Напоминание

Проблемы воздействия ПАВ на детский организм


Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Юрий Борисович Савостьянов
Должность: педагог-психолог, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Комплексная психолого-педагогическая программа по профилактике вредных привычек "В мире познания"
Тема: Проблемы воздействия ПАВ на детский организм
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образова-

ния Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Комплексная психолого-педагогическая программа по профи-

лактике вредных привычек

«В мире познания»

Составитель:

Царева Зинаида Владимировна

педагог-психолог «Регионального

социопсихологического центра»

г. Самара

Аннотация

“Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медици-

ны приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении пси-

хоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в

предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами,

сколько в том, чтобы помочь овладеть обучающимся определенными навыка-

ми поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром

— решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет соб-

ственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпада-

ют с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать

ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение ре-

шать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дур-

манящих веществ.

Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости

(усиление защитных факторов) - наиболее современный подход к профилак-

тике.

Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяс-

нить детям, учитывая их возрастные особенности.

Стержневым понятием является понятие “единого целого”, т.е. здоровье сле-

дует понимать, как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все,

что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части

целого.

Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой

личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.

Программа сопровождает процесс становления и развития личности школь-

ника и охватывает весь период обучения ребенка в школе.

Цели:

привлечь внимание обучающихся к проблемам употребления психоак-

тивных веществ (ПАВ) и заболеваний, передающихся половым путём

(ЗППП) ;

оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за

выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных

проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.

Основные задачи:

предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на

организм человека;

сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на

здоровый образ жизни (ЗОЖ);

помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, кото-

рые помогут следовать ЗОЖ.

В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компонен-

ты:

1.Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на

организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, пони-

мание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с челове-

ком при употреблении ПАВ.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологиче-

ских особенностей личности, способствующих развитию зависимости от упо-

требления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологи-

ческая адаптация подростков “группы риска”.

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной

самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению

сверстников.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка,

овладение навыками общения.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового об-

раза жизни.

Программа профилактики состоит из трех этапов. В ее основу положены воз-

растные периоды закладки аддиктивного поведения детей.

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Этапы

Возраст

Характеристика

I

6-9 лет

9-11 лет

Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорово-

го образа жизни;

Освоение навыков безопасного поведения (в том числе с наркотизацией

окружающих);

Развитие навыков самоконтроля.

Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний

о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека;

Формирование устойчивости личности к негативному давлению среды.

II

11–13 лет

Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности;

Необходимо применить методы на установку “не делай, как другие” по от-

ношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркоген-

ных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасно-

сти ПАВ) .

III

14–17 лет

Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях нар-

когенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей

сказать – НЕТ!”

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этапы

Класс

Формы работы

I

1 - 2

3- 4

Игровые ситуации, инсценирование, сказко-терапия, контекстное

обучение (включение информации об опасности наркотизации в

содержание базовых учебных курсов);

Тренинги “Загадки необитаемого острова”, “Учимся быть внима-

тельными”;

Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги

“Правила доброты”, “Я учусь владеть собой”;

(сценарии уроков здоровья в книге Обуховой Л.А., Лемяскиной

Н.А.

“Школа докторов природы или 135 уроков здоровья, 1-4 классы

”).

II

5 - 7

Тренинг “Уроки общения”, ролевые игры, контекстное обучение,

инсценирование, беседы с элементами рассуждения;

Арт-терапия – рисунки Анти-стресс.

III

8 – 9

Тренинг “Мир моих чувств”, тренинг общения, ролевые игры,

дискуссии, деловые игры;

Контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения;

Тренинг “Мой жизненный выбор”, тренинг толерантности, дис-

куссии, деловые игры, презентации.

Арт-терапия.

Активные методы психолого-педагогического воздействия,

применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ

Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных

способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение,

которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса

обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного

общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и

рефлексивных качеств участников тренинга.

Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечи-

вается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обя-

зательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиден-

циальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упраж-

нении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую инфор-

мацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить

новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочув-

ствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.

Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором

участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодей-

ствуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между

ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за

происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Сов-

местная работа в группе позволяет формировать качества социальной и лич-

ностной компетентности учащихся.

Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специ-

ально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует

устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую ат-

мосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирова-

ние может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых

игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют

тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уве-

ренность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуа-

циях.

Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или

отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны

одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане.

Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи

или не кончится отведенное на него время.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности

учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых

задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обще-

ния. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон,

уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать об-

щее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетво-

рить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.

Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и

отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их вни-

мание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.

“Аквариум” – это активный метод обучения, предполагающий расположе-

ние учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего

круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – яв-

ляются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия.

Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические

умения учащихся.

