Напоминание

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.


Автор: Ирина Анатольевна Нотова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: Куйбышевский район, г.Куйбышев Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Инновационные технологии на уроках

русского языка и литературы

I. Условия возникновения и становления опыта

Работая в школе учителем русского языка и литературы, обратила внимание на то, что у детей не сформированы навыки развития речи,

умения чётко самостоятельно выражать свои мысли . Поэтому на протяжении многих лет я работала над формированием у учащихся

коммуникативной компетенции. Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенцию учащихся

предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. И поэтому я

поставила перед собой задачу:

1. Развить речевую и мыслительную деятельность учащихся.

2. Развить коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях

общения.

3. Развить у учащихся потребность в речевом самосовершенствовании.

Для достижения этих целей я наметила план их выполнения, чтобы показать результаты моей работы:

1. Изучить литературу по возникшей проблеме

2. Показать работу по развитию речевой и мыслительной деятельности у учащихся.

3. Показать работу по развитию коммуникативных умений и навыков у учащихся

4. Проанализировать результаты.

5. Выявить недостатки в период работы над темой.

6. Дать самоанализ эффективности деятельности

II. Актуальность проблемы

Во всех нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности,

определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) в печатное слово (умение читать); грамотно,

точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого

общения (умения говорить и писать).

Раньше в центре внимания учителя на уроке русского языка находилось письмо — его содержательная и нормативная сторона. Нам

казалось, что чем больше на уроках ученик пишет, тем эффективнее проходит процесс усвоения родного языка. Однако при этом

нарушался один из основных законов психолингвистики, заключающийся в том, что все виды речевой деятельности в процессе

школьного обучения должны формироваться в единстве и во взаимосвязи. Школьный курс грамматики чаще всего ограничивается

изучением синтаксиса изолированного предложения, закономерности же контекстной речи, выходящие за пределы отдельных

предложений, учащиеся познают стихийно.

Перед учащимися средних классов очень остро, особенно в последнее время, стоит задача приобретения знаний и умений,

необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Учителю необходимо вести работу по

формированию и совершенствованию умений и навыков речевой деятельности учащихся, нужно раскрывать учащимся свойства и

возможности всех единиц языка с помощью текста или на текстовой основе.

III. Теоретическая база опыта

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных

коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или

частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения

монологического высказывания — говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и

систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле,

отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение,

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость

устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления

учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь

(аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В

каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов

деятельности.

Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный

механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь,

характеризуется структурностью, то есть состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом,

чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели. «Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек

должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях

общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти

адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта

общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке

русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Формы работы с текстом:

· синтаксическая пятиминутка;

· включи воображение;

· напиши подобное;

· через дополнительное задание к диктанту;

· составление таблицы.

Что же такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового

анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и

эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от

прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и

ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов: помочь

осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить

внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к

нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические,

лексические, словообразовательные и грамматические). Об этом я говорю на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности,

к работе над словом. Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как

текст, средства связи, речевое оформление. К лингвистическому анализу текста сегодня обращаются многие методисты, преподаватели

вузов, учителя школ (Т.В. Кузнецова, автор-составитель программы по лингвистическому анализу художественного текста для школ,

гимназий и лицеев гуманитарной направленности; В.В. Бабайцева, Л.В. Лисоченко, предложившие типовую схему лингвистического

анализа текста на уроках русского языка; много публикаций с предложениями всякого рода упражнений по лингвистическому анализу и

образцов анализа того или иного художественного текста).

IV. Технология опыта

В своей работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся я использую анализ лингвистического текста, лингвистический

анализ художественного текста, лексический анализ текста, типологический анализ, стилистический анализ текста, комплексный анализ

текста.

4.1 Работа с лингвистическим текстом

Чтобы добиться успеха в этом деле, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов лингвистического содержания, а

стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки.

Ученики должны:

· понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

· осознавать содержание текста;

· фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или

письменного);

· определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

· дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

выделять информацию

иллюстрирующую, аргументирующую;

· прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли

лингвистического текста, Комментировать и оценивать информацию текста;

· Осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.

· Заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

· Использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования

их при подготовке докладов, рефератов).

Кроме этих, основных, умений, процесс чтения текста предполагает формирование и таких умений, как выразительно читать текст

вслух; владеть раз-ными видами чтения: просмотровым (предварительное знакомство с текстом), ознакомительным (должно быть

достигнуто понимание основного содержания текста, 70% информации), изучающим (максимально точное и полное понимание текста

— до 100% понимания информации); прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки,

подзаголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения), комментировать информацию, используя справочный материал текста

(сноски, комментарий К тексту, таблицы, графики),

Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста я стала вести целенаправленную

работ, в процессе которой текст поэтапно анализируется;

· уточняются тема и основная мысль;

· проводится словарная работа;

· составляется план текста;

· выразительное чтение текста;

· ответы на вопросы учителя;

· пересказ текста,

Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты. Этому помогает система заданий учебника «Учись

читать я пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам»,

«Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говориться в тексте,

облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт чтения и понимания текстов

научного стиля. Этому помогает и ведение специальных тетрадей -словарей, в которые записываются все лингвистические термины.

Параллельно с развитие навыков чтения- понимания научной информации идёт работа с художественным текстом: определяется стиль и

тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ. Учащиеся ведут

специальные папки, в которые собирают планы анализа текста, различные памятки, помогающие составить тексты разных стилей и

типов речи.(Приложение )

Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для развития этих навыков учебник предусматривает широкий

материал—это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием, и

образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является

новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ

текста становится доступным для учеников. Система заданий учебника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам

учебной деятельности—языковому анализу, размышления на лингвистические темы.

Для обучения культуре устного речевого общения я использую различные ситуации, создавая «схемы – образцы».Они помогают

учащимся составить тексты.

Устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязи восприятия и воспроизведения высказывания,

обусловленных ситуацией общения. Созданная на уроке речевая среда становится стимулом для порождения речевой деятельности

разных типов и видов. В этой деятельности, формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание

высказываний.

Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и

развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы и решаю на своих уроках. Тексты, используемые на подобных занятиях

мною, тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд

особенностей:

1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.

2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.

3. Предложены все виды разборов.

4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся,

а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.

5. Тексты имеют пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе

анализа текста.

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой)

аттестации учащихся.

