Авторы: Тлехас Маринка Николаевна, Маринка Николаевна Тлехас
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Княжегорская СОШ"
Населённый пункт: С. Княжьи Горы Тверская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Творческое объединение "Огоньки"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Княжегорская СОШ»
«Согласовано»
Руководитель МО
__________ О.Г.Жукова
Протокол № ___ от
«____»__________2022г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УР МБОУ «Княжегорская
СОШ»
________Е.А.Колоскова
«____»__________2022г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Княжегорская СОШ»
_________ М.В.Павлова
Приказ№____от
«_____»________2022г.
Программа
Творческого объединения
« Огоньки »
Срок реализации 4 года
Учитель дополнительного образования: Тлехас М.Н.
2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
«Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства
воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости... Урок
ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину
своей цели.» (Жак Далькроз)
Занятие ритмикой и танцем – это гимнастика с оздоровительной направленностью,
основным средством корой являются комплексы упражнений, различные по своему
характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и
оформленные танцевальными движениями.
Достоинство музыкально-двигательных занятий как средство воздействие на
психическое и физическое состояние ребенка переоценить невозможно. Такие занятия
воздействуют
на
эмоциональную,
сердечно-
сосудистую,
нервно-
мышечную,
эндокринную системы организма.
Ребята близко знакомятся с многообразием музыкальных жанров, с основными
движениями народных танцев, учатся держать себя на сцене, выступать на публике.
Формируется двигательная культура ребенка, которая во многом отражает его внутреннее
содержание, умение управлять своим телом и эмоциями.
Материал занятий изучается концентрическим методом в течение всего курса.
Занятия необходимо проводить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
детей, не допускать физического утомления, перенапряжения, не злоупотреблять
партерной гимнастикой и прыжковыми упражнениями.
Программа предусматривает разучивание детьми разнообразных танцевальных
постановках и выступления на различных тематических праздниках.
На занятиях решаются как частные, так и общие задачи- оздоровительные,
учебные, воспитательные, развивающие.
Цели и задачи:
- ориентировка в пространстве и коллективе, развитие пространственных представлений;
- формирование основных двигательных качеств и навыков, необходимых для занятий
танцем;
- знакомство с различными жанрами музыкальных произведений и обучение умению
выполнять движения, соответственно характеру музыки;
- усвоение основных необходимых теоретических понятий музыкальной грамоты;
-
развитие
общей
музыкальности,
чувства
ритма,
формирование
музыкальной
выразительности;
- развитие координации движений, исправление осанки;
- освоение через танцевально-ритмическую деятельность основных элементов народного,
бытового, шуточного танцев, а также знакомство с современными направлениями в танце;
- доступная физическая подготовка детей;
- воспитание дисциплинированности, чувства коллективизма, ответственности, культуры
поведения и общения;
- решение задач эстетического воспитания.
Содержание курса
Программа курса включает в себя:
- музыкальную грамоту;
- общеразвивающие упражнения;
- основы классического танца;
- музыкальные игры;
- танцевальные движения;
- музыкально-ритмические упражнения;
- партерную гимнастику;
- танцевальные этюды, постановки разнообразного жанра.
Программа рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет. Курс обучения- 4 года.
Первый год обучения
Элементы музыкальной грамоты
Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки. Понятие о
громкостной динамике. Общие понятия о паузах. Строение музыкального произведения.
Ориентировка в пространстве и коллективе
1.
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, вправо, влево, в круг, из круга.
2.
Музыкальные построения в колонну, шеренгу.
3.
Шаг по диагонали.
4.
Выполнение простых движений при ходьбе, соблюдая дистанцию.
5.
Произвольное размещение и построение в шахматном порядке в заданном промежутке
времени и в музыкальном оформлении.
Общеразвивающие упражнения
Потягивания. Ходьба на носках с фиксацией корпуса. Потягивания с наклоном
вперед
и
прогибом
спины.
Затяжные
наклоны
вправо-влево.
Присед,
полуприсед на полупальцах – широкая выворотная позиция. Упражнения «мах-
дощечка», «вертолет», «плечики», «сброс», «взлет», «акцент», вращения и
повороты головы.
Музыкальные игры
Выстукивание музыкального ритма хлопами, топами.
