Автор: Светлана Петровна Сафронова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ №46 с УИОП (с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие музыкальных способностей обучающихся на занятиях по вокалу
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов
ХМАО ЮГРА город Сургут
«
Развитие музыкальных способностей обучающихся
на занятиях по вокалу».
Автор: Сафронова Светлана Петровна
педагог дополнительного образования
г.Сургут 2023 год.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Развитие музыкальных способностей обучающихся
на занятиях по вокалу
(методические рекомендации в помощь педагогу
дополнительного образования)
Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен
предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей
музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом. Только, находясь один на один
с педагогом, ребёнок в состоянии раскрепоститься и, не отвлекаясь на товарищей,
сможет воспринять информацию.
Нередко в хоровых студиях педагоги не придают значения постановке вокального
голоса, и занимаются лишь репертуаром, считая,
что голос со временем
разработается сам, главное, что бы хор звучал аккуратно и слаженно. Отсюда и
проблемы, связанные с временной потерей голоса, которые дети регулярно
испытывают, особенно в переходном возрасте, когда происходит мутация голоса.
На индивидуальных занятиях по вокалу педагог обязан учитывать особенности
детского голоса, в зависимости от возраста обучаемого. Так, например, методы
вокального воспитания 8-летних малышей оказываются нерациональными для
обучения 15-летних подростков.
В кружок сольного пения могут быть зачислены дети всех возрастов при наличии
у них достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха,
хорошей
музыкальной
памяти,
хорошего
чувства
ритма,
намечающейся
художественной выразительности.
Занятия
начинаются
с
предварительного
ознакомления
с
голосовыми
и
музыкальными данными обучающихся.
Голосовые данные определяются по совокупности признаков: по тембру,
тесситуре, диапазону. Для выявления голосовых данных лучше всего предложить
ученику исполнить его любимую или просто знакомую песню. При этом
необходимо помочь ребёнку гармонической поддержкой на инструменте и
подбором удобной тональности.
Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон
голоса. Голосовые данные проявляются ярче тогда, когда песня не трудна для
исполнителя, имеет умеренный темп, несложный ритмический рисунок и распевный
кантеленный
характер.
Исполнение
песни
даст
возможность
судить
о
музыкальности, выразительности и исполнительских задатках обучающегося.
После песни можно проверить весь диапазон голоса, от самой низкой ноты до
предельно высокой ноты. Это можно выявить на упражнениях – пении трезвучий,
поступенно расположенных нот, на попевках.
Чувство ритма у обучающихся проверяется на простых ритмических заданиях:
повторить за педагогом ритмические формулы, хлопая в ладоши.
При прослушивании обучающиеся, нередко из-за волнения, недостаточно
проявляют свои способности, потому, как правило, итоговая оценка может быть
дана в течение первого месяца занятий, на которых постепенно выявляются
способности ребёнка – голос, слух, память, внимание, эмоциональная отзывчивость
и дисциплина.
Приступая
к
первым
индивидуальным
занятиям
с
маленькими
детьми,
необходимо взять во внимание не только их голос, который лишь начинает
оформляться, но и их речь, музыкальный слух и внимание. Если уже на первых
занятиях
обнаруживается
какой-нибудь
недостаток
ученика
–
дефективные
согласные, нечёткие гласные, крикливость, открытость звучания, тенденция к
заиканию, слабая музыкальная память, робость или излишняя подвижность –
недостатки должны быть взяты во внимание для скорейшего их устранения.
Следует
акцентировать
внимание
на
индивидуальных
отрицательных
особенностях голосообразования, т.е.: шумный поверхностный вдох при помощи
поднятия плеч, чрезмерно твёрдая атака, спадение грудной клетки при пении,
сильно зажатая нижняя челюсть, гнусавость, сип, шепелявость, картавость и др.
На первых занятиях детям необходимо уяснить несколько моментов:
1.
не кричать при пении
2.
хорошо произносить слова
3.
чисто и чётко петь каждый звук
4.
научиться правильно слышать мелодию
5.
научиться правильно дышать
6.
