Напоминание

Развитие музыкальных способностей обучающихся на занятиях по вокалу


Автор: Светлана Петровна Сафронова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №46 с УИОП (с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие музыкальных способностей обучающихся на занятиях по вокалу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов

ХМАО ЮГРА город Сургут

«

Развитие музыкальных способностей обучающихся

на занятиях по вокалу».

Автор: Сафронова Светлана Петровна

педагог дополнительного образования

г.Сургут 2023 год.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Развитие музыкальных способностей обучающихся

на занятиях по вокалу

(методические рекомендации в помощь педагогу

дополнительного образования)

Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен

предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей

музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. Только, находясь один на один

с педагогом, ребёнок в состоянии раскрепоститься и, не отвлекаясь на товарищей,

сможет воспринять информацию.

Нередко в хоровых студиях педагоги не придают значения постановке вокального

голоса, и занимаются лишь репертуаром, считая,

что голос со временем

разработается сам, главное, что бы хор звучал аккуратно и слаженно. Отсюда и

проблемы, связанные с временной потерей голоса, которые дети регулярно

испытывают, особенно в переходном возрасте, когда происходит мутация голоса.

На индивидуальных занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности

детского голоса, в зависимости от возраста обучаемого. Так, например, методы

вокального воспитания 8-летних малышей оказываются нерациональными для

обучения 15-летних подростков.

В кружок сольного пения могут быть зачислены дети всех возрастов при наличии

у них достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха,

хорошей

музыкальной

памяти,

хорошего

чувства

ритма,

намечающейся

художественной выразительности.

Занятия

начинаются

с

предварительного

ознакомления

с

голосовыми

и

музыкальными данными обучающихся.

Голосовые данные определяются по совокупности признаков: по тембру,

тесситуре, диапазону. Для выявления голосовых данных лучше всего предложить

ученику исполнить его любимую или просто знакомую песню. При этом

необходимо помочь ребёнку гармонической поддержкой на инструменте и

подбором удобной тональности.

Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон

голоса. Голосовые данные проявляются ярче тогда, когда песня не трудна для

исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и распевный

кантеленный

характер.

Исполнение

песни

даст

возможность

судить

о

музыкальности, выразительности и исполнительских задатках обучающегося.

После песни можно проверить весь диапазон голоса, от самой низкой ноты до

предельно высокой ноты. Это можно выявить на упражнениях – пении трезвучий,

поступенно расположенных нот, на попевках.

Чувство ритма у обучающихся проверяется на простых ритмических заданиях:

повторить за педагогом ритмические формулы, хлопая в ладоши.

При прослушивании обучающиеся, нередко из-за волнения, недостаточно

проявляют свои способности, потому, как правило, итоговая оценка может быть

дана в течение первого месяца занятий, на которых постепенно выявляются

способности ребёнка – голос, слух, память, внимание, эмоциональная отзывчивость

и дисциплина.

Приступая

к

первым

индивидуальным

занятиям

с

маленькими

детьми,

необходимо взять во внимание не только их голос, который лишь начинает

оформляться, но и их речь, музыкальный слух и внимание. Если уже на первых

занятиях

обнаруживается

какой-нибудь

недостаток

ученика

дефективные

согласные, нечёткие гласные, крикливость, открытость звучания, тенденция к

заиканию, слабая музыкальная память, робость или излишняя подвижность –

недостатки должны быть взяты во внимание для скорейшего их устранения.

Следует

акцентировать

внимание

на

индивидуальных

отрицательных

особенностях голосообразования, т.е.: шумный поверхностный вдох при помощи

поднятия плеч, чрезмерно твёрдая атака, спадение грудной клетки при пении,

сильно зажатая нижняя челюсть, гнусавость, сип, шепелявость, картавость и др.

На первых занятиях детям необходимо уяснить несколько моментов:

1.

не кричать при пении

2.

хорошо произносить слова

3.

чисто и чётко петь каждый звук

4.

научиться правильно слышать мелодию

5.

научиться правильно дышать

6.

