Напоминание

Блок занятий по метальной арифметике Сложение 10 "Помощь друга" от 1-3


Автор: Горбунова Елена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "ЦРТ"Созвездие"
Населённый пункт: г Надым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Блок занятий по метальной арифметике Сложение 10 "Помощь друга" от 1-3
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества «Созвездие»

Блок

занятий по ментальной арифметике

для младших школьников по теме

Сложение 10 «Помощь друга»

Автор – составитель:

Горбунова Елена Aнатольевна,

педагог дополнительного образования

2023 год

Пояснительная записка

к конспектам занятий по программе «Ментальный арифметик»

по теме Сложение 10: «Помощь друга».

Цель: знакомство и закрепление учащимися формул сложения 10 «Помощь друга»,

совершенствование

навыков

быстрого

устного

счета,

развитие

познавательных

способностей.

Задачи:

Образовательные

познакомить с фундаментальными упражнениями формул сложения 10 «Помощь

друга» от 1-3;

научить выполнять вычислительные действия с применением формул на абакусе и

ментально;

совершенствовать навыки быстрого устного счета.

Метапредметные:

развивать математические способности;

улучшать аудиальную и визуальную память, внимание, вображение;

увеличивать скорость мышления;

стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся;

Личностные:

воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;

воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;

воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей;

воспитывать усидчивость, дружеские отношения, желание оказывать помощь друг

другу.

Блок содержит: 3 занятия.

Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10-15 человек).

Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в

решении примеров на время, игры (настольные, с мячом), игры Brain Fitness (задания на

развитие познавательных процессов).

Педагогические

технологии

-

технология

группового

обучения,

технология

развивающего

обучения,

технология

игровой

деятельности,

технология

решения

изобретательских задач,

работа с флеш-картами.

На занятиях используются упражнения нейрогимнастики, таблицы Шульте,

клиновидные

таблицы,

рисунки

для

рисования

двумя

руками

(упражнения

на

согласованность

действий

между

полушариями

головного мозга),

аудиальные

упражнения, ментальный счёт на онлайн-тренажёрах, выполнение арифметических

действий на абакусах, настольные игры, игры с мячом.

Для выполнения домашних заданий детям в начале года раздаются комплекты

упражнений для нейрогимнастики (кинезиологические упражнения), таблицы Шульте

(для тренировки периферического зрения), клиновидные таблицы и сборники примеров

для домашней отработки.

Необходимое оборудование на занятиях:

Секундомеры;

Цветные карандаши;

карточки с базовыми упражнениями;

Ноутбук с установленными офлайн- тренажёрами;

Интерактивная доска;

Флэш-карты;

Абакус демонстрационный и ученические;

Карточки с базовыми упражнениями.

Настольные игры: домино «Ментальная арифметика», «Пчёлки».

Мячи;

Занятие №1

Сложение 10: «Помощь друга».

Формула добавления «Друг 1»: +1=+10-9

Ход занятия

I. Приветствие.

Установление контакта с детьми, создание положительной рабочей атмосферы на занятии.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

II. Нейрогимнастика.

Упражнения для улучшения мыслительной деятельность, синхронизации межполушарных

связей, активизации восприятия, внимания, памяти.

«Носик-ушко»

(руки перекрещены между собой: одна рука держит нос, другая ухо; потом руки

меняются)

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут

пальцами к себе. Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.

Затем

положение

рук

меняется.

Добиваемся большой скорости и точности выполнения. Для удобства, можно считать.

Например: «раз» - левая рука в кулак, «два» - правая рука в кулак.

«Тигрята»

III. Разминка.

Решение примеров на простое сложение. Учитель читает вслух цепочки примеров на

сложение двузначных и трёхзначных чисел.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

16

12

373

16

700

10

14

511

1

79

23

34

102

14

111

Дети решают на абакусе и записывают ответы в бланки ответов.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

После выполнения задания ответы сверяются.

Среди примеров есть такие, которые дети не могут выполнить на абакусе. Дети выявляют

проблему: есть примеры, для решения которых не хватает знаний.

Физминутка

В понедельник я купался (изображаем плавание),

А во вторник — рисовал (изображаем рисование).

В среду долго умывался (умываемся).

А в четверг в футбол играл (бег на месте).

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем),

Очень долго танцевал (кружимся на месте).

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).

VI. Постановка цели занятия.

Ребята вместе с педагогом формулируют цель занятия:

-познакомиться с новыми правилами сложения и научиться решать проблемные примеры.

V. Изучение новой темы.

Педагог предлагает вспомнить состав числа 10. Это нужно для изучения новой темы.

Правила «Друзей» применяется, когда не работают правила «Просто» и

«Брат».

«Друзья» в ментальной арифметике – это два числа, при сложении

которых получается

десять

.

Всего 10 друзей.

1+9 = 10 Друг 1 – 9

2+8 = 10 Друг 2 – 8

3+7 = 10 Друг 3 – 7

4+6 = 10 Друг 4 – 6

5+5 = 10 Друг 5 – 5

6+4 = 10 Друг 4 – 6

7+3 = 10 Друг 7 – 3

8+2 = 10 Друг 8 – 2

9-1 = 10 Друг 9 -1

10 на счетах – это одна земная косточка у планки на втором ряду.

