Автор: Ермакова Наталья Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №47 "Искорка"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на методическом объединении
Тема: "Организация профилактической работы в дошкольном учреждении"
Раздел: среднее образование
Организация профилактической работы в дошкольном учреждении
(выступление на методическом объединении)
Подготовила: Ермакова Н.В.
социальный педагог МБДОУ ЦРР д/с №47
г. Ставрополя
Сегодня реальность такова, что организация профилактической работы в
образовательном
комплексе
требует
грамотного
психолого-педагогического
сопровождения.
Основное направление работы по
данному
вопросу
в дошкольном
подразделении является формирование потребности в здоровом образе жизни не
только у дошкольников, но и у родителей и педагогов.
В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения
дается следующее определение понятия «здоровый образ жизни». Здоровый образ
жизни – гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных
санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление
здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного
долголетия. Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни:
1)
Укрепляющий
здоровье
жизненный
режим,
пропорциональное
соотношение между физической и умственной нагрузкой;
2)
Физическая культура и занятия спортом;
3)
Рациональное питание;
4)
Гармонические отношения между людьми;
5)
Правильное сексуальное поведение;
6)
Личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и
быта;
7)
Негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака,
спиртного, злоупотреблению лекарствами).
Современные исследования показывают, что склонность к вредным
привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами)
закладывается уже в дошкольном возрасте. В связи с этим задача разработки и
внедрения эффективных методов профилактики требует не только участия
медицинских работников, но и привлечения специалистов иного профиля –
воспитателей, психологов. Пресечение вредных привычек в дошкольном возрасте
требует создания современных программ профилактики приобщения детей к
1
вредным привычкам и грамотного поведения соответствующего санитарного
просвещения в образовательных учреждениях.
Такая
профилактическая
работа
проводится
в
нашем
дошкольном
структурном подразделении. Поскольку сейчас детям в связи с неразвитой
коммуникативной стороной трудно выражать свои чувства и эмоции, сложно
строить общение со сверстниками и близкими взрослыми. Таким образом, они
автоматически попадают в группу риска по возникновению и закреплению
вредных привычек.
С этим учетом была внедрена система работы по профилактики вредных
привычек.
Данная работа предполагает такие этапы:
1.
Диагностика. На примере - курение.
С помощью анкетирования выявляются представления родителей о
причинах курения (как вредной привычки, формы зависимости) и способах
борьбы с ним. Также родителям предлагается опросник, выявляющий факторы
риска возникновения зависимости у детей 6-8 лет (авт.- канд. психол. наук Е.Ю.
Федоренко). Этот опросник позволяет обнаружить социально- психологические
дефициты развития ребенка на ранних стадиях, которые могут привести к
формированию
зависимых
форм
поведения
(табакокурению,
алкоголизму,
наркомании, игромании и т.п.).
Опросник заполняется родителями индивидуально.
Опросник содержит три шкалы:
1-я шкала «Зависимый тип поведения»
позволяет обнаружить уже
имеющиеся у ребенка несвободы от определенного состояния как показатель
дефицита его ресурса
Низкий показатель -17%
Средний- 58%
Высокий- 25%
2-я шкала
«Эмоционально- волевые задержки»
предназначена для
выявления
дефицита
в
эмоциональной
сфере-
нарушений
функции
приспособления,
отсутствия
ресурса
для
эмоционального
«отыгрывания»(превращения ситуации в смешанную или нелепую), дефицита
сознательной регуляции собственной деятельности.
Низкий показатель -25%
Средний- 75%
Высокий- 0%
2
3-я шкала «Психопатологические расстройства» позволяет определить
наличие комплекса предпосылок к формированию патохарактерологического
развития личности вследствие влияния перинатального поражения центральной
нервной системы и неблагоприятной социальной ситуации развития.
Низкий показатель -92%
Средний- 8%
Высокий- 0%
Дети, набравшие высокие баллы по первой и второй шкалам, нуждаются в
психолого- педагогическом наблюдении и коррекции; набравшим высокие баллы
по третьей шкале требуется консультация психоневролога.
2.
Следующий этап в системе работы по профилактике:
Применения технологий игровой коррекции.
Проводится игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. С
детьми используются адекватные их возрасту методические приемы, которые
учитывают особенности их эмоционального реагирования, например диалог на
тему «Хорошо это или плохо и почему?», разыгрываются сказочные сюжеты.
Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы»- нормы и
правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и
педагогами. Таким образом, создание ответственности за свои поступки приходит
к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст взрослого или под
его давлением.
3.
Заключительный этап.
Исходя из анализа проведенной диагностики, родители приглашаются на
индивидуальные консультации. При необходимости изучаются внутрисемейные
отношения, взаимодействие родителей и ребенка, самочувствие ребенка в семье.
Кроме того, эффективность профилактической работы будет максимально
достигнута путем тесного взаимодействия педагога и психолога. Для этого
применяются следующие методы и приемы работы:
- включение данной проблематики в образовательный процесс (занятия);
- проведение досугов и праздников («Нет наркотикам!», «Будь здоров!»,
«Всемирный день отказа от курения!)
- Презентации
-Акции (родитель-ребенок-взрослый «Здоровая семья»)
Вывод:
3
Данный системный подход, при решении данной проблемы способствует
эффективности профилактической работы:
- раннее выявление признаков неблагополучия;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
-
овладение
необходимыми
практическими
навыками
и
умениями
воспитания и обучения детей;
- психологическое сопровождение детей, включающее просвещение и
обучение навыками конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. При
этом необходимо делать акцент на формировании отрицательного отношения к
вредным привычкам (любое упоминание, особенно первое, о наркотическом,
психоактивном веществе должно быть негативным).
Таким образом, профилактика вредных привычек у детей дошкольного
возраста,
имеет целенаправленный и системный характер.
Формирование
осознанного отношения к «здоровому образу жизни» предполагает включение в
работу
всех
субъектов
образовательного
процесса:
воспитанник,
педагог,
родители. Развитие «хороших» привычек, забота о своем здоровье, как
физическом, так и психологическом, в дошкольном возрасте – первая ступенька
совершенствования личности в сообществе «здоровой нации».
4