Напоминание

"Работа над кантиленой в классе скрипки"


Автор: Кисельман Наталья Львовна
Должность: преподаватель высшей категории по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Октябрьский
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над кантиленой в классе скрипки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




План открытого урока

преподавателя Кисельман Н.Л. с ученицей 8 класса Будаевой Аленой

Тема урока: «Работа над кантиленой в классе скрипки»

Цель урока: Развитие навыков кантиленной игры.

Вид урока: традиционный.

Методы:

Словесные(беседа, анализ музыкального произведения)

Наглядные(показ на инструменте)

Практические(детальная работа над произведением)

Технологии:

Информационно-коммуникационные: (прослушивание произведения в

записи)

Ход урока:

1) Вступление, теоретическая часть - 5 мин.

2) Разыгрывание на упражнениях и гамме Соль мажор – 5 мин

3) Работа над отрывком из кантиленного этюда Ж.Мазаса №2 – 5 мин

4) Работа над пьесой Ж.Массне «Размышление» (Беседа о композиторе,

форме и образном содержании пьесы. фразировка, распределение смычка,

переходы, динамика) 15 мин.

5) Исполнение пьесы с концертмейстером - 5 мин.

6) Домашнее задание и заключение - 5 мин.

Вступление

«Проблема, связанная с извлечением действительно красивого звука, иначе

говоря – звука настолько певучего, что заставляет слушателя забыть

физический процесс своего возникновения, принадлежит к числу тех

проблем, разрешение которых всегда должно оставаться наиболее важной

задачей для всех, кто посвящает себя скрипке.»

Л.Ауэр

Кантилена с итальянского - пение, распевание, что предполагает

владение плавным переходом от звука к звуку. Примерно с 19 века

считалось, что это главное и самое ценное, что присуще игре на скрипке, и,

соответственно,

лучший

скрипач

тот,

кто

лучше

всех

умеет

на скрипке петь, передавая в звуке тончайшие движения души. Примерно с

середины 20 века в музыкальном исполнительстве окончательно победил

механистический

подход

(быстрее-выше-сильнее), поэтому

кантилене

перестали уделять достаточно внимания.

Многие из тех, кто обучается игре на скрипке, пришли к выводу, что

певучие мелодии играть проще, чем сложные быстрые виртуозные пассажи

и стали пропускать их во время занятий, концентрируясь больше на

«технике». С этой тенденцией боролся, например, Д.Ойстрах, говоривший,

что

кантилена

— самый

виртуозный

скрипичный

прием

из

всех

существующих.

Также это понятие часто применяют мастера, производящие

музыкальные

инструменты.

Получившийся

инструмент

может

иметь

«кантилену», а может быть лишён её. Последний считается браком, т.к. не

отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента

используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным

количеством открытых струн. Если время «затухания» звучания аккорда

превышает 30 секунд, то «кантилена» есть, если это время составляет менее

30 секунд, то такой инструмент лишён «кантилены» и является продуктом

«второго сорта».

Важнейшим выразительным средством в кантиленных произведениях

является мелодия. Работе над ней обычно приходится уделять большое

внимание. Важно понять логику мелодического развития, интонационные

тяготения,

кульминации,

динамический

план.

Также

работа

над

кантиленными произведениями включает в себя такие важные задачи как:

красивое и качественное звукоизвлечение, точная фразировка, динамика

звучания, плавные переходы, плавная смена струни смычка, правильное

распределение смычка, вибрация.

В формировании навыка правильной фразировки помогает пропевание

мелодии.

При

пении

мелодии,

через

голосовой

аппарат

активно

задействуются

не

только

слуховая,

но

и

эмоциональная

сторона

мелодического слуха. Пение вслух на начальных этапах обучения является

обязательным, важным элементом в работе с учениками.

В работе над кантиленой одной из важных задач является

звукоизвлечение. Здесь важную роль играет

слуховой контроль, без

которого не добиться хорошей атаки звука, его равномерного продолжения,

незаметной смены струн и смычка. Ценнейшим качеством музыканта в

работе над кантиленой является внутренний слух. Внутреннее слышание

музыки, представление об определенном характере звучания должно

предшествовать воспроизведению его на инструменте. А красивое вибрато

разнообразит

звуковую

палитру

исполнителя,

расширяя

возможности

трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на

аудиторию.

Ход урока:

Предварительные упражнения

Упражнение №1

Медленное ведение смычка по всей его длине, затрачивая до десяти-

двенадцати секунд на каждый штрих вниз или вверх, с остановками, как

только ученик почувствует усталость. Мышцы и связки кисти и предплечья

нуждаются в отдыхе после хотя и небольшого, но продолжительного усилия.

Для достижения равномерного по силе звука по всей длине смычка следует

уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом

кисти, так как для руки естественна тенденция нажимать сильнее на смычок

у его колодки (благодаря большей тяжести этой части смычка) и, наоборот.

Упражнение №2

Квинтэссенцией кантиленной игры является legato: без него пение скрипки

невозможно.

Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем

исполнении отличается большой выразительностью. Для того чтобы оно

звучало чисто, следует переходить одной струны на другую с помощью

кисти, поддерживаемой движением предплечья.

Но это переходное

движение руки с одной струны на другую должно происходить совершенно

незаметно, без каких бы то ни было толчков и резкости.

Legato в действительности есть не что иное, как уничтожение углов в

скрипичной игре, говорил Л.Ауэр ( Леопо

́

льд Семёнович А

́

уэр — российский

скрипач венгерского происхождения, педагог, дирижёр и композитор.

Является основателем русской скрипичной школы).