Правила откладывания косточек при использовании правила «Друг» такие же, как и для

правила «Просто»:

1,2,3,4 - добавляют, поднимая кости к планке большим пальцем, отнимают, опуская от

планки указательным пальцем.

5 – добавляют и отнимают только указательным пальцем.

6,7,8,9 – добавляют, сдвигая одновременно большим и указательным пальцами небесную

и 1,2,3,4 земные косточки к планке, отнимают – убирают от планки одновременно

большим и указательным пальцами небесную и 1,2,3,4 земные косточки.

Чтобы добавить число с помощью правила «Друг» - нужно добавить 10 (количество

друзей) и отнять друга добавляемого числа.

Формула добавления:

+1 = +10-9

Чтобы добавить 1 на абакусе, необходимо одновременно левой рукой на

втором ряду добавить 10, а правой рукой на первом ряду отнять 9.

Закрепляем формулу выполнением примеров на абакусах.

9+1= 99+11= 39+51= 139+571=

29+1= 91+11= 91+12= 191+212=

59+1= 29+11= 79+11= 919+121=

19+1= 19+21= 209+571= 999+121=

VI. Игры Brain Fitness (задания на развитие познавательных процессов).

«Зашумленные картинки»

Память

Внимательность

Лабиринт

Игра «2 города и имя»

Все встают в круг, а Вы в его центр, объясните правила.

Правила: Выбираем два города (можете предложить смешные или трудно

проговариваемые названия городов). Я рукой показываю на участника, потом на второго,

после на третьего и так далее. Тот игрок, кому я показываю рукой первым, проговаривает

название первого города, второй игрок – название второго города, а третий свое имя. И

так

продолжается.

Я

показываю

на

одного

из

Вас.

Ваша

задача

сохранить

последовательность произношения Город 1 – Город 2 – Ваше имя. Поиграйте так до тех

пор, пока все поймут правила.

Теперь кто ошибается, тот вылетает из игры.

Вам нужно всячески провоцировать участников на ошибку.

Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой формулой сложения 10 «Помощь друга

1». Ответьте мне, пожалуйста:

1.Какое задание для вас было самым трудным?

2.А какое интересным?

На этом занятие закончено. Спасибо всем за прекрасную работу!

Домашнее задание.

1.

Выполнять упражнения из нейрогимнастики.

2.

Рисование обеими руками на чистых листах.

3.

Отработать правила сложения по теме «Помощь друзей» помощь «Друга 1». Работа

с печатным материалом.

4.

Счет с помощью тренажера. Счет ментально 7-10 минут.

Занятие №2

Сложение 10: «Помощь друга».

Формула добавления «Друг 2»: +2=+10-8

Ход занятия

I.Приветствие.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо,

Распрямитесь. Удивитесь.

Рассердитесь. Улыбнитесь.

Тихо за парты садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

Вспомнить яркие моменты предыдущей темы, поинтересоваться, какие были трудности.

Решение у доски неправильно решённых примеров. Если есть вопросы, повторение

правил, разбор похожих примеров.

III. Нейрогимнастика.

Упражнения для улучшения мыслительной деятельность, синхронизации межполушарных

связей, активизации восприятия, внимания, памяти

«Разные кольца»

«На правой руке с помощью большого и указательного пальцев делаем колечко, на левой

руке – с помощью большого пальца и мизинца делаем колечко. А затем меняем

положение пальцев на обеих руках одновременно (на левой руке с помощью большого и

указательного пальцев делаем колечко, на правой руке – с помощью большого пальца и

мизинца делаем колечко). Повторяем 5 – 7 раз».

«Ножницы - бумага»

Руки перед собой параллельно полу правая показываем бумагу- это ладонь вниз прямо,

левая ножницы- это указательный и средний лежат параллельно полу, меняем правая

ножницы левая бумагу. Повторяем 5-7 раз.

«Рисование двумя руками»

VI. Разминка.

1. Флеш-карты – Показать 10 каточек. Дети пишут цифрами. Сосчитывают правильные

ответы.

2.Аудиальные упражнения. Педагог диктует 10 примеров. Дети решают на своем

абакусе.

3. «Ментальная змейка»

Начинай с начала змейки и аккуратно считай все числа, избранные на абакусе до самого

конца, в последнем большом кружочке запиши ответ.

.

Физминутка

Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне)

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой),

Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

V. Постановка цели занятия.

Познакомиться с новой формулой сложения 10: «Помощь друга 2»

VI. Изучение новой формулы.

Формула добавления: +2 = +10-8

Чтобы добавить 2 на абакусе необходимо одновременно левой рукой на втором ряду

добавить 10, а правой рукой на первом ряду отнять 8

Закрепляем формулу выполнением примеров на абакусах.

18+2= 289+122= 288+622=

29+12= 898+222= 888+222=

82+22= 289+122= 909+232=

99+22= 838+152= 999+222=

V. Игры Brain Fitness (задания на развитие познавательных процессов).

Лабиринт

Внимательность

Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой формулой сложения 10 «Помощь друга

2». Ответьте мне, пожалуйста:

1.Какое задание для вас было самым трудным?

