Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Юрий Борисович Савостьянов
Должность: педагог-психолог, руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Комплексная психолого-педагогическая программа по профилактике вредных привычек "В мире познания"
Тема: Проблемы воздействия ПАВ на детский организм
Раздел: среднее образование
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образова-
ния Самарской области
«Региональный социопсихологический центр»
Комплексная психолого-педагогическая программа по профи-
лактике вредных привычек
«В мире познания»
Составитель:
Царева Зинаида Владимировна
педагог-психолог «Регионального
социопсихологического центра»
г. Самара
Аннотация
“Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медици-
ны приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении пси-
хоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в
предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами,
сколько в том, чтобы помочь овладеть обучающимся определенными навыка-
ми поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).
Молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром
— решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет соб-
ственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпада-
ют с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать
ответственность за выбор здорового образа жизни, приобретать умение ре-
шать личные и социальные проблемы, педагог защищает его от власти дур-
манящих веществ.
Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости
(усиление защитных факторов) - наиболее современный подход к профилак-
тике.
Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяс-
нить детям, учитывая их возрастные особенности.
Стержневым понятием является понятие “единого целого”, т.е. здоровье сле-
дует понимать, как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все,
что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части
целого.
Основная идея программы - формирование гармонично развитой, здоровой
личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.
Программа сопровождает процесс становления и развития личности школь-
ника и охватывает весь период обучения ребенка в школе.
Цели:
привлечь внимание обучающихся к проблемам употребления психоак-
тивных веществ (ПАВ) и заболеваний, передающихся половым путём
(ЗППП) ;
оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за
выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных
проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.
Основные задачи:
предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на
организм человека;
сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на
здоровый образ жизни (ЗОЖ);
помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, кото-
рые помогут следовать ЗОЖ.
В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компонен-
ты:
1.Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на
организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, пони-
мание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с челове-
ком при употреблении ПАВ.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологиче-
ских особенностей личности, способствующих развитию зависимости от упо-
требления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологи-
ческая адаптация подростков “группы риска”.
Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной
самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению
сверстников.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка,
овладение навыками общения.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового об-
раза жизни.
Программа профилактики состоит из трех этапов. В ее основу положены воз-
растные периоды закладки аддиктивного поведения детей.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Этапы
Возраст
Характеристика
I
6-9 лет
9-11 лет
Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорово-
го образа жизни;
Освоение навыков безопасного поведения (в том числе с наркотизацией
окружающих);
Развитие навыков самоконтроля.
Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний
о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека;
Формирование устойчивости личности к негативному давлению среды.
II
11–13 лет
Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности;
Необходимо применить методы на установку “не делай, как другие” по от-
ношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркоген-
ных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасно-
сти ПАВ) .
III
14–17 лет
Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях нар-
когенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей
сказать – НЕТ!”
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы
Класс
Формы работы
I
1 - 2
3- 4
Игровые ситуации, инсценирование, сказко-терапия, контекстное
обучение (включение информации об опасности наркотизации в
содержание базовых учебных курсов);
Тренинги “Загадки необитаемого острова”, “Учимся быть внима-
тельными”;
Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги
“Правила доброты”, “Я учусь владеть собой”;
(сценарии уроков здоровья в книге Обуховой Л.А., Лемяскиной
Н.А.
“Школа докторов природы или 135 уроков здоровья, 1-4 классы
”).
II
5 - 7
Тренинг “Уроки общения”, ролевые игры, контекстное обучение,
инсценирование, беседы с элементами рассуждения;
Арт-терапия – рисунки Анти-стресс.
III
8 – 9
Тренинг “Мир моих чувств”, тренинг общения, ролевые игры,
дискуссии, деловые игры;
Контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения;
Тренинг “Мой жизненный выбор”, тренинг толерантности, дис-
куссии, деловые игры, презентации.
Арт-терапия.
Активные методы психолого-педагогического воздействия,
применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ
Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных
способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение,
которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса
обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного
общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и
рефлексивных качеств участников тренинга.
Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечи-
вается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обя-
зательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиден-
циальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упраж-
нении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую инфор-
мацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить
новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочув-
ствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.
Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором
участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодей-
ствуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между
ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за
происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Сов-
местная работа в группе позволяет формировать качества социальной и лич-
ностной компетентности учащихся.
Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специ-
ально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует
устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую ат-
мосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирова-
ние может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых
игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют
тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уве-
ренность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуа-
циях.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или
отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны
одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане.
Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи
или не кончится отведенное на него время.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности
учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых
задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе обще-
ния. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон,
уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать об-
щее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетво-
рить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.
Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и
отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их вни-
мание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.
“Аквариум” – это активный метод обучения, предполагающий расположе-
ние учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего
круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – яв-
ляются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия.
Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические
умения учащихся.