4.2 Лингвистический анализ текста

При лингвистическом анализе текста, по мнению современных исследователей, не должен нарушаться основной принцип — «учет

единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления». Преобладающее внимание к формальной стороне

языковых фактов тормозит речевое развитие детей, так как односторонний подход к анализу порождает привычку поверхностного

взгляда на языковое явление. Лингвистический анализ текста со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемым

грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания (речевого произведения), учит отбирать языковые средства с учетом

конкретной речевой задачи. Систематическое обращение мною к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует

формированию важнейшего коммуникативного умения — создавать собственный текст. Художественные тексты, которые я использую

на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их

композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои

высказывания. Формирование же коммуникативной и лингвистической компетентности учеников предполагает, что система обучения

связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. Лингвистический анализ является мощным

стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития

обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой — логического; причем при таком виде работы образное

мышление не сковывается неестественным для ребенка превалированием логического мышления. Уже в 5 классе начинаю выработку

умений и навыков лингвистического анализа . В 9 классе большое внимание уделяю обучению создания творческих работ (сочинения,

посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках

лингвистического анализа текста девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в

речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания.

На уроках использую разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений

в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте

опорных слов, определение темы текста, определение идеи текста составление планов (картинного, словесного), наложение готового

плана на текст, анализ авторского заголовка или создание своего заголовка, выделение микротем текста, анализ построения текста

сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи,

разных стилей по одной теме. Интересной для учащихся является работа по членению текста на предложения

Для развития коммуникативной компетенции учащихся я провожу смотры знаний по предмету, конкурсы знатоков родного языка,

предметные олимпиады, занимаюсь научно- исследовательской краеведческой работой. В школе проходят дни славянской

письменности и культуры, неделя детской книги, Рождественские посиделки и другие увлекательные мероприятия.

V. Результаты работы

Использование на уроках лингвистического анализа текста привело к тому, что большинство выпускников школы умеют свободно

пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеют различными видами речевой деятельности, имеют

хорошо говорить, правильно понимают чужое устное высказывание. Добиться планируемых программой результатов обучения удалось

лишь благодаря тому, что работа по анализу текста проходила через весь процесс обучения

Библиографический список

1. Пономарёва Л.Д. Речетворчество учащихся // РЯШ. – 1979. – №6

2. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. – №2

3. Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2

4. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4

5. Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. – №7

6. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся –

М., 1995.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Сайт сделан по технологии "

Конструктор школьных сайтов

"

.

17

6. Стиль текста.

7. Выразительные средства речи и их роль.

На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты.

Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их

воспроизводить. Тексты для

самодиктантов

это отрывки из произведений наших

классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты

упражнений учебника или «мудрые мысли».

Д

иктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные,

диктанты по аналоги

и, диктанты с продолжением)

стимулируют коммуникативно

-

познавательную деятельность учащихся

.

Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит

мыслительной переработке материала.

( Приложение No 4)

Приемы работы с текстами

-

миниатюрами, а т

акже сравнение двух текстов

это путь

от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного

высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления

учащихся.

Интеллектуально

-

речевое развитие обеспечивается т

акими методическими средствами

как выполнение интеллектуально

-

лингвистических упражнений.

Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно

стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что

касается и

нтеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют

процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою

очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в

процессе активной речемыслительной

деятельности. При этом во время выполнения

каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций,

например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи:

внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и ди

алогическую.

Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого

использования исследовательских методов.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся

18

инновационные педагогические технологии ( например, технология

развития

критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту

позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое

знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому

материалу.

( Приложение No 5)

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных

упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также

использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по

русскому языку.

Приведу п

ример: « Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов.

Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам

особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто

лучше справится с этой задачей?» К

онкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите

получившийся текст.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое

высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

Помогают в этом и коммуникативно

-

речевые упраж

нения.

Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из

них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?

1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.

2. Красную речь хорошо и слушать.

3. Коротко и ясно,

оттого и прекрасно.

4. Красное дерево редко, красное слово метко.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке.

Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте

.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась

метафора.

19

5.

Н

естандартные задания по лексической стилистике:

л

ингвистические

«почемучки

», «п

еревод» с русского на русский, микроисследования.

(Приложение No

6

)

.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет

произведения, показать художественные средства, использованные автором для

достижения своей цели, обратить

внимание на особенности языка конкретного

писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык

лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.

( Приложение

No7).

Работа с текстами обычно проводится на каждом у

роке: в начале урока

для

активизации знаний по теме в качестве подготовки к сочинениям разных типов (для

накапливания словесного материала); в процессе учебного занятия

в целях

отработки знаний, умений и навыков учеников. Организовываются также и

специ

альные уроки, на которых осуществляется комплексный анализ предложенного

текста. Такие уроки проводятся обычно при повторении, обобщении и систематизации

изученного (в начале, в конце учебного года или четверти, полугодия, после изучения

темы, раздела). К

таким текстам предлагаются разнообразные задания, при этом

ученик имеет возможность выбора (выполняются не все задания к тексту).

Разнообразные вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в

группах, по вариантам. Принцип тематического е

динства, на основе которого

происходит организация работы на уроке, также очень важен для создания

развивающей среды, способствующей приобщению детей к культуре.

Зачастую, формулируя задания к тексту, важно придерживаться определенной

последовательности. Сначала

вопросы и задания, направленные на осмысление

содержания, связанные с непосредственным читательским восприятием текста как

речевого произведения, как еди

ного целого. Затем следуют задания речеведческого

характера, включающие в себя такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная

мысль», «способы, средства связи предложений». Здесь наиболее сложными и

важными моментами является работа с заглавием тек

ста, помогающим осмыслить его

содержание, понять мысль автора, выявление языковых средств связи в тексте, работа

20

с ключевыми словами и ассоциативным рядом, возникающим при анализе текста.

Таким образом, непосредственное читательское восприятие постепенно у

глубляется:

то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным. За

речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие

изучение системы языка,

по фонетике, лексике, грамматике. Наконец, вопросы по

орфографии и

пунктуации и разные виды разбора. Как завершающие при работе с

текстом используем, например, такие задания: «Подготовься к выразительному

чтению текста», «Напиши сочинение

-

миниатюру», «Подготовь сообщение

на

заданную тему».