«Хлопы-шлепы»
«Ехали-ехали»
«Хлопушечки»
«Паровозики»
«Я шофер»
«Медведи и лисицы»
«Уснул-проснулся воробей»
Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения
1.
Прыжки:
- на двух ногах, по I,VI позициям
- на одной ноге
- поочередно на одной и двух ногах
- с выбрасыванием ноги в сторону
- «гвоздики»
- с топом
2. Марш. Виды марша.
3. То бегом, то шагом.
4. Ускоряя, замедляя шаги.
5. «Пружинка»:
- с поворотом
- в боковом шаге
- с движениями рук
6. «Пяточки»:
- с плечами
- мягкие
- с руками «закрыть-открыть»
- с «брызгами»
7. «Качалка» на ногах с движениями рук.
8. Шаги вперед с движениями рук.
9. Приставной шаг.
10. «Неваляшка».
11. Притопы:
- одной ногой
- двумя ногами
- поочередные
- с правильной постановкой рук, головы
12. Бег:
- с высоким подниманием голени
- легкий на полупальцах с фиксацией корпуса
- по кругу в заданном ритме, соблюдая дистанцию.
13. Шаг:
- бытовой
- легкий с носка ( танцевальный)
- на полупальцах
- с подскоком
- с притопом
- приставной
14. Позиции ног: I , II , III ,VI
15. Поднимание на полупальцы по позициям.
17. Позиции рук.
18. Движения рук, принятые в русской пляске:
- свободно опущенные вниз
- руки в бок
- скрещенные на груди
- взмахи женские, мужские
- движения с платочком
- движения рук по ходу
19. Реверанс.
20. Поклон.
21. Русский ход в сочетании:
- с руками
- поворотом
- с притопом
22. Ковырялочка.
23. Припляс.
24. «Мячики» с выпрыгиванием.
Элементы партерной гимнастики
1.
Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола.
2.
Положение на спине или сидя: сокращение и вытягивание стоп в VI и I позициях.
3.
Подъем вытянутой ноги вперед и в сторону, лежа на спине, руки вдоль тела.
4.
«Колбаска».
5.
Вытянуться на спине, поднять ноги за голову, соблюдая правила.
6.
Стоя на коленях, сесть вправо - и.п.- влево – и.п., руки перед собой.
Танцевальные этюды
Кричалки,
речевки,
оформленные
характерными
танцевальными
движениями.
Ритмическая миниатюра среднего темпа с музыкальным сопровождением простого
характера.
Второй год обучения
Элементы музыкальной грамоты
Закрепление знаний и навыков, полученных в первый год обучения. Понятия: акцент,
вступление, часть, куплет, припев. Такт, затакт, сильная и слабая доля такта. Мелодия и
аккомпанемент. Размер 4/4.
Ориентировка в пространстве
1.Закрепление изученного материала первого года обучения.
2.Музыкальные перестроения хороводным шагом, приставным в диагональ, круг, два
круга.
3.Перестроения в круг из шеренги, цепочки.
4.Свободное размещение в зале.
5.Шаги с перемещением и возвращением на место.
Общеразвивающие упражнения
Включают в себя:
- упражнения на формирование правильной осанки;
- упражнения для развития эластичности мышц кисти, предплечья, плеча;
- упражнения для улучшения пластичности плечевого пояса и подвижности
плечевых, локтевых и лучезапястных суставов;
- упражнения для развития гибкости шеи.
Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения
1.Прыжки:
- с полуповоротом
- «Буратино»
- «Скок-скок»
- высоким подъемом колен к груди
- с поворотом
- с поворотом, притянув колено
- с развернутым коленом
- ноги поочередно в стороны – вместе – точка.
- с поочередным выбрасыванием ног вперед, сохраняя правильную позицию
корпуса
2.Выставление ноги вперед-назад с движением рук.
3.Подскоки.
4.Шаги:
- хороводный с притопом
- шаг польки
- боковой с выставлением ноги на пятку, руками «открыть-закрыть»
- вперёд с прыжком
- с соскоком
5.Бег:
- с высоким подниманием колен к груди
- боковой галоп
- широкий высокий
- приставной с прыжком
- с хлопками
6.Развороты и наклоны с движениями рук и продвижением.
7.Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.
8.Выдвижение ноги:
- в сторону из VI и III позиций
- вперёд из VI и III позиции
- с ударами вытянутого носка вперёд и возвращение в позицию
- тоже в сторону
- тоже назад
9.Базовая присядка.