стараться петь выразительно

С самых первых уроков необходимо воспитывать умение правильно стоять во время

пения : корпус должен быть прямой, плечи слегка отодвинуты назад, ноги

выпрямлены в коленях, голова не должна быть вытянута вперёд, наверх или вниз,

она должна находиться в спокойном и естественном положении .

В будущем, при постановке сценического номера, движения ребёнка не должны

быть

слишком

сложными,

они

должны

выражать

характер

и

настроение

исполняемого произведения.

Каждое занятие должно непременно начинаться с распевания. Перед распевками

можно

использовать

некоторые

дыхательные

упражнения.

Они

помогают

активизировать дыхание, атаку, зафиксировать расширенное положение нижних

рёбер.

На первых занятиях мелодию распевки лучше играть в унисон с поющим.

Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не

мешать ему слушать себя.

Упражнения на плавное пение (легато) являются основным средством выработки

кантиленного пения, которое неразрывно связано с длинным равномерным

выдохом. Такие упражнения развивают певческое дыхание.

Отрывистое пение (стаккато) связано с активным смыканием голосовых связок.

Оно способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе

голосовых мышц, при сиплом призвуке.

Очень

полезны

упражнения,

в

которых

есть

сочетание

кантиленного

и

отрывистого пения.

1.

2.

Наиболее легко запоминающейся распевкой является гамма или её элемент:

Упражнения на пение интервалов выравнивает звучание. В начале это могут быть

узкие интервалы, а затем можно расширить диапазон, переходя к более широким

интервалам. Сюда можно отнести пение трезвучий и октав.

В распевании полезны различные попевки с закрытым ртом на согласную «м».

Важно чтобы при таком пении челюсти были немного разомкнуты, ребёнок должен

ощущать состояние небольшого зевка. Это поможет в дальнейшем быстрому

формированию правильной вокальной позиции в пении.

Детям зачастую не интересны распевки, не имеющие конкретного смыслового

содержания, исполняющиеся на отдельные гласные и слоги, поэтому в работе с

детьми нужно сочетать и вокальные упражнения, ещё пока не до конца понятные

детям, и попевки со словами – русские народные песни или отрывки фраз из песен –

«лёгкий ветерок», «солнышко поёт», «му-у, му-у, корова мычит» и т.д.

Помимо распевок часто, особенно с детьми младшего возраста, в работе

используются скороговорки на различные согласные :

1.От топота копыт пыль по полю летит.

2.На дворе – трава, на траве – дрова.

3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4.Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

5.Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

6.Бобр добр для бобрят.

Скороговорки не только помогают активизировать вялый артикуляционный

аппарат, но и воспитать в детях концентрацию внимания

Вокальное обучение, как и любой педагогический процесс, содержит в себе ряд

специальных принципов. К наиболее важным принципам можно отнести такие, как

принцип воспитывающего обучения, принцип индивидуального подхода, связи с

жизнью и практикой.

В процессе обучения пению дети не только получают знания о правильном

голосообразовании и звукоизвлечении, формируют и совершенствуют вокально-

технические и художественные навыки, но и развивают голос, исполнительские

задатки, эстетический вкус, умственные способности, память, наблюдательность,

воображение, речь и др.

Каждый обучающийся заключает в себе определённый психологический склад,

своеобразный и неповторимый характер, формирующийся средствами домашнего

воспитания и окружающей среды. Но принцип индивидуального подхода заключает

в

себе

не

только

психологическую

сторону,

но

и

необходимость

учёта

индивидуальных особенностей звучания голоса и звукообразования, которые

обусловлены особенностями строения и работы голосового аппарата.

При

обучении

пению

чаще

всего

используются

традиционные

методы:

объяснение с помощью устного слова и показ профессионального вокального

звучания. Такой метод направлен на осознанное и осмысленное восприятие

обучающимися информации.

Прежде всего, ребёнок должен сформировать представление о правильно

воспроизводимом звуке. Для объяснения качества, тембра звука применяются

различные определения – глухой, звонкий, яркий, светлый, тёмный, вкусный –

доставляющий удовольствие звук; мягкое, жёсткое, зажатое, вялое, высокое, н

низкое звучание и т. д.