Комплексная работа с текстом м

ожет найти применение при

организации как индивидуальной, так и групповой работы учащихся. При этом у

ученика появляется возможность выбора: из многих заданий, предлагаемых к одному

и тому же тексту, он может сам или по рекомендации учителя выбрать только

несколько вопросов

-

заданий, учитывая свои интересы, темп работы, уровень

подготовки. Формирование коммуникативной компетенции очень эффективно

проходит с помощью приема «Чт

ение с пометками».

(Приложение 8

)

Правильная организация работы с текстом позволяет

развивать творческие

способности личности учащегося. Интересная работа с текстом или маленьким его

фрагментом по формированию коммуникативной компетенции проходит на уроках

-

погружениях. Она начинается с того, что художественное высказывание

воспринимается

детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание таких

проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему

художественных образов этого текста. Процесс восприятия текста (отрывка)

организуется с помощью разных заданий

-

вопросов ти

па:

Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке?

По каким признакам вы догадались об этом?

Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст?

Как вы понимаете его название?

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

21

Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к

тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка?

Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении?

Что вы "видите" в ней?

Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать

аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения?

При осмыслении лингвистических средств создания образности

художественного текста ученики должны осознать изобразительно

-

выразит

ельные

возможности тех явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивление

богатством родного языка открывается детям в процессе такой работы.

Уровень погружения учащихся в текст определяется с помощью одного из

способов диагностики

приема «Толсты

х и тонких вопросов»

(Приложение 9

).

«Тонкие» вопросы

вопросы репродуктивного плана, требующие однословного

ответа. «Толстые» вопросы

требуют размышления, привлечения дополнительных

знаний, умения анализировать, строить высказывание.

Основное умение,

развиваемое в рамках формирования коммуникативной

компетенции,

-

это умение создавать и воспринимать тексты

продукты речевой

деятельности.

Очень продуктивным в формировании коммуникативной компетенции по

созданию и восприятию текстов является использова

ние интерактивных форм

обучения, в том числе организационного ролевого общения, позволяющего

формировать у обучаемых коммуникативные умения на примере специально

отобранных «жизненных» ситуаций. Ролевое общение реализуется в ролевой игре

в

виде учебного

общения, которое организуется в соответствии с разработанным

сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями. Ролевая игра

создает мотивацию, близкую к естественной, повышает интерес и эмоциональный

уровень учебной деятельности учеников. Для учащ

ихся старших классов

предлагаются упражнения, направленные на обучение составлению деловых писем и

22

контрактов с опорой на примеры работы компании «N» и ее переписки с партнерами.

Такие сюжетно

-

ролевые упражнения позволяют познакомиться с деловой

документац

ией, обеспечивающей ход коммерческой деятельности компании

-

от

письма

-

запроса до составления контракта. Умение перестроить разговор, вступить в

общение, поддержать и завершать его, умение провести стратегическую линию в

разговоре, решить речевую задачу в

условиях заданной речевой ситуации и т.д.

все

это помогает учащимся учиться строить диалог, формировать коммуникативные

умения и навыки.

Для учащихся среднего звена

создание определенных речевых ситуаций также

очень важно. Использование ролевых игр позв

оляет сформировать стойкую

мотивацию, направленную на овладение языковыми универсальными учебными

действиями. Например, детям предлагается разыграть по ролям в парах ситуацию

общения «У кассы» (в кинотеатре, театре, на стадионе, вокзале). Все вместе сначал

а

выясняем, какую форму общения им придется использовать, какие местоимения

понадобятся, какие формы выражения просьбы (

пожалуйста, будьте добры, разрешите

попросить

) и благодарности (

спасибо, благодарю

) вы можно будет применить. Затем

две

-

три пары ученико

в представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель

вместе с классом анализирует полученные диалоги, тексты, обращая внимание на

средства речевого воздействия. Иногда, если это возможно, ситуацию следует

записать на видеокамеру, а при просмотре проа

нализировать самим участникам

ролевой игры. (Языковая рефлексия.)

Еще один пример. Класс делится на группы. Каждой из них даётся задание:

создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаем учеников в

реальную жизненную ситуацию: ты позвон

ил по телефону другу, чтобы договориться

с ним о встрече. К телефону подошёл либо друг, либо его родители, либо незнакомый

человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы

этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляю

т результаты своей работы,

выступая перед одноклассниками. При изучении тем по культуре речи можно

составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с

23

кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного

высту

пления.

Работа в данном русле показала, что создание широкого спектра

ком

муникативных ситуаций

требует от учащихся умения участвовать в диалоге,

дискуссиях, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, строить

содержательное, развернутое монологи

ческое высказывание, что способствует

развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетенции учащихся

играет обогащение словарного запаса учеников. Этому способствует тематически

обусловленный дидактиче

ский материал

несколько текстов разных авторов по одной

тематике. Например, в смысловой теме «Дождь» предлагается:

А) продолжить синонимический ряд, располагая глаголы в порядке возрастания

действия: дождь моросит, льёт, накрапывает, идёт... Б) вспомнить,

какие бывают

дожди: моросящие, слепые, обложные, грибные, скорые, косые, сильные, окатные...

В) что можно сказать о громе? Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет... Г)

представьте, что дождь вы не видите, но слышите. Подберите глаголы, передающие

силу дожд

я.

По листьям шуршит, капает, моросит, стучит... По крыше шумит, барабанит...По реке

звенит...

Д) данные глаголы и фразеологизмы распределите по трём группам:

Глаголы,

изображающие:1) весенний дождь; 2) летний дождь; 3) осенний дождь:

Идёт, капает, моросит, н

акрапывает, льёт, льёт как из ведра, хлещет, стучит,

барабанит, струиться, стенает, зачастит, зарядит, сеет как из сита, резвится, прыгает,

пляшет.

Ценность данной работы не только в том, что происходит обогащение речи

школьников, но и в связи уроков русс

кого языка, где изучаются, например, глагол и

прилагательное, и уроков развития речи, которые показывают, как «работает» глагол и

прилагательное в речи, и в том, что при всём богатстве слов, представленных в

24

дидактическом материале, всегда есть возможность

сказать учащемуся своё слово,

дополнить своим наблюдением.

Еще более стимулируют формирование коммуникативной компетенции у

учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные,

диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). При

менение таких видов

диктантов учит мыслительной переработке материала, развивает логическое

мышление. Как правило, после предварительной работы проводится запись текста

свободного диктанта по традиционной методике: текст читается по частям,

прочитанная час

ть воспроизводится учащимися по памяти.

( Приложение No4)

Для учащихся старших классов очень полезными являются интеллектуально

-

лингвистические упражнения с текстами официально

-

делового стиля.