Элементы партерной гимнастики
1.Закрепление изученного в первый год обучения.
2.Махи вверх, вперёд, лёжа на бедре и локте
3. «Полукруг».
4.Лёжа на спине, увести сцепленные руки вправо- вернуть вверх- влево.
5. «Велосипед».
6. «Фиксация».
Третий год обучения
Элементы музыкальной грамоты
Закрепление полученных знаний и новых навыков. Понятие о ладе и ладовых связях.
Метрическая пульсация в музыке. Музыкальная фраза, кульминация, повторение. Размер
3/4, 2/4. Поочередное вступление каноном на 4/4 , 2/4 , ¾.
Ориентировка в пространстве
1.Ритмические шаги вперед с активным движением рук, плеч- нога на пятку, шаги назад-
нога на носок.
2.Шаги по квадрату с движениями рук.
3.Перестроения в пары и обратно. Шаги, повороты парой.
4.перестроения «Звездочка», «Карусель», «Воротца».
5.Перестроения хороводным шагом из двух кругов в две линии.
6.Перестроения из одного круга в два концентрических, движущихся в разные стороны.
Музыкальные игры
«Деревянная кукла»
«Тряпичная кукла»
«Музыкант»
«Цветочек»
«Волна»
Общеразвивающие упражнения
Включают в себя:
- упражнения на формирование правильной осанки;
- упражнения на укрепление всех групп мышц;
- упражнения для улучшения подвижности позвоночника, тазобедренных,
голеностопных суставов, эластичности мышц спины, бедра;
- упражнения на развитие двигательной динамики, на повышение амплитуды
движений (тела, рук, ног, головы)
Музыкально-ритмические и танцевальные упражнения
1.Прыжки:
- по I, VI, II позициям
- с легким выпадом в стороны
- с выпадом вперёд пружинистые
- комбинирование с выпадом и перебегом
- топ-пятка, топ-пятка
- комбинированный на такт(пружинка, приземление в широкую позицию)
- в повороте
2.Бег:
- с остановками на прыжок
- переменный бег
3.Русский переменный ход вперёд.
4. «Моталочка».
5.Поднимание на полупальцы по I II VI позициям.
6.Поуприседания, приседания по I II III позициям.
7.Раскрывание рук в характере русского народного танца.
8.Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.
9.Выдвижение ног:
- в сторону, вперед по позициям в сочетании с полуприседанием
- в сторону, вперед с переводом и «носок-каблук» в характере русского народного
танца
- с переводом с носка на каблук (вперед- в сторону) в сочетании с
полуприседанием
10.Дробные выстукивания:
- базовые
- с выбросом пятки
- с перескоком
11.Присядка:
- с пяточкой
- с высокими руками
12.Хлопушки простые.
13.Боковой русский ход «Гармошка», «Елочка».
Партерная гимнастика
1.Закрепление изученного материала.
2.Упражнение «Циркуль».
3.Разновидности наклонов корпуса.
4.Упражнение «Рулетка».
5.Упражнение «Вниз головой».
6. «Уголок».
Танцы и танцевальные этюды
К концу дети должны знать:
- хоровод среднего темпа с сольными частями
- танец парами с элементами польки
- шуточная композиции среднего и быстрого темпов
- комплекс ритмической разминки
Учебно –тематический план.
1 класс
№
Тема учебного занятия
Всего
часов
Содержание деятельности
Теоретич
еская
часть
занятия
Практическая часть занятия
1
Вводное занятие.
1
Определе
ние
возможно
стей
детей, их
потенциа
ла.
Мимически-ритмические игры
«Сыр-изюм», «Лезем, лезем
высоко».
2
Знакомство с музыкальной
грамотой, простейшие
элементы музыкальной
грамоты.
2
.Характер музыкального
произведения, его темп,
динамические оттенки. Понятие
о громкостной динамике.
Общие понятия о паузах.
Строение музыкального
произведения.
3
Марш.
2
Виды марша. Шаги в заданном
ритме. То бегом, то шагом.
Простукивание, протопывание
музыкального ритма в форме
музыкальных игр.
4
Разминочный комплекс
ритмической гимнастики.