При

описании

качеств

требуемого

звучания

нужно

ориентироваться

на

имеющийся у ребёнка опыт. Результат будет только в том случае, если ребёнок

понимает о чём ему говорят, особенно в младшем школьном возрасте, где большей

частью присутствует образность мышления.

Важен принцип наглядности в обучении пению – показ педагога голосом

вызывает рефлекторную связь между голосом и слухом. Дети младшего возраста

обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс

обучения маленьких детей, делая его естественным. Очень важно, чтобы ребёнок

фиксировал свои ощущения при формировании правильного вдоха, звука. В

дальнейшем ему будет проще вспоминать и автоматизировать свои собственные

ощущения и представления.

Показ педагога важен не только для правильного формирования звука. При

исполнении песни педагогом ребёнку, показ должен содержать как красивое и

правильное исполнение мелодии, чёткое и внятное пропевание текста песни, так и

эмоциональный настрой. Если исполнение песни будет не в характере, тусклым и

неярким, то песня не вызовет у ребёнка эмоционального отклика, не затронет и не

заинтересует его, у него не будет желания работать над ней, а в дальнейшем и

исполнять на сцене.

Но яркого и эмоционального исполнения тоже недостаточно. После показа нужно

поинтересоваться у ребёнка – какого характера песня, о чём или о ком в ней пелось,

что представлялось ребёнку, когда он её слушал?

Детям младшего школьного возраста в тексте могут встретиться ещё незнакомые

им слова. Нужно прочитать текст и разъяснить новые слова, тем самым обогащая

кругозор маленьких детей. Часто дети быстрее запоминают мелодию, когда

разучивают песню сразу с текстом. Такой метод можно применять на начальных

этапах, но в сочетании с пропеванием на гласную. Вокализация помогает детям

выработать кантеленный звук, особенно важный для подвижных песен. Нельзя

упускать из виду трудные места в песне и с самых первых занятий над

произведением обращать на них внимание детей.

Репертуар должен соответствовать не только слуховым и голосовым данным

ребёнка, но и психике и основным чертам его характера. Нередко,

вялым,

заторможенным детям дают больше бодрых, ритмичных песен, а слишком

подвижным детям – больше спокойных и напевных.

Песня не должна разучиваться механически. После того, как обучающийся

впервые услышит произведение, он должен его «увидеть», «понять», «представить»,

«почувствовать» и «передать». Эта цепь овладения произведением не должна

разрываться.

Более

подвижные

дети

быстрее

реагируют

на

«видение»

и

«представление», скорее «раскрываются» для передачи воспринятого. Однако,

несмотря на то, что у детей с другим складом характера реакция эмоциональных

впечатлений более медленная, их восприятие песни носит иногда более глубокий

характер. Заторможенность выразительности нельзя объяснить бездарностью

ученика. Чаще она связана даже у способных детей с большой стеснительностью.

Природная стеснительность обучающегося, сковывая его, не позволяет прорваться

наружу затаившимся в нём и уже иногда назревшим чувствам. В то же время на

выступлениях у этих детей нередко прорывается «всё» отложившееся в их

«внутренней

эмоциональной

сфере».

Иногда

у

мало

подающего

надежды

обучающегося скачок в сторону выразительности и музыкальности происходит

очень неожиданно.

Дети младшего возраста ведут себя очень непосредственно, ярко и естественно

выражая своё настроение, а тем самым и характер песни. Необходимо продумывать,

нередко и подключая к этому детей, драматургию песни – движения, хореографию,

детали сцены, костюм исполнителя.

Нужно

говорить

с

ребёнком

о

сценическом

образе

нередко

свежее,

непосредственное видение ребёнком песни подскажет новые идеи и решения.

Необходимо завлекать ребёнка интересным и современным репертуаром. Педагог

должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие

знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности.

Использованная литература:

Н.В Пащенко: «Игровой метод развития голоса»

Виктор Емельянов: «Развитие голоса координация и тренинг»

Виталий Бианка: «Кто чем поёт?»



В раздел образования