Работа с

текстом выстраивается следующим образом:

1этап: жизненное наблюдение (я наблюдаю);

2 этап: анализ текста

-

образца (я анализирую);

3 этап: подражание «чужому» тексту (я подражаю);

4 этап: индивидуальное написание «своего» текста (я делаю сам).

Первый этап

включает наблюдение за особенностям

и текста

-

образца, выявление

отличительных признаков официально

-

делового стиля.

Второй этап

предполагает

стилистический анализ предложенного текста.

Третий этап

предусматривает

различные виды работы: совершенствование стиля данного текста, редактирование,

п

одражание и т.п.

Четвёртый этап

завершает работу с данным текстом созданием

собственного речевого продукта.

Целью подобных заданий становится формирование коммуникативной

компетенции обучающихся, а для учителя

это возможность отслеживать уровень

сформи

рованности мыслительных операций и способов деятельности воспитанников.

Результаты выполнения предлагаемых учащимся заданий станут основой рефлексии и

коррекции процесса обучения русскому языку в школе

33

шины для раненых. Каждый день по четыре часа. Однажды мастер сказал весело:

-

Вот вам первая получка! Талон на рабочий завтрак. Только один. Кто хочет первый?

Нас было семь человек, мы стали

ссориться. Мастер утешил:

-

Талоны будут каждый день. Все по очереди сходите. Только учтите, рабочий день

начинается рано и порции по этому талону выдаются до шести утра.

Жребий идти первым упал на меня. Черным утром, которое ничем не отличалось от

ночи,

няня разбудила меня:

-

Эй, вставай! А то всю рабочую порцию проспишь!

Зажав в кулаке талон, я шел по дороге. Меня пробирал холод. Из калиток, из проулков

и вообще откуда

-

то из серой мглы появлялись люди. Они заполняли дорогу и позади

меня. Я еще никогда

не видел на этой дороге так много людей. И мне хотелось все

узнать, рабочие ли они и куда они идут и еще похвалиться: а у меня настоящий

рабочий талон!

В большой столовой толкался народ. Люди подходили, отдавали талоны. И им сыпали

горячую картошку с мяс

ом. И я подошел. Какая

-

то женщина торопливо сказала:

-

Мальчик, здесь по рабочим карточкам! Не мешайся!

Я протянул талон. Женщина посмотрела на меня с уважением:

-

Ты гляди... Рабочий уже!

И она насыпала мне полную тарелку горячей картошки с мясом. Я даже

задохнулся от

волнения. Целая рабочая порция!

Потом я шел домой...

И мне казалось, что я стал теперь шире в плечах и выше

немного...

А навстречу шли и шли по дороге люди. Они тоже были большие и сильные. И я

теперь понимал хорошо

это идут те, у кого в карман

е есть талоны на рабочие

порции.

Приложение No1

Текст No

1

.

Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный

стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.

А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть

чуть теплых лучей,

которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом

34

верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго;

он, как тонкая игла, во

нзился в чащу ветвей; но и тот потух.

Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу.

Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой

то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей т

ишины, одна монотонно

чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо,

незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя... и

заснула.

Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли подня

лись белые

пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней

вдруг плеснул кто

то еще в последний раз, и она стала неподвижна.

Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в

каких

то чудовищ;

в

лесу стало страшно: там кто

то вдруг заскрипит, точно одно из

чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его

ногой.

На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали

огоньки.

Наст

али минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда

сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее

вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и

сильнее зреет зерно прест

упной мысли и когда... в Обломовке все почивают так

крепко и покойно.

Вопросы и задания

1.

Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?

2.

Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.

3.

Опреде

лите стилистическую роль однородных членов.

4.

Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из

современного русского языка.

5.

Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные

35

предложения? Найдите в тексте и п

рокомментируйте их стилистическую роль.

6.

Какие тропы использует автор для создания картины природы?

7.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.

8.

Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.

9.

Сделайте морфемный анализ наречий «взапуски», «наперекор».

10.

Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.

11.

Объясните написание суффиксов в глаголах «прорезывались», «почивают»,

«вспыхивает».

12.

Найдите в тексте наречие с

НН

и объясните

его написание.

Текст No

2

Вчера я приехал в Пятигорск, нан...л квартиру на краю города, на самом высоком

месте, у подошвы Машука: во время грозы обл...ка будут спускат. ся до моей

кровли. Нын. че в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн.

ла

сь зап. хом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих

черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмен. ый стол их

белыми лепестками.

Вид с трех сторон у меня чудес. ный. На запад пят. главый Бешту сине. т, как

«последняя туча

рас. еян. ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая

персидская шапка, и закрыва. т

всю эту часть неб. склона; на восток смотреть

веселее: внизу передо мною пестре. т

чистенький, новенький городок, шумят

целебные ключи, шумит разн.

язычная толпа,

а там, дальше, амфитеатром

гром. здятся горы все синее и туман. ее, а на краю горизонта тян. тся серебр. ная

цепь снеговых вершин, нач. наясь Казбеком и окан.ч. ваясь двуглавым Эльборусом.

Весело жить в такой земле! Какое(то) отрадное чувство разлито во в

сех моих

жилах. Воздух чист и свеж..., как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине

чего(бы), кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сож. ления? Однако

пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром соб. рает. ся все

вод...ное общество.

В

опросы и задания

1.

Выразительно прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит и почему?

36

Чем этот стиль отличается от других? Дайте характеристику его основных

признаков.

2.

По содержанию текста определите его автора и назовите произведение. Кому

из ге

роев принадлежит данный монолог, в чем его особенность?

3.

Отметьте в тексте слова эмоционально

оценочной лексики. Какое настроение

они создают?

4.

Какие еще средства художественной выразительности использовал автор,

какую функцию они выполняют?

5.

Найд

ите в тексте лексические и грамматические повторы, объясните их роль.

6.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и графически обозначьте и

объясните орфограммы.

7.

Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные

причастия с безударной

гласной перед суффиксами

Л

и

Н

/

НН

. Объясните,

каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.

8.

Расскажите о спряжении глаголов, приведите примеры из текста.

9.

Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными.

Объясни

те их написание.

10.

Подчеркните в тексте все обособленные обстоятельства, укажите, чем они

выражены, и объясните, почему их нужно обособлять.

11.

Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения (БСП), в которых

использованы двоеточие и точка с запятой.

Объясните постановку знаков

препинания в этих предложениях и расскажите о других случаях употребления в

БСП двоеточия и точки с запятой.

