Автор: Кисельман Наталья Львовна
Должность: преподаватель высшей категории по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Октябрьский
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над кантиленой в классе скрипки"
Раздел: дополнительное образование
План открытого урока
преподавателя Кисельман Н.Л. с ученицей 8 класса Будаевой Аленой
Тема урока: «Работа над кантиленой в классе скрипки»
Цель урока: Развитие навыков кантиленной игры.
Вид урока: традиционный.
Методы:
Словесные(беседа, анализ музыкального произведения)
Наглядные(показ на инструменте)
Практические(детальная работа над произведением)
Технологии:
Информационно-коммуникационные: (прослушивание произведения в
записи)
Ход урока:
1) Вступление, теоретическая часть - 5 мин.
2) Разыгрывание на упражнениях и гамме Соль мажор – 5 мин
3) Работа над отрывком из кантиленного этюда Ж.Мазаса №2 – 5 мин
4) Работа над пьесой Ж.Массне «Размышление» (Беседа о композиторе,
форме и образном содержании пьесы. фразировка, распределение смычка,
переходы, динамика) 15 мин.
5) Исполнение пьесы с концертмейстером - 5 мин.
6) Домашнее задание и заключение - 5 мин.
Вступление
«Проблема, связанная с извлечением действительно красивого звука, иначе
говоря – звука настолько певучего, что заставляет слушателя забыть
физический процесс своего возникновения, принадлежит к числу тех
проблем, разрешение которых всегда должно оставаться наиболее важной
задачей для всех, кто посвящает себя скрипке.»
Л.Ауэр
Кантилена с итальянского - пение, распевание, что предполагает
владение плавным переходом от звука к звуку. Примерно с 19 века
считалось, что это главное и самое ценное, что присуще игре на скрипке, и,
соответственно,
лучший
скрипач
—
тот,
кто
лучше
всех
умеет
на скрипке петь, передавая в звуке тончайшие движения души. Примерно с
середины 20 века в музыкальном исполнительстве окончательно победил
механистический
подход
(быстрее-выше-сильнее), поэтому
кантилене
перестали уделять достаточно внимания.
Многие из тех, кто обучается игре на скрипке, пришли к выводу, что
певучие мелодии играть проще, чем сложные быстрые виртуозные пассажи
и стали пропускать их во время занятий, концентрируясь больше на
«технике». С этой тенденцией боролся, например, Д.Ойстрах, говоривший,
что
кантилена
— самый
виртуозный
скрипичный
прием
из
всех
существующих.
Также это понятие часто применяют мастера, производящие
музыкальные
инструменты.
Получившийся
инструмент
может
иметь
«кантилену», а может быть лишён её. Последний считается браком, т.к. не
отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента
используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным
количеством открытых струн. Если время «затухания» звучания аккорда
превышает 30 секунд, то «кантилена» есть, если это время составляет менее
30 секунд, то такой инструмент лишён «кантилены» и является продуктом
«второго сорта».
Важнейшим выразительным средством в кантиленных произведениях
является мелодия. Работе над ней обычно приходится уделять большое
внимание. Важно понять логику мелодического развития, интонационные
тяготения,
кульминации,
динамический
план.
Также
работа
над
кантиленными произведениями включает в себя такие важные задачи как:
красивое и качественное звукоизвлечение, точная фразировка, динамика
звучания, плавные переходы, плавная смена струни смычка, правильное
распределение смычка, вибрация.
В формировании навыка правильной фразировки помогает пропевание
мелодии.
При
пении
мелодии,
через
голосовой
аппарат
активно
задействуются
не
только
слуховая,
но
и
эмоциональная
сторона
мелодического слуха. Пение вслух на начальных этапах обучения является
обязательным, важным элементом в работе с учениками.
В работе над кантиленой одной из важных задач является
звукоизвлечение. Здесь важную роль играет
слуховой контроль, без
которого не добиться хорошей атаки звука, его равномерного продолжения,
незаметной смены струн и смычка. Ценнейшим качеством музыканта в
работе над кантиленой является внутренний слух. Внутреннее слышание
музыки, представление об определенном характере звучания должно
предшествовать воспроизведению его на инструменте. А красивое вибрато
разнообразит
звуковую
палитру
исполнителя,
расширяя
возможности
трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на
аудиторию.
Ход урока:
Предварительные упражнения
Упражнение №1
Медленное ведение смычка по всей его длине, затрачивая до десяти-
двенадцати секунд на каждый штрих вниз или вверх, с остановками, как
только ученик почувствует усталость. Мышцы и связки кисти и предплечья
нуждаются в отдыхе после хотя и небольшого, но продолжительного усилия.
Для достижения равномерного по силе звука по всей длине смычка следует
уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом
кисти, так как для руки естественна тенденция нажимать сильнее на смычок
у его колодки (благодаря большей тяжести этой части смычка) и, наоборот.
Упражнение №2
Квинтэссенцией кантиленной игры является legato: без него пение скрипки
невозможно.
Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем
исполнении отличается большой выразительностью. Для того чтобы оно
звучало чисто, следует переходить одной струны на другую с помощью
кисти, поддерживаемой движением предплечья.
Но это переходное
движение руки с одной струны на другую должно происходить совершенно
незаметно, без каких бы то ни было толчков и резкости.
Legato в действительности есть не что иное, как уничтожение углов в
скрипичной игре, говорил Л.Ауэр ( Леопо
́
льд Семёнович А
́
уэр — российский
скрипач венгерского происхождения, педагог, дирижёр и композитор.
Является основателем русской скрипичной школы).