5
Потягивания, упражнения для
развития эластичности мышц,
подвижности суставов,
развития музыкальности. Виды
шагов, прыжков, подскоков, бег
с прыжками, виды наклонов,
поворотов.
5
Правильная постановка
рук, ног, корпуса, головы.
8
I, II, III позиции рук; I, II, III, IV
позиции ног; свободно
опущенные руки; руки вбок;
скрещенные на груди; взмахи
женские, мужские; движения с
платочком, движение рук по
ходу.
6
Знакомство с классикой, ее
основные элементы.
6
Батман тандю; плие, гранд плие
по позициям; батман тандю
жете; поклон; релеве (на
полупальц. по поз.); соте
(прыжки по поз.); соте на
эшапе; шажманы (из V в V со
сменой ног).
7
Характерные мимические
игры.
4
« Брызги», «уснул-проснулся
воробей», «медведи и лисица»,
«хлопы-шлепы».
8
Прыжки.
7
По позициям; поочередные;
«гвоздики»; с выбрасыванием
ног; подскоки.
9
Ориентировка в
пространстве.
6
Вперед-назад-вправо-влево-в
круг-из круга. Шаг по
диагонали. Простые движения
при ходьбе, соблюдая
дистанцию. «Шахматка».
Произвольное размещение.
Колонна. Шеренга.Игры на
ориентировку в пространстве.
10
Движения характера
русского народного танца.
8
«Качалка», «неваляшка»,
«пяточки» в комбинации, топы,
притопы, «пружинка» в
комбинации, русский ход,
русский ход в комбинации,
«ковырялочка», припляс,
«мячики».
11
Шаги характера русского
народного танца.
8
Бытовой, легкий с носка, на
полупальцах, с подскоком, с
притопом, приставной.
12
Элементы партерной
гимнастики.
7
Положение на спине-
упражнение I, II, III; Подъемы
ноги; упражнения в положении
сидя; стоя на коленях.
13
Обобщающие занятия.
4
Урок актерского мастерства.
Потешка «Тень-тень-
потетень», кричалки.
Ритмическая разминка- нарезка.
Учебно –тематический план.
2 класс
№
Тема учебного занятия
Всего
часов
Содержание деятельности
Теоретич
еская
часть
занятия
Практическая часть занятия
1
Вводное занятие. Уроки
повторения..
2
Повторение, закрепление
знаний и навыков, полученных
в первый год обучения.
2
Музыкальная грамота
3
Понятия: вступление, куплет,
припев, часть, доля, мелодия,
акцент, размер 4/4, такт, затакт.
3
Прыжки. Виды прыжков.
Прыжки в комбинации.
6
«Буратино», «скок-скок», с
полуповоротом, поворотом, с
подъемом колен к груди, с
развернутым коленом, в
сторону-вместе-точка, с
выбрасыванием вперед, с
приставным.
4
Виды шагов.
5
Хороводный с притопом, шаг
польки, вперед с прыжком, с
соскоком, боковой с
выставлением ноги на пятку,
руки «открыть-закрыть».
5
Разминочный комплекс
ритмической гимнастики
10
Упражнения на формирование
правильной осанки,
эластичности мышц,
пластичности суставов;
прыжковой блок с
комбинированными прыжками;
музыкальные шаги
классические и эстрадного
варианта; развороты, наклоны в
комбинации с движениями рук,
простые танцевальные связки.
6
Правильная постановка рук,
ног, корпуса, головы.
6
Пор де бра I, II, III; эшапе; I, II,
III, IV, V, VI позиции ног, все
позиции рук.
7
Элементы экзерсиса.
10
Комбинации прыжков соте;
комбинации прыжков па эшапе;
прыжок ассамблее; прыжок
жете; гранд батман; ронд де
жамп партер; тан лие партер.
8
Ритмические перестроения.
10
Перестроения хороводным
шагом, шагом с каблука в
диагональ, круг, два круга; в
круг из шеренги, цепочки.
9
Виды бега.
8
Широкий высокий, приставной
с прыжком, с хлопками,
боковой галоп.
«Прогулка»
2
На основе изученных шагов,
прыжков, перестроений
постановка хореографической
картинки «Прогулка»
10
Партер.
3
Повторение изученного ранее.
Махи на бедре и локте.
«Полукруг». Упражнение
«скручивание рук» лежа на
спине. «Велосипед».
«Фиксация».
