Напоминание

Творческое объединение "Огоньки"


Авторы: Тлехас Маринка Николаевна, Маринка Николаевна Тлехас
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Княжегорская СОШ"
Населённый пункт: С. Княжьи Горы Тверская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Творческое объединение "Огоньки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Княжегорская СОШ»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________ О.Г.Жукова

Протокол № ___ от

«____»__________2022г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УР МБОУ «Княжегорская

СОШ»

________Е.А.Колоскова

«____»__________2022г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Княжегорская СОШ»

_________ М.В.Павлова

Приказ№____от

«_____»________2022г.

Программа

Творческого объединения

« Огоньки »

Срок реализации 4 года

Учитель дополнительного образования: Тлехас М.Н.

2022-2023 уч.год

Пояснительная записка

«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства

воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости... Урок

ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину

своей цели.» (Жак Далькроз)

Занятие ритмикой и танцем – это гимнастика с оздоровительной направленностью,

основным средством корой являются комплексы упражнений, различные по своему

характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и

оформленные танцевальными движениями.

Достоинство музыкально-двигательных занятий как средство воздействие на

психическое и физическое состояние ребенка переоценить невозможно. Такие занятия

воздействуют

на

эмоциональную,

сердечно-

сосудистую,

нервно-

мышечную,

эндокринную системы организма.

Ребята близко знакомятся с многообразием музыкальных жанров, с основными

движениями народных танцев, учатся держать себя на сцене, выступать на публике.

Формируется двигательная культура ребенка, которая во многом отражает его внутреннее

содержание, умение управлять своим телом и эмоциями.

Материал занятий изучается концентрическим методом в течение всего курса.

Занятия необходимо проводить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей

детей, не допускать физического утомления, перенапряжения, не злоупотреблять

партерной гимнастикой и прыжковыми упражнениями.

Программа предусматривает разучивание детьми разнообразных танцевальных

постановках и выступления на различных тематических праздниках.

На занятиях решаются как частные, так и общие задачи- оздоровительные,

учебные, воспитательные, развивающие.

Цели и задачи:

- ориентировка в пространстве и коллективе, развитие пространственных представлений;

- формирование основных двигательных качеств и навыков, необходимых для занятий

танцем;

- знакомство с различными жанрами музыкальных произведений и обучение умению

выполнять движения, соответственно характеру музыки;

- усвоение основных необходимых теоретических понятий музыкальной грамоты;

-

развитие

общей

музыкальности,

чувства

ритма,

формирование

музыкальной

выразительности;

- развитие координации движений, исправление осанки;

- освоение через танцевально-ритмическую деятельность основных элементов народного,

бытового, шуточного танцев, а также знакомство с современными направлениями в танце;

- доступная физическая подготовка детей;

- воспитание дисциплинированности, чувства коллективизма, ответственности, культуры

поведения и общения;

- решение задач эстетического воспитания.

Содержание курса

Программа курса включает в себя:

- музыкальную грамоту;

- общеразвивающие упражнения;

- основы классического танца;

- музыкальные игры;

- танцевальные движения;

- музыкально-ритмические упражнения;

- партерную гимнастику;

- танцевальные этюды, постановки разнообразного жанра.

Программа рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет. Курс обучения- 4 года.

Первый год обучения

Элементы музыкальной грамоты

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Понятие о

громкостной динамике. Общие понятия о паузах. Строение музыкального произведения.

Ориентировка в пространстве и коллективе

1.

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, вправо, влево, в круг, из круга.

2.

Музыкальные построения в колонну, шеренгу.

3.

Шаг по диагонали.

4.

Выполнение простых движений при ходьбе, соблюдая дистанцию.

5.

Произвольное размещение и построение в шахматном порядке в заданном промежутке

времени и в музыкальном оформлении.

Общеразвивающие упражнения

Потягивания. Ходьба на носках с фиксацией корпуса. Потягивания с наклоном

вперед

и

прогибом

спины.

Затяжные

наклоны

вправо-влево.

Присед,

полуприсед на полупальцах – широкая выворотная позиция. Упражнения «мах-

дощечка», «вертолет», «плечики», «сброс», «взлет», «акцент», вращения и

повороты головы.

Музыкальные игры

Выстукивание музыкального ритма хлопами, топами.

