Напоминание

Новые социальные технологии. Опыт работы с подростками.


Автор: Севастьянова Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ СОН СРЦ Вера
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Новые социальные технологии. Опыт работы с подростками.
Раздел: среднее образование





Назад




ОПЫТ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Использование новой социальной технологии.

Севастьянова Елена Вячеславовна

Воспитатель

ГБУ СОН СРЦ «Вера»

На базе ГБУ «СРЦ «Вера» функционируют две cпециализированные соци-

альные квартиры, деятельность которых направлена, в том числе на реабилитацию

несовершеннолетних с девиантным поведением и осужденных к мере на казания, не

связанной с лишением свободы:

– специализированная социальная квартира

1

для несовершеннолетних, на-

ходящихся

в

трудной

жизненной

ситуации,

в

том

числе

несовершеннолетних

с

девиантным

поведением,

условно

осужденных,

находящихся

под

следствием

и

вернувшихся из мест заключения подростков, расположена по адресу: Рижский пр.,

д. 70, кв. 14. Квартира открыта 4 сентября 2006 года. За время работы квартирой

обслужено более 150 мальчиков-подростков;

– специализированная социальная квартира (социальная гостиница) для не-

совершеннолетних,

находящихся

в

трудной

жизненной

ситуации,

в

том

числе

условно

осужденных,

находящихся

под

следствием

и

вернувшихся

из

мест

за-

ключения подростков, расположена по адресу: Садовая ул., д. 128, кв. 31. Квартира

открыта 30 января 2009 года. За время работы квартирой обслужено более 130

девочек-подростков.

Основная специфика и сложность работы с данным контингентом, заклю-

чается в том, что у воспитанников не сформированы (нарушены) нормы и правила

поведения в семье, школе, обществе. Для них характерны антидисциплинарные,

антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные

и

самоповреждающие)

поступки.

Лишь

в

некоторых

случаях

они

по

своему

происхождению обусловлены отклонениями в развитии личности подростков. В

большинстве случаев девиантное поведение подростков – это их реакция на стиль

семейного

воспитания

и

трудную

жизненную

ситуацию,

возникшую

в

семье.

Большинство подростков, проходящих реабилитацию в квартире, до поступления в

Центр не посещали учебное заведение, употребляли табак, алкоголь, имели опыт

употребления

наркотиков,

опыт

бродяжничества,

совершали

антисоциальные

действия

и

преступления.

Свой

опыт

совершения

преступлений

(чаще

кражи,

воровство,

хулиганство)

воспитанники

не

скрывают

от

взрослых.

Однако

к

уголовной ответственности привлечены лишь около 5% воспитанников. В других

случаях уголовные дела не возбуждались либо по причине не достижения возраста

уголовной ответственности, либо за отсутствием доказательной базы преступления.

Практически у всех воспитанником нарушены связи с семьей, детско-родительские

отношения искажены.

Основная задача работы Центра - это нивелирование девиантного поведения

у воспитанников, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников,

в учебном заведении, помощь в оздоровлении и гармонизации детско-родительских

отношений.

Центр имеет многолетний положительный опыт работы с несовершенно-

летними

с

девиантным

поведением.

Реабилитация

несовершеннолетних

с

деви-

антным поведением и подростков, вступивших в конфликт с законом, проходит

несколько этапов:

Первый

этап

закрытый.

На

этом

этапе

усилия

специалистов

Центра

направляются на формирование у несовершеннолетнего общественно приемле мой и

значимой

формы

поведения,

ведется

работа,

направленная

на

формирование

1

О том, что представляет собой новая социальная технология «специализированная социальная

квартира», можно узнать подробно в ГБУ «СРЦ «Вера» по адресу: Санкт- Петербург, ул.

Витебская, д. 29, телефон/факс:

714-35-25 или на сайте

centervera.

ru

.

2

нравственных

ценностей.

На

этом

этапе

максимально

ограничивается

самостоятельное

взаимодействие

ребенка

с

социумом.

Модель

и

правила

взаимодействия с обществом формируют специалисты Центра: воспитатель, педагог-

психолог, социальный педагог и специалист по социальной работе.

Второй

этап

полузакрытый.

Несовершеннолетнему

предлагается

участвовать в общественной жизни, взаимодействовать с различными социальными

институтами,

посещать

культурно-развлекательные

мероприятия

Центра.

Взаимодействие с социумом происходит под надзором специалистов Центра.

Третий

этап

открытый.

На

этом

этапе

уже

происходит

полная

ресоциализации, когда у подростка складываются достаточно твердые убеждения,

социальные ориентации. Ребенок самостоятельно участвует в общественной жизни,

происходит

закрепление

положительной

модели

поведения.

