Автор: Мосензова Марина Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 80
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Методика преподавания предмета «Технология» в условиях реализацииии ФГОС"
Раздел: среднее образование
Методика преподавания учебного предмета «Технология» в условиях реализации
ФГОС
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования
всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это
фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие
принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он
направлен на овладение учащимися навыками конкретной
предметно-преобразующей деятельности, создание новых
ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям
развития общества. В рамках «Технологии» происходит
знакомство с миром профессий и ориентация школьников на
работу в различных сферах общественного производства. Тем
самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от
общего к профессиональному образованию и трудовой
деятельности.
Программа предмета «Технология» обеспечивает
формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления
(потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи
установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными
результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными
образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т.
д.) и жизненными задачами.
Преподавание учебного предмета «Технология» в условиях ФГОС предполагает реализацию
деятельностно–ценностной парадигмы, которая позволяет определить следующие приоритеты:
- компетентностный подход, как совокупность общих принципов определения целей
образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов;
- деятельностный, практикоориентированный подход к процессу обучения, направленный
на обеспечение возможности самореализации и самоопределения обучающихся; - формирование и
развитие ценностных ориентаций в процессе оценочной деятельности, способствующих
социализации учащихся и их вхождению в мир труда (умение оценить рынок труда, умение выбрать
профессию и т. д.).
Важная роль в реализации этих приоритетов – компетентностного и деятельностного
подходов в образовании принадлежит предмету «Технология». Применение концептуальных
положений этих подходов в учебном процессе является важной особенностью преподавания данного
предмета на современном этапе.
Предмет «Технология» формирует ряд предметных компетенций, среди которых можно
выделить:
- умения применять основные технологические понятия в практической деятельности;
знать назначение и технологические свойства материалов; знать назначение и устройство
применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и
Мосензова Марина Ивановна
Учитель «Технологии»
МБОУ СОШ № 80
г. Владивосток
последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий
обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; знать
профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них,
получением продукции;
- умения рационально организовывать рабочее место; находить необходимую
информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую
документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование
для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и
правила пользования ручным инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять
доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия (детали); находить и устранять
допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения
продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с
учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
- умения получать технико-технологические сведения из разнообразных источников
информации; уметь организовывать индивидуальную и коллективную трудовую деятельность;
уметь изготавливать или ремонтировать изделия или получать продукт с использованием ручных
инструментов, машин, оборудования и приспособлений; уметь осуществлять контроль качества
выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; уметь
обеспечить безопасные условия труда; уметь оценивать затраты, необходимые для создания объекта
труда или услуги; уметь строить планы профессионального образования и трудоустройства.
Деятельностный подход направлен на организацию процесса обучения на основе
применения различных видов деятельности. Технология фактически единственный школьный
учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей
деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение
учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности,
создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.
Именно в учебном предмете "Технология" успешно реализуется проектная деятельность с ее
большими возможностями творческого развития школьников, их самостоятельного продвижения от
возникновения идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации. Она необходима для
общеобразовательной подготовки всех учеников, предоставляет им возможность применять па
практике знания основ наук.
В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется
профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем
самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от
общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Рабочие программы составляются на основе примерных программ по Технологии. Учитель
подробно излагает содержание программы, дает перечень практических заданий, проектов,
разрабатывает поурочное планирование, составляет список литературы.
Еще одной особенностью является наличие необходимой материально-технической базы.
В настоящее время технологическое образование школьников переживает значительные
изменения, связанные не только с новыми целевыми установками и ведение ФГОС ООО, но и с
расширением содержания. Содержание предметной области «Технология» стало многогранным и
всесторонним. В условиях наукоёмких и высокотехнологичных производств значительно
повышаются требования к научной технологической подготовке школьников.
Использование образовательных технологий имеет большое значение в совершенствовании
педагогических процессов, но сам процесс применения их вызывает большие трудности у учителей, как
в отборе нужных технологий, так и в их усвоении. Причинами этого является недостаточная научно-
теоретическая проработка технологий, вычленение и характеристика общих черт, различий и
особенностей,
слабое соблюдение «согласования» всех структурных компонентов целостного
педагогического процесса: соотношения цели, задач, результата; содержания, форм, методов работы;
средств обучения и воспитания.
Уроки технологии – это уроки труда в современной формации. Подход к обучению нового
поколения стал иным, этим детям уже не интересно то, что увлекало их родителей и даже старших
братьев и сестёр. Но популярность ручного труда, творческого и созидательного, с развитием высоких
технологий не стала меньше, скорее наоборот! Школьникам очень нравится создавать то, что можно
потрогать, ощутить, показать другим. И первейшее средство удовлетворения потребности в творческом,
продуктивном труде – это уроки технологии в школе. С этих уроков начинается уважение и любовь к
труду, они могут повлиять даже на выбор профессии в будущем, и от компетентности учителя
технологии здесь зависит многое.
Список использованной литературы.
1. Андреева Е.Б., Статья «Особенности преподавания предмета «Технология» в условиях
апробации и внедрения ФГОС ООО», 2017г.
2. Левицкая И.М., Доклад «Особенности преподавания предмета "Технология" в современных
условиях(ФГОС)», 2016г.
3. Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. -
М.: «Вентана-Граф», 2003. - с. 38.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.- с. 167-215.