«Хлопы-шлепы»

«Ехали-ехали»

«Хлопушечки»

«Паровозики»

«Я шофер»

«Медведи и лисицы»

«Уснул-проснулся воробей»

Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения

1.

Прыжки:

- на двух ногах, по I,VI позициям

- на одной ноге

- поочередно на одной и двух ногах

- с выбрасыванием ноги в сторону

- «гвоздики»

- с топом

2. Марш. Виды марша.

3. То бегом, то шагом.

4. Ускоряя, замедляя шаги.

5. «Пружинка»:

- с поворотом

- в боковом шаге

- с движениями рук

6. «Пяточки»:

- с плечами

- мягкие

- с руками «закрыть-открыть»

- с «брызгами»

7. «Качалка» на ногах с движениями рук.

8. Шаги вперед с движениями рук.

9. Приставной шаг.

10. «Неваляшка».

11. Притопы:

- одной ногой

- двумя ногами

- поочередные

- с правильной постановкой рук, головы

12. Бег:

- с высоким подниманием голени

- легкий на полупальцах с фиксацией корпуса

- по кругу в заданном ритме, соблюдая дистанцию.

13. Шаг:

- бытовой

- легкий с носка ( танцевальный)

- на полупальцах

- с подскоком

- с притопом

- приставной

14. Позиции ног: I , II , III ,VI

15. Поднимание на полупальцы по позициям.

17. Позиции рук.

18. Движения рук, принятые в русской пляске:

- свободно опущенные вниз

- руки в бок

- скрещенные на груди

- взмахи женские, мужские

- движения с платочком

- движения рук по ходу

19. Реверанс.

20. Поклон.

21. Русский ход в сочетании:

- с руками

- поворотом

- с притопом

22. Ковырялочка.

23. Припляс.

24. «Мячики» с выпрыгиванием.

Элементы партерной гимнастики

1.

Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола.

2.

Положение на спине или сидя: сокращение и вытягивание стоп в VI и I позициях.

3.

Подъем вытянутой ноги вперед и в сторону, лежа на спине, руки вдоль тела.

4.

«Колбаска».

5.

Вытянуться на спине, поднять ноги за голову, соблюдая правила.

6.

Стоя на коленях, сесть вправо - и.п.- влево – и.п., руки перед собой.

Танцевальные этюды

Кричалки,

речевки,

оформленные

характерными

танцевальными

движениями.

Ритмическая миниатюра среднего темпа с музыкальным сопровождением простого

характера.

Второй год обучения

Элементы музыкальной грамоты

Закрепление знаний и навыков, полученных в первый год обучения. Понятия: акцент,

вступление, часть, куплет, припев. Такт, затакт, сильная и слабая доля такта. Мелодия и

аккомпанемент. Размер 4/4.

Ориентировка в пространстве

1.Закрепление изученного материала первого года обучения.

2.Музыкальные перестроения хороводным шагом, приставным в диагональ, круг, два

круга.

3.Перестроения в круг из шеренги, цепочки.

4.Свободное размещение в зале.

5.Шаги с перемещением и возвращением на место.

Общеразвивающие упражнения

Включают в себя:

- упражнения на формирование правильной осанки;

- упражнения для развития эластичности мышц кисти, предплечья, плеча;

- упражнения для улучшения пластичности плечевого пояса и подвижности

плечевых, локтевых и лучезапястных суставов;

- упражнения для развития гибкости шеи.

Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения

1.Прыжки:

- с полуповоротом

- «Буратино»

- «Скок-скок»

- высоким подъемом колен к груди

- с поворотом

- с поворотом, притянув колено

- с развернутым коленом

- ноги поочередно в стороны – вместе – точка.

- с поочередным выбрасыванием ног вперед, сохраняя правильную позицию

корпуса

2.Выставление ноги вперед-назад с движением рук.

3.Подскоки.

4.Шаги:

- хороводный с притопом

- шаг польки

- боковой с выставлением ноги на пятку, руками «открыть-закрыть»

- вперёд с прыжком

- с соскоком

5.Бег:

- с высоким подниманием колен к груди

- боковой галоп

- широкий высокий

- приставной с прыжком

- с хлопками

6.Развороты и наклоны с движениями рук и продвижением.

7.Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.

