Воровство букета

Устанавливают последовательность событий

сказки – рассказа.

Проблем

но-

поисковы

й

метод,

словесны

й: беседа,

разъяснен

ие

Контроль

в

форме

наблюден

ия

за

работой

обучающ

ихся

Оценка

отдельны

х

учащихся

Ф

П

Карто

чки,

учебн

ик,

Знают

содержан

ие

произвед

ения и

последов

ательност

ь

событий.

П -

сравнива

ют,

выполня

ют

анализ

как

выделени

е частей

из целого

и синтез

как

составле

ние

целого из

частей.

Р -

планиру

ют

учебную

Проявле

ние

познават

ельного

интереса.

10) Слезы мамы

11) Воробьиный бой с вороной

12) Появление Пашки на спектакле и возвращение

Золушки букета

- Перескажите кратко по полученному плану

содержание

произведения

«Растрепанный

воробей».

Работа с текстом

- Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся

вначале произведения?

- Что вы знаете о семье Маши?

- Кем был Машин отец?

- Что можем сказать про ее маму?

- Что вы знаете о нянюшке?

-

Где

мы

видим

первое

появление

вороны?

Зачитайте ответ. (стр. 14)

-

При

каких

обстоятельствах

знакомимся

с

воробьем Пашкой? Зачитайте. (стр. 16)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот на ветках посмотри (руки вверх,

показывают веточки)

В серых майках воробьи (руками хлопают по

бокам, показывают грудки)

Распустили перышки (руки слегка в стороны)

Греются на солнышке (шевелят

пальчиками)

Головой вертят, вертят (повороты головой

вправо, влево)

Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая

руками)

Пересказывают кратко содержание рассказа.

- Первой мы узнаем Машу.

- Машин отец был моряком, что потом «ушел

на войну, потопил несколько фашистских

кораблей, два раз тонул, был ранен, но остался

жив. А теперь он опять далеко, в стране со

странным названием «Камчатка», и вернется

нескоро, только весной».

- Машина мама – балерина: «… она танцевала

в театре, но никогда не брала с собой туда

Машу», «Все последние дни мама

волновалась. Она готовилась впервые

танцевать Золушку и обещала взять на первый

же спектакль Петровну и Машу».

- Нянюшка Петровна находится постоянно

рядом с Машей, что она уже пожилой человек.

Что она добрая и немного строгая.

Отвечают на вопросы, находят и

зачитывают отрывки произведения,

подтверждающие ответ.

деятельн

ость.

К -

строит

монологи

ческое и

диалогич

еское

высказыв

ание.

Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)

А мы на место тихо сели. (садятся на места)

4. Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.).

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Работа в группах.

- Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте

объединимся и поработаем в группах. О каком

герое вы будете писать, узнаете, когда выберите

себе листок.

- Воспользуйтесь планом, который на листочках и

на слайде. Вы помните, что мы даем краткую

характеристику и не всегда пользуемся всеми

пунктами

плана.

Пользуйтесь

учебником

и

указывайте странички в подтверждение своих слов.

План характеристики литературного героя

1. Описание внешности (портрет)

2. Поведение, поступки героя.

3. Речь - о чем и как говорит герой.

4. Отношение героя к людям, окружающему,

своему делу.

5. Отношение к герою других действующих лиц.

- Проверка образа Маши. Представитель от группы

зачитывают

качества

персонажей,

другие

представители дополняют, но не повторяются.

Составляют характеристику героев.

Маша – добрая

девочка, она заботится

о

раненом воробье. «Маша принесла Пашку

домой,

пригладила

ему

перья

щеткой,

накормила

и

выпустила»

Стр.18.

Очень

переживает, что по ее вине расстроилась мама:

«А мама, когда возвратилась из театра, так

долго плакала, что вместе с ней заплакала и

Маша»(стр.19).

Любознательная. Это видно из того, какие

вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как

с такого черного неба может слетать такой

белый снег. И еще было непонятно, почему

среди зимы и морозов распустились у мамы на

столе в корзине красные большие цветы.

(стр.14)

Любопытная.

«Маше

было

любопытно

посмотреть, как ворона протискивается в

форточку. Она этого ни разу не видела. Маша

влезла на стул, открыла форточку и спряталась

за шкафом.(стр.19)

Словесны

е: Беседа,

разъяснен

ие

Оценка за

работу

отдельны

м

учащимся

.

Ф

Г

Разда

точны

й

матер

иал

Отвечают

на

вопросы

по

содержан

ию

текста.

Описыва

ют

главных

героев.

П -

устанавл

ивают

причинн

о-

следстве

нные

связи

К -строят

монологи

ческое и

диалогич

еское

высказыв

ание

Проявля

ют

познават

ельный

интерес

- Рассмотрим образ вороны, который записан на

листочках, вторая подгруппа дополняет, но не

повторяется.

Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши

слова с рисунками. А как видит мультипликатор

эту героиню посмотрим на слайде.

- Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы

понимаете значение этих слов. А давайте найдем

точное значение этих слов в толковом словарике и

зачитаем.

Скупой

-

чрезмерно

бережливый,

упорно

избегающий всяких трат.

Сварливый - ворчливый, склонный к ссорам.

- У нас остался самый главный герой –это воробей..

- А что вы записали о воробье? Зачитайте свои

ответы.

- Как вы думаете, кто такой беспризорник?

- Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть?

Впечатлительная.

Это

ярче

всего

проявляется во время спектакля, в том, как она

воспринимает то, что происходит на сцене:

«Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не

могла оторваться от сцены».

- Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была

седая ворона.