11
Обобщающие занятия.
3
Разминочный комплекс,
экзерсис, «Прогулка».
Учебно –тематический план.
3 класс
№
Тема учебного занятия
Всего
часов
Содержание деятельности
Теорети
ческая
часть
Практическая часть
1
Музыкальная грамота.
Уроки повторения..
1
Закрепление полученных знаний
и навыков. Понятие о ладе и
ладовых связях. Метрическая
пульсация в музыке.
Музыкальная фраза,
кульминация, повторение.
Размер 3/4, 2/4. Поочередное
вступление каноном на 4/4, 3/4,
2/4.
2
Комплекс ритмической
разминки.
4
В трех частях:
1: медленная: потягивания,
наклоны, перекаты с ноги на
ногу, прогибы, приседания по
позициям, движения рук,
позиции.
2: быстрая: разогрев всех
групп мышц, танцевальные
движения быстрого темпа.
3: прыжковая; восстановление
дыхания.
3
Тренировочные
упражнения.
4
Упражнения на формирование
правильной осанки, на
формирование выворотности
стопы
4
Урок актерского
мастерства.
4
Музыкальные игры на развитие
пластики, артистизма.
«Тряпичная кукла», «Деревянная
кукла», «Музыкант»,
«Цветочек», «Волна».
5
Полька.
4
Основной ход польки. Прыжки с
выдвинутой ногой на носок.
Движения в парах. Ход
«звездочка», «ручеек» ход в
«воротца». Соло девочек, соло
мальчиков. Парные движения по
кругу с продвижением.
Комбинация в «шахматке», «топ-
пятка-топ-пятка»,
комбинированные с выпрыгом и
перебегом; в повороте.
6
Основные элементы
классики.
4
Тан леве с перегибом корпуса. I и
II арабески с носком в пол. IV
пор де бра. Малые позы круазе
эффасе. Прыжки глиссад, сиссон
ферме, па эшапе в позы круазе и
эффасе.Элементарное адажио.
7
Русский ход.
5
Ход по кругу, переменный ход,
«елочка», танцевальный ход с
изменением направления
8
Динамические
танцевальные движения.
4
«Моталочка», «Ковырялочка»,
«Ковырялочка» с подскоком, с
притопом, амплитудные
движения рук. Комбинация:
прыжок в с разворотом с
притопом.
9
Дроби.
5
Одинарная, двойная, горох,
«утюжок» с каблукам, шаг с
притопом.
10
Хлопушки. Присядка.
10
С пяточкой, с высокими руками,
«разножка», с коленцем.
Простейшие хлопушки.
11
Движения в парах.
12
Комбинации движений в парах в
умеренном и быстром темпе.
12
Хоровод.
6
На основе изученных шагов,
движений, комбинаций
разучивание простого хоровода.
13
Партер.
4
Потягивания из положения лежа
на спине; махи из положения
лежа, стоя на коленях, сидя;
движение I, II из положения
сидя.
1
14
Обобщающий урок.
3
1
Ритмическая разминка.
Полька. Хоровод.
Учебно –тематический план.
4 класс
№ Раздел
Кол-
во
часо
в
Тема
1
Танцевальные
упражнения
68
1
Вводный урок. История развития
танца.
4
Двигательная основа музыки
5
Марш, ходьба, бег,
5
Пружинка, подскоки, галоп.
3
Прыжки в комбинации.
5
Упражнения для развития
выносливости
3
Эмоционально -музыкальные образы в
пластике детей
3
Отработка поточных упражнений
5
Отработка поворотов
2
Народные
танцы
34
3
Танцевальные шаги
3
Танцы народов РФ.
3
Игровые этюды.
3
Музыкально — танцевальные игры
3
Построения и перестроения.
3
Элементы Классического танца.
3
Элементы Народно — сценического
танца.
3
Танец сидя
4
Русские народные танцы- хоровод
3
Русская народная плясовая
3
Итоговое выступление с народным
танцем.
Методическая литература
Для обучения используются методическая литература, принадлежащая
системе учебников:
«Хореография», рекомендованные МОН РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, содержание
которых соответствует ФГОС НОО:
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение,
1989)
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)
Е.В. Скрипниченко «Чудо-ритмика» программа по хореографии .
Далькроз Э.Жак. Ритм // Театр и искусство. — 1922. — С.37.