12.

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

ПриложениеNo2

К.Паустовский «Ласточка»

Однажды днем в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня,

задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у нее отнял птенца и она

просила отдать его обратно.

Она летела за мной, не отставая, два часа, и в конце концов мне стало

не по себе.

Я не мог догадаться, что ей нужно.

Я рассказал об этом знакомому деду Митрию, и он посмеялся надо мною.

37

-

-

Эх ты, безглазый!

-

сказал он.

Да ты глядел или нет, чего она делала, эта ласточка?

Видать, что нет. А еще очки в кармане носишь. Д

ай покурить, тогда я тебе все

объясню.

Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по

некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем

выискивать их в густой траве

-

она летает около человека, ловит их н

а лету и кормится

без всякой заботы.

1.

Где

,

по

-

вашему, начинается завязка?

2.

Проследите, как в тексте развивается действие?

3.

Где его кульминация?

4.

Где развязка?

5.

От какого лица ведется повествование?.

Приложение No 3 8 класс.

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины,

ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание

принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик»,

«Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом,

привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный

архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал

себя на любительской

сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области

искусства, заложена в детстве. Его мать

художница

-

любительница, отец

-

известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С те

плотой вспоминал

впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми,

царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые

зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по

древним

русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)

(По Э. Патсон.)

Славный мастер.

Иван Кулибин

талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его

изобретения,

как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в

действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные

Кулибиным.

Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и

они всячески распространяли мнен

ие, что русский не сможет постигнуть сложность

часового механизма.

Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с

детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его

неизменно возвращались к часам. Он на

чал делать необыкновенные, небывалые часы,

которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час

раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

38

Часы Кулибина раскрывали удиви

тельное дарование мастера, они являли собой

чудо русской техники.

Все: и день, и природа

великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает

в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья

сверху донизу унизаны разноцве

тными листьями: желтыми, оранжевыми,

красноватыми и ярко

-

красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно

лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками,

падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелт

евшие. Они устилают

всю землю.

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как

замирает этот шорох от падающего листа. Высоко

-

высоко в голубом небе длинной

ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и гре

зы уходят в

невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это

будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

(По

Д.

Мордовцеву

)

Приложение No 4

6

-

й класс

Свободный диктант

(После

изучения темы «Имя прилагательное»)

На доске: картина с изображением зимородка.

Свободный диктант не предполагает анализа содержания, как в изложении.

Возможный вопрос: понравился ли текст, чем показался необычным?

Наступал знойный полдень

время отдыха

для рыбы и рыболова.

Вдруг над прибрежными зарослями осоки промелькнула крупная яркая бабочка.

Бабочка опустилась на мою удочку, сложила крылья и оказалась птичкой. Тонкий

кончик удилища закачался под ней.

Я затаился и стал разглядывать незнакомку. Она был

а удивительно красива.

Оранжевая грудка, темно

-

синие, в светлых пестринках крылья и небесного цвета

спинка. Вот почему я принял птичку за необыкновенную

бабочку.

Но пышный наряд не шел ей. В ее облике было что

-

то

невеселое, даже скорбное. Птица замерла на

удочке

неподвижным комочком и все смотрела и смотрела на

темные воды реки. Казалось, она уронила что

-

то на дно и

разыскивает свою потерю.

39

У меня стала складываться сказка про красавицу царевну. О том, как ее заколдовала

злая волшебница и превратила в зимо

родка. Ведьма бросила в реку серебряный

ключик, которым отмыкается кованый сундук.

В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. Когда царевна

-

птичка узнает его, она

опять станет прекрасной царевной

-

девушкой.

Дополнительное задание: озаглавьте текст (в соо

тветствии с идеей).

Слова для справок (по абзацам):

3) Оранжевая;

4) что

-

то; зимородка;

5) царевна

-

птичка; царевной

-

девушкой.

Выборочный диктант.

Выписать из текста подлежащее.

Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних

ногах

лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и

стал обрабатывать раны.

Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор.

Распределительный диктант

.

Выписать предложения с полными причастиями в один столбик, а с кр

аткими

в

другой.

В сентябрьское утро идет первоклассник, сопровождаемый родителями, в школу,

чтобы воспользоваться своим правом на образование. И трудно сказать, кто

взволнован в этот час больше

ребенок или родители. Право на образование

гарантировано

Конституцией. На педагогов возложена обязанность учить и

воспитывать детей. А школьники должны стать образованными, много знающими

людьми. Это их главная гражданская обязанность, решающая их дальнейшую судьбу.

Выборочно

-

распределительный диктант.

Выпи

сать имена прилагательные, распределяя их на качественные и относительные.

Речь шла о хлебе, о бережном отношении к великому дару земли. Я слушал, а сам

вспоминал день, который не отмечен в календаре красной цифрой, а для меня на всю

жизнь остался замечат

ельным праздником. Мы возвращались из школы, дорога до

детского дома была не близкой. Прежде чем свернуть на проселочную дорогу, мы

обязательно заходили в сельмаг. Мы смотрели, что дают по продовольственным

карточкам. Карточки

это простые бумажные талонч

ики. Только если у тебя их нет,

то и купить даже хлеба ты не можешь. Так вот, в тот памятный день 1947 года мы

купили буханку хлеба без всяких талончиков. В этот день была отменена в нашей

40

стране карточная система.

Творческий диктант.

Восстановить первона

чальный текст, поставив слова с основой на шипящий в

единственном числе.

Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в палатку и разбудили

меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я достал обручи, мячи и

вышел из палатки. Погляде

л на шалаши, где спали сторожа. Там было тихо. Я пошел

на речку. На берегу шуршали камыши. Над моей головой пролетели стрижи.

Свободный диктант.

Определить основную мысль текста.

Тихонович думал, как бы он поступил в трудную минуту. Она ведь бывает в жи

зни

каждого. И не обязательно только на войне. Хоть один раз на долю человека выпадает

такое испытание, когда переждать или спрятаться нельзя.

И сразу станет ясно, каков ты есть. Способен ты на отважные поступки или

смалодушничаешь, испугаешься.

Восстановленный диктант.

Восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным именам

числительным.

Расстояние от Земли до Солнца равно почти 150 миллионам километров. Пешеход,

преодолевая ежедневно по

30 километров

, шел бы до Солнца 1400

0 лет. Поезд,

идущий без остановок со скоростью

100 километров

в час, достиг бы Солнца через 170

лет. Самолет, летящий со скоростью

100 километров

в час, долетел бы до Солнца

через 17 с лишним лет. Звук, достигающий в атмосфере скорости

350 метров

в

секунд

у, от Земли до Солнца дошел бы за 14 лет.