Роль

специалистов

Центра сводится исключительно к коррекции и поддержке.

Центром

внедрена

в

практику

авторская

разработка

«Преодоление

девиантного

поведения

детей

в

условиях

проживания

в

специализированных

социальных квартирах по семейному типу». Разработка уникальна тем, что в ней

описан

алгоритм

работы

по

преодолению

девиантного

поведения

и

приведен

практический опыт.

В указанной методической разработке предлагается пошаговая коррекция

следующих сфер жизни и личности воспитанника:

«Школа».

В

рамках

этого

блока

показано

на

практике,

как

нивелировать

школьную дезадаптацию ребенка путем комплексного похода. А именно: проведение

дополнительных

занятий,

направленных

на

восполнение

пробелов

в

школьных

знаниях, помощь и контроль при выполнении домашних заданий, обучение навыкам

эффективного общения с учителями и одноклассниками, формирование школьной

мотивации посредствам опоры на положительный опыт и успехи ребенка. Стоит

заметить, что также немаловажную роль играют контакты воспитателя со школой и

учителями, постоянный контроль за посещением воспитанником учебных занятий.

Положительным итогом работы, является тот факт, что все воспитанники регулярно

посещают школу, а те воспитанники, которые находились на реабилитации более

двух

месяцев,

не

имеют

в

промежуточной

четвертной

аттестации

отметок

«неудовлетворительно»;

– «Досуг». Воспитанники квартиры посещают не только занятия на базе Центра,

но и кружки и секции Адмиралтейского района. Специалисты умеют заинтересовать

подростка тем либо иным видом деятельности, а также поддерживать его интерес к

выбранному занятию. Это немаловажно, так как после прохождения реабилитации у

ребенка

уже

будет

сформирован

досуговый

интерес,

и

он

сможет

продолжать

посещать кружок или секцию после отчисления из Центра.

Для формирования у воспитанников эстетического вкуса, любви к родному

городу

и

их

разностороннего

развития

дополнительно

воспитатель

регулярно

посещает с воспитанниками театры (Театр юного зрителя им. А. А. Брянцева (ТЮЗ),

Театр Музыкальной комедии, Ледовый дворец, Цирк и другие), музеи и дворцово-

парковые ансамбли (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей,

Зоологический музей, Михайловский замок, Музей антропологии и этнографии,

Музей истории религии, Петропавловскую крепость, Царское Село, Петергоф и

другие). Воспитателями разработана экскурсия, адаптированная для подростков, по

Коломне. С целью патриотического воспитания детей организуются и проводятся

встречи

с

ветеранами

Великой

Отечественной

войны,

подростки

посещают

мемориальные памятники героям.

С согласия воспитанников и их родителей Центр закладывает подросткам

знания по основам православной веры. Многолетний опыт работы показал, что

3

данный вид работы дает высокие результаты, так как православие формирует у

подростка нравственный стержень, помогает в преодолении пагубных привычек,

дает ребенку дополнительный ресурс для преодоления жизненных трудностей, в том

числе

и

семейных.

Воспитанники

квартиры

регулярно

посещают

Троицкий

(Измайловский)

собор,

Храм

Воскресения

Христова

(Спас

на

Крови),

Морской

Николо-Богоявленский

собор,

Казанский

кафедральный

собор,

Часовню

Ксении

Блаженной (Петербургской).

«Работа

с

родителями

и

воспитанниками,

направленная

на

гармонизацию

внутрисемейных отношений». В рамках данного раздела ведется индивидуаль ная

работа

с

воспитанниками,

согласно

медико-социально-психологопедагогической

программе

реабилитации,

принятой

и

утвержденной

консилиу мом

Центра.

Проводятся консультации и занятия с психологом и другими спе циалистами Центра.

С

родителями

проводятся

обучающие

занятия,

направленные

на

формирование

понимания

индивидуальных

и

возрастных

особенностей

детей,

умение

конструктивно разрешать возникшие конфликтные ситуации.

«Формирование

здорового

образа

жизни».

В

рамках

работы

по

данному

направлению проводятся беседы и дидактические игры с воспитанниками. Также

воспитателями собрана фильмотека. В фильмотеке представлены фильмы, тематика

которых

направлена

на

профилактику

употребления

алкоголя,

наркотических

средств, табакокурения, ранних половых связей. После просмотра фильма с детьми

обязательно проводится беседа об увиденном, даются дополнительные разъяснения,

подростки получают ответы на возникшие вопросы. За годы работы стало очевидно,

что

именно

наглядный

материал

помогает

добиться

честного

эмоционального

отклика от воспитанников и помогает в решении вопроса борьбы с различными

зависимостями. Занятия с использованием материалов фильмотеки проводятся в

Центре на протяжении 3-х лет.