Техника legato, дает в результате прекрасный певучий звук.

Скрипка - мелодический, поющий инструмент. Ее главным качеством всегда

остается кантиленная мелодическая линия. Вот почему смычковый штрих

legato, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребительных

и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом

до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не

прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным.

Есть следующее правило , которое должен знать каждый скрипач, чтобы

обрести хорошее legato, : нельзя поднимать пальца со струны ,пока не

услышишь, что уже зазвучала другая.

Гамма Соль мажор

Полезно учить гамму следующими способами:

1)

Делать от 1-й ноты до следующей диминуэндо от «f» до «p». А затем-

наоборот

2)

Делать

внутри

одной ноты

крещендо

до середины

смычка и

диминуэндо к концу смычка. Затем -наоборот.

3)

Играть одну ноту на «f», другую на «p».

Эти упражнения помогают в работе над незаметной сменой смычков и

выработке навыка филирования звука, достижения звуковой гибкости и

«вокальности».

Играть следует медленно, как только возможно . Вначале на протяжении

двух октав, а когда ученик почувствует большую уверенность, захватив и

третью октаву. Необходимо следить за тем, чтобы, смычок играл посредине

между подставкой и грифом, ибо в этом месте тон получается наиболее

полный и звучный. Только в тех случаях, когда желательно получить мягкий

звук pianissimo, можно играть у грифа и даже на самом грифе. При каждом

своем движении вверх или вниз смычок должен двигаться по прямой линии,

параллельно подставке.

Работа над отрывком из этюда Ж.Мазаса №2.

Мы начнем с работы над фразировкой. Фраза является частицей единой

мелодической линии, которую следует играть на «одном дыхании» и

приближать к человеческому голосу. Работа над фразировкой требует

постоянного слухового контроля. Каждую фразу нужно прорабатывать

детально. Фразировка, в применении к скрипичной игре, есть искусство

придавать

музыкальным

фразам

надлежащую

степень

выпуклости,

необходимую долю выразительности и оттенков. Музыкальная фраза на

скрипке естественно является мелодической. Она может длиться четыре,

шесть, восемь тактов или даже еще больше; все дело в том, чтобы она

образовала непрерывное целое, в котором композитор выражает свои мысли

и чувства.

Скрипач всегда

должен помнить, что отдельная музыкальная фраза

представляют собой только частицу общей мелодической линии.

Работа над пьесой Ж.Массне «Размышление»

Жюль

Массне

родился

в

1842

году.

учился

в

Парижской

консерватории, жил в Италии, работал долго и плодотворно. Основное

направление — музыкальный театр. Только опер у него 34. Главная проблема

с музыкой Массне заключается в том, что оперные партии своих главных

героинь он писал для своей хорошей знакомой — американской певицы. Эти

партии столь сложны, что в мире считанное количество людей с подобными

вокальными данными. Но даже если вы никогда не были в опере, музыку

Массне могли слышать. Отдельные фрагменты его произведений завоевали

бешеную

популярность

и

живут

самостоятельной

жизнью.

Один чрезвычайно популярный фрагмент музыки Массне — Медитация или

Размышление из оперы «Таис». Эта опера о Таисии Египетской, жившей в

египетском монастыре. Здесь также оперная партия столь сложна, что ее

могут исполнить только несколько певиц в мире. Именно поэтому она на

оперных сценах встречается нечасто. А вот часть музыки из этой оперы

живет отдельно и исполняется повсеместно. Мелодия Медитации — одна из

самых прекрасных когда-либо сочиненных.

Светлая тональность D dur определяет мягкий, лиричный характер

звучания. Неквадратная структура изложения музыкального материала и

тональные отклонения вызывают определенную сложность его освоения.

Темп Andante religioso, характер звучания кантиленный,

контрастная

динамика.

В работе над этой пьесой следует уделить особое внимание плавному и

певучему исполнению переходов. Каждый переход должен быть тщательно

проработан отдельно.

При работе над переходами следует обратить

внимание на чистоту интонации, ровность и непрерывность звучания

мелодии. Важно дослушивать ноты перед переходами, следить за мягкой

сменой смычка и правильно распределять смычок.

В работе над пьесой важную роль играет правильное, осмысленное

распределение смычка. Нужно обдумать наиболее верное распределение и

скорость смычка в связи с динамическим развитием и фразировкой.

Распределение смычка имеет большое значение для достижения ровности

звучания.

При изучении кантилены стоит очень

внимательно относиться к

динамическим и темповым обозначениям, и точно их выполнять. Неточное

их исполнение, приведет к невыразительной и скучной игре.

Домашнее задание

Следует закрепить дома работу в классе. Добиваться выразительного

исполнения произведения. Поработать над переходами, делать упражнения

на легато, играть гамму соль мажор теми способами, о которых говорилось

выше.

«Пойте на скрипке. Это единственное средство сделать вашу игру

выразительной» Л.Ауэр

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Ауэр,

Л. Моя школа игры на скрипке /

Л. Ауэр ;

переводчики

И.

Гинзбург, М. Мокульская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.

2.

Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача / М.Либерман,

м.Берлянчик. Культура звука скрипача. – Москва, 1985г.

3.

4.Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор»,

2004

4.

Ямпольский

А.И.

К вопросу о

воспитании культуры

звука

у

скрипачей

/

А.И.Ямпольский.

Сборник.

Вопросы

скрипичного

исполнительства и педагогики.

5.

Янкелевич Ю.И. О первоначальной постановке скрипача / Ю.И.

Янкелевич. Педагогическое наследие.- Москва, 2-е издание, 1993г.



В раздел образования