Диктант по аналогии.

После проведения наблюдений и беседы написать о калине, рябине или черемухе.

Абрикосовое дерево расцвело

оно стало удивительно нарядным. Все его веточки,

унизанные розово

-

белыми цветами, в

ыглядели невесомыми. Подуй ветер

не станет

нарядного дерева: унесет он его весенний наряд за тридевять земель.

Вскоре цветы дали завязь,

-

это были маленькие абрикосики, на вкус горьковато

-

кислые. Завязь облепила все веточки

-

отяжелело дерево. Зелены

е абрикосы с утра до

вечера глядели на солнце, сами становились похожими на маленькие кусочки солнца.

Золотом отливали бесчисленные плоды.

Приложение No 5

Элемент урока литературы в 9 классе

«Мильон терзаний»( Анализ 4 действия комедии А.С.Грибоедова «Го

ре от ума»).

Рефлексия

. Составление синквейна

( описание слайда).

77

Анализ успеваемости по русскому языку в 5а за три года

Анализ успеваемости по литературе в 5а классе за три года

0

20

40

60

80

100

120

2011/2012

2012/2013

2013/2014

% усп

-

ти

% кач

-

ва

% степени об

-

ти

0

20

40

60

80

100

120

2011/2012

2012/2013

2013/2014

% усп

-

ти

% кач

-

ва

% степени об

-

ти

78

Анализ успеваемости по русскому языку в 8а классе за три года

Анализ успеваемости по литературе в 8а

классе за три года

0

20

40

60

80

100

120

2011/2012

2012/2013

2013/2014

% усп

-

ти

% кач

-

ва

% степени об

-

ти

0

20

40

60

80

100

120

2011/2012

2012/2013

2013/2014

% усп

-

ти

% кач

-

ва

% степени об

-

ти

79

Анализ успеваемости по литературе в 5б классе

МКОУ Золотковская СОШ

Результаты итоговой аттестацииЕГЭ по русскому языку в 2011/2012 уч.году

( учитель Иванова У.В.)

No

ФИ выпускника

набранные баллы

по русскому языку

1

Бирюков

Максим

45

2

Громова Елена

62

3

Горшкова Юлия

53

4

Воронина Оксана

68

5

Егорова Ульяна

65

6

Клевакин Иван

84

7

Лебедев Александр

63

итого:

средний балл по школе

62,9

средний балл по району

57,7

средний балл по области

64,8

0

20

40

60

80

100

120

2011/2012

2012/2013

2013/2014

% усп

-

ти

% кач

-

ва

% степени об

-

ти

80

Приложение 17.

Анализ итоговой аттестации за курс основной школы в МКОУ Золотковская

средняя общеобразовательная школа в 2012

-

2013 уч. году

(учитель русского языка Иванова У.В.)

В 2012

-

2013 учебном году к итоговой аттестации в школе были допущены все 27

учащихся. Итог

овую аттестацию в форме ГИА прошли успешно все учащиеся со

следующими результатами:

Русский язык

«отлично»

-

7(26%)

«хорошо»

-

15(56%)

«удовлетворительно»

-

5(19%)

Средний балл по русскому языку составил: 4

Районный показатель: 3,8

Областной показатель: 3,9

Программа элективного учебного предмета в 10

11

-

х классах

"Комплексный анализ текста"

Пояснительная записка

Настоящая авторская образовательная рабочая программа элективного курса

«Комплексный анализ текста» в 10

-

11классах разработана на основе учебного плана

МКОУ Золотковская СОШ на 2013

-

2014 учебный год.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно

Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений

Российской Федерации для обязательного изучения курса «Комплексный анализ

текста» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 34 часов из расчета

1 час в неделю.

3.7

3.75

3.8

3.85

3.9

3.95

4

4.05

школьный

показатель

районный

показатель

областной

показатель

81

В 10 классе

отводится 34 часов из расчета 1 ч. в неделю (34 недели). В соответствии с

учебным планом и расписанием МКОУ Золотковская СОШ на 2013

2014 учебный

год данная программа рассчитана на 34 часа.

Содержание рабочей программы курса направлено на освоение

обучающимися

знаний, умений и навыков на обязательном уровне, что соответствует

образовательной программе МКОУ Золотковская СОШ . Она включает в себя все

темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного

образовательного стандарта среднего

(полного) общего образования.

Актуальность разработки и новизна рабочей программы элективного

курса заключается в том, что материалы используются при подготовке к ЕГЭ,

при выполнении части С, при написании сочинения (определение темы и

основной мыс

ли текста, при раскрытии проблемы , комментирование

проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного

произведения и из читательского опыта, согласие и несогласие с автором,

заключительная часть сочинения).

Воспитать чуткость к красоте

и выразительности родной речи, привить любовь к

русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет

за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных

возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под э

тим углом зрения на

занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются

сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных

языковых

средств в произведениях художественной литературы, в которых наиболее

полно проявляется изобразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только

совершенствовать важнейшие речевые умения, сформиров

ать навыки комплексного

анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно

подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею

межпредметных связей школьн

ого курса русского языка и курса русской литературы.

Основные задачи курса:

раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка,

систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского

языка в 5

-

9 классах;

углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических

средствах выразительности русского языка;

обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно

-

выразительным средствам языка в собственных творческих работах у

чащихся;

обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению

художественного текста.

82

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Ученик должен знать и уметь к концу элективного курса( планируемый результат):

-

уметь анализиро

вать смысловую структуру текста.

-

уметь видеть особенности стиля художника слова.

-

уметь создавать вторичные на основе речеведческих знаний базовых понятий теории

текста

-

уметь определять стиль и жанр текста

-

уметь определять способы и средства

связи предложений в текстах разных типов речи

-

уметь исследовать текст на основе творческих заданий.

-

уметь выявлять стилевые признаки текста: лексические, морфологические,

синтаксические, композиционные.

-

уметь составлять цитатный , сложный пла

н к тексту

-

знать основные признаки текста

-

знать формальную связность, относительную завершенность высказывания

-

знать актуальное членение предложений в тексте

-

знать синтаксические средства связи предложений и абзацев текста

Учащиеся должны:

иметь

представление об изобразительно

-

выразительных средствах родного языка:

фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических,

синтаксических;

уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые

факты в их значении и употре

блении;

использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах;

производить многоаспектный комплексный анализ текста.