8.Выдвижение ноги:

- в сторону из VI и III позиций

- вперёд из VI и III позиции

- с ударами вытянутого носка вперёд и возвращение в позицию

- тоже в сторону

- тоже назад

9.Базовая присядка.

Элементы партерной гимнастики

1.Закрепление изученного в первый год обучения.

2.Махи вверх, вперёд, лёжа на бедре и локте

3. «Полукруг».

4.Лёжа на спине, увести сцепленные руки вправо- вернуть вверх- влево.

5. «Велосипед».

6. «Фиксация».

Третий год обучения

Элементы музыкальной грамоты

Закрепление полученных знаний и новых навыков. Понятие о ладе и ладовых связях.

Метрическая пульсация в музыке. Музыкальная фраза, кульминация, повторение. Размер

3/4, 2/4. Поочередное вступление каноном на 4/4 , 2/4 , ¾.

Ориентировка в пространстве

1.Ритмические шаги вперед с активным движением рук, плеч- нога на пятку, шаги назад-

нога на носок.

2.Шаги по квадрату с движениями рук.

3.Перестроения в пары и обратно. Шаги, повороты парой.

4.перестроения «Звездочка», «Карусель», «Воротца».

5.Перестроения хороводным шагом из двух кругов в две линии.

6.Перестроения из одного круга в два концентрических, движущихся в разные стороны.

Музыкальные игры

«Деревянная кукла»

«Тряпичная кукла»

«Музыкант»

«Цветочек»

«Волна»

Общеразвивающие упражнения

Включают в себя:

- упражнения на формирование правильной осанки;

- упражнения на укрепление всех групп мышц;

- упражнения для улучшения подвижности позвоночника, тазобедренных,

голеностопных суставов, эластичности мышц спины, бедра;

- упражнения на развитие двигательной динамики, на повышение амплитуды

движений (тела, рук, ног, головы)

Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения

1.Прыжки:

- по I, VI, II позициям

- с легким выпадом в стороны

- с выпадом вперёд пружинистые

- комбинирование с выпадом и перебегом

- топ-пятка, топ-пятка

- комбинированный на такт(пружинка, приземление в широкую позицию)

- в повороте

2.Бег:

- с остановками на прыжок

- переменный бег

3.Русский переменный ход вперёд.

4. «Моталочка».

5.Поднимание на полупальцы по I II VI позициям.

6.Поуприседания, приседания по I II III позициям.

7.Раскрывание рук в характере русского народного танца.

8.Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.

9.Выдвижение ног:

- в сторону, вперед по позициям в сочетании с полуприседанием

- в сторону, вперед с переводом и «носок-каблук» в характере русского народного

танца

- с переводом с носка на каблук (вперед- в сторону) в сочетании с

полуприседанием

10.Дробные выстукивания:

- базовые

- с выбросом пятки

- с перескоком

11.Присядка:

- с пяточкой

- с высокими руками

12.Хлопушки простые.

13.Боковой русский ход «Гармошка», «Елочка».

Партерная гимнастика

1.Закрепление изученного материала.

2.Упражнение «Циркуль».

3.Разновидности наклонов корпуса.

4.Упражнение «Рулетка».

5.Упражнение «Вниз головой».

6. «Уголок».

Танцы и танцевальные этюды

К концу дети должны знать:

- хоровод среднего темпа с сольными частями

- танец парами с элементами польки

- шуточная композиции среднего и быстрого темпов

- комплекс ритмической разминки

Учебно –тематический план.

1 класс

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретич

еская

часть

занятия

Практическая часть занятия

1

Вводное занятие.

1

Определе

ние

возможно

стей

детей, их

потенциа

ла.

Мимически-ритмические игры

«Сыр-изюм», «Лезем, лезем

высоко».

2

Знакомство с музыкальной

грамотой, простейшие

элементы музыкальной

грамоты.

2

.Характер музыкального

произведения, его темп,

динамические оттенки. Понятие

о громкостной динамике.

Общие понятия о паузах.

Строение музыкального

произведения.

3

Марш.

2

Виды марша. Шаги в заданном

ритме. То бегом, то шагом.

Простукивание, протопывание

музыкального ритма в форме

музыкальных игр.

4

Разминочный комплекс

ритмической гимнастики.

5

Потягивания, упражнения для

развития эластичности мышц,

подвижности суставов,

развития музыкальности. Виды

шагов, прыжков, подскоков, бег

с прыжками, виды наклонов,

поворотов.

