Напоминание

"Организация профилактической работы в дошкольном учреждении"


Автор: Ермакова Наталья Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №47 "Искорка"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на методическом объединении
Тема: "Организация профилактической работы в дошкольном учреждении"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация профилактической работы в дошкольном учреждении

(выступление на методическом объединении)

Подготовила: Ермакова Н.В.

социальный педагог МБДОУ ЦРР д/с №47

г. Ставрополя

Сегодня реальность такова, что организация профилактической работы в

образовательном

комплексе

требует

грамотного

психолого-педагогического

сопровождения.

Основное направление работы по

данному

вопросу

в дошкольном

подразделении является формирование потребности в здоровом образе жизни не

только у дошкольников, но и у родителей и педагогов.

В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения

дается следующее определение понятия «здоровый образ жизни». Здоровый образ

жизни – гигиеническое поведение, базирующееся на научно-обоснованных

санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление

здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного

долголетия. Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни:

1)

Укрепляющий

здоровье

жизненный

режим,

пропорциональное

соотношение между физической и умственной нагрузкой;

2)

Физическая культура и занятия спортом;

3)

Рациональное питание;

4)

Гармонические отношения между людьми;

5)

Правильное сексуальное поведение;

6)

Личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и

быта;

7)

Негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака,

спиртного, злоупотреблению лекарствами).

Современные исследования показывают, что склонность к вредным

привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами)

закладывается уже в дошкольном возрасте. В связи с этим задача разработки и

внедрения эффективных методов профилактики требует не только участия

медицинских работников, но и привлечения специалистов иного профиля –

воспитателей, психологов. Пресечение вредных привычек в дошкольном возрасте

требует создания современных программ профилактики приобщения детей к

1

вредным привычкам и грамотного поведения соответствующего санитарного

просвещения в образовательных учреждениях.

Такая

профилактическая

работа

проводится

в

нашем

дошкольном

структурном подразделении. Поскольку сейчас детям в связи с неразвитой

коммуникативной стороной трудно выражать свои чувства и эмоции, сложно

строить общение со сверстниками и близкими взрослыми. Таким образом, они

автоматически попадают в группу риска по возникновению и закреплению

вредных привычек.

С этим учетом была внедрена система работы по профилактики вредных

привычек.

Данная работа предполагает такие этапы:

1.

Диагностика. На примере - курение.

С помощью анкетирования выявляются представления родителей о

причинах курения (как вредной привычки, формы зависимости) и способах

борьбы с ним. Также родителям предлагается опросник, выявляющий факторы

риска возникновения зависимости у детей 6-8 лет (авт.- канд. психол. наук Е.Ю.

Федоренко). Этот опросник позволяет обнаружить социально- психологические

дефициты развития ребенка на ранних стадиях, которые могут привести к

формированию

зависимых

форм

поведения

(табакокурению,

алкоголизму,

наркомании, игромании и т.п.).

Опросник заполняется родителями индивидуально.

Опросник содержит три шкалы:

1-я шкала «Зависимый тип поведения»

позволяет обнаружить уже

имеющиеся у ребенка несвободы от определенного состояния как показатель

дефицита его ресурса

Низкий показатель -17%

Средний- 58%

Высокий- 25%

2-я шкала

«Эмоционально- волевые задержки»

предназначена для

выявления

дефицита

в

эмоциональной

сфере-

нарушений

функции

приспособления,

отсутствия

ресурса

для

эмоционального

«отыгрывания»(превращения ситуации в смешанную или нелепую), дефицита

сознательной регуляции собственной деятельности.

Низкий показатель -25%

Средний- 75%

Высокий- 0%

2

3-я шкала «Психопатологические расстройства» позволяет определить

наличие комплекса предпосылок к формированию патохарактерологического

развития личности вследствие влияния перинатального поражения центральной

нервной системы и неблагоприятной социальной ситуации развития.

Низкий показатель -92%

Средний- 8%

Высокий- 0%

Дети, набравшие высокие баллы по первой и второй шкалам, нуждаются в

психолого- педагогическом наблюдении и коррекции; набравшим высокие баллы

по третьей шкале требуется консультация психоневролога.

2.

Следующий этап в системе работы по профилактике:

Применения технологий игровой коррекции.

Проводится игровое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. С

детьми используются адекватные их возрасту методические приемы, которые

учитывают особенности их эмоционального реагирования, например диалог на

тему «Хорошо это или плохо и почему?», разыгрываются сказочные сюжеты.

Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы»- нормы и

правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и

педагогами. Таким образом, создание ответственности за свои поступки приходит

к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст взрослого или под

его давлением.

3.

Заключительный этап.

Исходя из анализа проведенной диагностики, родители приглашаются на

индивидуальные консультации. При необходимости изучаются внутрисемейные

отношения, взаимодействие родителей и ребенка, самочувствие ребенка в семье.

Кроме того, эффективность профилактической работы будет максимально

достигнута путем тесного взаимодействия педагога и психолога. Для этого

применяются следующие методы и приемы работы:

- включение данной проблематики в образовательный процесс (занятия);

- проведение досугов и праздников («Нет наркотикам!», «Будь здоров!»,

«Всемирный день отказа от курения!)

- Презентации

-Акции (родитель-ребенок-взрослый «Здоровая семья»)

Вывод:

3

Данный системный подход, при решении данной проблемы способствует

эффективности профилактической работы:

- раннее выявление признаков неблагополучия;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

-

овладение

необходимыми

практическими

навыками

и

умениями

воспитания и обучения детей;

- психологическое сопровождение детей, включающее просвещение и

обучение навыками конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. При

этом необходимо делать акцент на формировании отрицательного отношения к

вредным привычкам (любое упоминание, особенно первое, о наркотическом,

психоактивном веществе должно быть негативным).

Таким образом, профилактика вредных привычек у детей дошкольного

возраста,

имеет целенаправленный и системный характер.

Формирование

осознанного отношения к «здоровому образу жизни» предполагает включение в

работу

всех

субъектов

образовательного

процесса:

воспитанник,

педагог,

родители. Развитие «хороших» привычек, забота о своем здоровье, как

физическом, так и психологическом, в дошкольном возрасте – первая ступенька

совершенствования личности в сообществе «здоровой нации».

4



В раздел образования