Техника legato, дает в результате прекрасный певучий звук.
Скрипка - мелодический, поющий инструмент. Ее главным качеством всегда
остается кантиленная мелодическая линия. Вот почему смычковый штрих
legato, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребительных
и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом
до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не
прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным.
Есть следующее правило , которое должен знать каждый скрипач, чтобы
обрести хорошее legato, : нельзя поднимать пальца со струны ,пока не
услышишь, что уже зазвучала другая.
Гамма Соль мажор
Полезно учить гамму следующими способами:
1)
Делать от 1-й ноты до следующей диминуэндо от «f» до «p». А затем-
наоборот
2)
Делать
внутри
одной ноты
крещендо
до середины
смычка и
диминуэндо к концу смычка. Затем -наоборот.
3)
Играть одну ноту на «f», другую на «p».
Эти упражнения помогают в работе над незаметной сменой смычков и
выработке навыка филирования звука, достижения звуковой гибкости и
«вокальности».
Играть следует медленно, как только возможно . Вначале на протяжении
двух октав, а когда ученик почувствует большую уверенность, захватив и
третью октаву. Необходимо следить за тем, чтобы, смычок играл посредине
между подставкой и грифом, ибо в этом месте тон получается наиболее
полный и звучный. Только в тех случаях, когда желательно получить мягкий
звук pianissimo, можно играть у грифа и даже на самом грифе. При каждом
своем движении вверх или вниз смычок должен двигаться по прямой линии,
параллельно подставке.
Работа над отрывком из этюда Ж.Мазаса №2.
Мы начнем с работы над фразировкой. Фраза является частицей единой
мелодической линии, которую следует играть на «одном дыхании» и
приближать к человеческому голосу. Работа над фразировкой требует
постоянного слухового контроля. Каждую фразу нужно прорабатывать
детально. Фразировка, в применении к скрипичной игре, есть искусство
придавать
музыкальным
фразам
надлежащую
степень
выпуклости,
необходимую долю выразительности и оттенков. Музыкальная фраза на
скрипке естественно является мелодической. Она может длиться четыре,
шесть, восемь тактов или даже еще больше; все дело в том, чтобы она
образовала непрерывное целое, в котором композитор выражает свои мысли
и чувства.
Скрипач всегда
должен помнить, что отдельная музыкальная фраза
представляют собой только частицу общей мелодической линии.
Работа над пьесой Ж.Массне «Размышление»
Жюль
Массне
родился
в
1842
году.
учился
в
Парижской
консерватории, жил в Италии, работал долго и плодотворно. Основное
направление — музыкальный театр. Только опер у него 34. Главная проблема
с музыкой Массне заключается в том, что оперные партии своих главных
героинь он писал для своей хорошей знакомой — американской певицы. Эти
партии столь сложны, что в мире считанное количество людей с подобными
вокальными данными. Но даже если вы никогда не были в опере, музыку
Массне могли слышать. Отдельные фрагменты его произведений завоевали
бешеную
популярность
и
живут
самостоятельной
жизнью.
Один чрезвычайно популярный фрагмент музыки Массне — Медитация или
Размышление из оперы «Таис». Эта опера о Таисии Египетской, жившей в
египетском монастыре. Здесь также оперная партия столь сложна, что ее
могут исполнить только несколько певиц в мире. Именно поэтому она на
оперных сценах встречается нечасто. А вот часть музыки из этой оперы
живет отдельно и исполняется повсеместно. Мелодия Медитации — одна из
самых прекрасных когда-либо сочиненных.
Светлая тональность D dur определяет мягкий, лиричный характер
звучания. Неквадратная структура изложения музыкального материала и
тональные отклонения вызывают определенную сложность его освоения.
Темп Andante religioso, характер звучания кантиленный,
контрастная
динамика.
В работе над этой пьесой следует уделить особое внимание плавному и
певучему исполнению переходов. Каждый переход должен быть тщательно
проработан отдельно.
При работе над переходами следует обратить
внимание на чистоту интонации, ровность и непрерывность звучания
мелодии. Важно дослушивать ноты перед переходами, следить за мягкой
сменой смычка и правильно распределять смычок.
В работе над пьесой важную роль играет правильное, осмысленное
распределение смычка. Нужно обдумать наиболее верное распределение и
скорость смычка в связи с динамическим развитием и фразировкой.
Распределение смычка имеет большое значение для достижения ровности
звучания.
При изучении кантилены стоит очень
внимательно относиться к
динамическим и темповым обозначениям, и точно их выполнять. Неточное
их исполнение, приведет к невыразительной и скучной игре.
Домашнее задание
Следует закрепить дома работу в классе. Добиваться выразительного
исполнения произведения. Поработать над переходами, делать упражнения
на легато, играть гамму соль мажор теми способами, о которых говорилось
выше.
«Пойте на скрипке. Это единственное средство сделать вашу игру
выразительной» Л.Ауэр
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ауэр,
Л. Моя школа игры на скрипке /
Л. Ауэр ;
переводчики
И.
Гинзбург, М. Мокульская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.
2.
Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача / М.Либерман,
м.Берлянчик. Культура звука скрипача. – Москва, 1985г.
3.
4.Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор»,
2004
4.
Ямпольский
А.И.
К вопросу о
воспитании культуры
звука
у
скрипачей
/
А.И.Ямпольский.
Сборник.
Вопросы
скрипичного
исполнительства и педагогики.
5.
Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача / Ю.И.
Янкелевич. Педагогическое наследие.- Москва, 2-е издание, 1993г.