Напоминание

Приёмы работы для формирования читательской грамотности на уроках английского языка


Автор: Андреева Светлана Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Исток"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Приёмы работы для формирования читательской грамотности на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия Исток»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПРИЁМЫ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Подготовила: учитель английского языка

Андреева Светлана Сергеевна

г. Великий Новгород

2023 год

Приёмы работы для формирования читательской грамотности на

уроках английского языка

Читательская грамотность - базовое направление функциональной

грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это

задание ПРОЧИТАТЬ.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты,

размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и

возможности, участвовать в жизни общества.

Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа

ученика с текстом.

И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на

формирование навыков функционального чтения.

Основными этапами работы с текстом при формировании читательской

компетенции учащихся являются:

Предтекстовый (Pre-reading).

Текстовый (While-reading).

Послетекстовый (Post-reading).

1. Предтекстовые (Pre-reading) стратегии

Задачами данного этапа являются

создание мотива чтения;

развитие умения прогнозирования;

активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.

Можно выделить следующие группы упражнений на данном этапе:

упражнения на соотнесение слова с темой;

упражнения на понимание лексико-тематической основы текста;

упражнения в работе с заглавием текста;

упражнение в опознавании интернационализмов.

Упражнения на соотнесение слова с темой.

- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.

- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.

- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой

группе.

- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического

ряда.

Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её

ассоциациями.

- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят

для описания ситуации, изображённой на ней.

- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с

переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.

- Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в

последовательности происходящих событий.

Упражнения в работе с заглавием текста.

- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему мнению, будет

идти речь в тексте.

- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?

Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?

Упражнение в опознавании интернационализмов.

- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без

словаря), опираясь на графический образ слов.

- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова,

определите их значение в родном языке и иностранном языках.

- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и

«ложные друзья переводчика», предварительно прочитав следующие

словосочетания.

2. Текстовые (While-reading) стратегии

Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у

читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает

обучающийся и насколько хорошо он понимает прочитанное.

На данном этапе учитель может предложить учащимся следующие задания:

найти ответы на предложенные вопросы;

подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить,

что в тексте не упомянуто;

составить предложения по порядку;

найти соответствия;

выполнить задание на множественный выбор;

подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из

предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение

в данном контексте;

восполнить недостающую информацию;

во время чтения текста заполнить таблицу.

3. Послетекстовые (Post-reading) стратегии

Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством

контроля формирования умений смыслового чтения и возможным

использованием полученной информации в будущем.

На этом этапе учитель может предложить учащимся:

выявить новое из прочитанного текста;

высказать свое мнение по поводу прочитанного;

опровергнуть утверждения или согласиться с ними;

доказать или охарактеризовать что-то;

составить план текста, выделив его основные мысли;

пересказать/кратко изложить содержание текста;

рассказать текст от лица главного героя;

вставить в текст пропущенные слова или выражения;

составить синквейн.

Для формирования читательской грамотности у учащихся 2-4-х классов

можно использовать следующие приёмы:

1. Прием «Puzzles». (Сложение целого текста из частей)

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив

их в правильной последовательности.

Можно начинать применять со второго класса. Для учащихся

данного возраста текст разделяется на предложения.

В 3-4 -х классах предлагается соединить текст, разделенный на абзацы.

2. Прием «Simple and Complicated questions»

Способ организации взаимоопроса учащихся по прочитанному, при

котором «простой» вопрос предполагает репродуктивный ответ, а

«сложный» - проблемный, требующий анализ информации. Следующая

таблица может помочь учащимся в этой работе.

«Simple» questions «Complicated» questions

Who …? Why … ?

What …? Will …?

When ..? Why do you think… ?

Can…? What’s the difference… ?

How …? Can you agree that… ?

3. Прием «Remake»

После прочтения текста с какой-либо личной информацией ученики

создают подобный текст только уже про самих себя. Этот прием можно

использовать при отработке различной лексики, практике употребления

Present (Past или Future) Simple.

4. Прием «True/ False»

Учитель предлагает верные и неверные факты по тексту. Учащимся

следует отметить их знаками «+», если они соответствуют содержимому

текста или «-», если не соответствуют.

5. Прием «Missing Words»

Задача: восстановить деформированный текст, вставив по смыслу

пропущенные слова исходя из контекста. Этот приём используется

только для развития умения чтения с полным пониманием информации.