В связи с ежегодным ростом количества воспитанников из семей, зависимых

от алкоголя, и числа детей, регулярно употребляющих спиртосодержащие напитки, в

2012

году

все

педагогические

работники

прошли

6-месячный

курс

обучения

в

Информационно-консультативном

центре

по

проблемам

зависимого

поведения.

Благодаря полученным знаниям и зная, принципы профилактики зависимости и

созависимости, они могут в рамках своей компетенции оказывать помощь детям

зависимых родителей.

Учитывая специфику воспитанников квартир, большое внимание уделяется

формированию у подростков здорового образа жизни:

– социальный педагог Т. Ю. Хавина и воспитатель специализированной социальной

квартиры П. Ю. Хавин проводят регулярные занятия для воспитанников Центра

подросткового возраста по проекту РО ОСП «Стеллит» «Формирование здорового

образа

жизни

у

воспитанников

специализированных

реабилитационных

учреждений»;

– мальчики подросткового возраста активно вовлекаются в занятия спортом. Раз в

неделю воспитанники посещают бассейн. В зимнее время дети ката ются на лыжах,

коньках, играют в хоккей. Круглогодично занимаются футболом, посещают секцию

бокса.

Девочек-подростков в Центре обучают художественно-прикладному труду.

Девочки вышивают крестиком, проводятся занятия по валянию из шерсти. Благо даря

спонсорам,

в

квартире

появилась

швейная

машина.

Воспитатели

учат

дево чек

навыкам

шитья

и

машинного

вышивания,

проводят

еженедельные

занятия

по

кулинарии, мыловарению и декупажу. Занятия ручным трудом и творчеством по-

могают подросткам не только избавиться от груза переполняющих эмоций, но и

лучше разбираться в своих мыслях и в себе, выразить себя в окружении.

4

Воспитателями квартир, работающими с девиантными подростками, раз-

работаны следующие методические темы:

– «Формирование у подростков с девиантным поведением адекватного поведения в

школе» - разработал воспитатель П. Ю. Хавин;

– «Нравственное воспитание подростков с девиантным поведением» - разработала

воспитатель Т. В. Коновалова;

– «Интеграция подростков с девиантным поведением в культурно-бытовую среду

города» - разработала воспитатель Т. А. Голубкова;

– «Профориентационная работа с детьми подросткового возраста с девиантным

поведением» - разработала воспитатель Е. Б. Бушуева;

«Развитие

социально-нравственных

навыков

средствами

художественной

литературы» - разработала воспитатель О. С. Шаркова;

«Преодоление

девиантного

поведения

детей

в

условиях

проживания

в

специализированных

социальных

квартирах

по

семейному

типу»

-

разработала

воспитатель Е. В. Севастьянова;

«Профилактика

правонарушений

и

преступлений

у

детей

и

подростков

с

девиантным поведением в условиях проживания в специализированных социальных

квартирах по семейному типу» - разработала воспитатель Е. В. Салова;

«Развитие

навыков

межличностного

общения

у

подростков

с

девиантным

поведением» - разработала воспитатель Е. В. Павлос.

Педагогом-психологом квартир Г. Е. Бирюляевой разработана методическая

тема «Преодоление девиантного поведения подростков путем коррекции образа «Я»

и негативных родительских программ в условиях проживания в специализированных

социальных квартирах по семейному типу».

Для доказательства эффективности алгоритма вышеуказанной технологии

приведены результаты исследования, которое проводилось на базе Центра. Цель

исследования – определить количество бывших воспитанников Центра, которые

после прохождения реабилитации в учреждении успешно адаптировались в социуме.

В исследовании приняли участие 174 бывших воспитанника Центра. Валидность

исследования была обусловлена тем, что в контрольной группе были представлены

дети всех возрастных категорий, причины зачисления детей в Центр и тип сложной

жизненной ситуации, с которой они столкнулись, отличались. Уровень социализации

детей определялся по следующим параметрам: условия проживания, включенность в

различные виды социальной деятельности: учебную, трудовую, также личностные

особенности

детей,

характер

внутрисемейных

взаимоотношений.

Результаты

исследования показали:

– 71% бывших воспитанников Центра успешно адаптировались в социуме;

– у 18% бывших воспитанников интеграция в социум прошла менее успешно;

– 12% детей, несмотря на усилия специалистов Центра, не смогли адапти роваться в

социуме.

Причиной

тому

послужила

ригидность

родительских

установок

по

вопросам, связанным с воспитанием детей, понимания их возрастных особенностей,

нужд и потребностей.

5



В раздел образования