Сказкотерапия – Само название метода указывает на то, что его основой

является использование сказочной формы. Перспективность использования

этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обу-

словлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории,

наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с

помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затра-

гивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную струк-

туру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по фор-

мированию внутри личностных “антинаркотических барьеров”, наличие ко-

торых и признается главным защитным фактором по отношению к возмож-

ной наркотизации.

Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педаго-

гического воздействия искусством.

Основная цель арт-терапии – установление гармонических связей с окру-

жающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укреп-

ляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, свя-

зывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их вну-

тренний мир.

Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникаю-

щие в процессе арт-терапии, снижают агрессивность, повышают самооценку

(“я не хуже других”), адаптивные способности ребенка к повседневной жиз-

ни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на

символическом уровне. Использование элементов арт-терапии в профилакти-

ке способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному

вовлечению в наркотизацию.

Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и обща-

ются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком

значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование дви-

гательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психо-

гимнастика может использоваться на профилактических занятиях для реше-

ния задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напря-

жения, отработка обратной связи.

Циклы психологических занятий с элементами тренинга, применяемые

в профилактической работе

Возрастная

груп-

па

Название

тренинго-

вой программы

Основные цели и задачи тренинговой програм-

мы.

Младшие школьни-

ки

(1-2 класс)

“Загадки необитаемого

острова”

Создание благоприятных условий для развития лич-

ности.

Профилактика и коррекция социально-психологиче-

ской дезадаптации

Развитие эмоциональной сферы.

Формирование навыков самопознания и эффектив-

ного общения.

1-2 класс

“Учимся быть внима-

тельными”

Развитие основных свойств внимания (концентра-

ции, распределения, переключения, объёма);

Формирование навыков самоконтроля в поведенче-

ской и эмоциональной сфере;

Обучение ребят регулированию своего эмоциональ-

ного состояния путём релаксации

(расслабления).

3-4 класс

“Правила доброты”

Обучение детей конструктивным поведенческим ре-

акциям в проблемной ситуации.

Снятие деструктивных элементов в поведении;

Обучение ребят отреагированию своего гнева при-

емлемым способом (безопасным для себя и окружа-

ющих);

Формирование способности осознавать свои эмоции

и чувства других людей (развитие эмпатии);

Обучение ребят способам управления собственным

гневом;

Снижение уровня личностной тревожности;

Развитие позитивной самооценки.

2-4 класс

“Я учусь владеть со-

бой”

Формирование эмоциональной стабильности и поло-

жительной самооценки;

Развитие способности к самоконтролю и саморегу-

ляции;

Обучение ребят ответственному отношению к своим

поступкам;

Развитие умения сказать “Нет”;

Повышение самооценки и уверенности в себе;

Развитие коммуникативных навыков.

Среднее звено

5-6 класс

“Уроки общения”

Обучение учащихся конструктивным способам вы-

хода из конфликтных ситуаций.

Развитие умения слушать других людей.

Обучение приемлемым способам разрядки гнева и

агрессивности.

Обучение способам внутреннего самоконтроля.

Формирование позитивной моральной позиции.

7-9 класс

“Мир моих чувств”

Обучение подростков обозначению своих личных

границ и уважению границ другого человека.

Обучение способам выражения чувств.

Формирование уважительного отношения к чув-

ствам других людей.

Повышение самооценки подростков.

Отработка навыков взаимодействия и уверенного

поведения.

8 класс

Тренинг общения

Повышение общей социально-психологической

адаптированности обучающихся.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование навыков социально приемлемого

самовыражения.

Развитие самоконтроля.

9 класс

“Жить в мире с собой и

другими”.

Развитие чувства собственного достоинства и уме-

ния уважать достоинство других.

Обучение конструктивным способам выхода из кон-

фликтных ситуаций

Повышение самооценки.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование позитивного отношения к своему на-

роду.

Обучение межкультурному пониманию и толерант-

ному поведению в межэтнических отношениях.

Профилактические занятия планируется проводить один раз в неделю.

Длительность занятия – 1 академический час.

Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления ре-

зультатов входящей (на начало) и итоговой (по окончании этапа) диагностик.

Для каждого звена рекомендуется отдельная анкета с учетом возрастных осо-

бенностей обучающихся.

Литература

1.Актуальные проблемы управления образованием в регионе:

Воспитательная и профилактическая работа в системе образования: Сборник

нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления

психоактивными веществами /Под ред. С.А. Репина,

2.Н.И. Фуниковой.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ “Образование”. – 2001.

3.Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики

курения в школе. М., 2005.

4.Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребле-

ния алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.

5.Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьни-

ков: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика

злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.

6.Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие

для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: “Про-

филактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвеще-

ние, 2003.

7.Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.,2003.

8.Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в

обучении. М., 2006.

9.Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и

подростков. М., 2005



В раздел образования