Ещё примеры заданий на формирование читательской грамотности у

учащихся начальной школы.

Text 1

Martin Ross is going to visit his friend Peter who lives in Edinburgh for the

weekend. Martin will live in Peter’s house. The house is big, with four bedrooms

upstairs. The friends are going to travel about the country.

Text 2

Mister Ross is on holiday. He is not in the town. He is near the lake with his

family. The weather is wonderful. It is not hot, it is not cold. It is warm and sunny.

There are no clouds and it is not windy. The children are playing at the water. Mr.

Ross and his wife are going to swim. It’s a very happy day Martin is having.

Text 3

Last weekend was Mr. Ross’s birthday. A lot of friends wanted to say “Happy

Birthday” to him. So, there were a lot of people in Mr. Ross’s house last Sunday.

They danced, played games and watched video film. The food was wonderful.

На развитие навыков читательской грамотности можно предложить

младшим учащимся выполнить следующие задания.

1.Прочитайте 3 текста и найдите ответы на следующие простые вопросы:

Is Mr. Ross’s family in town?

When was Mr. Ross’s birthday?

2. Прочитайте 3 текста и найдите, что их объединяет.

3. Объедините все эти тексты в один. Определите их последовательность.

4. Придумайте заголовок к полученному большому тексту.

5. Найдите различие в этих текстах. Выразите это различие словом или

фразой.

6. Ответьте на следующие сложные вопросы:

What country is Mr. Ross going to next Saturday?

Was Martin Ross happy last weekend? Why?

Есть многие другие приемы работы по развитию читательской

грамотности младших школьников, такие как «образование кластеров»,

«создание рисунков» по прочитанному и т.п. Важная роль отводится

продуманной подготовительной работе учителя. Правильная организация

работы с текстом на уроках английского языка в младших классах не только

вызывает интерес к изучаемому языку и развивает обучающихся, учит их

грамотной работе с информацией, но и повышает мотивацию к самому

процессу чтения.

Задания на формирование читательской грамотности у учеников 7-8

классов.

Например, текст об известной писательнице Агате Кристи.

1. Have a look at the photo! Is the person in the picture a famous scientist?,

inventor?, actor?, writer? What is her name? What do you know about

her? What can we say about Agatha Christie?

2. Look at the words and tick those which you can find in the text.

crime writer lack tutor award author invent conservative teacher

make up

3. Look at the questions and fill in the first two columns of the table

Who is Agatha Christie?

When and where was Agatha Christie born?

Where did she work during the First World War?

How did she get the idea of writing a detective novel?

What are Agatha Christieʼs main characters?

I know

I want to know

I have learnt

4. Read the text and decide which of the statements (1-5) are T (true), F (false)

or NS (not stated).

1. Agatha Christie was a famous American crime writer.

2. Agatha had two brothers.

3. Agatha taught how to read at school.

4. Agatha worked as a nurse in a hospital during her life.

5. She wrote 66 novels.

TEXT

Agatha Christie was a famous English crime writer who is best known for her

detective stories featuring Hercule Poirot and Miss Jane Marple. Agatha Christie

was born in 1890 in the seaside town of Torquay of Devon, England to an

American father and an English mother. Her family was well-to-do and

conservative and she was the youngest of three children.

Although Agatha never attended school she didn’t lack education. She taught

herself how to read when she was only four and later her parent hired tutors to

provide lessons in subjects such as music, dance, mathematics, and French. Agatha

was a shy child and, having problems expressing herself verbally, she first turned

to music and later to writing and became very good at making up stories. When she

was eleven, her father died and she became very close to her mother with whom

she started to travel a lot.

During the First World War Agatha worked as a nurse in a hospital and it was

during this time that Agatha Christie got the idea of writing a detective novel.

Although she finished the story in a year it wasn’t published until five years later.

The Mysterious Affair at Styles introduced the retired Belgian police officer,

Hercule Poirot, to the world and was a great success. Following this, Agatha would

write more than 30 novels featuring Poirot. In all she wrote over 66 novels, the

most famous being Murder on the Orient Express, and according to the Guinness

Book of records, Agatha Christie is the best-selling writer of her time with over

four billion books sold throughout the world. In 1971 she was awarded the high

honour of Dame of the British Empire before passing away peacefully on 21

st

January 1976.