5

Правильная постановка

рук, ног, корпуса, головы.

8

I, II, III позиции рук; I, II, III, IV

позиции ног; свободно

опущенные руки; руки вбок;

скрещенные на груди; взмахи

женские, мужские; движения с

платочком, движение рук по

ходу.

6

Знакомство с классикой, ее

основные элементы.

6

Батман тандю; плие, гранд плие

по позициям; батман тандю

жете; поклон; релеве (на

полупальц. по поз.); соте

(прыжки по поз.); соте на

эшапе; шажманы (из V в V со

сменой ног).

7

Характерные мимические

игры.

4

« Брызги», «уснул-проснулся

воробей», «медведи и лисица»,

«хлопы-шлепы».

8

Прыжки.

7

По позициям; поочередные;

«гвоздики»; с выбрасыванием

ног; подскоки.

9

Ориентировка в

пространстве.

6

Вперед-назад-вправо-влево-в

круг-из круга. Шаг по

диагонали. Простые движения

при ходьбе, соблюдая

дистанцию. «Шахматка».

Произвольное размещение.

Колонна. Шеренга.Игры на

ориентировку в пространстве.

10

Движения характера

русского народного танца.

8

«Качалка», «неваляшка»,

«пяточки» в комбинации, топы,

притопы, «пружинка» в

комбинации, русский ход,

русский ход в комбинации,

«ковырялочка», припляс,

«мячики».

11

Шаги характера русского

народного танца.

8

Бытовой, легкий с носка, на

полупальцах, с подскоком, с

притопом, приставной.

12

Элементы партерной

гимнастики.

7

Положение на спине-

упражнение I, II, III; Подъемы

ноги; упражнения в положении

сидя; стоя на коленях.

13

Обобщающие занятия.

4

Урок актерского мастерства.

Потешка «Тень-тень-

потетень», кричалки.

Ритмическая разминка- нарезка.

Учебно –тематический план.

2 класс

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Теоретич

еская

часть

занятия

Практическая часть занятия

1

Вводное занятие. Уроки

повторения..

2

Повторение, закрепление

знаний и навыков, полученных

в первый год обучения.

2

Музыкальная грамота

3

Понятия: вступление, куплет,

припев, часть, доля, мелодия,

акцент, размер 4/4, такт, затакт.

3

Прыжки. Виды прыжков.

Прыжки в комбинации.

6

«Буратино», «скок-скок», с

полуповоротом, поворотом, с

подъемом колен к груди, с

развернутым коленом, в

сторону-вместе-точка, с

выбрасыванием вперед, с

приставным.

4

Виды шагов.

5

Хороводный с притопом, шаг

польки, вперед с прыжком, с

соскоком, боковой с

выставлением ноги на пятку,

руки «открыть-закрыть».

5

Разминочный комплекс

ритмической гимнастики

10

Упражнения на формирование

правильной осанки,

эластичности мышц,

пластичности суставов;

прыжковой блок с

комбинированными прыжками;

музыкальные шаги

классические и эстрадного

варианта; развороты, наклоны в

комбинации с движениями рук,

простые танцевальные связки.

6

Правильная постановка рук,

ног, корпуса, головы.

6

Пор де бра I, II, III; эшапе; I, II,

III, IV, V, VI позиции ног, все

позиции рук.

7

Элементы экзерсиса.

10

Комбинации прыжков соте;

комбинации прыжков па эшапе;

прыжок ассамблее; прыжок

жете; гранд батман; ронд де

жамп партер; тан лие партер.

8

Ритмические перестроения.

10

Перестроения хороводным

шагом, шагом с каблука в

диагональ, круг, два круга; в

круг из шеренги, цепочки.

9

Виды бега.

8

Широкий высокий, приставной

с прыжком, с хлопками,

боковой галоп.

«Прогулка»

2

На основе изученных шагов,

прыжков, перестроений

постановка хореографической

картинки «Прогулка»

10

Партер.

3

Повторение изученного ранее.

Махи на бедре и локте.

«Полукруг». Упражнение

«скручивание рук» лежа на

спине. «Велосипед».

«Фиксация».

11

Обобщающие занятия.

3

Разминочный комплекс,

экзерсис, «Прогулка».