Наглая (стр.15) Как только Петровна и Маша

уходили, ворона протискивалась в комнату,

хватало первое, что попадалось на глаза, и

удирала.

Разбойница

(стр.15)

–Разбойница!

Опять

чего-нибудь уволокла.

Скупая, сварливая

(стр.15)

Жестокая (стр.17) Ворона выбросила его из

ларька и напоследок каркнула…

Объясняют значение слов.

-

Беспризорный

(стр.17)

–Эх

ты,

беспризорник!- сказал милиционер.

- Лишённый заботы, внимания; не имеющий

семьи или оторвавшийся от неё. Оставленный

без ухода, присмотра;

Несчастный

(стр. 17) Невесёлой жизни ты

воробей!

Голодный (стр.17) Пашка лежал в кармане,

моргал глазами и плакал от обиды и голода.

Благодарный

(стр. 18) С тех пор Пашка

каждый день прилетал к Маше, поклёвывал

крошки

и

соображал,

чем

бы

Машу

отблагодарить.

Сообразительный.

(стр.20)

Потом,

когда

мама пошла на репетицию в театр, Пашка

увязался за ней.

Юркий (стр.17) Ворона застала Пашку, как

только он юркнул в ларёк…

- Быстрым, ловким движением проникнуть

- А как вы понимаете это слово?

- Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку

одолеть ворону? Кто пришел к нему на помощь?

Вспомним пословицы о дружбе.

куда-либо, скрыться где-либо.

Растрепанный (стр.22) … в то самое время в

зрительный

зал

ворвался

маленький,

растрепанный воробей.

- Неаккуратный, беспорядочный.

- Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.).

Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона.

сейчас

я

хочу

проверить,

насколько

внимательно вы читали произведение и хорошо ли

вы помните подробные детали о других героях

произведения.

- Выполните тест на карточках, выбрав один

правильный ответ.

1. Как звали нянюшку Маши?

а) Ивановна;

б) Степановна;

в) Петровна.

2. Мама Маши в театре:

а) пела;

б) играла;

в) танцевала.

3. Мама готовилась танцевать:

а) Снегурочку;

б) Золушку;

в) Красную Шапочку.

4. Маленький букет цветов был сделан

из:

а) хрусталя;

б) тонкого стекла;

в) толстого стекла.

5. Папа должен был вернуться:

а) весной;

б) летом;

в) осенью.

6. Ворона сидела на ветке за окном и

ждала:

.

Выполняют задание: выбирают правильный

ответ на вопрос.

Практиче

ский.

Наглядны

е:

презентац

ия

Самопров

ерка

Оценки

за работу

отдель-

ным

учащимся

.

П

Ф

Карто

чки с

задан

ием

Выполня

ют

самостоят

ельную

работу,

знают

содержан

ие

произвед

ения

Р

выполняе

т

контроль

и оценку

работы.

К -

оказывае

т помощь

товарищ

у в

случаях

затрудне

ний

Понимае

т смысл

выполне

ния

самоконт

роля и

самооцен

ки

результат

ов своей

учебной

деятельн

ости

а) когда Петровна уйдет;

б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;

в) когда Петровна откроет форточку и

уведет Машу.

- Кто готов прочитать? Остальные внимательно

слушают и проверяют свою работу.

- У кого не так?

- Молодцы, вы были внимательные и хорошо

справились с заданием.

- 0 ошибок – отметка 5

1 – 2 ошибки – 4

3 и более - 3

Выполняют самопроверку.

6.

Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным

материалом;3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках.

Пословица на слайде: «НА ДОБРЫЙ ПРИВЕТ –

БЛАГОДАРНЫЙ ОТВЕТ». К какому из героев он

подходит?

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети

дают ответы).

- На что и как воробей отблагодарил Машу?

- Как вы думаете, какое чувство испытывала мама в

это время?

- Какой вывод можем сделать?.

- К воробью.

- Если ты будешь хорошо относиться к

человеку, он будет относиться к тебе так же.

- Появляется воробей. Он приносит букетик.

- Счастье, радость.

- Что доброе отношение к людям, животным,

делают жизнь счастливее, радостнее.

Практиче

ский:

упражнен

ие

Оценки

за работу

отдельны

х

учащихся

Ф

П

Презе

нтаци

я

Подбира

ют

пословиц

ы

к

содержан

ию

произвед

ения

П -

устанав

ливает

причин

но-

следств

енные

связи

К -

строит

моноло

гическо

е и

диалоги

ческое

высказ

ывание

Проявл

яет

познава

тельны

й

интерес

к

результ

ату

учебно

й

деятель

ности

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения

поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

- Чему же учит рассказ «Растрепанный воробей»?

- Что вам было трудно на уроке?

- Как вы считаете, мы смогли решить все

поставленные перед нами задачи?Докажите.

- Откройте дневники, запишите домашнее

Задание.

- Рассказ учит любить животных и птиц,

помогать тем, кто попал в беду, заботиться о

братьях наших меньших. Учит верить в чудо.

Учит

быть

добрыми

и

честными.

Учит

никогда не брать чужого. Учит уметь быть

благодарным.

Учит,

что

вместе

даже

маленькие воробьи - большая сила.

Высказывают свое мнение.

Беседа

Качествен-

ная оценка

Ф

Презе

нтаци

я

Выполнил

няют

анализ

деятельнос

ти на уроке

П

выполн

яет

рефлек-

сию

учебной

деятель

ности.

К -

аргумен

Выполня

ет

самооцен

ку

резуль-

тата

учебного

труда

-Урок окончен.

Записывают домашнее задание.

тирован

о

выража

ет свое

мнение.



В раздел образования