6. Complete the third column of the table.

I know

I want to know

I have learnt

7. Retell the text.

Ниже приведена подборка аутентичных текстов по теме “Holidays all over the

world” и задания к ним, ориентированные на формирование

читательской грамотности на уроках английского языка в 6 – 8 классах.

Mother’s Day

Mother’s Day is a day to celebrate mothers and what they do for their families

and society. It is celebrated on different days in different parts of the world. In

more than 50 countries around the world, including the United States, Canada, and

Australia, it is celebrated on the second Sunday in May. The American Mother’s

Day was first started in 1908 by Anna Jarvis. The day became an official

American holiday in 1914.

Although Mother’s Day is celebrated on different days around the world, it is

common in many countries to give mothers flowers, cards, and gifts. Also,

traditionally on this day, children around the world cook and clean for their

mother, so she doesn’t have to do housework and might even get breakfast in bed!

Mother’s Day has become very commercial though.

In 2014, it is estimated that Americans spent about $20 billion on

Mother’s Day. About $2 billion of that was spent on flowers alone. Will you

celebrate Mother’s Day this year? If yes, what do you plan to do? A recent survey

said most mothers would prefer a handmade gift! It is not a bad idea, is it?

Задания

1) Find in the text the English equivalents for these words and word

combinations:

– празднуется;

– в разных частях мира;

– официальный американский праздник;

– дарить подарки;

– подсчитано, что;

– последний опрос;

– подарок ручной работы;

– позавтракать в кровати;

– принято;

– впервые был организован.

2) Complete the sentences according to the text.

1. Mother’s Day is a …

2. It is celebrated on …

3. On this day people usually …

4. Americans spend …

3) Say if the statements are true, false or not stated.

1. Mother's Day is celebrated on the third Sunday in May in

more than 50 countries.

2. The American Mother's Day became an official American holiday in 1914.

3. Canadians spent about $20 billion on Mother's Day in 2014.

4. Most mothers would like to spend Mother's Day at home.

4) Make up thin and thick questions and answer them.

Thin questions Thick questions

Who …? Why do you think …?

What …? Do you agree …?

Where ...? Do you believe …?

How many…? Can….?

5) You have read the text and now you are ready to create your own master-

piece – а cinquain.

1 word (a subject or a noun)

2 words (adjectives) that describe word 1

3 words (action verbs) that relate to word 1

4 words (feelings or a complete sentence) that relates to word 1

1 word (a synonym of line 1 or a word that sums it up).

Valentine’s Day Facts

Every year on February 14th, Valentine’s Day is celebrated by many couples.

Here are five interesting facts about Valentine’s Day that you might not know!

In Japan, Valentine’s Day is a day when women give dark chocolate to men.

While the rest of the world’s men are expected to give presents to their special

ladies, it’s the other way around in Japan! Don’t worry though because men are

expected to give gifts of white chocolate to women on March 14th. This is known

as White Day.

The average American man spends a little over $100 on their girlfriend or wife

on Valentine’s Day. They spend most of that money on buying chocolate, flowers,

or a nice evening out at dinner or a movie.

People are increasingly buying Valentine’s Day presents for their pets! Ameri-

cans spent about $700 million on presents for their pets on Valentine’s Day in

2015. About 3 per cent of pet owners buy presents for their pets each year. People

send a total of about 1 billion Valentine’s Day cards ever year. The only holiday

where people send more cards is Christmas. A long time ago, it was considered

bad luck to sign a Valentine’s Day card.

In Finland, Valentine’s Day is more of a day for friends. It is a time to get

together with your friends, have a small party and enjoy each other’s company.

People also give cards and small gifts to their friends but this doesn’t have a

romantic meaning. It shows you care about your good friends.

1) Do the quiz.

1. In Japan, women are expected to give white chocolate to men on

Valentine’s Day.

A) True B) False

2. What is one thing that many American men buy on Valentine's Day?

A) pets B) a small party C) a company D) flowers

3. About 10 per cent of pet owners buy a Valentine's Day gift for their pet.

A) True B) False

4. A long time ago, it was bad luck to sign a Valentine Day's card.

A) True B) False

5. People in Finland consider Valentine’s Day as a time to celebrate:

A) pets B) husbands C) wives D) friends

2) Put the sentences in order they appear in the text.

The most popular gifts are chocolate and flowers.

It is a day when women give chocolate to men.

Pet owners buy presents to their pets.

It is a day for friends.

People send a lot of cards on this day.

There is another day for men to give gifts to women.



В раздел образования