Учебно –тематический план.

3 класс

Тема учебного занятия

Всего

часов

Содержание деятельности

Теорети

ческая

часть

Практическая часть

1

Музыкальная грамота.

Уроки повторения..

1

Закрепление полученных знаний

и навыков. Понятие о ладе и

ладовых связях. Метрическая

пульсация в музыке.

Музыкальная фраза,

кульминация, повторение.

Размер 3/4, 2/4. Поочередное

вступление каноном на 4/4, 3/4,

2/4.

2

Комплекс ритмической

разминки.

4

В трех частях:

1: медленная: потягивания,

наклоны, перекаты с ноги на

ногу, прогибы, приседания по

позициям, движения рук,

позиции.

2: быстрая: разогрев всех

групп мышц, танцевальные

движения быстрого темпа.

3: прыжковая; восстановление

дыхания.

3

Тренировочные

упражнения.

4

Упражнения на формирование

правильной осанки, на

формирование выворотности

стопы

4

Урок актерского

мастерства.

4

Музыкальные игры на развитие

пластики, артистизма.

«Тряпичная кукла», «Деревянная

кукла», «Музыкант»,

«Цветочек», «Волна».

5

Полька.

4

Основной ход польки. Прыжки с

выдвинутой ногой на носок.

Движения в парах. Ход

«звездочка», «ручеек» ход в

«воротца». Соло девочек, соло

мальчиков. Парные движения по

кругу с продвижением.

Комбинация в «шахматке», «топ-

пятка-топ-пятка»,

комбинированные с выпрыгом и

перебегом; в повороте.

6

Основные элементы

классики.

4

Тан леве с перегибом корпуса. I и

II арабески с носком в пол. IV

пор де бра. Малые позы круазе

эффасе. Прыжки глиссад, сиссон

ферме, па эшапе в позы круазе и

эффасе.Элементарное адажио.

7

Русский ход.

5

Ход по кругу, переменный ход,

«елочка», танцевальный ход с

изменением направления

8

Динамические

танцевальные движения.

4

«Моталочка», «Ковырялочка»,

«Ковырялочка» с подскоком, с

притопом, амплитудные

движения рук. Комбинация:

прыжок в с разворотом с

притопом.

9

Дроби.

5

Одинарная, двойная, горох,

«утюжок» с каблукам, шаг с

притопом.

10

Хлопушки. Присядка.

10

С пяточкой, с высокими руками,

«разножка», с коленцем.

Простейшие хлопушки.

11

Движения в парах.

12

Комбинации движений в парах в

умеренном и быстром темпе.

12

Хоровод.

6

На основе изученных шагов,

движений, комбинаций

разучивание простого хоровода.

13

Партер.

4

Потягивания из положения лежа

на спине; махи из положения

лежа, стоя на коленях, сидя;

движение I, II из положения

сидя.

1

14

Обобщающий урок.

3

1

Ритмическая разминка.

Полька. Хоровод.

Учебно –тематический план.

4 класс

№ Раздел

Кол-

во

часо

в

Тема

1

Танцевальные

упражнения

68

1

Вводный урок. История развития

танца.

4

Двигательная основа музыки

5

Марш, ходьба, бег,

5

Пружинка, подскоки, галоп.

3

Прыжки в комбинации.

5

Упражнения для развития

выносливости

3

Эмоционально -музыкальные образы в

пластике детей

3

Отработка поточных упражнений

5

Отработка поворотов

2

Народные

танцы

34

3

Танцевальные шаги

3

Танцы народов РФ.

3

Игровые этюды.

3

Музыкально — танцевальные игры

3

Построения и перестроения.

3

Элементы Классического танца.

3

Элементы Народно — сценического

танца.

3

Танец сидя

4

Русские народные танцы- хоровод

3

Русская народная плясовая

3

Итоговое выступление с народным

танцем.

Методическая литература

Для обучения используются методическая литература, принадлежащая

системе учебников:

«Хореография», рекомендованные МОН РФ к использованию в

образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, содержание

которых соответствует ФГОС НОО:

Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)

Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)

Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение,

1989)

Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)

Е.В. Скрипниченко «Чудо-ритмика» программа по хореографии .

Далькроз Э.Жак. Ритм // Театр и искусство. — 1922. — С.37.



В раздел образования