стараться петь выразительно
С самых первых уроков необходимо воспитывать умение правильно стоять во время
пения : корпус должен быть прямой, плечи слегка отодвинуты назад, ноги
выпрямлены в коленях, голова не должна быть вытянута вперёд, наверх или вниз,
она должна находиться в спокойном и естественном положении .
В будущем, при постановке сценического номера, движения ребёнка не должны
быть
слишком
сложными,
они
должны
выражать
характер
и
настроение
исполняемого произведения.
Каждое занятие должно непременно начинаться с распевания. Перед распевками
можно
использовать
некоторые
дыхательные
упражнения.
Они
помогают
активизировать дыхание, атаку, зафиксировать расширенное положение нижних
рёбер.
На первых занятиях мелодию распевки лучше играть в унисон с поющим.
Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не
мешать ему слушать себя.
Упражнения на плавное пение (легато) являются основным средством выработки
кантиленного пения, которое неразрывно связано с длинным равномерным
выдохом. Такие упражнения развивают певческое дыхание.
Отрывистое пение (стаккато) связано с активным смыканием голосовых связок.
Оно способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе
голосовых мышц, при сиплом призвуке.
Очень
полезны
упражнения,
в
которых
есть
сочетание
кантиленного
и
отрывистого пения.
1.
2.
Наиболее легко запоминающейся распевкой является гамма или её элемент:
Упражнения на пение интервалов выравнивает звучание. В начале это могут быть
узкие интервалы, а затем можно расширить диапазон, переходя к более широким
интервалам. Сюда можно отнести пение трезвучий и октав.
В распевании полезны различные попевки с закрытым ртом на согласную «м».
Важно чтобы при таком пении челюсти были немного разомкнуты, ребёнок должен
ощущать состояние небольшого зевка. Это поможет в дальнейшем быстрому
формированию правильной вокальной позиции в пении.
Детям зачастую не интересны распевки, не имеющие конкретного смыслового
содержания, исполняющиеся на отдельные гласные и слоги, поэтому в работе с
детьми нужно сочетать и вокальные упражнения, ещё пока не до конца понятные
детям, и попевки со словами – русские народные песни или отрывки фраз из песен –
«лёгкий ветерок», «солнышко поёт», «му-у, му-у, корова мычит» и т.д.
Помимо распевок часто, особенно с детьми младшего возраста, в работе
используются скороговорки на различные согласные :
1.От топота копыт пыль по полю летит.
2.На дворе – трава, на траве – дрова.
3.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4.Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.
5.Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
6.Бобр добр для бобрят.
Скороговорки не только помогают активизировать вялый артикуляционный
аппарат, но и воспитать в детях концентрацию внимания
Вокальное обучение, как и любой педагогический процесс, содержит в себе ряд
специальных принципов. К наиболее важным принципам можно отнести такие, как
принцип воспитывающего обучения, принцип индивидуального подхода, связи с
жизнью и практикой.
В процессе обучения пению дети не только получают знания о правильном
голосообразовании и звукоизвлечении, формируют и совершенствуют вокально-
технические и художественные навыки, но и развивают голос, исполнительские
задатки, эстетический вкус, умственные способности, память, наблюдательность,
воображение, речь и др.
Каждый обучающийся заключает в себе определённый психологический склад,
своеобразный и неповторимый характер, формирующийся средствами домашнего
воспитания и окружающей среды. Но принцип индивидуального подхода заключает
в
себе
не
только
психологическую
сторону,
но
и
необходимость
учёта
индивидуальных особенностей звучания голоса и звукообразования, которые
обусловлены особенностями строения и работы голосового аппарата.
При
обучении
пению
чаще
всего
используются
традиционные
методы:
объяснение с помощью устного слова и показ профессионального вокального
звучания. Такой метод направлен на осознанное и осмысленное восприятие
обучающимися информации.
Прежде всего, ребёнок должен сформировать представление о правильно
воспроизводимом звуке. Для объяснения качества, тембра звука применяются
различные определения – глухой, звонкий, яркий, светлый, тёмный, вкусный –
доставляющий удовольствие звук; мягкое, жёсткое, зажатое, вялое, высокое, н
низкое звучание и т. д.