2.А какое интересным?

На этом занятие закончено. Спасибо всем за прекрасную работу!

Домашнее задание.

1.

Выполнять упражнения из нейрогимнастики.

2.

Рисование обеими руками на чистых листах.

3.

Отработать правила сложения по теме «Помощь друга 2». Работа с печатным

материалом.

4.

Счет с помощью тренажера. Счет ментально 7-10 минут.

Занятие №3

Сложение 10: «Помощь друга». Формула

добавления «Друг 3»: +3=+10-7

Ход занятия

I.Приветствие.

Чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.

II. Проверка домашнего задания.

Вспомнить яркие моменты предыдущей темы, поинтересоваться, какие были трудности.

Решение у доски неправильно решённых примеров. Если есть вопросы, повторение

правил, разбор похожих примеров.

III. Нейрогимнастика.

Упражнения для улучшения мыслительной деятельность, синхронизации межполушарных

связей, активизации восприятия, внимания, памяти

«Лягушка»

Одну руку сжимаем в кулак ладонью вниз, другая лежит вниз ладошкой по очереди

меняем. Повторяем 5 – 7 раз».

«Перебираем пальчиками»

Руки перед собой здесь работают по два пальчика обоих рук, большой палец встречается с

указательным. Указательный правой руки с большим левой и указательный левой руки

встречается с большим правой важно, чтоб они были соприкасаемы не отрываясь

получается, как будто рамка, потом отрывается в низу указательный и тянется к

большому, но только в верху и так перебираем поднимаясь вверх.

«Рисование двумя руками»

VI. Разминка.

1. Таблица Шульте. Найти последовательность все чисел по порядку. Направляем свой

взгляд в центр таблицы, и, как бы фиксируем это положение, даём себе команду делать

минимальные движения. Включаем секундомер и начинаем поиск цифр от 1 до 25. Глаза,

при этом должны совершать минимальные движения. Вся работа происходит именно в

размытом спектре зрения. После завершения выключить секундомер. Помним желаемый

результат 10 секунд, допустимый – 20-30 секунд.

2. Решение примеров ментально. Педагог диктует 10 примеров, дети записывают ответы

в тетрадь.

3. Выполнение арифметических действий на абакусах. (Правила

сложения и вычитания 5 «Помощь Брата»)

3 команды животных приняли участие в эстафете. Гусь передал эстафету Бегемоту,

Поросёнок- Жирафу. Каждый участник команды пробежал свой отрезок дистанции, а

команда-победитель определилась по суммарному времени обоих участников. Посчитай,

запиши ответ и определи команду победителя.

.

Физминутка

Раз, два — стоит ракета.

Три, четыре — самолёт.

Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили. (Ходьба на месте.)

V. Постановка цели занятия.

Познакомиться с новой формулой сложения 10: «Помощь друга 3».

VI. Изучение новой формулы.

Формула добавления: +3 = +10-7

Чтобы добавить 3 на абакусе необходимо одновременно левой рукой на втором ряду

добавить 10, а правой рукой на первом ряду отнять 7.

Закрепляем формулу выполнением примеров на абакусах.

8+3= 87+33= 187+133=

7+3= 92+35= 571+131=

19+3= 77+13= 727+313=

28+3= 199+33= 919+323=

V. Игры Brain Fitness (задания на развитие познавательных процессов).

Логика

Внимательность

Лабиринт по числам на абакусе.

Нужно определить, кто совсем скоро вылупится из яйца, для этого и нужно пройти

лабиринт.

Игра «Фрукты-овощи»

Для игры нужны теннисные мячи.

Ребята встают по парам на расстоянии 3-6 метров (в зависимости от размеров

класса). Каждой паре Вы вручаете по одному мячу.

Правила игры: игрок бросает мяч напарнику, называя фрукт (или ягоду), либо

овощ, тот в свою очередь должен поймать мяч правой рукой, если был назван фрукт (или

ягода) и левой рукой – если был назван овощ. То есть, если первый перед броском сказал

яблоко, то ему следует поймать правой, а если картошка – то левой.

Польза: сосредоточенность, скорость принятия решений.

После 5 минут усложните игру. Теперь если первый игрок кинул, назвав фрукт

(или ягоду), то второй участник должен поймать этот мяч тоже правой рукой, выставив

левую ногу вперед, и, наоборот.

Польза: одновременная работа обоих полушарий мозга, сосредоточенность,

скорость принятия решений.

Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой формулой сложения 10 «Помощь друга

3». Ответьте мне, пожалуйста:

1.Какое задание для вас было самым трудным?

2.А какое интересным?

На этом занятие закончено. Спасибо всем за прекрасную работу!

Домашнее задание.

1.

Выполнять упражнения из нейрогимнастики.

2.

Рисование обеими руками на чистых листах.

3.

Отработать правила сложения по теме «Помощь друга 3». Работа с печатным

материалом.

4.

Счет с помощью тренажера. Счет ментально 7-10 минут.



В раздел образования