Автор: Мельникова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МБОУ Лицей №4
Населённый пункт: г. Красногорск Московская обл.
Наименование материала: Опытно-экспериментальная деятельность
Тема: «Выращивание лука на перо в разной среде»
Раздел: дошкольное образование
Опытно-экспериментальная деятельность
«Выращивание лука на перо в разной среде»
Цель: Развить интерес к опытно- исследовательской деятельности
в процессе выращивания лука.
Задачи:
«Познавательного развития»:
Расширять знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать
за луковицами;
Определение более благотворной среды для выращивания лука на перо.
Посадить лук и провести наблюдение за ростом лука в разных условиях:
выращивание лука в различных природных условиях: 1. Для луковицы созданы
все условия (свет, вода, тепло); 2. Луковицы без земли в воде; 3. Луковицы
посажены в вертикальную емкость (бутылку с землей). 4. Луковицы посажены
в землю, но поставлены в темное место.
Формировать знания детей о свойствах лука.
Оформить результаты наблюдения об изменениях роста луковиц в контейнере с
водой, и в контейнере с почвой на свету и контейнере с почвой в темноте.
«Речевого развития»:
Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Способствовать развитию диалогической речи;
Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы;
«Социально – коммуникативного развития»
Создание положительной мотивации к экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Воспитание усидчивости и аккуратности.
«Физического развития»:
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Словарная работа:
луковица, верхушка, донце, перья, стрелки, зелень, сухие
чешуйки, мокрые чешуйки, выращивали, пололи, поливали, рыхлили, урожай,
витамины, полезный, витаминный.
Предварительная
работа.
Рассматривание
книг,
иллюстраций
о
луке,
дидактические игры, беседы «История возникновения лука», «Лук, его внешний вид
и строение», просмотр мультфильма «Чиполлино».
Оборудование и материалы: луковицы, ёмкости с водой (лоток из под яиц), землёй,
совочки, лейка для полива, палочки для рыхления земли.
Методы и приемы: показ, объяснение, художественное слово, вопросы.
Практическая деятельность: посадка лука
Причиной нашей познавательно – исследовательской деятельности стала проблема,
что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о
растении, о необходимых условиях для роста.
Так возникла идея выращивания
одного из самых полезных овощей, а именно лука в различных условиях,
формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости
овощей в жизнедеятельности человека. Метод экспериментирования позволяет детям
реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность
познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного
исследования мира.
Ход занятия-экспериментирования:
Воспитатель загадывает загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет,
кто его раздевает,
тот слезы проливает.
Дети: лук.
Воспитатель показывает проросшую луковицу.
- А вы хотите попробовать себя в роли огородников и вырастить зеленый лук?
Дети: Да!
Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы
и сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, все
твердые на ощупь. А почему в загадке о луке говорится, что он как дед, во сто шуб
одет? Чешуйки лука гладкие и шершавые? А какой лук на вкус? (горький) Кто-
нибудь хочет попробовать? А какой он на запах? (резкий, неприятный) Молодцы, все
про лук рассказали. Хотите знать, почему, когда мы чистим лук, то плачем?
Оказывается, в нем есть эфирные масла, придающие ему сильный запах и острый
вкус. Они то и заставляют нас ронять слезы. Крошечные капельки сока
разбрызгиваются и попадают в глаза человека. И на конец, в зеленом луке много
витамина С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от
простуды
и
гриппа.
Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали
зелень. Воспитатель предлагает выращивать лук в разных условиях в воде без земли
и в земле на свету и в темноте.
Воспитатель: Ребята, перед тем, как мы начнем работать, нам необходимо вспомнить
правила безопасности:
1. Работать аккуратно за столом: не разливать воду, не рассыпать землю на стол и под
стол.
2. Не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.
3. Не толкать друг друга.
Воспитатель: Давайте попробуем посадить лук в воду. Но для начала нам надо
определить, где у лука верх. Возьмите в руку луковицу и внимательно посмотрите .
Попробуйте определить, откуда будет расти зеленый лук?
Дети: У лука есть верх, вот отсюда растет зеленый лук. (Показ)
Воспитатель: А вот низ у луковицы – донце. (Показ) Давайте скажем вместе:
«Донце». (Дети повторяют) Рассмотрите донце. Что вы видите?