Содержание программы

10 класс (34 часа)

Русский язык среди других языков мира (1 час)

Писатели и ученые о

богатстве и выразительности русского языка (1 час)

Основные пути обогащения словарного состава языка (2 часа)

Лексика ограниченного употребления и ее использование в речи, в произведениях

художественной литературы (2 часа)

Фразеологизмы русского языка и их

источники (3 часа)

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка (3

часа)

83

Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в тексте (2

часа)

Морфологические средства создания образно

-

поэтического

олицетворения (4 часа)

Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в

переносном значении (3 часа)

Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных

значениях (3 часа)

Семантико

-

стилистические особен

ности причастия и деепричастия; использование их

в тексте художественных произведений (3 часа)

Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке (2

часа)

Роль служебных частей речи в семантико

-

стилистическом оформлении

художественно

го текста (2 часа)

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) (3 часа)

11 класс (34 часа)

Язык и речь (1 час)

Богатство и выразительность русского языка.

Текст как речевое произведение (1 час)

Понятие о тексте как речевом произведе

нии и его основные признаки.

Основные средства связи предложений в тексте (2 часа)

Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях,

закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах.

Влияние структуры

предложение на тип речи

Средства художественной изобразительности (3 часа)

Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и

использованием их в произведениях художественной литературы.

Звуковые изобразительные возможности русского яз

ыка (3 часа)

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над

использованием в текстах художественных произведений основных типов

интонационных конструкций.

84

Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)

Наблюдение за

лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения

словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование.

Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение,

олицетворение. Стилистическое ра

сслоение словарного состава. Лексика

ограниченного употребления (диалектная, профессионально

-

терминологическая и

жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)

Поняти

е о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Лингвостилистический анализ

пейзажей на примерах из художественных

произведений (2 часа)

Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа

сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.

Морфологические средства выразительности (3 часа)

Морфологические св

ойства русской речи и их изобразительные возможности. История

произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их

художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ.

Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательны

е в поэтической речи, в

произведениях устного народного творчества.

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3 часов)

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.

Орфография как средство точной передачи на

письме смысловой стороны речи.

Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики,

орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)

Синтаксическая синоним

ия как источник стилистического богатства русского языка.

Особенности интонации и лексико

-

грамматического оформления вопросительных,

восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование

в художественных текстах односоставных предл

ожений. Инверсия как

изобразительное средство. Семантико

-

стилистические функции однородных членов

84

Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)

Наблюдение за

лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения

словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование.

Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение,

олицетворение. Стилистическое ра

сслоение словарного состава. Лексика

ограниченного употребления (диалектная, профессионально

-

терминологическая и

жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)

Поняти

е о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.

Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Лингвостилистический анализ

пейзажей на примерах из художественных

произведений (2 часа)

Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа

сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.

Морфологические средства выразительности (3 часа)

Морфологические св

ойства русской речи и их изобразительные возможности. История

произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их

художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ.

Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательны

е в поэтической речи, в

произведениях устного народного творчества.

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (3 часов)

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.

Орфография как средство точной передачи на

письме смысловой стороны речи.

Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики,

орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Синтаксические изобразительные возможности языка (6 часов)

Синтаксическая синоним

ия как источник стилистического богатства русского языка.

Особенности интонации и лексико

-

грамматического оформления вопросительных,

восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование

в художественных текстах односоставных предл

ожений. Инверсия как

изобразительное средство. Семантико

-

стилистические функции однородных членов

85

предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы

его выражения и использование как поэтического тропа.

Употребление сложных пре

дложений. Структурный параллелизм сложных

предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма

организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические за

нятия) 3 часа

КАЛЕНДАРНО

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

No

п/

п

Тема занятия

К

-

во

часо

в

Содержание

Форма

урока

знать

уметь

1.

Русский язык среди

других языков

мира.

1

Место русского

языка среди других

языков мира.

Уметь использовать

в речи

высказывания

русских писателей о

русском языке.

Лекция с

элементам

и беседы.

2.

Писатели и ученые

о богатстве и

выразительности

русского языка.

1

Имена великих

писателей и

ученых,

отмечавших

богатство и величие

русского языка.

Уметь

аргументировать

свое

мнение. Уметь

выделять

индивидуальный

стиль автора.

Лекция,

практику

м

3.

Основные пути

обогащения

словарного состава

русского языка.

2

Знать основные

пути обогащения

словарного состава

языка.

Уметь определять

происхождение тех

или иных слов,

уметь работат

ь со

справочной

литературой.

Практику

м

4.

Лексика

ограниченного

употребления.

2

Иметь

представление о

лексике

ограниченного

употребления

(диалектная,

профессионально

-

Уметь выявлять

языковые средства

выразительности,

определять их

значение и

использовать их в

Практику

м

86

терминологическая

и жаргонная)

тексте.

5.

Фразеологизмы

русского языка и их

источники.

3

Роль

фразеологических

оборотов в речи и

тексте

художественного

произведения.

Уметь использоват

ь

в тексте

фразеологизмов.

Уметь

анализировать

художественное

произведение.

Использование в

речи пословиц,

поговорок и

крылатых

выражений.

Лекция

Практику

м

6.

Словообразователь

ная модель как

источник

пополнения

словарного состава

языка.

3

Словообразовател

ь

ное богатство

русского языка.

Основные пути

обогащения

словарного состава

Владеть

словообразовательн

ым разбором слова.

Лекция

Практику

м

7.

Наблюдение за

использованием

различных

словообразовательн

ых средств в

изобразительных

целях.

2

Различные

словообразовательн

ые средства,

используемые в

тексте.

Производить

словообразовательн

ый, интонационный,

лексический анализ

художественного

текста.

Практику

м

8.

Морфологические

средства создания

образно

-

поэтического

олицетворения.

4

Морфологические

свойства

русской

речи и их

изобразительные

возможности.

Морфологические

средства создания

образно

-

Использовать

морфологические

средства при

создании текста.

Лекция.

Практику

м.

87

поэтического

олицетворения.

9.

Употребление

относительных,

качественных и

притяжательны

х

прилагательных в

переносном

значении.

3

Понятие

комплексного

анализа текста.

Производить

комплексный анализ

текста. Роль пейзажа

в выражении

авторской мысли.

Практику

м

10.