Сказкотерапия – Само название метода указывает на то, что его основой
является использование сказочной формы. Перспективность использования
этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обу-
словлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории,
наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с
помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затра-
гивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную струк-
туру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по фор-
мированию внутри личностных “антинаркотических барьеров”, наличие ко-
торых и признается главным защитным фактором по отношению к возмож-
ной наркотизации.
Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педаго-
гического воздействия искусством.
Основная цель арт-терапии – установление гармонических связей с окру-
жающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укреп-
ляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, свя-
зывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их вну-
тренний мир.
Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникаю-
щие в процессе арт-терапии, снижают агрессивность, повышают самооценку
(“я не хуже других”), адаптивные способности ребенка к повседневной жиз-
ни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на
символическом уровне. Использование элементов арт-терапии в профилакти-
ке способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному
вовлечению в наркотизацию.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и обща-
ются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком
значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование дви-
гательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психо-
гимнастика может использоваться на профилактических занятиях для реше-
ния задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напря-
жения, отработка обратной связи.
Циклы психологических занятий с элементами тренинга, применяемые
в профилактической работе
Возрастная
груп-
па
Название
тренинго-
вой программы
Основные цели и задачи тренинговой програм-
мы.
Младшие школьни-
ки
(1-2 класс)
“Загадки необитаемого
острова”
Создание благоприятных условий для развития лич-
ности.
Профилактика и коррекция социально-психологиче-
ской дезадаптации
Развитие эмоциональной сферы.
Формирование навыков самопознания и эффектив-
ного общения.
1-2 класс
“Учимся быть внима-
тельными”
Развитие основных свойств внимания (концентра-
ции, распределения, переключения, объёма);
Формирование навыков самоконтроля в поведенче-
ской и эмоциональной сфере;
Обучение ребят регулированию своего эмоциональ-
ного состояния путём релаксации
(расслабления).
3-4 класс
“Правила доброты”
Обучение детей конструктивным поведенческим ре-
акциям в проблемной ситуации.
Снятие деструктивных элементов в поведении;
Обучение ребят отреагированию своего гнева при-
емлемым способом (безопасным для себя и окружа-
ющих);
Формирование способности осознавать свои эмоции
и чувства других людей (развитие эмпатии);
Обучение ребят способам управления собственным
гневом;
Снижение уровня личностной тревожности;
Развитие позитивной самооценки.
2-4 класс
“Я учусь владеть со-
бой”
Формирование эмоциональной стабильности и поло-
жительной самооценки;
Развитие способности к самоконтролю и саморегу-
ляции;
Обучение ребят ответственному отношению к своим
поступкам;
Развитие умения сказать “Нет”;
Повышение самооценки и уверенности в себе;
Развитие коммуникативных навыков.
Среднее звено
5-6 класс
“Уроки общения”
Обучение учащихся конструктивным способам вы-
хода из конфликтных ситуаций.
Развитие умения слушать других людей.
Обучение приемлемым способам разрядки гнева и
агрессивности.
Обучение способам внутреннего самоконтроля.
Формирование позитивной моральной позиции.
7-9 класс
“Мир моих чувств”
Обучение подростков обозначению своих личных
границ и уважению границ другого человека.
Обучение способам выражения чувств.
Формирование уважительного отношения к чув-
ствам других людей.
Повышение самооценки подростков.
Отработка навыков взаимодействия и уверенного
поведения.
8 класс
Тренинг общения
Повышение общей социально-психологической
адаптированности обучающихся.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование навыков социально приемлемого
самовыражения.
Развитие самоконтроля.
9 класс
“Жить в мире с собой и
другими”.
Развитие чувства собственного достоинства и уме-
ния уважать достоинство других.
Обучение конструктивным способам выхода из кон-
фликтных ситуаций
Повышение самооценки.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование позитивного отношения к своему на-
роду.
Обучение межкультурному пониманию и толерант-
ному поведению в межэтнических отношениях.
Профилактические занятия планируется проводить один раз в неделю.
Длительность занятия – 1 академический час.
Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления ре-
зультатов входящей (на начало) и итоговой (по окончании этапа) диагностик.
Для каждого звена рекомендуется отдельная анкета с учетом возрастных осо-
бенностей обучающихся.
Литература
1.Актуальные проблемы управления образованием в регионе:
Воспитательная и профилактическая работа в системе образования: Сборник
нормативных и методических материалов по профилактике злоупотребления
психоактивными веществами /Под ред. С.А. Репина,
2.Н.И. Фуниковой.- Челябинск: Изд-во ИИУМЦ “Образование”. – 2001.
3.Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики
курения в школе. М., 2005.
4.Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Предупреждение употребле-
ния алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
5.Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьни-
ков: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: “Профилактика
злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвещение, 2003.
6.Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие
для работы с учащимися 7 -8 кл.: В помощь образоват. учреждению: “Про-
филактика злоупотребления психоактивными веществами”. – М.: Просвеще-
ние, 2003.
7.Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М.,2003.
8.Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в
обучении. М., 2006.
9.Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и
подростков. М., 2005