- Маленькие корешки.
Воспитатель: Лук нужно сажать донцем вниз. Давайте посадим одни луковицы в
лоток от яиц с водой.
А другой лук в контейнер с землей. Подойдите к столу. Возьмите контейнер, совочки
и заполните контейнер землей. Теперь возьмите в руки луковицы. Найдите у лука
донце. Сажать лук нужно донцем вниз. Разравняйте землю грабельками, поместите в
него лук донцем вниз и прижмите плотно землю вокруг луковицы.
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы начал расти зеленый лук.
- Полить.
- Правильно. Возьмите лейку и аккуратно полейте. Много воды не лейте.
Физминутка.
Приходите в огород (шаги на месте)
Посмотреть, как лук растет (руки поднимают вверх)
Все растет, все цветет (потряхивание руками)
Никому не тесно. (руки в стороны)
Приходите в огород! (толчкообразные движения)
Очень интересно. (наклон вперед, перекрестные движения рук)
Славно
мы
трудились
–
вволю
поливали,
(повороты
вправо-влево)
Лук высокий вырос – лучше не видали! (хлопают в ладоши)
Затем воспитатель говорит, что он знает еще один способ посадки лука (в землю).
- А вы хотите, познакомится с этим способом?
- Да!
Воспитатель: предлагаю вырастить лук в пластиковой бутылке. Чтобы посадить лук в
бутылку, кроме самого лука понадобятся подготовленная пластиковая бутылка,
грунт, поддон, маркер, острый нож и ножницы. Бутылку я подготовила. Сейчас
постепенно будем наполнять
ее землей и сажать лук.
Почву тщательно
утрамбовываем. Иначе она может высыпаться при поливе. Наверх вкруговую
укладывают луковицы. Их корни должны смотреть внутрь, а вершинки совпадать с
отверстиями и по возможности закрывать их.
Дети насыпают землю и высаживают лук.
Воспитатель : Молодцы! Вы все хорошо справились с посадкой лука.
Воспитатель: Давайте поставим наш лук, посаженный в воду и в землю
на
подоконник, там светло и тепло, а еще один контейнер поставим в темное место, и
будем наблюдать, где лук растет быстрее в воде или в земле, на свету или в темноте?
Итог занятия:
Что мы рассматривали? (Луковицу)
Какой формы луковица? (Круглая, овальная)
Какая она: твердая или мягкая? (Твердая)
Какой лук на вкус? (Горький)
Как правильно сажать лук? (Донцем вниз)
Какие условия необходимы для роста зелени? (Вода, земля, свет, тепло)
Дети наблюдают за ростом лука и фиксируют результаты в альбоме.
В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии (8 февраля
2023г.)
Через семь дней предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить, какие
изменения произошли с ними.
Лучше всего проросли луковицы, посаженые в землю в контейнер, поставленный на
подоконник (15 февраля 2023г.)
Наблюдение за луком (22 февраля 2023г.) По-прежнему лук, посаженый в землю
растет лучше всего, длина перьев золотистого лука составляет 20 см. Лук в воде
вырастил длинные корни, длина перьев составляет 13 см. Лук в бутылке растет
хорошо, перьев лука составляет 15 см. Лук который стоит в темноте пророс, но
перья маленькие и тоненнькие.
21 день наблюдения. По-прежнему лук, посаженый в землю (контейнер и бутылка)
растет лучше всего.
Наблюдая за ростом и развитием лука в разных условиях, дети учатся их различать,
правильно
называть,
ориентируясь
на
характерные
признаки.
Знакомятся
с
функциями органов: корнями растение высасывает воду и питательные вещества,
которые по стеблю переходят в листья. Главная функция листьев - это поглощение
солнечного света. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание
работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать
зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
Выводы: у лука посаженого в землю хорошие зеленые, крепкие перья , какие
должны быть у лука (соблюдены все условия выращивания растений, в достаточном
количестве растение получает света и тепла, требует умеренного полива). У лука
посаженого в воду более слабые и короткие перья. Лук поставленный в темное место
почти не вырос. Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и
давали плоды, необходимы: свет, земля, тепло и вода.