Использование в

тексте различных

форм наклонения и

времени глагола в

различных

значениях.

3

Различные формы

наклонения и

времени глагола в

различных

значениях.

Использовать

различные формы

глагола при

создании текста.

Практику

м

11.

Семантико

-

стилистические

особенности

причастия и

деепричастия;

использование их в

текстах

художественн

ой

литературы.

3

Изобразительные

ресурсы

современной

графики.

Отбор средств

художественной

выразительности

при создании текста.

Лекция

Практику

м

12.

Особенности

образования,

написания и

употребления

наречий в русском

языке.

2

Особенности

интонации и

лексико

-

грамматического

оформления текста.

Производить

комплексный анализ

текста.

Лекция

Практику

м

13.

Роль служебных

частей речи в

семантико

-

стилистическом

2

Отбирать все

возможные

средства

художественной

Производить

комплексный анализ

текста.

Практику

м

88

оформлении

художественного

текста.

выразительност

и

для создания текста.

14.

Практические

занятия по

комплексному

анализу текста.

3

ИТОГО:

34

КАЛЕНДАРНО

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

No

п/

п

Тема занятия

К

-

во

часо

в

Содержание

Форма

урока

знать

уметь

1.

Язык и речь.

1

Русский язык среди

языков мира.

Писатели и ученые

о богатстве и

выразительности

русского языка.

Иметь целостное

представление о

богатстве и

выразительности

русского языка.

Уметь

использовать в

речи высказывания

русских

писателей

о русском языке.

Лекция с

элементам

и беседы.

2.

Текст как речевое

произведение.

1

Понятие текста как

целостного

выражения мысли.

Понятие о стилях и

типах речи.

Понятие об

основной мыли

текста, микротеме,

ключевых словах.

Понятие о

выразительном

чтении как тест на

Определять

основную мысль

текста, стиль

текста. Уметь

аргументировать

свое мнение. Уметь

выделять

индивидуальный

стиль автора.

Лекция,

практикум

89

понимании текста.

3.

Основные средства

связи предложений в

тексте.

2

Знать основные

средств

а связи

между

предложениями в

тексте.

Уметь выделять

средства связи

между

предложениями,

между абзацами,

уметь это

доказывать.

4.

Средства

художественной

выразительности.

3

Знать основные

языковые средства

выразительности

-

звуковые

(благозвучие,

аллитерация,

ассонанс, звуковые

повторы, звуковой

символизм, ритм,

интонация) и

словесные (эпитет,

сравнение,

аллитерация,

перифраз, метафора,

метанимия,

гипербола,

олицетворение,

ирония, фигуры:

анафора, эпифора,

антитеза, градация,

оксюморон,

риторически

й

вопрос и др.

Уметь выявлять

языковые средства

выразительности,

определять их

значение и

использовать их в

тексте.

Практику

м

5.

Звуковые

изобразительные

возможности

русского языка.

3

Знать

организующую роль

ударения в

стихотворной речи.

Уметь

использоват

ь в

тексте основных

типов

интонационных

Лекция

Практику

м

90

конструкций.

Уметь

анализировать

художественное

произведение с

точки зрения

фонетико

-

интонационной

целостности.

6.

Лексические

средства

выразительности.

3

Лексическое

богатство русского

языка.

Основные

пути обогащения

словарного состава.

Лексика

ограниченного

употребления и ее

использование в

речи, в

произведениях

художественной

литературы.

Непрерывность

развития

словарного состава

языка.

Правильно

использовать

лексические

средства в речи.

Владе

ть

лексическим

разбором слова.

Употреблять в речи

и тексте

многозначные

слова, омонимы,

синонимы,

антонимы.

Лекция

Практику

м

7.

Словообразование и

его изобразительные

ресурсы.

4

Морфема как

значимая часть

слова. Синонимия и

многозначность

морфем.

Словообр

азовательн

ая модель как

источник

пополнения

словарного состава

языка.

Производить

фонетический,

интонационный,

лексический анализ

художественного

текста.

Практику

м

91

8.

Морфологические

средства

выразительности.

2

Морфологические

свойства русской

речи и их

и

зобразительные

возможности.

Морфологические

средства создания

образно

-

поэтического

олицетворения.

Определять

грамматический

род и пол живых

существ.

Использовать

кратких и

усеченных

прилагательных в

поэтической речи, в

произведениях

устного народного

творч

ества.

9.

Лингвостилистическ

ий анализ пейзажей

на примерах из

художественной

литературы.

3

Понятие

комплексного

анализа текста.

Производить

комплексный

анализ текста

описание природы

в романе Л. Н.

Толстого "Война и

мир". Роль пейзажа

в выражении

авторской мысли.

Практику

м

10.

Графика,

орфография,

пунктуация и их

выразительные

возможности.

3

Происхождение

письма.

Изобразительные

ресурсы

современной

графики.

Орфография как

средство точной

передачи на письме

смысловой стороны

речи.

Отбор

изобразительных

ресурсов

современной

графики и

орфографии при

создании текста.

Лекция

Практику

м

11.

Синтаксические

возможности

русского языка.

9

Синтаксическая

синонимия как

источник

стилистического

Использовать

семантико

-

стилистическ

ие

возможности

Лекция

Практику

м

92

богатства русского

языка. Особенности

интонации и

лексико

-

грамматического

оформления

вопросительных,

восклицательных,

побудительных

предложений.

Риторический

вопрос. Смысловая

и стилистическая

роль порядка слов в

предложении.

Инверсия как

изобразительное

средство языка.

односоставных

предложений,

обращений,

сравнений.

Употребление

конструкций с

противопоставлени

ем (антитезные

конструкции),

сложных

предложений в

тексте.

ИТОГО:

34

часа

Список

литературы для учителя

Анненков Е.И. Анализ

художественного произведения.Бабайцева В.В. Некоторые

вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка. Русский язык:

Приложение к газете "Первое сентября". 1998. No 36 (156). Сентябрь. С. 5.Новиков

Л.А. Лингвистический анализ текста. М., 1975.

С.11.Марченко С.В, Э.М.

Архангельская. Лингвистический анализ текста. Даугавпилс, 1996. С. 5

-

15.Бабайцева

В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская

словесность. 1997. No 3.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ

. М., 1988.

С.45.

Список

литературы для ученика

Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык: Учебник для старших классов.

-

М.:

Вербум

-

М, 2005.Пахнова Т. М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по

русскому языку: 9

-

11 кл.

-

М.:Вербум

-

М, 2003.



В раздел образования