При
описании
качеств
требуемого
звучания
нужно
ориентироваться
на
имеющийся у ребёнка опыт. Результат будет только в том случае, если ребёнок
понимает о чём ему говорят, особенно в младшем школьном возрасте, где большей
частью присутствует образность мышления.
Важен принцип наглядности в обучении пению – показ педагога голосом
вызывает рефлекторную связь между голосом и слухом. Дети младшего возраста
обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс
обучения маленьких детей, делая его естественным. Очень важно, чтобы ребёнок
фиксировал свои ощущения при формировании правильного вдоха, звука. В
дальнейшем ему будет проще вспоминать и автоматизировать свои собственные
ощущения и представления.
Показ педагога важен не только для правильного формирования звука. При
исполнении песни педагогом ребёнку, показ должен содержать как красивое и
правильное исполнение мелодии, чёткое и внятное пропевание текста песни, так и
эмоциональный настрой. Если исполнение песни будет не в характере, тусклым и
неярким, то песня не вызовет у ребёнка эмоционального отклика, не затронет и не
заинтересует его, у него не будет желания работать над ней, а в дальнейшем и
исполнять на сцене.
Но яркого и эмоционального исполнения тоже недостаточно. После показа нужно
поинтересоваться у ребёнка – какого характера песня, о чём или о ком в ней пелось,
что представлялось ребёнку, когда он её слушал?
Детям младшего школьного возраста в тексте могут встретиться ещё незнакомые
им слова. Нужно прочитать текст и разъяснить новые слова, тем самым обогащая
кругозор маленьких детей. Часто дети быстрее запоминают мелодию, когда
разучивают песню сразу с текстом. Такой метод можно применять на начальных
этапах, но в сочетании с пропеванием на гласную. Вокализация помогает детям
выработать кантеленный звук, особенно важный для подвижных песен. Нельзя
упускать из виду трудные места в песне и с самых первых занятий над
произведением обращать на них внимание детей.
Репертуар должен соответствовать не только слуховым и голосовым данным
ребёнка, но и психике и основным чертам его характера. Нередко,
вялым,
заторможенным детям дают больше бодрых, ритмичных песен, а слишком
подвижным детям – больше спокойных и напевных.
Песня не должна разучиваться механически. После того, как обучающийся
впервые услышит произведение, он должен его «увидеть», «понять», «представить»,
«почувствовать» и «передать». Эта цепь овладения произведением не должна
разрываться.
Более
подвижные
дети
быстрее
реагируют
на
«видение»
и
«представление», скорее «раскрываются» для передачи воспринятого. Однако,
несмотря на то, что у детей с другим складом характера реакция эмоциональных
впечатлений более медленная, их восприятие песни носит иногда более глубокий
характер. Заторможенность выразительности нельзя объяснить бездарностью
ученика. Чаще она связана даже у способных детей с большой стеснительностью.
Природная стеснительность обучающегося, сковывая его, не позволяет прорваться
наружу затаившимся в нём и уже иногда назревшим чувствам. В то же время на
выступлениях у этих детей нередко прорывается «всё» отложившееся в их
«внутренней
эмоциональной
сфере».
Иногда
у
мало
подающего
надежды
обучающегося скачок в сторону выразительности и музыкальности происходит
очень неожиданно.
Дети младшего возраста ведут себя очень непосредственно, ярко и естественно
выражая своё настроение, а тем самым и характер песни. Необходимо продумывать,
нередко и подключая к этому детей, драматургию песни – движения, хореографию,
детали сцены, костюм исполнителя.
Нужно
говорить
с
ребёнком
о
сценическом
образе
–
нередко
свежее,
непосредственное видение ребёнком песни подскажет новые идеи и решения.
Необходимо завлекать ребёнка интересным и современным репертуаром. Педагог
должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие
знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности.
Использованная литература:
Н.В Пащенко: «Игровой метод развития голоса»
Виктор Емельянов: «Развитие голоса координация и тренинг»
Виталий Бианка: «Кто чем поёт?»